Билет 37. Методы комплексной оценки финансовой устойчивости банка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 37. Методы комплексной оценки финансовой устойчивости банка



Оценку деятельности банка может быть:

- внутренней

- внешней.

Внутренняя оценка проводится самим банком как элемент менеджмента. Внутренняя оценка предполагает оценку развития банка, его финансового состояния, соблюдения действующего законодательства, внутренних положений и инструкций и др.

Внешняя оценка проводится в различных целях, разными субъектами: Центральным банком или другим органом банковского надзора, аудиторскими фирмами, банками-партнерами, рейтинговыми агентствами, клиентами.

Назначение и способы таких оценок неодинаковы. В зависимости от целей можно выделить три вида внешних оценок:

- оценка количественных, объемных показателей;

- оценка качественных сторон деятельности — финансового состояния (надежности);

- оценка состояния учета и отчетности.

Оценка количественных показателей проводится как самим банком, так и внешними организациями (Центральным банком, рейтинговыми агентствами).

Назначение оценки: определение масштабов развития всей банковской системы и отдельных банков, выявление лидеров банковского бизнеса, констатация успеха или поражения конкретных банков в конкурентной борьбе.

Результатом этой оценки является ежегодное составление сводной таблицы, определяющей иерархию банков в соответствующем периоде. Такие таблицы составляются и на международном, и на национальном уровне; включают абсолютные и относительные показатели, а также изменения показателей за год.

К числу показателей, по которым происходит формирование и ранжирование крупнейших банков на международном уровне, относятся:

- общая сумма активов на конец календарного (финансового) года;

- по консолидированному балансу банка;

- общая сумма депозитов на ту же дату;

- общая задолженность по выданным кредитам;

- объем собственного капитала банка;

- объем чистой прибыли (прибыль минус налоги) за истекший год;

- доходность активов (отношение чистой прибыли к среднегодовой сто­имости активов);

- доходность капитала (отношение чистой прибыли к среднегодовой ве­личине собственного капитала);

- отношение капитала к активам на конец года;

- прибыль к доходу по собственным акциям.

Оценка качественных сторон деятельности банка позволяет определить его надежность на основе анализа финансового состояния и системы управления рисками. При этом существует два подхода к такой оценке.

Первый подход используется при организации межбанковских отношений. Источником информации выступают данные, представляемые коммерческими банками друг другу при возникновении потребности в межбанковском сотрудничестве.

Второй подход характерен для независимой экспертизы деятельности банков. Результатом экспертизы выступает их рейтинговая оценка. Рейтинговую оценку коммерческих банков могут осуществлять независимые рейтинговые агентства, а также организации, осуществляющие банковский надзор от имени правительства страны.

Рейтинговые агентства для проведения оценок, как правило, пользуются материалами отчетности банков, публикуемыми в открытой печати. Агентства разрабатывают и используют собственные методики оценки надежности банков. Результаты оценок публикуются в печати.

Рейтинг — это метод сравнительной оценки деятельности нескольких банков. В основе рейтинга лежит обобщенная характеристика коммерческих банков по определенному признаку, позволяющая их выстраивать (группировать) в определенной последовательности по степени убывания данного признака.

Рейтинговая система включает:

- выбор качественного признака сравнения;

- определение критериев и показателей, используемых для анализа;

- разработку методов оценки фактических уровней отдельных показателей и общего результата деятельности банка;

- выработку принципов построения и характеристики групп банков в рейтинговой таблице.

Рейтинги различаются по количеству учитываемых показателей в зависимости от цели рейтинга и показателей, по которым строится рейтинговая шкала.

Существует ряд недостатков, снижающих применяемость рейтинговых оценок при определении финансового состояния коммерческих банков:

- нерешенность проблемы достоверного отражения финансового состояния банка в балансе (существующие пробелы в финансовом законодательстве, несовершенство ведения бухгалтерии, а также не сформировавшиеся до конца правила поведения банков на рынке не позволяют в полной мере доверять их финансовой отчетности);

- отставание рейтингов по времени. Обычно рейтинг рассчитывается по отчетности на конец года или полугодия, реже используются балансы на конец квартала. В печати рейтинг появляется значительно позже той даты, на которую проводился анализ балансов.

В составлении рейтингов выделяются два основных подхода: экспертный и бухгалтерский.

Эти подходы различаются в зависимости от состава оцениваемой информации:

- экспертная оценка дается на основе опыта и квалификации специалистов по любой доступной информации и анализа как количественных, так и качественных параметров;

- бухгалтерская оценка дается исключительно на основе официальной финансовой отчетности банка и анализа только количественных показателей.

Качество полученного результата определяется тем, насколько глубоко и полно оценивается рейтинговая характеристика финансового состояния банка и насколько корректно и обоснованно рассчитывается итоговый балл надежности.

Билет 38. Порядок создания и государственной регистрации КО

Все создаваемые в РФ кредитные организации как юридические лица подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация кредитных организаций и лицензирование их деятельности – важная часть системы банковского регулирования.

Цель регистрации и лицензирования - не допустить на рынок организации финансово неустойчивые и подверженные высоким рискам.

В ходе регистрации и лицензирования подтверждается:

- правомочность учредителей банка на его создание;

- наличие у учредителей достаточных капиталов для обеспечения устойчивой работы банка;

- квалификация и деловая репутация руководителей будущего банка.

Общий порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности в РФ определен Законом «О банках и банковской деятельности». Детальная процедура регистрации кредитных организаций регламентирована Инструкцией ЦБ РФ о т 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Учредителями кредитной организации могут быть как юридические, так и физические лица.

Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации.

Учредитель кредитной организации - юридическое лицо должен иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал КО, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет и выполнять обязательства перед бюджетом (федеральным, бюджетом соответствующего субъекта РФ, местным) за последние три года.

Для гос.регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций, учредители направляют в территориальное учреждение Банка России документы, установленные нормативными документами.

Банк России:

- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций,

-осуществляет взаимодействие по вопросам гос.регистрации кредитных организаций с Федеральной налоговой службой,

- выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций,

- ведет реестр выданных лицензий и Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

 

Билет 39. Основные этапы процедуры государственной регистрации кредитной организации

Основные этапы процедуры регистрации кредитной организации (КО):

1. Учредители КО направляют в Банк России запрос о возможности использования кредитной организацией предполагаемого фирменного наименования на русском языке (полного и сокращенного).

Банк России в течение пяти рабочих дней направляет учредителям Банка и в ТУ Банка России письменное сообщение, подтверждающее согласование предполагаемого наименования.

2. Учредители направляют в ТУ Банка России весь необходимый пакет документов.

3. ТУ Банка России рассматривает полученные документы и принимает решение в срок, не превышающий трех месяцев.

При наличии замечаний по документам, отсутствии полного комплекта документов, ТУ Банка России возвращает их учредителям с письменным заключением. Исправленные и повторно представленные в территориальное учреждение Банка России документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в установленном порядке.

При отсутствии замечаний ТУ Банка России направляет в Банк России положительное заключение с приложением подлинных документов, представленных учредителями.

4. Банк России рассматривает полученные документы в срок, не превышающий шести месяцев, и принимает решение о возможности гос.регистрации кредитной организации.

Банк России в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган установленные документы.

5. ТУ Банка России по местонахождению КО не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от уполномоченного регистрирующего органа документов направляет в Банк России уведомление о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о гос.регистрации КО с указанием государственного регистрационного номера КО и даты его присвоения.

Банк России вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения о государственной регистрации кредитной организации

6. ТУ Банка России, получив свидетельство о регистрации КО и зарегистрированные учредительные документы:

- направляет учредителям уведомление о гос.регистрации КО с указанием реквизитов открываемого ей корреспондентского счета;

- выдает один экземпляр свидетельства о государственной регистрации кредитной организации и по одному экземпляру ее учредительных документов председателю совета директоров или другому уполномоченному лицу кредитной организации.

Банк России вправе отказать в государственной регистрации кредитной организации пооснованием, указанным в ст.16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть мотивировано и сообщено учредителям в письменной форме.

 

Билет 40. Виды лицензий на осуществление банковских операций, условия их получения

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается только после ее государственной регистрации.

Основание для выдачи кредитной организации лицензии -подтверждение своевременной оплаты 100% уставного капитала.

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в Реестре.

В лицензии указываются банковские операции, которые кредитная организация имеет право осуществлять; а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.016 с.)