Общие понятия изображаются кругами, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие понятия изображаются кругами,



единичные понятия изображаются точками.

В рассматриваемом примере понятия «прокурор», «областной прокурор», «районный прокурор», «судья» являются общими (их объемы содержат более одного предмета действительности), поэтому они будут изображаться кругами.

Понятие «генеральный прокурор Российской Федерации в 2007 году» является единичным (в его объеме 1 предмет), поэтому оно будет изображаться точкой.

 

Присвоим понятиям номера по порядку от 1 до 5. Рассмотрим первые два понятия. Понятие «прокурор» является более широким по объему, чем понятие «областной прокурор», т.к. любой областной прокурор является прокурором, но не любой прокурор является областным прокурором (он может быть и районным). Объемы обоих понятий мы будем изображать кругами. Причем круг, изображающий объем понятия «областной прокурор», будет внутри круга, изображающего объем понятия «прокурор». На рисунке 1 это круги 1 и 2.

Выясним отношение понятий 1-3. Районный прокурор является прокурором, поэтому объем понятия «районный прокурор» будет внутри объема понятия «прокурор». На рисунке 1 это круги 1 и 3.

 

Выясним отношение понятий 1-4. Судья не является прокурором, поэтому эти понятия несовместимые. Судья, прокурор – это работники правоохранительных органов. Но в правоохранительных органах, помимо указанных существует еще много видов других работников. Поэтому понятия 1 и 4 изображаются в виде двух отдельных кругов.

 

Выясним отношение понятий 1-5. Генеральный прокурор Российской Федерации в 2007 году является прокурором. Поэтому точка 5 будет внутри круга 1.

 

Выясним отношение понятий 2-3. Областной прокурор не является районным прокурором, поэтому эти понятия несовместимые. Круги 2 и 3 будут изображаться отдельно друг от друга (помимо перечисленных, есть еще много видов прокуроров).

 

Выясним отношение понятий 2-4. Областной прокурор не является судьей, поэтому эти понятия несовместимые. Они будут изображаться двумя отдельными кругами.

 

Выясним отношение понятий 2-5. Областной прокурор не является генеральным прокурором Российской Федерации в 2007 году, поэтому эти понятия несовместимые. Точка 5 будет изображаться отдельно от круга 2.

 

Выясним отношение понятий 3-4. Районный прокурор не является судьей, поэтому эти понятия несовместимые. Они будут изображаться двумя отдельными кругами.

 

Выясним отношение понятий 3-5. Районный прокурор не является генеральным прокурором Российской Федерации в 2007 году, поэтому эти понятия несовместимые. Точка 5 будет изображаться отдельно от круга 3.

 

Выясним отношение понятий 4-5. Судья не является генеральным прокурором Российской Федерации в 2007 году, поэтому эти понятия несовместимые. Точка 5 будет изображаться отдельно от круга 4.

 

Полное изображение понятий с помощью круговых схем приведено на рисунке 1.

 
 


           
   
 
   
 
 

 


Рис. 1. Изображение понятий при помощи круговых схем.

 

В соответствии с изображенными здесь круговыми схемами, указываем отношения между понятиями.

 

Прежде всего определяем, будут ли понятия совместимыми (имеющими общие элементы объема) или несовместимыми (не имеющими общих элементов объема).

В нашем примере понятия (1,2), (1,3), (1,5) являются совместимыми, но каждое из этих понятий не совместимо с понятием 4. Понятия (2,3), (2,5), (3,5) несовместимые.

 

 

Далее определяем, какие мы имеем виды совместимости и несовместимости, ориентируясь на соответствующие круговые схемы отношений.

В указанном примере отношения между совместимыми понятиями (1,2), (1,3), (1,5) родо-видовые или отношения подчинения, субординации.

Отношения между несовместимыми понятиями (1,4), (2,3), (2,4), (2,5), (3,4), (3,5), (4,5) соподчинения или координации.

Варианты с четными номерами: Определить вид отношений между понятиями, подобрать понятия под заданную схему:

 

 
 

 

 


При выполнении этого задания проверяются навыки подбора понятий под заданные схемы и знания примеров на определенные отношения понятий.

 

Выполнение задания начинается с подбора противоречащих или противоположных понятий, если таковые имеются в схеме.

 

В нашем примере есть противоречащие понятия В и С. Примерами таких понятий являются, например, успевающие студенты – В, и неуспевающие студенты – С.

 

Понятие А перекрещивается с В. Значит, в качестве А нужно взять понятие, чтобы предметы из его объема могли являться успевающими студентами, но могли и не являться успевающими студентами. Можно в качестве А взять понятие «отличник».

 

Понятие D является видом по отношению к понятию С, т.е. видом неуспевающих студентов. Чтобы из родового понятия сделать видовое понятие, необходимо к содержанию родового понятия добавить какой-то признак, например, неуспевающий студент первого курса.

 

Задание № 3. Проверить правильность деления понятий. В случае обнаружения ошибок, исправить их.

 

При выполнении этого упражнения сначала надо определить вид деления - дихотомическое или по видоизменению признака.

 

Если деление является дихотомическим, то оно всегда правильное (это главное достоинство дихотомического деления).

 

  Если деление проводится по видоизменению признака, то необходимо последовательно проверить 4 правила деления: 1. деление должно производиться только по одному основанию; 2. члены деления должны исключать друг друга (не иметь общих элементов); 3. деление должно быть непрерывным, не иметь скачков; 4. деление должно быть соразмерным.  

 

Отметим, что если нарушено правило 1, то правило 3 всегда нарушено, т.к. члены деления, выделенные по разным основаниям деления, не могут стоять на одном уровне.

 

 

Пример 3.1:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.57.87 (0.02 с.)