Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия бывают конкретные и абстрактные.

Поиск

 

Решение:

В рассматриваемом примере деление дихотомическое, т.к. произведено деление на 2 класса, которые являются противоречащими понятиями (конкретное понятие, абстрактное понятие). Значит данное деление правильное.

 

Пример 3.2:

 

Книги бывают интересные, скучные и по экономике.

 

Решение:

В данном случае деление не является дихотомическим, поэтому необходимо проверять 4 правила деления.

1. Деление произведено по разным основаниям: интересные, скучные – на основании наличия интереса; по экономике – на основании предмета изучения.

2. Члены деления не исключают друг друга: как интересные, так и скучные книги могут быть по экономике.

3. Деление имеет скачок: «интересные» и «по экономике» не могут стоять на одном уровне, т.к. эти члены деления выделены по разным основаниям.

4. Деление несоразмерно, оно является узким: в делении нет, например, книг по другим предметам (в частности, исторических романов).

 

Задание № 4.

Указать вид определения.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их.

 

В первой части этого задания проверяются навыки работы студентов с различными видами определений – явное и неявное. Среди явных определений студенты должны различать атрибутивные и генетические определения.

Определение явное - определение, в структуре которого определяющее и определяемое являются понятиями, употребляемыми самостоятельно.

Определение неявное – определение, в структуре которого определяющее не является понятием, употребляемым самостоятельно, вне определяемого.

Определение атрибутивное – вид явного определения, в котором в качестве существенных признаков указываются свойства (атрибуты) предмета.

Определение генетическое -вид явного определения, в котором в качестве существенных признаков указывается способ построения или происхождения предмета.

 

Пример 4.1.

Указать вид определения:

Штраф есть денежное взыскание, предусмотренное настоящим Кодексом.

Решение. Сначала выделим определяющую и определяемую части данного определения.

Определяемая часть (понятие, которое вводится) – штраф.

Определяющая часть (понятия, при помощи которых вводится определяемое) - денежное взыскание, предусмотренное настоящим Кодексом.

Проверим, может ли определяющее употребляться самостоятельно вместо определяемого. Очевидно, что может. Таким образом, мы имеем дело с явным определением.

Поскольку это определение явное, необходимо далее выявить, является оно атрибутивным или генетическим. В данном примере в определяющей части используются свойства предмета (штрафа), поэтому данное определение атрибутивное.

Пример 4.2.

Указать вид определения:

Отсекая любую вершину треугольника отрезком прямой, мы получим четырехугольник.

Решение. Сначала выделим определяющую и определяемую части данного определения.

Определяемая часть (понятие, которое вводится) – четырехугольник.

Определяющая часть (понятия, при помощи которых вводится определяемое) – треугольник с любой отсеченной вершиной отрезком прямой.

Проверим, может ли определяющие употребляться самостоятельно вместо определяемого. Очевидно, что может. Таким образом, мы имеем дело с явным определением.

Поскольку это определение явное, необходимо далее выявить, является оно атрибутивным или генетическим. В данном примере в определяющей части используется способ получения предмета (четырехугольника), поэтому данное определение генетическое.

Пример 4.3.

Указать вид определения:

1 есть натуральное число. Если N – натуральное число, то, прибавляя к нему 1, мы получим натуральное число. Ничто другое не является натуральным числом.

Решение. Сначала выделим определяющую и определяемую части данного определения.

Определяемая часть (понятие, которое вводится) – натуральное число.

Определяющая часть (понятия, при помощи которых вводится определяемое) – 1 есть … Если N …, то, прибавляя к нему 1, мы получим …Ничто другое не является….

 

Проверим, может ли определяющие употребляться самостоятельно вместо определяемого. Очевидно, что не может. Таким образом, мы имеем дело с неявным определением.

 

Вторая часть задания 4 служит для проверки навыков студентов по проверке правил определения и ориентации в способах введения понятий (указание, сравнение, описание, характеристика, определение).

 

Пример 4.4:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.141 (0.006 с.)