ТОП 10:

Воденисова Э. Г., Чугунова Т. Г.



История нового времени стран Западной Европы и Америки (1870-1918):Учебно-методическое пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2010. – 58 с.

 

Отв. редактор: канд. ист. наук, доц. А. В. Хазина

Рецензент: канд. ист. наук И. В. Будцын

 

 

Учебно-методическое пособие для практических занятий к курсу новой истории стран Западной Европы и Америки (1870-1918) содержит перечень основных тем, предлагаемых к рассмотрению, вопросы по каждой их них, списки источников и литературы, задания для самопроверки, список экзаменационных вопросов.

Пособие предназначено для подготовки бакалавров и магистров дневного и заочного отделений по направлению «История» и для всех интересующихся историей стран Запада в новое время.

 

© Э. Г. Воденисова, Т. Г. Чугунова, 2010

© НГПУ, 2010

Содержание

Введение. 4

Пояснительная записка. 4

Тематический план практических занятий. 6

Приложения. 19

Вопросы и задания к итоговой самооценке. 55

Проверьте, как вы усвоили курс. 55

Задания для самопроверки. 56

Вопросы к экзамену. 56

 


Введение

Пояснительная записка

Учебно-методическое пособие для практических занятий к третьей части курса новой истории стран Европы и Америки посвящено изучению событий периода 1870-1918 гг.

Последняя треть XIX – начало XX в. характеризуется вступлением капитализма в новую – монополистическую стадию развития. К 90-м гг. XIX в. почти во всех европейских странах и США завершается промышленный переворот, связанный с достижениями первой научно-технической революции. На рубеже веков начинается вторая научно-техническая революция, в основе которой лежат новые представления о строении материи, пространстве и времени, о развитии живой природы.

В изучаемый период завершается и территориальный раздел мира, процесс образования мирового рынка, складывается колониальная система капитализма. Наконец, в период с 1870-1918 гг. окончательно оформляются государственно-правовые элементы политической системы, происходят глубокие перемены в социальной и духовной сферах.

Целью данного курса является ознакомление с основными фактами, характеризующими социально-экономическое и политическое развитие стран Европы и Америки в последней трети XIX – начале XX в., формирование предметных компетенций по изучаемому курсу.

Методические рекомендации.Изучение любой из предложенных тем требует анализа достаточно большого материала, содержащегося в разных по характеру и жанрам источниках, а также исследовательской литературе, с целью его последующего обобщения и систематизации. При изучении событий и явлений в истории стран Запада и Америки рекомендуется использовать различные методы изучения(сравнительно-исторический, метод классификации, текстового анализа и др.). Необходимо обращать внимание на дискуссионные вопросы, определяя при этом, какая из предложенных точек зрения является наиболее аргументированной и доказательной. На дневном отделении изучаются все предлагаемые темы, на заочном – 1, 2, 3, 4, 7. Студентам предлагается также список экзаменационных вопросов.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов предполагает тщательное изучение исторических источников с целью развития навыков самостоятельного анализа документального материала; конспектирование монографической литературы, что дает возможность познакомиться с разными точками зрения, существующими в исторической литературе; подготовку реферативных выступлений; работу с интернет-сайтами. Преподаватель организует проверку всех форм самостоятельной работы студентов.

В результате освоения содержания изучаемого курса студент должен знать:

· понятия и термины, характеризующие особенности социально-экономического и политического развития стран Запада в последней трети XIX – начале XX в. (классический либерализм, либеральный реформизм, социальное государство, виды монополий и др.);

· идейно-политические течения изучаемой эпохи: либеральные, социалистические (левая социал-демократия, анархизм, реформизм, центризм) и их характерные особенности;

· основные противоречия между государствами в рассматриваемый период и цели международных блоков, сформировавшихся в последней трети XIX – начале XX в.;

· направления художественной культуры последней трети XIX – начала XX в. (натурализм, импрессионизм, модернизм и др.).

 

Студент должен уметь:

· давать социально-экономическую и политическую характеристику стран Западной Европы и Америки в изучаемый период;

· работать с различными источниками (конституционные акты, международные соглашения, мемуары, статистические документы и др.);

· выражать и аргументировать свою собственную позицию в оценке духовно-идеологической атмосферы изучаемого периода, выяснять ее динамику и влияние на последующее развитие.

 

Тематический план практических занятий

№ п/п Тема занятия Кол- во час. Самостоятельная работа
Вводное занятие Проверка остаточных знаний
Франко-германская война 1870-1871 гг. Работа с картой, изучение и анализ источников
Парижская Коммуна 1871 г.   Анализ источников, чтение и конспектирование монографической литературы, подготовка докладов
Сравнительная характеристика политических систем Франции и Германии в 70-е гг. XIX в. Изучение и анализ источников, составление сравнительной таблицы
Развитие социалистической мысли и социалистическое движение в странах Запада (II Интернационал) Изучение и анализ источников, подготовка докладов, конспектирование монографической литературы, составление сравнительной таблицы
Колониальная политика Англии в последней трети XIX - начале XX в. Работа с картой, анализ источников
Колониальная политика Франции в последней трети XIX - начале XX в. Работа с картой, анализ источников
Экономическое развитие США в последней трети XIX - начале XX в. Изучение и анализ источников, конспектирование монографической литературы
Внешняя политика США в последней трети XIX - начале XX в. Работа с картой, анализ источников, конспектирование монографической литературы
       
Латинская Америка в 1870-1918 гг. Работа с картой, анализ источников и литературы, подготовка докладов
Наука и культура в последней трети XIX - начале XX в. Подготовка докладов, написание эссе
Создание двух международных блоков накануне первой мировой войны Изучение и анализ источников, работа с картой, составление таблиц
Первая мировая война Анализ источников, работа с картой, изучение монографической литературы

Практические занятия







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.120.174 (0.004 с.)