Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стран Западной Европы и Америки↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Э. Г. Воденисова Т. Г. Чугунова ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ (1870-1918) Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2010 УДК 940; 970 ББК 63. 3 (о) 5 В 62
Печатается по решению редакционно-издательского совета НГПУ
Воденисова Э. Г., Чугунова Т. Г. История нового времени стран Западной Европы и Америки (1870-1918): Учебно-методическое пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2010. – 58 с.
Отв. редактор: канд. ист. наук, доц. А. В. Хазина Рецензент: канд. ист. наук И. В. Будцын
Учебно-методическое пособие для практических занятий к курсу новой истории стран Западной Европы и Америки (1870-1918) содержит перечень основных тем, предлагаемых к рассмотрению, вопросы по каждой их них, списки источников и литературы, задания для самопроверки, список экзаменационных вопросов. Пособие предназначено для подготовки бакалавров и магистров дневного и заочного отделений по направлению «История» и для всех интересующихся историей стран Запада в новое время.
© Э. Г. Воденисова, Т. Г. Чугунова, 2010 © НГПУ, 2010 Содержание Введение. 4 Пояснительная записка. 4 Тематический план практических занятий. 6 Приложения. 19 Вопросы и задания к итоговой самооценке. 55 Проверьте, как вы усвоили курс. 55 Задания для самопроверки. 56 Вопросы к экзамену. 56
Введение Пояснительная записка Учебно-методическое пособие для практических занятий к третьей части курса новой истории стран Европы и Америки посвящено изучению событий периода 1870-1918 гг. Последняя треть XIX – начало XX в. характеризуется вступлением капитализма в новую – монополистическую стадию развития. К 90-м гг. XIX в. почти во всех европейских странах и США завершается промышленный переворот, связанный с достижениями первой научно-технической революции. На рубеже веков начинается вторая научно-техническая революция, в основе которой лежат новые представления о строении материи, пространстве и времени, о развитии живой природы. В изучаемый период завершается и территориальный раздел мира, процесс образования мирового рынка, складывается колониальная система капитализма. Наконец, в период с 1870-1918 гг. окончательно оформляются государственно-правовые элементы политической системы, происходят глубокие перемены в социальной и духовной сферах. Целью данного курса является ознакомление с основными фактами, характеризующими социально-экономическое и политическое развитие стран Европы и Америки в последней трети XIX – начале XX в., формирование предметных компетенций по изучаемому курсу. Методические рекомендации. Изучение любой из предложенных тем требует анализа достаточно большого материала, содержащегося в разных по характеру и жанрам источниках, а также исследовательской литературе, с целью его последующего обобщения и систематизации. При изучении событий и явлений в истории стран Запада и Америки рекомендуется использовать различные методы изучения (сравнительно-исторический, метод классификации, текстового анализа и др.). Необходимо обращать внимание на дискуссионные вопросы, определяя при этом, какая из предложенных точек зрения является наиболее аргументированной и доказательной. На дневном отделении изучаются все предлагаемые темы, на заочном – 1, 2, 3, 4, 7. Студентам предлагается также список экзаменационных вопросов. Организация самостоятельной работы Самостоятельная работа студентов предполагает тщательное изучение исторических источников с целью развития навыков самостоятельного анализа документального материала; конспектирование монографической литературы, что дает возможность познакомиться с разными точками зрения, существующими в исторической литературе; подготовку реферативных выступлений; работу с интернет-сайтами. Преподаватель организует проверку всех форм самостоятельной работы студентов. В результате освоения содержания изучаемого курса студент должен знать: · понятия и термины, характеризующие особенности социально-экономического и политического развития стран Запада в последней трети XIX – начале XX в. (классический либерализм, либеральный реформизм, социальное государство, виды монополий и др.); · идейно-политические течения изучаемой эпохи: либеральные, социалистические (левая социал-демократия, анархизм, реформизм, центризм) и их характерные особенности; · основные противоречия между государствами в рассматриваемый период и цели международных блоков, сформировавшихся в последней трети XIX – начале XX в.; · направления художественной культуры последней трети XIX – начала XX в. (натурализм, импрессионизм, модернизм и др.).
Студент должен уметь: · давать социально-экономическую и политическую характеристику стран Западной Европы и Америки в изучаемый период; · работать с различными источниками (конституционные акты, международные соглашения, мемуары, статистические документы и др.); · выражать и аргументировать свою собственную позицию в оценке духовно-идеологической атмосферы изучаемого периода, выяснять ее динамику и влияние на последующее развитие.
Тематический план практических занятий
Практические занятия Приложения Конституцию I. Союзная территория 1. Союзная территория состоит из государств: Пруссии с Лауэнбургом, Баварии, Саксонии. Вюртемберга, Бадена, Гессена, Мекленбург-Шверина, Саксен-Веймара, Мекленбург-Стрелица, Ольденбурга, Брауншвейга, Саксен-Мейнингена, Саксен-Альтенбурга, Саксен-Кобург-Гота, Шварцбург-Рудольфштадта, Шварцбург-Зондерсгаузена, Ангальта, Вальдека, Рейсса старшей линии, Рейсса младшей линии, Шамбург-Липпе, Липпе, Любека, Бремена и Гамбурга. V. Рейхстаг 20. Рейхстаг образуется посредством всеобщих и прямых вы боров с тайной подачей голосов. До регулирования законом, которое предусмотрено в § 5 избирательного закона от 31 мая 1869 г. Бавария выбирает 48 депутатов, Вюртемберг — 17, Баден — 14 и Гессен (к Югу от Майна) — 6. Общее число депутатов составляет, таким образом, — 382. 21. Для государственных чиновников не требуется увольнение, чтобы они могли войти в рейхстаг. Когда член рейхстага вступает в имперскую должность с содержанием, или в союзном государстве получает должность с содержанием, или же на имперской службе, равно как на службе отдельного государства получает новую должность, связанную с повышением чина или содержания, то он теряет свое место и голос в рейхстаге и может получить его вновь только посредством вторичного избрания. 22. Прения в рейхстаге происходят публично. Согласное с истиной изложение прений, происходящих в публичных заседаниях рейхстага, остается свободным от всякой ответственности. 23. Рейхстаг имеет право предлагать законы в пределах имперской компетенции и направленные к нему петиции передавать союзному совету и имперскому канцлеру. 24. Законодательный период рейхстага продолжается 3 года. Для роспуска рейхстага в течение этого периода необходимо решение союзного совета при согласии императора. 25. В случае роспуска рейхстага, избиратели должны собраться вновь в течение 60-дневного периода после роспуска, а новый рейхстаг в течение 90-дневного периода после такового. 26. Без согласия рейхстага отсрочка его заседания не должна превышать 30-дневного срока и не может быть повторена в ту же самую сессию. 27. Рейхстаг рассматривает и утверждает правомочия своих членов. Он регулирует дисциплину и ход дел посредством устава о порядке дел и выбирает своего президента, вице-президента и секретаря. 28 Рейхстаг решает абсолютным большинством голосов. Для законной силы его решения необходимо присутствие большинства законного числа членов. 29. Члены рейхстага суть представители всего народа и не связаны никакими поручениями и инструкциями. 30. Ни один член рейхстага никогда не может быть подвергнут законному или дисциплинарному преследованию за подачу голоса или за мнения, выраженные им при отправлении его обязанностей, и не может быть привлечен к ответственности вне собрания как-либо иначе. 31. Без согласия рейхстага ни один член его не может, в продолжение сессии, быть привлечен к следствию или арестован за какое-либо наказуемое деяние, кроме того случая, если он будет схвачен при совершении этого деяния, или же в течение следующего дня. Такое же согласие рейхстага требуется при аресте за долги. По требованию рейхстага прекращается на время сессии всякое уголовное делопроизводство против какого-либо его члена и всякий следственный или гражданский арест. 32. Члены рейхстага не получают, как таковые, никакого жалования или вознаграждения. VI. Таможни и торговля 33. Германия образует таможенную и торговую территорию, окруженную одной общей таможенной границей. Исключаются отдельные части территории, которые по своему положению не могут быть включены в таможенную границу. Все предметы, которые в каком-либо союзном государстве имеют свободное обращение, могут ввозиться в каждое другое союзное государство и подвергаются в последнем только такому обложению, какому подлежат выработанные в этой стране предметы того же рода. 34. Ганзейские города Бремен и Гамбург с необходимой частью территории, принадлежащей им или близлежащей, остаются в качестве свободных гаваней вне общей таможенной границы, пока они не пожелают включиться в эту последнюю. 35. Исключительно империя имеет право издавать законы об общем таможенном тарифе, о налоге на соль и табак, добытые в союзной области, на приготовленную там водку и пиво, на сахар и патоку, которые вырабатываются из свеклы или других туземных продуктов; законы о предупреждении контрабанды в отдельных союзных государствах, где установлены налоги на потребление, а также правила, которые необходимы в случаях таможенных исключений для охранения общей таможенной границы. В Баварии, Вюртемберге и Бадене обложение туземной водки и пива предоставляется местному законодательству. Однако союзные государства должны стремиться достигнуть единства в законах, касающихся обложения и этих предметов. 36. Взимание пошлины и налогов на потребление (ст. 35), а также администрация этого дела предоставляется каждому союзному государству на протяжении его территории в той ж мере, как оно выполняло это до сего времени. Император следит за предупреждением нарушений закона через посредство имперских чиновников, которых он, с согласия «комиссии налогов и пошлин» союзного совета, прикомандировывает к податным и административным властям отдельных государств. Замеченные и указанные этими чиновниками упущения в исполнении общеимперского законодательства (ст. 35) представляются на заключение союзного совета. 37. В принятии решения, которое касается административных предписаний и установлении, регулирующих исполнение общего законодательства (ст. 35), голос президента дает перевес в том случае, если он высказывается за сохранение существующего предписания или установления. 38. Доход, проистекающий от пошлины и от других означенных в ст. 35 налогов, поскольку последние подлежат имперским законам, — идет в имперскую казну. Этот доход состоит из общего прихода, полученного с пошлин и остальных налогов, за вычетом из него: 1) на законе или на административном предписании основанных сбавок и прощения налогов; 2) возвращение неправильно полученных сборов; 3) расходов по взиманию и по управлению, а именно: a) расходов на таможни, необходимых для охранения и взимания таможенных пошлин на границах с иностранными государствами, а также внутри страны; b) расходов на уплату жалования чиновникам, следящим за взиманием налога на соль и контролирующим это обложение; c) того вознаграждения, которое, по определениям союзного совета, выдается отдельным союзным правительствам за издержки по администрации, заведующей налогами на свекловичный сахар и на табак; d) для остальных налогов—15% валового дохода. Области, лежащие вне общей таможенной границы, участвуют в расходах империи посредством уплаты особого пропорционального, сбора (Aversum). Бавария, Вюртемберг и Баден не участвуют в том приходе, который поступает в имперскую казну от налогов на водку и пиво, и не уплачивают соответствующей этому приходу пропорциональной части (Aversum), о которой выше было упомянуто. 39. Власти, заведующие взиманием налогов в союзных государствах, по истечении каждой четверти года составляют «четвертные извлечения» (Quartal — Extrakte), а по окончании каждого года и каждого регистра составляют общий итог; эти отчеты касаются приходов, полученных от пошлин и поступающих в казну на основании ст. 38 налогов на потребление, которые I собраны в течение отчетной четверти или отчетного года. Административные власти союзных государств проверяют эти отчеты и составляют из них главную ведомость, в которой каждый налог обозначен отдельно, и затем уже эти ведомости пересылаются в ту комиссию союзного совета, которая заведует отчетностью. Последняя устанавливает предварительно, на основании этих ведомостей от каждых трех месяцев, ту сумму, которую казна в каждого союзного государства повинна уплатить имперской казне, и об этом расчете извещает союзный совет и отдельные государства, а также докладывает ежегодно союзному совету окончательный подсчет установившихся сумм, со своими замечаниями. Союзный совет утверждает этот доклад. 40. Определения договора о таможенном союзе от 8 июля 1867 г. остаются в силе, поскольку они не изменены предписаниями этой конституции, и пока они не будут впредь изменены на основании ст. 7 и 78. VII. Железные дороги 41. Железные дороги, которые признаются необходимыми в интересах защиты Германской империи или в интересах торгового оборота, на основании имперского закона могут даже и против желания перерезаемых ими государств союза, но без нарушения их верховных прав на территорию, быть проводимы за счет империи или же могут передаваться по концессии частным предпринимателям для проведения с правами экспроприации. Каждая существующая железная дорога обязана разрешить присоединение к ней вновь возникающей железнодорожной ветви за счет этой последней. Законодательные постановления, дающие существующим железнодорожным предприятиям право возражать против проведения параллельных, или конкурирующих ветвей, сим уничтожаются для всей империи, без нарушения уже приобретенных прав. Такое право возражения не может быть дано и в будущих концессиях. 42. Правительства союзных государств обязаны в интересах общего оборота страны рассматривать германские железные дороги при управлении ими, как единую сеть, и заботиться о том, чтобы вновь проводимые железные дороги строились и эксплуатировались по единообразным правилам. 43. На основании изложенного должны быть с возможной скоростью составлены общие правила эксплуатации железных дорог, и в особенности — введены однообразные регламенты для железнодорожной полиции. Империя несет заботу о том, чтобы железнодорожные управления постоянно поддерживали свои пути в состоянии, гарантирующем необходимую безопасность, и снабжали их материалами производства, поскольку того требует торговый оборот страны. 44. Железнодорожные управления обязаны установить достаточно быстрые пассажирские поезда для непрерывной циркуляции и скомбинировать соответствующие маршруты, а также должны ввести товарные поезда, необходимые для торгового обо рота, и устроить за известное вознаграждение прямые сообщения для движения пассажирского и товарного, позволяя передачу транспортов с одного пути на другой. 45. Империи принадлежит контроль над тарифами. Он будет состоять в следующем: 1) Введение на всех германских железных дорогах, по возможности скоро, единообразных правил эксплуатации. 2) Достижение возможной равномерности и понижения тарифов; в особенности же ведение при больших расстояниях для транспортов угля, кокса, дерева, руды, минералов, соли, необделанного железа, удобрения и других подобных предметов, — тарифа умеренного и отвечающего потребностям сельского хозяйства и индустрии; по возможности же скорее введение тарифа «одного пфеннига» (Ein pfennig—Tarif). 46. При наступлении бедственного положения и в особенности при необыкновенном вздорожании жизненных продуктов, железнодорожные управления обязаны ввести для транспортов зернового хлеба, муки, стручковых плодов и картофеля специальный временный низкий тариф, установленный императором по предложению компетентной комиссии союзного совета; этот тариф, однако, не может спускаться ниже той минимальной таксы, которая установлена на данной железной дороге для сырых продуктов. Эти вышеизложенные положения, разно как упомянутые в ст. 42—45, не применяются в Баварии. Но и по отношению к Баварии, империи принадлежит право законодательным путем устанавливать общие нормы, касающиеся постройки и функционирования железных дорог, важных для защиты страны. 47. Требования имперских властей, касающиеся эксплуатации железных дорог для целей военной защиты Германии, должны беспрекословно исполняться всеми железнодорожными управлениями. В особенности всякие военные материалы должны переправляться по равномерной и умеренной таксе. VIII. Почта и телеграф 48. Почта и телеграф суть учреждения, устроенные и управляемые в интересах гражданского общения на всем протяжении германской территории. Предусмотренное в ст. 4 законодательное право империи в делах почты и телеграфа не распространяется на те предметы, I регулирование которых предоставляется административным распоряжениям и инструкциям, согласно основным положениям северогерманских почтовых и телеграфных управлений. 49. Доход с почт и телеграфов — общий для всей империи. Расходы производятся из общих доходов. Излишки поступают в имперскую казну (отдел XII). 50. Императору принадлежит высшее руководство почтовыми и телеграфными управлениями. Поставленное им начальство имеет право и обязано заботиться о том, чтобы устанавливалось и поддерживалось единство в организации управления, в отправлении службы и в распределении должностных лиц. Император следит за обнародованием уставов и постановлений об общем порядке администрации и за отношением к другим почтово-телеграфным управлениям. Все должностные лица почтовых и телеграфных управлений должны следовать этим исходящим от императора распоряжениям. Это обстоятельство должно быть включено в служебную присягу. Назначение высших чиновников главного почтово-телеграфного начальства в различных округах (напр., директоров, советников, обер-инспекторов), а также назначение почтовых и телеграфных чиновников, служащих в качестве органов означенного начальства для надзора, контроля и т. п. службы в отдельных округах (напр., инспекторов, контролеров) — назначение всех этих лиц для всей территории Германской империи исходит от. императора, которому они приносят служебную присягу. Правительствам отдельных государств своевременно сообщается об упомянутых назначениях, поскольку они касаются их областей, для утверждения и публикации со стороны этих правительств. Другие чиновники, необходимые для администрации почт и телеграфов, а также все, предназначенные для местной и технической службы, или для службы в собственном смысле, — назначаются правительством тех государств, где они служат. Там, где не существует самостоятельной почтовой, телеграфной администрации, эти пункты регулируются специальными конвенциями. 51. (Ею устанавливалось правило об употреблении излишков почтовых доходов в течение ближайших восьми лет.) 52. Определения предыдущих ст. 48—51 не применяются в Баварии и Вюртемберге. Вместо них для обоих государств имеют силу следующие определения. Только империи принадлежит законодательство о привилегиях почт и телеграфов, о правовых отношениях этих учреждений к публике, о почтовых льготах и таксах, за исключением регламентов и тарифов, касающихся местного обращения внутри Баварии и Вюртемберга, и установлен в тех же границах, платы за телеграфную корреспонденцию. Точно так же империи принадлежит регулирование почтовых и телеграфных сношений с иностранными государствами, за исключением прямых сношений Баварии и Вюртемберга с соседними государствами, не входящими в империю; об этом упоминается в ст. 49 почтовой конвенции от 23 ноября 1867 г. Бавария и Вюртемберг не принимают участия в почтовых и телеграфных доходах, поступающих в имперскую казну. IX. Флот и мореплавание 53. Военный флот империи представляет единую силу под высшим начальством императора. Организация и состав флота зависит от императора, который назначает офицеров их и др. служащих во флоте и которому они, вместе с остальным экипажем, приносят присягу при вступлении на службу. Киль и Яде (Jadehafen) суть военные порты империи. Расходы, необходимые для создания и содержания военного флота и связанных с ним учреждений, покрываются из имперской казны. Все моряки, принадлежащие к империи, включая сюда машинистов и судовых рабочих, освобождаются от службы в армии, но обязаны служить в императорском флоте. 54. Купеческие корабли всех союзных государств образуют единый торговый флот. Империя устанавливает способы измерения вместимости судов, регулирует выправку корабельных свидетельств и удостоверений, устанавливает условия, от которых зависит разрешение управления морским судном. Купеческие суда всех союзных государств одинаково допускаются в морские порты и на все естественные и искусственные водные пути отдельных государств. Сборы, которые взимаются в портах с судов или с их грузов, за пользование учреждениями, предназначенными для судоходства, не должны превышать расходов, необходимых для установления и поддержания этих учреждений. На всех естественных водных путях сборы могут взиматься только за пользование особыми учреждениями, предназначенными для облегчения обращения. Эти сборы, а также те сборы, которые взимаются за проезд по искусственным водным путям, составляющими собственность государства, не должны превышать расходов, необходимых для их установления и поддержания. Эти постановления касаются также и сплавки, поскольку она совершается по судоходным водным путям. Право налагать на иностранные суда или на их грузы другие или более высокие сборы, чем платят суда союзных государств, — принадлежит только империи, но не отдельным государствам. 55. Флаг военного и торгового флота черно-бело-красный. X. Консульства 56. Все консульства Германской империи стоят под надзором императора, который назначает консулов, с одобрения комитета союзного совета, касающегося торговли и обращения. В округа, которыми заведуют германские консулы, не должны назначаться консульства отдельных государств. Германские консулы выполняют в своем округе функции консулов отдельных немецких государств, которые не представлены там особо. Все существующие консульства отдельных немецких государств уничтожаются, лишь только будет выполнена организация германских консулов и союзный совет признает, что эти германские консульства вполне обеспечивают представительство интересов всех отдельных союзных государств. XI. Военное дело империи 57. Каждый немец подлежит воинской повинности и не может заместить себя кем-либо другим для отправления этой обязанности. 58. Расходы по общему военному делу империи равномерно падают на все государства, принадлежащие к союзу; таким образом, недопустимы ни привилегии, ни увеличение тяжести расходов для отдельных государств или классов. Там, где равное распределение тяжести расходов не может быть действительно проведено без вреда для общественного благосостояния, — там законодательство должно позаботиться о справедливом распределении. 59. Каждый немец, способный носить оружие, принадлежит в течение 7 лет, по общему правилу, от 20 до 28 лет от роду, к составу армии. Три первых года он находится под знаменами, а четыре остальных — в резерве. Следующие четыре года он принадлежит к местному ополчению (Landwehr). В отдельных государствах, где до сего времени закон требовал более длинного общего срока службы, чем 12 лет, уменьшение срока повинности может иметь место лишь в той мере, насколько это позволяет постоянная готовность армии. Эмиграция резервистов регулируется теми же постановлениями как и эмиграция членов ополчения (Landwehr) … 60. До 31 декабря 1871 г. германская армия в мирное время будет состоять из одного процента населения, по исчислению 1867 г., и будет распределяться между отдельными государствами пропорционально населению. На следующее время состав армии в мирное время определяется имперским законодательством. 61. После обнародования этой конституции, во всей империи немедленно должно быть введено общее прусское военное законодательство; как самые законы, так и для их применения, разъяснения и восполнения изданные регламенты, инструкции и рескрипты, а именно: кодекс военно-уголовных законов от 3 апреля 1845 г., свод военно-уголовного судопроизводства от 3 апреля 1845 г., устав о судах чести от 20 июля 1843 г., постановления о наборе, о времени службы, о самой службе и продовольствии о расквартировании, о вознаграждении за повреждение полей! о мобилизации и т. п. как в военное, так и в мирное время'. Из этого исключается военно-церковный устав. После равномерного введения военной организации германской армии, рейхстагу и союзному совету будет предложен для согласного с конституцией утверждения всеобщий имперский военный закон. 62. Для покрытия расхода на всю германскую армию и относящиеся к ней учреждения императору должно быть предоставлено до 31 декабря 1871 г. По 225 талеров на каждого солдата, считая численность армии по мирному времени, согласно ст. 60 (Срав. отдел XII). После 31 декабря 1871 г. эти взносы от отдельных государств союза в имперскую казну продолжают уплачиваться. Они вычисляются, принимая во внимание наперед определенную в ст. 60 численность наличных войск в мирное время, каковая установлена впредь до отмены ее имперским законом. Расходование этих сумм на всю имперскую армию и ее учреждения определяется финансовым законом. При установлении бюджета военных расходов полагается в основу существующая на основании этой конституции законная организация имперской армии. 63. Общая военная сила страны составляет единую армию, которая в военное и мирное время подчинена императору. Полки ведут последовательный счет номеров для всей германской армии. Обмундирование определяется цветами и покроем королевской прусской армии. Начальнику каждой части предоставляется определять внешние знаки (кокарды и т. п.). Император имеет право и обязан заботиться о том, чтобы все части, составляющие германскую армию, были в полном комплекте и способны к походу и чтобы было установлено и поддерживалось единство в организации, формировке, вооружении и командовании, в обучении солдат и в иерархии офицерских чинов. Для этого император имеет право постоянно следить, посредством инспекции, за устройством отдельных частей и постановляет об устранении замеченных недостатков. Император призывает под знамена, разделяет и распределяет части имперской армии, определяет организацию ополчения - (Landwehr) и имеет право назначать гарнизоны в пределах союзной территории, а также постановлять о военной готовности каждой части имперской армии. Для поддержания неизбежного единства в администрации, службе, вооружении и экипировке всех частей германской армии правила, изданные впредь для прусской армии, сообщаются командирам остальных частей для однородного исполнения через посредство упомянутого в ст. 8 § 1 комитета, заведующего армией и укреплениями. 64. Все германские войска обязаны безусловно следовать приказаниям императора. Эта обязанность входит в военную присягу. Главнокомандующий одною частью, а также все офицеры, которые начальствуют над войсками нескольких частей, и все.коменданты крепостей — назначаются императором. Назначенные им офицеры дают ему военную присягу. Что касается назначения генералов и офицеров, исполняющих генеральские должности в отдельных частях, то оно зависит каждый раз от согласия императора. Император имеет право перемещать любых офицеров из всех частей армии с повышением, или без оного, назначая их на любые места службы, замещаемые по его повелению, как в прусской армии, так и в других частях. 65. Право возводить крепости в пределах союзной территории принадлежит императору, который, согласно отд. XII, разрешает употребление необходимых для того средств, если они являются необычными. 66. Там, где особые конвенции не определяют иного порядка, князья союзных государств и сенаты назначают офицеров в своих войсковых частях, с ограничением, указанным в ст. 64. Они являются шефами всех войсковых частей, принадлежащих к их территориям, и пользуются соединенными с этим почестями. Они имеют право делать смотры во всякое время и получают, кроме постоянных рапортов и донесений о происходящих изменениях, также своевременные сообщения о повышениях и назначениях, касающихся их частей, для необходимого обнародования в стране. Они имеют также право употреблять для полицейских целей не только их собственные войска, но и все другие войсковые части имперской армии, которые стоят в их областях. 67. Сбережения, сделанные в военных расходах, ни в каком случае не принадлежат отдельным правительствам, но всегда имперской казне. 68. Император может объявить каждую часть союзной территории на военном положении, если что-либо угрожает общественной безопасности. До тех пор, пока имперский закон не урегулирует условия, форму и последствия такого объявления, имеют силу относящиеся сюда предписания прусского закона от 4 июня 1851 г. XII. Финансы империи 69. Все приходы и расходы империи ежегодно публикуются и составляют бюджет империи. Последний утверждается законодательным путем перед началом каждого года по следующим правилам. 70. Для покрытия общих расходов служат прежде всего общие доходы от налогов и пошлин, от железных дорог, почт, телеграфов и др. учреждений. Если расходы не покрываются этими доходами, то канцлер империи для пополнения бюджетной суммы назначает подати с отдельных союзных государств, пропорциональные их населению. Если эти дополнительные взносы, переданные, не пойдут на покрытие расходов, то они в конце года возвращаются союзным государствам в той мере, как остальные обыкновенные имперские доходы покроют все нужды империи. Всякий остаток от прошлых лет, если имперский финансовый закон не даст ему другого назначения, идет на покрытие общих чрезвычайных расходов. 71. Общественные расходы устанавливаются, по общему правилу, на год, но в особых случаях могут устанавливаться и на большой срок. В переходное время определенная ст. 60 смета расходов на армию сообщается союзному совету и рейхстагу лишь для принятия к сведению и для памяти. 72. Имперский канцлер ежегодно представляет союзному совету и рейхстагу в качестве оправдательного документа отчет об употреблении всех доходов империи. 73. В случаях исключительной надобности законодательным путем может быть постановлен заем, а также принятие гарантии, обеспеченной государством. Задания для самопроверки 1.Составьте синхронистическую таблицу развития политической системы (смотри пример)
2. Составьте исторический портрет государственных деятелей: Д. Ллойд Джордж, Ж. Греви, О. Бисмарк, Вильгельм II, Т. Рузвельт. При подготовке любого из предложенных исторических портретов необходимо прочесть статью - Силласте Г. Г., Джуринский А. Н. Мастерство исторического портрета // Новая и новейшая история. 2003. № 3. Вопросы к экзамену
1.Основные черты социально-экономического развития стран Западной Европы и Америки в последней трети XIX - начале XX в. 2. Основные черты политического развития стран Западной Европы и Америки в последней трети XIX - начале XX в. 3. Особенности развития французского капитализма в последней трети XIX - начале XX в. 4. Франко-прусская война: причины, ход военных действий, итоги. 5. Парижская Коммуна. Создание нового государственного аппарата. Социально-экономическая политика Коммуны. 6. Деятельность Парижской Коммуны в области культуры и просвещения. Историография Парижской Коммуны. 7. Создание Третьей республики во Франции. Конституционные законы 1875 г. 8. Политическая борьба во Франции в последней трети XIX - начале XX в. 9. Рабочее и социалистическое движение во Франции. 10. Колониальная политика Франции в последней трети XIX - начале XX в. 11. Особенности экономического развития Германии в последней трети XIX – начале XX в. 12. Внутренняя политика О. Бисмарка. 13. Развитие социалистического движения в Германии. Готская и Эрфуртская программа и их критика К. Марксом и Ф. Энгельсом. 14. Ревизионизм в марксизме. Э. Бернштейн. 15. Политические партии в Ге
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.237 (0.019 с.) |