ТОП 10:

Переход к феодальной раздробленности. Русские земли накануне монголо-татарского нашествия. Битва на реке Калка и ее уроки.



Первые признаки дробления Киевской Руси появились после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. Он поделил Русь между своими 5 сыновьями, среди которых вспыхнули междоусобицы, разорявшие Русь и расшатывавшие ее государственность. Постепенно Киевская Русь теряла единство превращалась в федерацию самостоятельных княжеств под номинальной властью киевского князя. Вся русская земля считалась владением дома Рюриковичей, во главе которых стоял старший во всём роде

Под 1054 г. русские летописи впервые упоминают о приходе новых степных кочевников – половцев, которые почти ежегодно совершают грабительские набеги на территорию Руси. В условиях постоянной угрозы с их стороны княжеские усобицы приобретали характер всенародного бедствия

В 90-х гг. XI в. половецкий натиск был особенно силен. Сын Всеволода Ярославича князь Владимир Всеволодович Мономах, княживший тогда в Переяславле, организовал ряд походов, разбил половцев и отвоевал захваченные ими города.. Владимир Мономах прилагал все усилия, чтобы защитить Русь от половцев и прекратить междоусобицы. В 1097 г. Владимир Мономах собрал княжеский съезд в Любече для прекращения междоусобиц и организации отпора половцам. На съезде князья приняли решение: «Каждый да держит отчину свою». Русь стала совокупностью “отчин”, которыми наследственно владели разные ветви княжеской династии. Это решение не прекратило усобиц,

Киевский князь Святополк Изяславович был алчен и корыстолюбив, для увеличения своих уделов прибегал к обману и коварству, часто затевая междоусобицы. Чтобы предотвратить разорение, бояре, которых поддержало большинство киевлян, пригласили на престол Владимира МономахаВ период княжения Владимира Мономаха (1113–1125) и правления его сына Мстислава Великого (1125–1132) Киев снова возвысился как общерусский центр, и единство Руси еще держалось. Владимир Мономах остался в русской истории одним из лучших правителей

После смерти сына Мономаха Мстислава, прозванного Великим – 1132 г. – процесс распада Киевской Руси становится необратимым.

Обособление княжеств завершилось к середине XII в. Киевская Русь распалась на 12 самостоятельных крупных княжеств, получивших название “земли”: Киевская, Черниговская, Галицкая, Волынская, Смоленская, Новгородская, Рязанская, Муромская, Полоцкая, Турово-Пинская, Переяславская, Владимиро-Суздальская земли. Княжества, входящие в земли, стали называться волостями.

Предпосылками дробления Киевской Руси и перехода к феодальной раздробленности послужили:

1) усложнение системы феодализма – формирование устойчивых региональных корпораций военно-служилой знати, кормившейся за счет части господатей;

2) рост вотчинной собственности, закреплявшей территории за различными ветвями княжеского рода.

Причинами феодальной раздробленности являлись также:

1. Преобладание натурального хозяйства, при котором всё нужное для потребления производилось внутри самого хозяйства, что делало ненужными экономические контакты с другими хозяйствами. Экономическая замкнутость вела к административно-политическому обособлению территорий удельных княжеств и боярских вотчин.

2. Изменение основного источника средств обогащения дружинников и боярства. Ранее это были возглавляемые князем походы, приносившие военную добычу. Начиная с правления Владимира 1 число таких походов и их роль в обогащении приближённых князя стала незначительной. Бояре начинают обеспечивать себя за счёт эксплуатации вотчин, развития в них сельского хозяйства и ремесла. Соответственно становится всё более фиктивной зависимость удельных князей и бояр от власти киевского князя.

3. Субъективными факторами, способствовавшими раздробленности было завещание Ярослава Мудрого, делившего Киевскую Русь на уделы, а также желание ряда князей получить себе более почётный удел, укреплять и обособлять от соседей подчинённую им территорию.

К началу XIII века Русская земля простиралась от Белогоморя на севере до причерноморских степей на юге, от Карпатскихгор до Урала. В это время на Руси уже не существовало единогогосударства, господствовала феодальная раздробленность, ноторговые, политические и культурные связи были прочными и пло-дотворными. При отсутствии единого центра, каким раньше был каким Ки-ев, центрами политической и культурной жизни сделались нарядус Киевом и областные города, столицы больших государственныхобразований - земель. По имени этих столичных городов и приня-то обозначать отдельные княжества, или земли. Крупнейшими изних стали земли: Новгородская, Полоцкая, Смоленская, Владими-ро-Суздальская, Киевская и Черниговская. Каждая из земель уп-равлялась удельными князьями, которые находились в подчиненииу своих старших сородичей, владевших центральными и наиболеезначительными городами. Между соперничавшими князьями постоян-но возникали ссоры и "крамолы". На севере Руси с XII века на-чинают главенствовать над другими князьями владимиро-суз-дальские, на юге - галицико-волынские князья. Здесь появилисьтенденции к централизации Русского государства

Таким образом, вырисовывается следующая картина на Русидо начала XIII века ( до татаро-монгольского нашествия ). Всюфеодальную Русь мы должны представить себе, как полтора десят-ка самостоятельных княжеских. Все они жили самостоятельной, независимой другот друга жизнью, представляя собой микроско-пические государства, мало сцепленные друг с другом и в из-вестной степени свободные от контроля государства. Но не пра-вильно считать феодальную раздробленность временем упадка ирегресса или отождествляя ее с княжескими усобицами, начавши-мися еще в X веке. Для молодого русского феодализма единая Ки-евская Русь была как бы нянькой, воспитавшей и охранившей отвсяких бед и напастей целую семью русских княжеств. Они пере-жили в ее составе и двухвековой натиск печенегов, и вторжениеваряжских отрядов, и неурядицы княжеских распрей, и нескольковойн с половецкими ханами и к концу XII века выросли на столь-ко, что смогли начать самостоятельную жизнь. И этот процессбыл естественным для всех стран Европы и беда Руси заключаласьв том, что начавшиеся процессы объединения русских земель былинарушены татаро-монгольским нашествием, на борьбу с которымРусь потратила более 150 лет.

Битва на Калке произошла 31 мая 1223 года. Битва на реке Калка, стала первым сражением русских войск с татаро – монголами. Татаро – монголы, завоевав Закавказье, собирались двинуться дальше, покорить половцев. Монголы вторглись в половецкие степи. Половцам, пред ликом сильного противника не оставалось ничего другого как обратиться за помощью к русским князьям. Половецкий хан обратился к Галицкому князю Мстиславу, приходившимся ему зятем: «Сегодня они отнимут нашу землю, а завтра возьмут вашу», молвил хан. Южнорусские князья собрались в Киеве, для того что бы решить что делать. В итоге, было принято решение встречать врага на чужой земле, а не на своей. Половцы одарили русских князей богатыми дарами, а хан Бастый, даже принял веру православную.

Монголы, узнав о намерение русских помочь половцам, прислали послов, которые молвили, что не собираются трогать земли русской, и что им нужно взять дань с холопов своих половецких. Русские убили послов, взяв на вооружение подобный неудачный опыт все тех же половцев. Половцы, несколько годами раннее, предали Аланов, и монголо-татары, после разгрома последних двинулись на половцев, не смотря на свои обещания.

Численность татаро – монгольского войска в битве на Калке составляла порядка 20 тысяч человек. В летописи отсутствуют данные о численности русского войска, однако, исходя из более ранних данных, при походах на меченосцев, можно сделать вывод, что русских было от 12 до 20 тысяч. Мстислав Удалой сам лично поехал в разведку. Осмотрев позиции татаро – монголов, он приказал войску готовиться к битве. Русские войска удачно начали битву на реке Калка.

Монгольский авангард начал отступления, русские просились в погоню, строй был смят. Перейдя через реку, русские вступили в бой со свежими силами монголов, половцы побежали с поля боя. Русское войско не выдержало натиска, и часть его начала отступления. Вторая часть храбро сражалась три дня. Однако монголы, обещали, в случае сдачи, отпустить всех князей и воинов домой. Русские князья поверили монголам, но те их обманули. Русские сложили оружие и их раздавили под досками, пирующие победители, часть воинов монголы увели в рабство. Битва на Калке была кровопролитной. В ней уцелела только 10 часть русского войска. Много достойных мужей погибло. Руси был нанесен тяжелый урон. Однако, Битва на Калке стала только пощечиной, прелюдией того страшного времени и событий, которые принесли татаро – монголы на Русь.

После победы в Битве на Калке монголы вторглись в пределы Руси, и дошли почти до Киева, однако, узнав о приближении к нему Владимирского войска, повернули назад. Русские князья не вынесли должного урока из Битвы на Калке, не объединили свои силы перед лицом мощного врага. Через несколько лет монголы начнут систематические походы на Русь, которая окажется под Ордынским Игом.

 

Русская культура 9-13 вв.

Первые упоминания о славянах в греческих, римских, арабских и византийских источниках относятся к рубежу 1 тыс. н.э. К VI в. Произошло выделение восточной ветви славян. В VI—VIII вв. в условиях нараставшей внешней опасности протекал процесс политической консолидации восточнославянских (поляне, древляне, северяне, кривичи, вятичи и др.) и некоторых неславянских племен (весь, меря, мурома, чудь), завершившийся образованием Древнерусского государства - Киевская Русь (IX в) Русь исторически представляла собой контактную зону между Скандинавией и Византией, Западной Европой и Арабским Востоком. Но взаимодействие культур для Руси не сводилось к рабскому подражанию или механическому соединению разнородных элементов. В результате объединения восточнославянских племен постепенно сложилась древнерусская народность, обладавшая известной общностью территории, языка, культуры и явившаяся колыбелью грех народов - русского, украинского и белорусского. Высокий уровень образно-поэтического, иррационального мировосприятия сложился у восточных славян в "дописьменный" период, в эпоху язычества. Славянское язычество являлось составной частью комплекса первобытных воззрений, верований и обрядов первобытного человека на протяжении многих тысячелетий.

Языческое мировоззрение нашло свое художественное выражение в народном творчестве еще в дохристианскую эпоху. Позднее, в период двоеверия, языческая традиция, гонимая в сфере официальной идеологии и искусства, нашла прибежище именно в фольклоре, прикладном искусстве и т.п. Особое место в устном народном творчестве занимали "старины" ' - былинный эпос. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром Славутичем, с князем Владимиром Красно Солнышко, богатырями, начали складываться в Х-Х1вв. С введением новой религии Русь окончательно определила свое вхождение общеевропейский историко-культурный ландшафт. Христианство с его монотеизмом, иерархией святых, развитым учением о господстве и подчинении, проповедью непротивления злу и насилию наиболее полно отвечало феодальному строю и способствовало укреплению монархической государственности. Религия, имеющая космополитический характер, а значит пригодная для любой этнической группы, входившей в государство, оказала цементирующее воздействие на процесс формирования древнерусской народности. Письменность у восточных славян возникла из потребностей социального развития в эпоху формирования феодальных отношений и становления государственности.

О наличии письменности у восточных славян дохристианской поры сообщают арабские и немецкие источники X в. Принятие православия, допускающего богослужение на национальных языках, способствовало распространению письменности Ведущим жанром формирующейся русской литературы было летописание. Главная задача сочинения сформулирована автором в первых строках летописи: "се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала, есть Издавна любимым чтением наших предков была агиграфическая литература - жития святых Для искусства домонгольской Руси характерна такая черта, как монументализм форм.С принятием христианства в качестве образца был заимствован крестово- купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого рядами опорных столбов делился на продольные части - нефы (три, пять или более, в зависимости от размеров храма), четыре центральных столба соединялись вверху подпружными арками, поддерживавшими через паруса световой барабан, завершавшийся полусферическим куполом. К подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре полуцилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру; отсюда название системы - крестово-купольная. Восточная часть здания имела пристройку для алтаря в виде 1-3-5 полукружий - апсид. Поперечное пространство в западной части храма называлось нартексом. Во внешней отделке храма использовалось вертикальное членение фасада на прясла лопатками. Полукруглое завершение верхней части прясла, отвечающее конструкции перекрытия, т.е. торцу полуцилиндрического свода, называлось закомарой. Хотя каменное строительство на Руси в X-XI вв. велось главным образом византийскими зодчими, эти постройки существенно отличались от византийских, так как приезжие мастера решали на Руси новые задачи Живопись Искусство Киевской Руси связано с религией тематикой, содержанием и формой, для него, как и для всякого средневекового искусства, характерно следованиеВ ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи - мозаике и фреске Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками: толковыми, которые содержали словесное описание каждого иконописного Особым явлением древнерусской живописи стало явление книжной миниатюры.

 

7. Монголо-татарское завоевание Руси. Последствия монголо-татарского владычества. Первое столкновение объединенного русско-половецкого войска с монголо-татарским войском произошло в 1223 году на реке Калке. Оно закончилось разгромом объединенного войска и убийством русско-половецких князей. В 1237 году, войско Хана Батея вторглось в пределы рязанского княжества, после пятидневного сопротивления Рязань пала и абсолютно все жители погибли включая княжескую семью. Затем монголы захватили Москву. Коломну, а в 1238 году взяли Владимир, жители были перебиты и введены в рабство. Затем они взяли Торжок и двинулись к Новгороду. Не дойдя до него 100км повернули назад Второй поход монголо-татар на Русь Произашол в 1239-1240. Целью завоевателей стали земли южной и западной Руси. Были захвачены Переяславль, Чернигов, после долгой осады в 1240 году был взят и разграблен Киев. Затем была разорена Голицко-Волынская Русь. В 1242 году Батей обосновал в низовьях волги свое государство - Золотая Орда. Главной причиной поражение русских княжеств, было отсутствие единства между ними. Кроме того войск монголов было многочисленно, отлично организованно, в нем была жесточайшая дисциплина, хорошая разведка. Монголо-татарское нашествие оказало большое влияние на историческую судьбу России. Золотоордынское иго тяжело отразилось на социально-экономическом и политическом и культурном развитии русских земель. Больше половины Русских городов были разорены монголо-татарами. Многие из них после нашествия стали селами, а некоторые навсегда исчезли. Завоеватели убили и увели в рабство значительную часть городского населения. Это привело к экономическому упадку и исчезновению ремесел. Гибель многих князей и дружинников привела к ослаблению великокняжеской власти. Главной формой зависимости была уплата дани. Политическая зависимость выражалась выдаче русским князьям специальных грамот - ярлыков, на право княжения. Главой русских земель считался князь получивший от хана ярлык на княжение во Владимире.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.006 с.)