Православная церковь в 13-15 веках и ее роль в укреплении русской государственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Православная церковь в 13-15 веках и ее роль в укреплении русской государственности.



В средневековой Руси главную роль в жизни людей играла церковь. Татаро-монголы были веротерпимы, не притесняли православную церковь (за время ига кол-во монастырей увеличилось в 2 раза). Следуя заповедям Чингисхана русских настоятелей, монахов, священников не включали в число «сосчитанных» во время переписи. Священники и члены их семей пользовались привилегиями. Монгольским чиновникам под страхом смерти запрещалось отбирать что-либо и требовать от Духовенства выполнения какой-либо службы. К смерти приговаривался так же любой, кто был виновен в клевете и поношении греко-православной религии. В качестве благодарности за дарованные привилегии от русских священников и монахов ожидали, что они будут молить Бога за хана и его семью, за его наследников. Таким образом, была заложена основа церковного богатства. Духовенство пользовалось большим авторитетом у народа. Уровень процветания, достигнутый русской православной церковью к концу первого века монгольского владычества, чрезвычайно помог в ее духовной деятельности. К 1380 году ситуация круто изменилась: большинство духовенства перестало поддерживать хана. Теперь уже церковь не призывала к смирению и терпимости по отношению к монгольским завоевателям, а чуть ли не объявляет священную войну им, благословляя князей на дела ратные во имя отечества. Но и у монголов изменилось отношение к русским священникам. Народы во время феодальной раздробленности объединяла общая вера, церковь помогала объединению русских земель. Кафедра митрополита была перенесена в Москву - центр объединения русских земель. Русская православная церковь была самостоятельна и не зависела от Римской католической церкви.

 

Русская культура 15 века.

Конец XV-XVI в. примечателен созданием обще русских летописных сводов. Был подготовлен грандиозный «Лицевой» (иллюстрированный) летописный труд, призванный изобразить всю историю Руси, начиная с первых киевских князей. Изрядно постарались художники, создав для него до 16000 миниатюр на исторические темы. Появляются хронографы - сочинения по всемирной истории. «Хождение за 3 моря» Афанасия Никитина - первое в европейской лит-ре описание Индии Образование единого Русского государства нашло своё яркое воплощение в культурно-бытовом облике страны. К созданию монументальных сооружений в столицы привлекаются не только отечественные строители, но и заморские мастера, в первую очередь из Италии. С учётом опыта возведения Успенского собора во Владимире под руководительством итальянского инженера и архитектора Аристотеля Фиоравантэ в центре Кремля вырастает Успенский собор, ставший главным храмом столицы. Он отличался богатством и изяществом внешней и внутренней отделки. Белокаменный храм с золотыми куполами был виден из далека и создавал впечатление торжественности и величия. Здесь венчали государей, собирались земские соборы. Неподалеку выросли и другие замечательные каменные церкви - Архангельский и Благовещенский соборы. Первый из них стал родной усыпальницей князей и царей московского дома. Здесь были гробницы Дмитрия Донского, Ивана Ш. Ивана Грозного и другие. Участие итальянских архитекторов в украшении Кремля наглядно являло связь русской культуры с эпохой Возрождения в Западной Европы. Каменное строительство развернулось и в других городах. Поднялись кремли в Туле, Серпухове. Коломне, Зарайске, Нижнем Новгороде. Разумеется, преобладало деревянное строительство, приём которого не без успеха применялись и в каменном зодчестве. Великолепный деревянный дворец оригинальной конструкции был построен для богатых купцов Строгановых в Сольвычегородске. Образцом для подражания в иконописи стали творения Андрея Рублёва. Главное его произведение икона «Троица» породила множество подражаний. В XVI в. славилась иконопись мастера Дионисия. Монастыри заботились об украшении стен храмов живописными фресками. Сложилось несколько школ церковной живописи (новгородская, вологодская, строгановская, московская). О том, как писать иконы спорили на стоглавом соборе. В практику иконнописания всё чаще внедряется реалистический фон (окружающая природа, здания, животные и т. п.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.005 с.)