Последствия Депрессии для США и мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия Депрессии для США и мира



Великая Депрессия имела значительные последствия, как для экономики США, так и для мировой экономики в целом.

В США произошло следующее: закрылось большое количество банков, появилась дефляция и рухнули цены на недвижимость, сокращения промышленного производства в 2 раза, безработица выросла до 12 млн. человек, многие фермеры разорились, урожаю зерновых культур упали в 2 раза.

В Великобритании Великая Депрессия способствовала оздоровлению экономики и притоку инвестиции в старые отрасли промышленности, для Франции потерей позиций на мировых рынках, в Германии в итоге депрессии к власти пришли национал-социалисты во главе с Гитлером, а в Италии положил начало становлению фашизма, другие страны Европы также значительно пострадали от этого мирового кризиса.

Билет 28

В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего промышленность, совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.

Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые.

Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).

Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры.

При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.) Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи.

В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.

Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п.

Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. В 1711 г. в указе о передаче московским купцам А. Турчанинову и С. Цынбальщикову полотняной мануфактуры Петр писал: "А буде они оной завод радением своим умножат и учинят в нем прибыль, и за то они... получат милость".

Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Огромный вклад в развитие металлургической промышленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым расположением царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII в. в России выплавляли около 150 тыс. пудов чугуна, в 1725 г. - более 800 тыс. пудов (с 1722 г. Россия экспортировала чугун), а к концу XVIII в. более 2 млн. пудов.

К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

Билет 29

Реформы Витте.

Сергей Юльевич Витте – талантливый финансист, реформатор, организатор экономики. Одной из главных заслуг Витте была стабилизация финансовой системы страны. До него эта системы была полностью расстроена, бумажные деньги были неустойчивы. Перед страной стояла насущная необходимость перехода к золотому стандарту. Но для этого перехода необходим был золотой запас государства, на создание которого были направлены усилия Витте в качестве министра финансов.

В 1895 году в России была введена винная монополия, то есть исключительное право государства на торговлю спиртными напитками. При Витте винная монополия приносила в казну до 365 млн. руб. ежегодно. Эти мероприятия позволили в 1894-1895 годах стабилизировать рубль и провести денежную реформу. В 1897 году был принят закон «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет». Были выпущены золотые монеты номиналом 5 руб., 10 руб. – червонец, 7,5 руб. –полуимпериал, 15 руб. – империал. Золотой рубль был равен 0,774 г чистого золота.

Особую заботу проявлял Витте о железнодорожном строительстве. Только за один 1898 год в стране было построено почти 3 тысячи верст железнодорожных путей, всего же за годы его службы на посту министра финансов протяженность железных дорог увеличилась на 25 тыс. верст.

В 1890-е годы особенно усилился протекционизм (- экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции) во внешней торговле. Таможенная политика оставалась составной частью системы экономических мероприятий по защите отечественных предпринимателей и создания для них благоприятных условий во внешней торговле. Была установлена в 1891 году таможенная пошлина на все иностранный товары в размере 33% к их стоимости.

С.Ю.Витте уделял внимание и аграрному вопросу, поскольку понимал, что расширить границы внутреннего рынка можно прежде всего за счет роста покупательной способности основной части населения – крестьянства. Витте даже удалось добиться принятия закона об отмене круговой поруки в общине. (Круговая порука – когда в группе людей, за обязанности одного отвечают остальные, если вдруг тот не успевает). Были созданы губернские и уездные комитеты для анализа сельскохозяйственного производства и выработки мер по «улучшению благосостояния крестьян».

Реформы Столыпина.

В 1906 году на пост Председателя Совета Министров был назначен Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911). Столыпин пришел в правительство в сложное время крестьянских восстаний, террора, рабочих стачек, когда на руках у населения оказалось большое количество оружия, взрывчатки.

Наиболее яркий след в истории России оставила знаменитая реформа крестьянского надельного землевладения, известная как Столыпинская аграрная реформа. Массовое участие крестьян в революции 190501907 годов заставило правительство пересмотреть многие подходы к решению аграрного вопроса в России, поскольку его нельзя уже было откладывать дальше.

Осуществление аграрной реформы началось после опубликования 9 ноября 1906 года указа «О дополнении некоторых положений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования». Суть этого указа заключался в том, что отменялся закон 1893 года о неприкосновенности общины. Общины были поделены на 2 категории. В 1ую входили те, в которых за годы после реформы 1861 года не происходило переделов земли, то есть беспередельные общины. Во 2ую категорию были включены те общины, где за эти годы периодически происходило перераспределение наделов.

Крестьяне беспередельных общин сразу объявлялись собственниками земли, независимо от их желания. Для передельных общин надо было заручиться желанием 2/3 крестьянских дворов за выход из общины, после чего происходила ее ликвидация.

В мае 1911 году было издано «Положение о землеустройстве».С согласия пятой части домохозяев можно было взять вместо разрозненных полос в разных полях и угодьях равноценный им участок в одном месте при сохранении двора в деревне. Такой участок назывался отрубом. Если же крестьянин переселялся на свой отдельный участок со всем хозяйством, то называлось хутором.

За 1907-1914 годы из мирского землепользования вышло около 2,5 млн. домохозяйств. Несомненно это был успех для такого небольшого промежутка времени.

Заметную роль в проведении аграрной реформы сыграл Крестьянский поземельный банк, которому было дано право самостоятельно скупать земли, прежде всего у помещиков, и продавать их крестьянам.

Особое место в Столыпинской аграрной реформе занимала переселенческая политика. Чтобы снять социальную напряженность и не допустить разорения среди малоземельных крестьян, правительство содействовало переселению более 3х миллионов человек «избыточного населения» на «свободные земли» Сибири, Дальнего Востока…

В деревне происходили разительные перемены, связанные с реформами. При поддержке Госбанка и земства начался бурный рост вначале кредитных, а затем и производственных, сбытовых, потребительских кооперативов. Крестьянам, особенно вышедшим из общины, оказывалась всяческая агротехническая помощь. Но в целом по стране не была решена проблема голода. Минусы Столыпинской реформы:

- не везде соблюдалась добровольность выхода крестьян из общины;

- не хватало землемеров для выполнения огромных объемов работ;

- не хватало денег на обустройство переселенцев.

Можно сделать вывод, что реформа не удалась. Она не достигла ни экономических, ни политических целей, которые перед ней ставились. Деревня вместе с хуторами оставалась такой же нищей, как и до Столыпина. Однако кое-какие положительные сдвиги наблюдались: реформа ускорила процесс развития рыночной экономики в России. Например, произошел рост товарности сельскохозяйственного производства, и не только.

Столыпин надеялся в результате реформы создать в деревне новый социальный слой зажиточных крестьян-собственников. Он поставил своей целью укрепить устои государства. Столыпин предполагал, что проведение аграрной реформы займет много лет, он был полон веры в будущее страны. Но трагическая смерть Столыпина означала конец всей эпохи в многовековой истории России.

 

Билет 30

1. Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства в целях перехода от аграрного общества к индустриальному, обеспечения экономической независимости страны, укрепления ее обороноспособности. Индустриализация считается завершенной, если доля промышленного производства в общем объеме производства превышает 50%, а государство может обеспечить себя промышленной продукцией без ее ввоза из-за рубежа.

Индустриализация в России начала проводиться в 1890-е годы, но из-за революции и войн завершена не была. В 1930-е годы ее фактически пришлось начинать заново.

2. Основные даты:

· декабрь 1925 г. – 14-ый съезд ВКП(б) взял курс на индустриализацию. Первоначально предполагалось проводить ее на основе НЭПа, постепенно, в течение 25 лет за счет перераспределения средств из сельского хозяйства и легкой промышленности

· 1927 г. – подготовлен план первого пятилетнего плана (с 1928 г.) в двух вариантах – минимальном и оптимальном

· 1929 г. – И.В. Сталин выдвинул лозунг «Пятилетку в четыре года». Показатели плана были увеличены в 2-2,5 раза

3. Причины ускорения темпов индустриализации:

· последствия внешнеполитического кризиса 1927-1928 гг.: разрыв дипломатических отношений с Англией, убийство советского дипломата П.Л. Войкова в Польше, призывы к «крестовому походу» против СССР. Был выдвинут лозунг: «Либо за несколько лет мы построим мощную промышленность, либо нас раздавят»;

· хлебозаготовительный кризис зимы 1927-1928 гг. – отказ крестьян продавать хлеб государству по низким ценам был воспринят как «удар в спину» советской власти.

4. Источники средств для проведения форсированной индустриализации:

· коллективизация;

· добровольные и принудительные займы у населения;

· продажа культурных ценностей за рубеж;

· использование бесплатного труда заключенных (стимулировало массовые репрессии);

· трудовой энтузиазм населения (стахановское движение)

5. Первые пятилетки:

· 1928-1932 гг. – первая пятилетка. Из пропагандистских соображений было объявлено, что она выполнена за четыре года, но это не соответствовало действительности. Однако производство продукции тяжелой промышленности возросло в 2,8 раза, машиностроения – в 4,5 раза. СССР превратился из страны, ввозящей промышленное оборудование, в страну, его производящую;

· 1933-1937 гг. – вторая пятилетка. Производство тяжелой промышленности увеличилось еще в 2,2 раза. СССР превратился из аграрной страны в индустриальную.

6. Коллективизация – процесс объединения единоличных крестьянских в коллективные хозяйства (колхозы).

· декабрь 1927 г. – 15-ый съезд ВКП(б) взял курс на проведение коллективизации на добровольной основе

1) Цели коллективизации:

· обеспечение государству полного контроля над производством зерна и другой сельскохозяйственной продукции;

· увеличение экспорта зерна;

· увеличение валютной выручки

· 1929г. – взят курс на поведение сплошной коллективизации: насильственный сгон крестьян в колхозы и раскулачивание(конфискация имущества у всех нежелающих вступать в колхозы, их выселение в отдаленные уголки страны: на Урал, в Сибирь, в Казахстан.

· конец 1929 – середина 1930 гг. – раскулачено 220 тыс. хозяйств, что дало государству 175 млн. рублей дохода

2) Этапы коллективизации:

1. ноябрь 1929-март 1930 гг. – от статьи Сталина в «Правде» «Год великого перелома» (призыв к проведению сплошной коллективизации) до его статьи «Головокружение от успехов» (вина за все перегибы возложена на местное руководство). Итоги: коллективизировано около половины хозяйств, массовое недовольство крестьян, их вооруженные выступления, в марте 1930 г. коллективизация была приостановлена, всем желающим было разрешено выйти из колхозов.

2. 1931-1937 гг. – практически все хозяйства страны были коллективизированы.

3) Итоги коллективизации:

· обеспечена материальная база для проведения форсированной индустриализации;

· обеспечен приток рабочей силы в города;

· незаинтересованность крестьян в результатах труда: сборы зерна уменьшились на 15-20%, поголовье скота – в 2 раза;

· в 1932-1933 гг. из-за голода на Украине и в Поволжье погибло от 3,5 до 5 млн. человек, при этом все зерно продавалось за рубеж;

· крестьяне были фактически превращены в крепостных: в 1937 г. колхозникам не выдали паспортов, они не могли покидать места жительства, их труд оплачивался не деньгами, а натуральной продукцией за отработанные трудодни.

7. Итоги и последствия индустриализации и коллективизации:

· создана мощная тяжелая промышленность;

· возникли новые отрасли: электротехническая, химическая, авиационная, автомобилестроение;

· обеспечена экономическая независимость страны;

· резко усилена обороноспособность страны (производство оборонной продукции увеличилось в 5 раз);

· огромные человеческие жертвы.

Билет 31

1953-1964 годы, эти годы еще называют периодом оттепели. Экономика в этот период.

Произошли изменения в приоритетах инвестиционной политики государства и произощли некоторые новации в системе управления народным хозяйством, основным направлением которых стала попытка ослабления диктата центра и дебюрократизации оперативного управления. Особое внимание новым руководством уделялось сельскому хозяйству. Главный упор делался на получение максимально быстрой отдачи от вложений в данный сектор. Наряду с экстенсивным методом развития сельскохозяйственного сектора, укреплялась материально-техническая база существовавших хозяйств. В результате сохранявшейся линии государства в аграрном секторе за пять лет (1954--1958) прирост сельскохозяйственного производства составил 34%. Однако с 1959 г. стала наблюдаться тенденция к резкому замедлению темпов роста производства. По итогам семилетки среднегодовой прирост валовой продукции аграрного сектора составил всего 12%, а не 70%, как намечалось по плану. Причины неудач аграрной политики периода «оттепели» следует искать прежде всего в сворачивании курса на расширение хозяйственной самостоятельности колхозов.

Другим направлением хозяйственной политики «оттепели» стала реформа системы управления промышленностью и строительством. Были созданы новые управленческие структуры -- Советы народного хозяйства, заменившие ряд отраслевых союзных и республиканских министерств. Децентрализация системы управления не затронула министерства оборонной, авиационной, радиотехнической промышленности и судостроения. Возникшая система управления на первых порах дала положительный хозяйственный эффект. Однако в последующие годы стали ощутимо проявляться застарелые болезни, связанные с замедленным внедрением новой техники и технологий, слабым развитием производственной специализации и межотраслевого кооперирования, что сказалось на общих темпах роста.

В ходе денежной реформы 1961 г. была проведена деноминация рубля в соотношении 10: 1. Она не решила поставленной задачи укрепления курса рубля. Последующее падение курса новой денежной единицы было связано в том числе с установившимся диспаритетом оптовых (закупочных) и розничных цен.

Специфика советской модели плановой экономики, модели индустриального императива, в рассматриваемый период еще не вошла в противоречие с общемировой тенденцией развития, продиктованной первым этапом третьей научно-технической революции. Более того, СССР наряду с США оказался лидером в создании и развитии новейших отраслей хозяйства, что являлось на протяжении по крайней мере двух десятилетий (1950--1960) точкой роста в народном хозяйстве страны.

Экономика с 1964 года.

экономическая реформа 1965 г. Ее главным идеологом и инициатором был председатель правительства А.Н. Косыгин. Для ускоренного развития предприятий и объединений был осуществлен их перевод на системухозяйственного расчета (хозрасчет). Одновременно проводилась ценовая реформа, предусматривавшая отказ от дотационного поддержания низких оптовых, закупочных цен и установление их на уровне, обеспечивавшем работу предприятий на хозрасчетных началах. Одновременно с хозяйственной реформой в промышленном секторе новое руководство предприняло ряд мер по выводу из кризисного положения сельского хозяйства, где произошло заметное снижение валовых показателей. эти меры дополнялись государственной программой укрепления материально-технической базы сельского хозяйства, предполагавшей их дальнейшую механизацию, развитие производственной и социальной инфраструктуры села и т.д.

К началу 1970-х гг. произошли существенные изменения в приоритетах развития третьей НТР,основным направлением которой явились информационные технологии. Отставание в развитии научно-технического прогресса происходило на фоне окончательного возврата руководства к прежней хозяйственной практике в результате экономической контрреформы 1979 г. Темпы роста благосостояния населения неуклонно снижались по мере развития системного кризиса.

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. негативным последствием реформы стал рост уровня криминализации экономики, не в последнюю очередь связанный с представленной директорату возможностью самостоятельного использования средств предприятий при одновременном ослаблении системы централизованного контроля за их расходованием.

Билет 32

Перестройка в СССР

(1985-1991 гг), инициатор - М. С. Горбачев и его ближайшее окружение. Цель - реформирование тоталитарной системы в СССР.

Причины:

1. Кризис сверхдержавы, выразившийся в том, что СССР стал отставать в гонке вооружений и усугубившийся безвыходным положением в Афганистане

2. Назрел кризис государственного социализма + из-за возникшего тотального дефицита «товаров народного потребления» постоянно росло недовольство условиями жизни

3. Разрыв в уровне жизни в СССР и странах Запада был очевиден

4. Обострился кризис сельского хозяйства. За продуктами (уже не только дефицитными) стали выстраиваться километровые очереди. Если Москва и Ленинград снабжались продуктами питания относительно удовлетворительно, то в провинции не хватало самых необходимых продуктов: молока, масла, даже хлеба (мяса в местных магазинах не было постоянно). В Москву за продуктами отправлялись жители близлежащих городов, а со временем в столицу отовариваться стали приезжать издалека.

5. Кризис авторитарной политической системы. Советские люди уже не хотели мириться с ролью бессловесных объектов управления, тем более, что коммунистическая идеология объявляла, что в СССР существует демократия, и народ является хозяином страны.

Если кратко сказать,то к середине 1980-х гг. в СССР наступил экономический, социальный и политический кризис. Он выражался в падении темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики, нарастании социальной апатии.

 

В обществе назрели реформы, но перестройка началась сверху.

На первом этапе реформы проводились авторитарно.

 

В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен. Их желали все слои общества — от рядовых граждан до определенной группы партийных и государственных чиновников. Страна стояла на пороге перемен.

Начало перестройки связано с именем М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Предусматривалось усовершенствовать структуру управления народным хозяйством, за счет “Скрытых резервов” в короткий срок добиться подъема экономики, преодолеть застойные явления, значительно улучшить материальное положение советских людей.

Горбачев собирался постепенно расширять товарно-денежные отношения и в конечном итоге полностью перевести большинство предприятий на самоокупаемость, доведя хозрасчет почти до ста процентов (но это не удалось сделать, так как многие предприятия все равно остались под контролем профсоюзов и партийных организаций). Экономические реформы должны были сопровождаться внедрением новой техники, которая должна была способствовать улучшению качества продукции до уровня капиталистических стран.

Однако некоторые действия Горбачева в самом начале перестройки оказались непродуманными, в частности, антиалкогольная кампания привела к негативному результату (возникли огромные очереди за спиртным, в которых часами в рабочее время простаивали трудящиеся, пить от этого стали не намного меньше, появились подпольные суррогаты водки, что нередко приводило к тяжелым массовым отравлениям).

В феврале 1986 на XXVII съезде КПСС были провозглашены основы политики перестройки. Планы преобразований предполагали рост темпов развития производства, прежде всего машиностроения, и его техническую модернизацию, усиление самостоятельности предприятий и углубление самоуправления и хозрасчета, расширение информированности общества о положении в стране и мире, привлечение граждан к участию в политической жизни при сохранении однопартийной власти КПСС, улучшение отношений с капиталистическим странами на основе равноправия и открытости

Одновременно с преобразованиями внутри страны Горбачев пытался добиться прекращения «холодной войны».

Первоначально реформы оживили экономическую жизнь. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен. Их желали все слои общества — от рядовых граждан до определенной группы партийных и государственных чиновников. Дальнейшее развитие событий не оправдало оптимистических прогнозов. Справиться с кризисом не удалось. По мере углубления перестроечных процессов выявилась необходимость политической реформы. Без обновления политических структур общества новые экономические методы хозяйствования не могли дать ощутимых результатов. Осознавая это, Горбачев и его единомышленники пошли на демократизацию политических структур. Главным ее инструментом стала гласность — объективное освещение всех сторон жизни общества. На Первом Съезде народных депутатов (май—июнь 1988 г.) Горбачев был избран главой государства — Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. — Президентом СССР с правом издавать указы и постановления, которые имели силу закона. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключена 6-я статья (о руководящей роли КПСС), ликвидирована однопартийная система руководства страной, стали возникать различные партии и общественные движения. Ускорился процесс распада СССР.
С распадом СССР потерпела поражение и политика перестройки. Но она привела к формированию основ рыночных отношений, политического плюрализма и значительно расширила гражданские свободы.

 

+ В период перестройки произошли большие перемены в культурной жизни страны. И еще, скажите про трагедию в Чернобыле, которая притормозила реформы.

Билет 33

Кризисные явления

ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ

К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е. Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры шоковой терапии).

Главным архитектором шоковой терапии стал вице-премьер правительства Гайдар со своими единомышленниками – молодыми экономистами, сторонниками монетаристских методов управления экономикой – Чубайсом, Шохиным и др. Их программа экономических реформ включала три основных направления: либерализацию цен, свободу торговли, приватизацию. В результате освобождения цен с 1 января 1 992 г. денежные средства населения практически обесценились, в результате оказалось, что покупать акции приватизируемых предприятий уже было не на что. С 1 октября 1992 г. началась выдача всему населению ваучеров (приватизационных чеков, на которые затем можно покупать акции предприятий).

Началась неконтролируемая скупка ваучеров у населения новыми предпринимателями, банкирами. С помощью ваучеров сколачивался первоначальный капитал, а в процессе приватизации возникли многие огромные состояния. Одновременно с освобождением цен упразднилась система централизованного распределения ресурсов. Правительство пыталось добиться стабилизации прежде всего на макроэкономическом уровне (т. е. стабилизировать показатели экономики всей страны, контролируя основные показатели – ВВП, дефицит бюджета, инфляцию, объемы производства). Микроэкономические показатели (на уровне предприятий) выпали из поля зрения правительства, и предприятия в условиях свободных цен, взлетевших в сотни раз, испытывали огромные трудности – не могли закупить сырье и комплектующие, сбыть товар. В российской экономике существовали огромные перекосы: доминировали сырьевые отрасли и ВПК, процветали монополии, многие устаревшие производства выпускали ненужную продукцию, а потребительский рынок был пуст.

При высокой степени монополизации производства производители диктовали свои цены, что привело к их увеличению в 100–150 раз, при росте средней зарплаты в 10–15 раз. Наиболее сильно пострадали бюджетники, начался отток научных кадров и специалистов ВПК в коммерческие структуры и за границу. Медленно разворачивалась приватизация госсобственности и ее децентрализация в отличие от приватизации сферы торговли. Условия были таковы, что значительная доля госсобственности на предприятиях отошла управленческому аппарату, трудовые коллективы, которым предоставлялись преимущества, не смогли ими воспользоваться.

 

КРИЗИС 1997г.

В 1997 г. объем реального ВВП сократился примерно на 40 %, промышленного производства – на 50 %; причем это падение, во-первых, приобрело устойчивый характер, а во-вторых затронуло все ключевые отрасли народного хозяйства.

Продукция машиностроения (основы современного индустриального развития) уменьшилась в 3 раза, причем практически сошел на нет выпуск вычислительной техники, приборов и средств автоматизации. Размер и характер спада в машиностроении отчетливо демонстрировали, что российская экономика находится в фазе прогрессирующей деиндустриализации. Немногим лучше являлась ситуация в химической и нефтехимической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, в индустрии стройматериалов; не менее чем двукратное падение и здесь являлось правилом, а не исключением. Полностью была разорена легкая промышленность, эпидемия спада затронула и топливно-энергетического комплекс, дающий до 40 % дохода государственного бюджета и половину прибыли от экспорта, неуклонно падало производство в агросфере

 

 

Реформы

· Денежная реформа 1991 года – Реформа преследовала цель избавиться от избыточной денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР. В результате этой реформы примерно в 3 раза выросли государственные розничные цены; был достигнут предел покупательной способности населения и произошло снижение кооперативных и рыночных цен

· 29 января 1992 Указ «О свободе торговли» - был подписан президентом Ельциным. Этот указ фактически легализовал предпринимательство в форме торговли, и привел к тому, что множество людей занялось торговлей. Указ резко критиковался за то, что привел к замусориванию улиц.

· 2 января 1992 - постановление правительства РСФСР № 55 «О мерах по либерализации цен» (либерализация цен - ослаблении государственного регулирования в области ценообразования). Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни. Либерализация цен привела к галопирующей инфляции, росту неплатежей, обесценению заработной платы, обесценению доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков.

· 11 июня 1992 — постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.» - Одним из основных аргументов за приватизацию и ликвидацию структур хозяйственного управления в СССР и в России были слишком большие размеры предприятий, а также монополизация и централизация советской экономики. Ради демонополизации любому входящему в объединение предприятию было разрешено приватизироваться отдельно от этого объединения. Как правило, это приводило к тяжким негативным последствиям. Летом 1992 года началось осуществление программы приватизации. Реформаторы стремились провести приватизацию максимально быстро, потому что главной целью приватизации они видели не создание эффективной системы хозяйствования, а формирование слоя собственников как социальной опоры реформ. В результате приватизации в России сформировался класс так называемых «олигархов». В то же время, появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности.

Билет 34

С учетом конспекта по этой теме

По ВВП от Американской экономики

  50-е 70-е
Франция 13,2 18,6
ФРГ   21,2
Великобритания 19,2 17,1
Италия 7,9 12,7
Япония 8,5 30,8
Итого 60,3 100,4

 

У американцев появились сильные конкуренты – Япония. Происходит наверстывание – время политики наверстывания. Политика по стимулированию спроса и предложению. Для этого периода характерно:

Увеличение производства труда, рост инвестиций (наукоемкие отрасли), появление целого ряда новых отраслей, дефицит квалифицированных кадров, перестроена структура рынка труда, стратегия по привлечению эмигрантов в развитых странах.

40-е - 50-е годы появились новые технологии в разных странах: атомная энергетика, освоение космоса, появление синтетического материала (начиная от тканей заканчивая конструкционными полимерными материалами), фармацевтическая промышленность, электронно-вычислительные машины ЭВМ (ламповые транзисторы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.102 с.)