Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека.
Содержание книги
- Із педагогічної скарбниці Софії Русової
- Антон семенович макаренко (1888-1939) - видатний український педагог і письменник. Його соціально-педагогічні погляди – суттєвий внесок у розвиток соціальної педагогіки як науки.
- Організація первинних колективів здійснювалась у формі виробничих загонів.
- Предметом педагогики служат сами воспитательные действия и отношения, влияющие на развитие человека.
- Всестороннее и гармоничное развитие личности в педагогике – это взаимосвязанное формирование ее педагогических свойств и их совершенствование до цивилизованного уровня.
- Обеспечение педагогической целостности процесса: включение всех направлений педагогической работы – учебно—педагогической, воспитательно—педагогической, развивающе—педагоги—ческой.
- Методологическая культура педагога
- Исправительно—трудовая педагогика изучает теорию и практику перевоспитания лиц, находящихся в заключении.
- Гуманистический подход в организации воспитания и обучения
- Образованность – характеристика высокого уровня гармоничной педагогической сформи—рованности человека и общностей, основанной на обладании научным пониманием мира и себя.
- Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.
- Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека.
- А вот четвертый этап развития психологии связан со становлением отечественной психологической школы.
- Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.
- Возрастному развитию присущи два свойства – метрическое и топологическое.
- Психология представляется наукой о законах порождения и функционирования психического отражения в жизни, в деятельности живых индивидов.
- Метод наблюдения и самонаблюдения в психологии. Эксперимент в психологии
- Принцип развития психики. Психику можно адекватно интерпретировать только в том случае, если она рассматривается как продукт развития и как результат деятельности.
- Валидность теста заключается в том, что он должен оценивать именно то качество, для которого предназначен.
- Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания.
- В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.
- Интенсивность – эмоциональная окраска направленности. Имеет большой диапазон выраженности: от смутных, нечетких влечений до полной убежденности.
- В-третьих, теория должна обладать прогностической ценностью, Т. Е. Предсказывать возможное развитие тех или иных явлений.
- Концепция личности В. С. Мерлина
- Каковы же следствия этого принципиального положения?
- Концепция личности В. А. Ядова
- Все элементы и уровни диспозиционной системы не изолированы друг от друга.
- Труд – свойственная только человеку деятельность с использованием орудий труда, направленная на получение конкретного результата, продукта.
- Понятие об ощущении. Природа ощущений
- Интерорецепторы находятся во внутренних органах и отражают их состояние.
- Кроме двигательного анализатора, к специальным механизмам пространственной ориентации следует отнести нервные связи между обоими полушариями, бинокулярное зрение, бинауральный слух и т. д.
- Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека.
- Забывание – также очень важный процесс памяти, хотя изучен он недостаточно полно. Определенно установлено, что все связанное с деятельностью личности остается значимым для нее, не забывается.
- Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.
- Основные процессы и механизмы памяти. Объем памяти, точность воспроизведения, длительность
- Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.
- Так, для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. Известны люди с исключительной силой памяти.
- Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.
- Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения.
- Механизмы переработки представлений в воображсаемые образы
- Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки.
- Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.
- Причины, связанные с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям.
- Отвлекаемость и рассеянность внимания
- Под чувством понимается особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам и явлениям реальности.
- Основные психологические теории воли
- Таким образом, общение – это сложный и многосторонний процесс.
- Социальный контроль и социальные нормы в процессе общения. Информационная концепция эмоций
- Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков – половых, национальных, возрастных, имущественных и др.
- Общее понятие о темпераменте. Свойства темперамента
Проблемы душевного развития можно видеть в различных религиозных учениях джайнизма и буддизма (VI в. до н. э.). Но этический аспект души впервые был раскрыт учеником Сократа Платоном (427–347 гг. до н. э.). Именно в его работах был изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. Он считал, что душа существует наряду с телом и независимо от него. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: либо она будет блуждать вблизи земли, отягощенная земными элементами, либо отлетит от нее в идеальный мир.
Таким образом, на первом этапе психология понималась как наука о душе.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАПЫ
Психология прошла определенный путь развития, который был разделен на четыре этапа. Первый этап связан с существованием науки о душе, второй – науки о сознании, третий – науки о поведении, четвертый – науки о психике.
В этом вопросе мы рассмотрим второй, третий и четвертый этапы развития психологии.
На втором этапе развития психологии необходимо упомянуть об имени французского философа Рене Декарта (1569–1650). Именно он считается основоположником рационалистической философии. Его позиция известна в науке как «картезианская философия», или «картезианская интуиция».
Декарт считал, что человек с рождения, как губка, впитывает различные заблуждения и принимает на веру различные утверждения. Поэтому для того, чтобы получить истинные знания, необходимо все подвергнуть сомнению, даже информацию, получаемую с помощью органов чувств. В таком отрицании можно дойти до того, что и Земли не существует. Что же тогда остается? Остается наше сомнение – верный признак того, что мы мыслим. Отсюда и известное выражение, принадлежащее Декарту: «Мыслю, значит, существую». Далее, отвечая на вопрос: «Что же такое мысль?», он говорит, что мышление – это «все то, что происходит в нас», все то, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». В этих суждениях заключается основной постулат психологии второй половины XIX в.: первое, что обнаруживает человек в самом себе, – это его сознание.
Это учение получило название «дуализм». По мнению дуалистов, психические явления не являются функцией мозга, а существуют сами по себе, вне мозга, т. е. независимо от него. Основными представителями этого направления в психологии являются В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Бине и У. Джемс.
Именно это время связывают с появлением нового представления о предмете психологии. Появляется понятие «создание», под которым подразумевают способность жить, думать, чувствовать и т. д. Следовательно, психика встала наравне с сознанием. Но тем не менее еще долго сознание рассматривали как отдельный процесс. Однако сознание еще долго рассматривали отдельно от всех других естественных процессов. Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений. Но всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь – это проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания.
Не случайно подход к рассмотрению психических явлений вызывал противоречия. С одной стороны, это связывали с тем, что сознание является замкнутым в самом себе, его невозможно изучить. С другой стороны, рассмотрение с такой стороны психических явлений не давало никаких практических результатов. Следствием этого стало то, что психология стала рассматриваться как некая умозрительная наука. Поэтому в противовес этому направлению возник бихевио-ристический подход, который стал рассматривать поведение в качестве предмета психологии. В этом заключался третий этап развития науки.
|