Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Методологическая культура педагога
Содержание книги
- Із педагогічної скарбниці Софії Русової
- Антон семенович макаренко (1888-1939) - видатний український педагог і письменник. Його соціально-педагогічні погляди – суттєвий внесок у розвиток соціальної педагогіки як науки.
- Організація первинних колективів здійснювалась у формі виробничих загонів.
- Предметом педагогики служат сами воспитательные действия и отношения, влияющие на развитие человека.
- Всестороннее и гармоничное развитие личности в педагогике – это взаимосвязанное формирование ее педагогических свойств и их совершенствование до цивилизованного уровня.
- Обеспечение педагогической целостности процесса: включение всех направлений педагогической работы – учебно—педагогической, воспитательно—педагогической, развивающе—педагоги—ческой.
- Методологическая культура педагога
- Исправительно—трудовая педагогика изучает теорию и практику перевоспитания лиц, находящихся в заключении.
- Гуманистический подход в организации воспитания и обучения
- Образованность – характеристика высокого уровня гармоничной педагогической сформи—рованности человека и общностей, основанной на обладании научным пониманием мира и себя.
- Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.
- Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека.
- А вот четвертый этап развития психологии связан со становлением отечественной психологической школы.
- Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.
- Возрастному развитию присущи два свойства – метрическое и топологическое.
- Психология представляется наукой о законах порождения и функционирования психического отражения в жизни, в деятельности живых индивидов.
- Метод наблюдения и самонаблюдения в психологии. Эксперимент в психологии
- Принцип развития психики. Психику можно адекватно интерпретировать только в том случае, если она рассматривается как продукт развития и как результат деятельности.
- Валидность теста заключается в том, что он должен оценивать именно то качество, для которого предназначен.
- Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания.
- В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.
- Интенсивность – эмоциональная окраска направленности. Имеет большой диапазон выраженности: от смутных, нечетких влечений до полной убежденности.
- В-третьих, теория должна обладать прогностической ценностью, Т. Е. Предсказывать возможное развитие тех или иных явлений.
- Концепция личности В. С. Мерлина
- Каковы же следствия этого принципиального положения?
- Концепция личности В. А. Ядова
- Все элементы и уровни диспозиционной системы не изолированы друг от друга.
- Труд – свойственная только человеку деятельность с использованием орудий труда, направленная на получение конкретного результата, продукта.
- Понятие об ощущении. Природа ощущений
- Интерорецепторы находятся во внутренних органах и отражают их состояние.
- Кроме двигательного анализатора, к специальным механизмам пространственной ориентации следует отнести нервные связи между обоими полушариями, бинокулярное зрение, бинауральный слух и т. д.
- Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека.
- Забывание – также очень важный процесс памяти, хотя изучен он недостаточно полно. Определенно установлено, что все связанное с деятельностью личности остается значимым для нее, не забывается.
- Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.
- Основные процессы и механизмы памяти. Объем памяти, точность воспроизведения, длительность
- Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.
- Так, для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. Известны люди с исключительной силой памяти.
- Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.
- Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения.
- Механизмы переработки представлений в воображсаемые образы
- Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки.
- Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.
- Причины, связанные с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям.
- Отвлекаемость и рассеянность внимания
- Под чувством понимается особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам и явлениям реальности.
- Основные психологические теории воли
- Таким образом, общение – это сложный и многосторонний процесс.
- Социальный контроль и социальные нормы в процессе общения. Информационная концепция эмоций
- Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков – половых, национальных, возрастных, имущественных и др.
- Общее понятие о темпераменте. Свойства темперамента
Профессиональная образовательно—воспитательная работа является творческой. Поэтому любой педагог—практик накапливает множество эффективных средств воспитательного воздействия на личность, оригинальных образовательных и обучающих технологий. Однако без теоретического обоснования и научной интерпретации применение педагогических действий и техники не имеет педагогической ценности. Сегодня выполнение действий и техника – это не только эмпирический процесс, не только обобщение опыта, но и результат экспериментальных педагогических исследований. Основываясь на общепедагогических положениях об использовании научных методов, педагог—профессионал в постоянном творческом поиске адаптирует их к себе и конкретным решаемым задачам. Со временем это развивает у педагога умения, педагогическую интуицию («искусство педагога»).
Результаты педагогических исследований могут быть обманчивыми, если не исключать влияния субъективности самого исследователя. Субъективность может возникнуть по причине предубеждения, неосознанных предпочтений, соблазн найти подтверждение исходной гипотезе и пр. Согласно общенаучному принципу объективности исследователь обязан исключить влияние на выводы и рекомендации личных пристрастий, взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности, амбициозности и недостаточной личной научно—педагогической подготовленности.
Кроме того, педагог—исследователь должен: 1) сочетать экспертные методы с экспериментальными;
2) изучать одно и тоже явление, свойство, элемент несколькими методами;
3) использовать валидные методы;
4) строить выводы и оценки не на единичных фактах и данных, а на их статистически достаточном множестве;
5) применять методы математической статистики;
6) проводить педагогические консилиумы, привлекая экспертов;
Завершать исследование практической апробацией.
Главное условие, требование к педагогу—исследователю – социальная ответственность и научная добросовестность, стремление к эффективности, истине, деловому результату.
Существуют два уровня методологической культуры педагога.
Педагогический уровень: педагог обязан знать историю педагогики; основные принципы, используемые в качестве методологических установок (принцип доступности, индивидуальности, единства обучения, воспитания и развития). Кроме того, педагог должен иметь навыки использования различных методов ведения урока и навыки воспитательной работы. Велика значимость умения педагога выбрать и применить методы и методологические установки, соответствующие познавательной и практической деятельности.
Диалектический уровень: педагог должен применять в своей деятельности противоположные, взаимоисключающие идеи, принципы и положения.
Методологическая культура педагога – один из элементов, составляющих основу педагогического мастерства.
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Основными отраслями педагогики можно назвать следующие науки.
1. Общая педагогика исследует общие закономерности воспитания, обучения и образования. Формулирует основные принципы и категории, которые используются во всех специальных и прикладных педагогических науках. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания, дидактика, теория организации и управления образовательными системами.
История педагогики изучает развитие педагогической мысли в различные исторические эпохи.
3. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах.
Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на разных возрастных этапах.
Специальная педагогика (дефектология) разрабатывает основы, методы, формы и средства воспитания и обучения индивида, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. Имеет ряд отраслей: сурдопедагогику, тифлопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию.
6. Методики преподавания обучение конкретным дисциплинам (языку, математике, химии, истории и т. д.).
7. Профессиональная педагогика изучает педагогические процессы, ориентированные на конкретное профессиональное образование человека (военная, инженерная, производственная, медицинская и другие виды педагогики).
8. Социальная педагогика ведет теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых (клубы, секции, студии и пр.).
|