Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Метод наблюдения и самонаблюдения в психологии. Эксперимент в психологии
Содержание книги
- Із педагогічної скарбниці Софії Русової
- Антон семенович макаренко (1888-1939) - видатний український педагог і письменник. Його соціально-педагогічні погляди – суттєвий внесок у розвиток соціальної педагогіки як науки.
- Організація первинних колективів здійснювалась у формі виробничих загонів.
- Предметом педагогики служат сами воспитательные действия и отношения, влияющие на развитие человека.
- Всестороннее и гармоничное развитие личности в педагогике – это взаимосвязанное формирование ее педагогических свойств и их совершенствование до цивилизованного уровня.
- Обеспечение педагогической целостности процесса: включение всех направлений педагогической работы – учебно—педагогической, воспитательно—педагогической, развивающе—педагоги—ческой.
- Методологическая культура педагога
- Исправительно—трудовая педагогика изучает теорию и практику перевоспитания лиц, находящихся в заключении.
- Гуманистический подход в организации воспитания и обучения
- Образованность – характеристика высокого уровня гармоничной педагогической сформи—рованности человека и общностей, основанной на обладании научным пониманием мира и себя.
- Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.
- Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека.
- А вот четвертый этап развития психологии связан со становлением отечественной психологической школы.
- Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.
- Возрастному развитию присущи два свойства – метрическое и топологическое.
- Психология представляется наукой о законах порождения и функционирования психического отражения в жизни, в деятельности живых индивидов.
- Метод наблюдения и самонаблюдения в психологии. Эксперимент в психологии
- Принцип развития психики. Психику можно адекватно интерпретировать только в том случае, если она рассматривается как продукт развития и как результат деятельности.
- Валидность теста заключается в том, что он должен оценивать именно то качество, для которого предназначен.
- Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания.
- В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.
- Интенсивность – эмоциональная окраска направленности. Имеет большой диапазон выраженности: от смутных, нечетких влечений до полной убежденности.
- В-третьих, теория должна обладать прогностической ценностью, Т. Е. Предсказывать возможное развитие тех или иных явлений.
- Концепция личности В. С. Мерлина
- Каковы же следствия этого принципиального положения?
- Концепция личности В. А. Ядова
- Все элементы и уровни диспозиционной системы не изолированы друг от друга.
- Труд – свойственная только человеку деятельность с использованием орудий труда, направленная на получение конкретного результата, продукта.
- Понятие об ощущении. Природа ощущений
- Интерорецепторы находятся во внутренних органах и отражают их состояние.
- Кроме двигательного анализатора, к специальным механизмам пространственной ориентации следует отнести нервные связи между обоими полушариями, бинокулярное зрение, бинауральный слух и т. д.
- Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека.
- Забывание – также очень важный процесс памяти, хотя изучен он недостаточно полно. Определенно установлено, что все связанное с деятельностью личности остается значимым для нее, не забывается.
- Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.
- Основные процессы и механизмы памяти. Объем памяти, точность воспроизведения, длительность
- Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.
- Так, для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. Известны люди с исключительной силой памяти.
- Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.
- Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения.
- Механизмы переработки представлений в воображсаемые образы
- Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки.
- Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.
- Причины, связанные с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям.
- Отвлекаемость и рассеянность внимания
- Под чувством понимается особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам и явлениям реальности.
- Основные психологические теории воли
- Таким образом, общение – это сложный и многосторонний процесс.
- Социальный контроль и социальные нормы в процессе общения. Информационная концепция эмоций
- Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков – половых, национальных, возрастных, имущественных и др.
- Общее понятие о темпераменте. Свойства темперамента
Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.
Существуют определенные требования к организации и проведению научного наблюдения:
– составление плана наблюдения;
– фиксирование результатов (чаще всего в виде дневника наблюдения);
– формулировка выводов.
Самым важным требованием к организации наблюдения является обеспечение таких условий, при которых испытуемый не знает, что является объектом изучения. Если это условие выполняется, то исследователь собирает факты естественного поведения, что является очень важным достоинством метода наблюдения.
Недостатки метода наблюдения определяются пассивной ролью исследователя: низкая оперативность, плохая повторяемость, низкая точность, высокая трудоемкость, сложность вычленения и анализа необходимых психологических фактов.
Метод самонаблюдения (интроспекция). Современная психология не отрицает значимости самонаблюдения, но отводит ему вспомогательную роль. Самонаблюдение в виде словесного отчета испытуемого после эксперимента или перед ним служит дополнительной информацией для дальнейшего совершенствования экспериментальных методов и фактически является не столько методом, сколько объектом исследования. Самостоятельного значения этот метод не имеет, так как результаты самонаблюдения невозможно ни доказать, ни опровергнуть, кроме того, следует иметь в виду, что, когда человек пытается заглянуть в себя, он все равно видит объективный мир, отраженный в его психике, а не сам мозг, его свойства и функционирование. Поэтому данные, полученные методом самонаблюдения, лишены научности в современном понимании.
Обычно в психологии выделяют два вида экспериментов: лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент. Основное достоинство метода – активная позиция исследователя, придающая такому эксперименту следующие положительные черты:
– оперативность: исследователь не ждет проявления необходимых фактов, а сам создает ситуацию, условия, которые вызывают изучаемый психический процесс;
– повторяемость: высокая точность благодаря использованию современной измерительной аппаратуры;
– однотипность данных и, как следствие, более простой анализ.
Однако лабораторный эксперимент имеет и свои недостатки, которые можно свести к главному: испытуемый знает, что он является объектом изучения, и тем самым теряется естественность протекания психических процессов. Поэтому получаемые в результате лабораторного эксперимента данные должны проверяться в естественных условиях деятельности людей.
Естественный эксперимент. С целью устранения основного недостатка лабораторного эксперимента – неестественности протекания психических процессов – был разработан естественный эксперимент. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые психологические особенности и качества. Разновидность естественного эксперимента – психолого-педагогический эксперимент, когда в ходе эксперимента решаются обучающие или воспитательные задачи.
ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Принцип детерминизма. Этот принцип означает, что психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни. Если говорить о психике животных, то считается, что ее развитие определяется естественным отбором как биологическим законом.
Принцип единства сознания и деятельности.
Сознание и деятельность не тождественны и не противоположны – они представляют собой единство. В сознании человека формируются динамические модели действительности, позволяющие ему ориентироваться в окружающей среде и в соответствии с этим осуществлять деятельность. Принцип единства сознания и деятельности позволяет психологам, изучающим поведение, деятельность, выяснить те внутренние психологические механизмы, которые обеспечивают успешность достижения целей деятельности, т. е. открывать объективные закономерности психики.
|