Карл Барт и Дитрих Бонхоффер: религия как человеческое изобретение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карл Барт и Дитрих Бонхоффер: религия как человеческое изобретение



Истоки еще одного важного подхода лежат в христианстве, в частности, в диалектическом богословии Карла Барта. Этот подход развивает идею о том, что "религия" - это чисто человеческое создание, часто вызов, брошенный Богу. Религия рассматривается как человеческое богоискательство, направленное вверх. Это резко отличается от божественного Самооткровения, показывая, что религия представляет собой человеческое творчество.

Следует помнить, что Карл Барт получил свое богословское образование в немецком либеральном протестантизме. "Культурный протеcтантизм" того периода придавал большое значение религиозности человека. В лекции, названной "Праведность Бога" (1916 г.) Барт заявляет, что религиозность человека - немногим более, чем Вавилонская башня - чисто человеческое сооружение, построенное как вызов Богу- Существует радикальное противоречие между божественным Самооткровением человечеству, которое приводит к вере, и человеческим богоискательством, которое приводит к религии. Таким образом, Барт подвергает религию той же критике, что и Фейербах и Маркс, именно потому, что он считает эту критику направленной против человеческого изобретения религии. С точки зрения Барта, религия - препятствие, которое следует устранить, чтобы увидеть во Христе Бога. В худшем случае, она -идолопоклонство, поскольку предусматривает поклонение людей своему собственному созданию.

Многие авторы пытались свести взгляды Барта на религию к фразе "отмена религии". Действительно, стандартный английский перевод 17 Раздела "Церковной Догматики", том 1, Часть 2, озаглавлен "Откровение Бога как отмена религии". Однако, эта английская фраза требует тщательного объяснения. Необходимо помнить, что Барт писал по-немецки, а не по-английски. Немецким словом, переведенным как "отмена", является "Aufliebung" - термин, имеющий долгую и незаурядную историю употребления в немецкой философии, особенно в гегелианстве. Он двусмыслен и имеет два корневых значения: "убирать" и "возвышать, превозносить".

Действительно, в своих ранних работах К. Барт принимает чрезвычайно негативное отношение к религии, понимаемой как человеческое изобретение. Однако, здесь Барт подчеркивает естественную человеческую тенденцию формировать понятия о Боге и стремиться их обосновать. Он критикует не другие религии, а религии в целом. Барт усматривает феномен "религии" в христианстве, как и в любой другой религии; культурные ценности вторгаются в евангелие и сливаются с ним. Особый интерес Барта к этой тенденции фокусируется на немецкой церковной борьбе в 1930-е годы, в ходе которой, как он полагал, в христианскую веру были включены германские идеи.

Однако, в его позднем периоде, отношение Барта смягчилось. Он стал все больше осознавать необходимость религии на этой стороне вечности. "Религия" начинает означать больше "человеческие институты" или "способы богослужения", чем "человеческую попытку выяснить, каков Бог". Указания Барта на "отмену" религии просто не имеют смысла, поскольку он настаивает на том, что "религия" будет существовать до конца времен, как необходимая опора и поддержка веры. Напротив, Барт стремится подчеркнуть, что благодатью Божьей эта религия возвышается. Она является чем-то нейтральным, но не отрицательным.

Это было совершенно не то, что думал Дитрих Бонхеффер. Наиболее значительным вкладом Бонхеффера в современное богословие обычно считается его анализ культурной ситуации, в которой следует возвещать Христа в современном мире. 5 апреля 1943 года Д. Бонхеффер был арестован гестапо по обвинению в заговоре против Адольфа Гитлера. В течение восемнадцати месяцев, которые он провел в берлинской тюрьме Гегель, им были написаны его знаменитые "Письма и заметки из тюрьмы", в которых он рассуждал над вопросом о месте Иисуса Христа в "повзрослевшем мире", во времена, когда "нет никаких религий". Он страстно призывал к "безрелигиозному христианству".

Эта сильная фраза часто понималась неправильно. Бонхеффер направлял свою критику против тех форм христианства, которые базировались на предположении, что все люди естественно религиозны -предположении, которое Бонхеффер считал неправильным, учитывая новую безбожную ситуацию. "Безрелигиозное христианство" является верой, основанной не на непригодном и дискредитированном понятии о "природной человеческой религиозности", но на Самооткровении Божьем во Христе. Таким образом, устранялись любые обращения к культуре, метафизике или религии, которые были малопонятны для нового светского мира и неизбежно вели к искаженному пониманию Бога (в этом вопросе наблюдается большое сходство между позициями К. Барта и Д. Бонхеффера). Распятый Христос дал нам подходящую для современного периода модель Бога - Бога, Который позволяет Себя вытолкнуть из этого мира на кресте". Эти идеи, особенно в отношении к новому секуляризму и необходимости основывать богословие на чем-то кроме религии и метафизики, оказались плодотворными для послевоенной немецкой христологии и в 1960-е годы оказали глубокое влияние на многих авторов в Соединенных Штатах.

Здесь, однако, присутствует очевидное недоразумение. Фразы Бонхеффера "безрелигиозное христианство" и Барта "отмена религии" воспринимались многими радикальными авторами того периода как означающие конец какой-либо корпоративной христианской жизни или отказ от традиционных христианских идей. Это недоразумение оказало большое влияние на популярные работы 1960-х годов, такие как книга Джона Робинсона "Честны перед Богом" и движение "смерти Бога".

Рассмотрев один из христианских подходов к религии в целом, перейдем к исследованию подходов к другим религиям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.006 с.)