Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эссе: «Самый бедный тот, кто не умеет пользоваться тем, что имеет».

Поиск

П.Бауст.

Под уровнем жизни понимают степень обеспечения товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфортного и безопасного существования. Почему одним удается добиться высокого уровня жизни и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты? Вот тут-то на ум и приходят слова П.Бауста «Самый бедный – это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает». Автор говорит об экономической проблеме ограниченности ресурсов. Не в количестве ресурсов счастье, а в умении так распорядиться своими ограниченными ресурсами, чтобы можно было максимально обеспечить свои неограниченные потребности.

Нельзя не согласиться с этим мнением, тем более что сама жизнь предоставляет нам множество примеров данной проблемы.

Япония, например, считается сегодня одной из самых богатых стран, хотя исторически обладает весьма ограниченными ресурсами. А Россия, одна из немногих стран, обладающая самыми обширными и многочисленными ресурсами, является далеко не богатой страной. А это доказывает, что условием уровня благосостояния является эффективное использование имеющихся факторов производства: земли, капитала, труда, предпринимательства и информации.

Уровень благосостояния в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т.е. способов и форм соединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. К таким экономическим механизмам относятся разделение труда, специализация и торговля. Они создают условия для достижения высокой производительности труда и позволяют обмениваться произведенными товарами на взаимовыгодной основе. Примером является сравнение жизни африканских племен на основе натурального хозяйства и жизни западноевропейских стран, основой хозяйства которых является товарное хозяйство.

Использование устаревших технологий, низкий уровень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств также влияет на уровень жизни.

Ярким примером умения пользоваться тем, что имеют, является Япония. Элементами «японского экономического чуда» можно назвать жесткий контроль над внешней торговлей. Исключался ввоз любой продукции, которая могла производиться или производилась в стране. Еще одним рычагом было внедрение передовых технологий, которые японцы скупали по всему миру. Это позволяло им экономить на собственных научных разработках, а внедрение технологий раньше, чем в странах их разработавших, давало весомое преимущество в международной конкуренции. За счет корпорации обеспечивается повышение квалификации и уровня образования рабочих кадров. Высокое качество и относительное низкая стоимость японских товаров позволила им быстро и успешно завоевывать мировые рынки, а государству и гражданам богатеть.

ЭКОНОМИКА.

1. «Деньги - это свобода, выкованная из золота».

(Э.М. Ремарк)

Трудно не согласиться с немецким писателем. Свобода – это возможность человека удовлетворить любые потребности. Например, с помощью денег можно удовлетворить все физиологические потребности (жилье, еда и т.д.), можно удовлетворить социальные потребности (общение, путешествие и т.д.). С помощью денег осуществляются престижные потребности (дорогая машина, фирменная одежда и т.д.), духовные потребности тоже могут быть удовлетворены с помощью денег (билет на концерт известного исполнителя, дорогая книга и т.д.).

Наличие денег делает человека независимым. Деньги дают возможность их владельцу поступать так, как он захочет. Например, купить какие-либо товары, дать их под залог, обменять на ценные бумаги. Он, по сравнению с человеком без денег, обладает огромным преимуществом в осуществлении своих желаний, он экономически свободен. Деньги - всеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга. Владелец может применить их по-разному: приобрести товары и услуги (функция обращения), оплатить ими долги или обязательные платежи (функция платежа), положить их в банк для увеличения суммы денег (функция накопления) и др. Владелец денег может организовать свое производство, потому что обладает первоначальным капиталом, и заняться предпринимательской деятельностью. Таким образом, деньги делают человека свободным по отношению к принимаемым им экономическим решениям, поэтому можно утверждать, что деньги — это свобода.

Но эта свобода выкована из золота, по утверждению Ремарка, потому что для денег во времена Ремарка устанавливалось золотое обеспечение, т. е. каждой единице валюты соответствовала определенная установленная масса золота. Одна из функций денег – «сокровища», т.е. средство накопления, а где сокровища – там не может быть свободы. Золото много весит, за ним много стоит. Многие считают, что по-настоящему свободны лишь бедняки, которым нечего терять. Богатство считается большим испытанием для человека и далеко не все люди достойно с ним справляются, иначе не стал бы такой писатель, как Ремарк затрагивать эту тему, противопоставляя свободу и золото. Речь идет об экономической ответственности.

Деньги для человека должны оставаться средством, но не целью. А свобода – в том, как их потратить, т.к. известно, что кому много дается, с того и много спроситься. Не случайно среди богатых людей много тех, кто занимается благотворительностью. Не так давно знаменитый Билл Гейтс объявил о том, что отходит от дел, а свое огромное состояние, за вычетом некоторых процентов в пользу своих детей, намерен потратить на образование и детское здравоохранения. Рядом с богатством всегда должна стоять благотворительность, это было и у наших русских предпринимателей, благодаря которым у нас есть Третьяковская галерея, МХАТ и др. Как порой хочется помочь больному ребенку, которому всем «миром» собирают деньги на операцию или дорогие лекарства! Как много людей, наверное, завидует в такую минуту богатым, у которых такая возможность есть, главное - сделать правильный выбор, ведь свобода – это возможность выбирать, а деньги должны помочь сделать правильный выбор, ведь они – «свобода, выкованная из золота».

 

 

2. «Цены и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов в обществе, ограничивая тем самым желания участников, координируя их действия».

(Г. С. Беккер)

Что означает цена и какие другие инструменты рынка имел в виду Беккер? Цена - это денежное выражение стоимости товара. Говоря о других инструментах рынка, автор, скорее всего, имел в виду спрос и предложение, их взаимодействие. Точнее, закон спроса (между ценой и объемом спроса существует обратно пропорциональная зависимость, при повышении цены объем спроса снижается) и закон предложения (между объемом предложения и ценой товара существует прямая зависимость, т. е. с увеличением товара возрастает объем предложения). Таким образом, цена, законы спроса и предложения регулируют рынок, число участников на нем, координируют их действия. И с этим трудно не согласиться. К примеру, высокодоходной является нефтедобывающая промышленность. Однако не все могут заниматься добычей нефти, т. к. для этой деятельности требуется дорогостоящее оборудование, которое не могут себе позволить не только мелкие предприниматели, но и даже некоторые страны. Или еще пример, черная и красная икра являются деликатесом, каждый хотел бы иметь их у себя на столе, но из-за дороговизны не каждая семья может себе позволить ее. Добыча икры ограничивается, иначе цена на икру будет падать, и прибыль будет оставаться неизменной как при увеличенном объеме, но низкой цене, так и при низком объеме, но высокой цене продажи. С другой стороны, это способствует сохранению ограниченных природных ресурсов. Главный принцип рынка – сделка должна быть выгодна и продавцу, и покупателю. Благодаря этому все люди (а значит, и все общество) достигают наилучшего для себя результата, ресурсы общества распределяются наиболее рационально. Цена и другие инструменты рынка действуют как невидимая рука, которая регулирует ограниченные ресурсы в экономике.

 

3. «Торговля не разорила еще ни одного народа».

(Б. Франклин)

Автор хотел сказать, что занятие торговой деятельностью полезно для общества, это может привести к его процветанию. Я думаю, что с этим стоит согласиться. Торговля развивалась с момента развития общественных отношений. Одни продают, другие покупают. Торговля имела место и тогда, когда не было монет. Деньгами могли служить шкуры животных, драгоценные металлы и т. д. Торговля — это наиболее распространенная форма обмена, в котором право собственности на благо (товар, услугу) переходит от одного к другому посредством денег. Торговля может служить объединяющим фактором страны и даже мира. Возьмем, к примеру, Древнюю Русь. Торговля поистине объединяла Русь. По сухопутным дорогам, по рекам тянулись купеческие караваны. В Новгород шли возы с зерном из Приднепровья; из Волыни во все земли везли соль; с севера на юг - меха, рыбу. В другие страны русские купцы везли кожу, воск, льняное полотно для парусов, изделия из серебра и кости. Из других стран поступали зарубежные товары: ткани, оружия, драгоценные камни, украшения, церковная утварь, вино. Таким образом, путь «из варяг в греки» способствовал развитию восточных славян и стал одной из предпосылок в образовании у них государства.

Внешняя торговля помогает наладить отношения со странами даже тогда, когда у них много противоречий политических, как например, у России и Японии есть спор из-за Курильских островов, но это не мешает выстраивать взаимовыгодные торговые отношения.

Для того чтобы страна могла выйти на мировой рынок, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, то есть запасы конкурентноспособных товаров и услуг, пользующихся спросом, валюту или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр. Расчеты по внешнеторговым операциям производятся банковскими организациями, а страховой бизнес страны осуществляет страхование грузов и перевозок. Конечно, при необходимости можно воспользоваться услугами других стран, но это дорогие услуги, и каждая страна, участвующая в мировом рынке, стремиться создать свою собственную инфраструктуру, что приводит к общему подъему уровня развития государства.

Торговля не только не разорила ни одного народа, но является первой и старейшей формой международных связей, что очень важно в нашем непростом, противоречивом мире.

 

 

4. «Не быть жадным - уже есть богатство, не расточительным - доход».

(М. Монтень)

Это высказывание сродни поговорке: «Не тот богат, у кого много денег, а тот, у кого меньше потребностей». Проблемой экономики являются, как известно, безграничные потребности общества в условиях ограниченных ресурсов. Одним из решений этой проблемы является сокращение потребностей до разумных пределов и экономия ресурсов, о чем и говорит автор, и с чем нельзя не согласиться. Каждый человек сам определяет, богат он или нет, хотя порой его оценка складывается в результате сравнения с другими людьми. Жадному человеку всегда чего-то не хватает. Много подобных ярких примеров дает мировая литература: Плюшкин, Скупой рыцарь, Гобсек и т.д. В современной жизни все также: кому-то не хватает денег на двухуровневую квартиру, и он считает себя бедным, а кто-то считает себя богатым, т.к. у него на столе каждый день есть хлеб. Воспитание разумных потребностей у человека является задачей цивилизованного общества, решение которой поможет решить и глобальную проблему с истощением природных ресурсов, из-за которых так много крови проливается в наше время по всему миру. Достаточно вспомнить конфликты на Ближнем Востоке, где развернулась настоящая битва за контроль над нефтью и газом.

Богатство — это не только отсутствие жадности, но и бережливость, рационализм и прагматизм. Доход - это совокупность всех получаемых человеком финансовых средств, необходимых для оплаты материальной стороны своей жизни. Расходы населения называются потреблением. Рациональный потребитель должен руководствоваться рациональной организацией своей жизни, эффективной производственной деятельностью, оптимизацией потребления. Если не быть рациональным потребителем, может сложиться ситуация, что расходы будут превышать доходы. И здесь многое зависит не от количества богатства у человека, а от умения им распоряжаться. В истории немало было случаев, когда богатые дворяне свое состояние доводили до банкротства, но немало было крестьян, которые благодаря своему труду и экономии стали зажиточными, например Морозовы, Путиловы, Бахрушины. Или другой пример: Форд начал свою карьеру с первого автомобиля. Если бы деньги, полученные за него, он потратил только на текущие нужды, он никогда бы не смог основать компанию.

Таким образом, нельзя быть стяжателем и потребителем-эгоистом, обуреваемым жаждой обладать всем. Умение экономить, рационально распорядиться капиталом является необходимым условием эффективного расходования ресурсов, и, следовательно, успешного безбедного существования отдельного человека и общества в целом.


5. «Конкуренция - единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей».

(Ф. Хайек)

Под конкуренцией в экономике понимается соперничество участников хозяйственной деятельности в борьбе за достижение лучших результатов. Мне кажется, что данное автором определение конкуренции точно определяет его сущность. Слово «конкур» обозначает особый вид конных соревнований – преодоление различных препятствий. От этого слова произошло слово «конкурс» - состязание, соперничество за достижение определенных преимуществ. Конкуренция является регулятором не только экономических, но и политических, культурных, межличностных отношений. Конкуренция осуществляет функцию взаимной координации наших действий без вмешательства со стороны властей: люди соперничают за лучшие результаты, большую прибыль, лучшие условия жизни. В ходе конкуренции они объективно изменяют окружающие их предметы, свои отношения, подстраиваются друг под друга, стремятся не отстать от других, т. е. осуществляют взаимную координацию действий. Конкуренция, борьба между производителями товаров и услуг существовала уже с первых шагов развития товарного производства. Она является одним из основных условий рыночной экономики. Например, на рынке какой-то товар представлен в избытке, т. е. величина предложения больше величины спроса. Вот здесь и проявляется закон конкуренции: производитель путем повышения эффективности может снизить затраты на производство, уменьшить себестоимость товара, повысить его качество и, в конечном счете, снизить цены на свой товар. Это «подстегнет» других производителей к ответным действиям. Снижение цены приведет к росту величины спроса на этот товар. Таким образом, конкуренция может без всякого вмешательства государства регулировать спрос и предложение, координировать действия различных производителей. В странах Западной Европы и США до конца XIX в. государство почти не вмешивалось в экономические процессы. Но свободная конкуренция со временем привела к появлению крупных фирм, которые стали контролировать целые отрасли, т.е. стали монополистами. Суть монополии – экономический диктат путем установления монопольно высоких (или низких) цен для получения монопольно высокой прибыли. Монополия порождает высокие цены, несоответствие спроса и предложения, увеличивает пропасть между богатыми и бедными. Появилась необходимость в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей. В США уже в конце XIXв. появились антитрестовские законы, которые государство использовало для улучшения рыночной системы. Современный рынок значительно отличается от рынка свободной конкуренции. В развитых странах существует смешанная экономика, в которой одновременно действуют невидимый рыночный механизм и государственное регулирование. Современная рыночная экономика – это не хаос и анархия, хотя она и не устраняет рыночной стихии, она – отработанный механизм для координации деятельности товаропроизводителей и потребителей, который развивается вместе с обществом. С развитием цивилизации становится цивилизованным и рынок. Начиная с 90-х годов XXв. Россия идет по пути современной рыночной экономики. Были приняты антимонополистические законы, в том числе и Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Но нет раз и навсегда определенного сочетания плановых и рыночных элементов регулирования для любых экономических обстоятельств. Для каждой конкретной исторической ситуации необходим поиск оптимального сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования экономики. Можно привести и другие, не относящиеся к экономике примеры конкуренции: конкурс музыкальных групп, президентские выборы, вступительные экзамены и т. д. При том, что везде есть элемент состязания, соперничества, объединяет эти примеры также наличие определенных правил, общих для всех.

 

 

6. «В бизнесе и в спорте слишком многие боятся конкуренции. В результате этого люди избегают стремления к успеху, если это требует упорного труда, тренировки и самопожертвования». К. Рокне.

 

Слово «конкуренция» пришло из спорта. «Конкур» - особый вид конных соревнований, преодоление различных препятствий. В состязаниях принимают участие многие, но к финишу приходят не все, и единицы поднимаются на пьедестал победителями. До соревнований были долгие, изнурительные тренировки, травмы, слезы и стрессы. Но победа для самых достойных – миг, искупающий все. Автор высказывания сравнивает конкуренцию в спорте с конкуренцией в бизнесе, и мне понятна его позиция. В экономике продавцы товаров и услуг соперничают друг с другом, стараясь привлечь как можно больше покупателей. Они тоже рискуют, как и спортсмены, но и здесь действует правило: «Чем выше планка – тем выше прыжок». Риски предпринимателя – это вложенные в бизнес средства, репутация, здоровье, а иногда и жизнь. Не все готовы к этому, многие «сходят с дистанции», так и не вкусив плодов победы. Конкуренция способствует рациональному использованию ограниченных ресурсов, стимулирует снижение издержек производства и реализации, повышение эффективности производства, улучшение потребительских свойств товаров; в то же время она приводит к дифференциации доходов производителей и потребителей, в крайнем случае – к разорению. Многие в бизнесе боятся конкуренции, в результате – они не добиваются больших высот, а остаются на уровне посредственности.

Большие известные фирмы не всегда были такими. Например, компания «Аpple», которую основал Стив Джоббе. Вдвоем в гараже они разрабатывали свои программы. Было много труда, рисков, борьбы с конкурентами, а теперь – это лучшая компьютерная кампания с несколькими сотнями тысяч сотрудников.

Таким образом, чтобы добиться успеха, занять свои высоты, нужно много трудиться, быть готовым к самопожертвованию, обладать терпением и выдержкой, а самое главное – не бояться конкуренции и двигаться к своей цели.

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).

Я думаю, что слова В.Г. Белинского великолепным образом иллюстрируют биосоциальную сущность человека. Всю свою жизнь человеку проходится учиться жить в обществе, т.е., проходить процесс социализации- приобщения к традиционным ценностям, устоям окружающего мира. Этот процесс ограничен двумя полюсами: рождением и смертью. С раннего детства человека окружают первичные агенты социализации: семья, детский сад, школа. Формирование характера и мировоззрений - вот главные задачи первичных агентов. Вторичные агенты социализации, такие как вузы, профессиональные учреждения, рабочее место, формируют картину огромного окружающего мира и места человека в нем. Благодаря агентам социализации человек становится личностью, проявляет свои индивидуальные особенности и способности во взаимодействии с людьми. Человек может определить кто он, сравнивая себя с другими людьми, прислушиваясь к мнению других. По теории Маслоу существует пирамида человеческих потребностей. Фундаментом пирамиды является биологические потребности (жажда, голод, сон, продолжение рода); в середине пирамиды находятся социальные потребности (труд, самореализация); и самыми верхними являются духовные потребности (познание, мировоззрение). Все потребности тесно связаны между собой. Человек не может жить без еды, воды, и воздуха, потом же он не может жить без общения с другими людьми. Истории известны факты о том, что без общения с людьми человек сходит с ума, а не развивая свои интеллектуальные способности, он перестает быть личностью и живет на природном уровне, удовлетворяя биологические потребности.
Таким образом, фундаментальной основой человека является его биологическая сущность, а стержневой основой — социальная. Я полностью согласна с мнением известного литератора В.Г.Белинского о том, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество».

 

«Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое». Л.Левинсон.

Я не могу полностью согласится с высказыванием Л. Левинсона, в котором дается характеристика прогресса человечества как движения по кругу, не смотря на то, сто большинство обществоведов считают прогресс поступательным движением вперед. Считаю, что человечество, с момента своего возникновения, и по настоящее время, находится в постоянном движении. Развивается наука, техника, человеческий разум, и если сравнить первобытность и наши дни, то видно, что человеческое общество прогрессирует. От первобытного стада мы пришли к государству, от примитивных орудий труда – к совершенной технике, и если раньше человек не мог объяснить такие природные явления, как гроза или смена года, то к настоящему моменту он уже освоил космос. Исходя из этих соображений, я не могу согласиться с точкой зрения Л.Левинсона на прогресс как на циклическое движение. На мой взгляд, такое понимание истории означает топтание на месте без продвижения вперед, постоянное повторение..
Время никогда не повернётся вспять, какие бы факторы ни способствовали регрессу. Человек всегда решит любую проблему и не допустит вымирания своего рода.
Конечно, в истории всегда были подъёмы и спады, и поэтому я считаю, что график человеческого прогресса – это стремящаяся вверх ломаная линия, в которой подъёмы преобладают по величине над спадами, но никак не прямая или круг. В этом можно убедиться, вспомнив некоторые исторические или жизненные факты.
В первую очередь, спады в графике прогресса создают войны. К примеру, Русь начинала свою историю как могучее государство, способное опередить любое другое в своём развитии. Но в результате татаро-монгольского нашествия оно на многие годы отстало, произошёл упадок в культуре, развитии жизни страны. Но, несмотря на всё, Русь встала на ноги и продолжала двигаться вперед.
Во-вторых, прогрессу общества препятствует такая форма организации власти, как диктатура. В условиях отсутствия свободы общество не может прогрессировать, человек из мыслящего существа превращается в орудие в руках диктатора. Это видно на примере фашистской Германии: режим власти Гитлера на десятки лет затормозил политический прогресс, развитие свободы и прав человека, демократических институтов власти.
В-третьих, как ни странно, но иногда спады в развитии общества происходят по вине самого человека, т.е. связаны с научно-техническим прогрессом. Многие люди сейчас предпочитают общение с машинами человеческому общению. В результате уровень гуманности падает. Изобретение ядерных реакторов – это, конечно, великое открытие, позволяющее сберегать природные энергоресурсы, но ведь помимо АЭС было создано и ядерное оружие, которое принесло неисчислимые беды людям и природе. Пример тому – ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, взрыв в Чернобыле. Но все же человечество одумалось, осознав реальную угрозу такого оружия: во многих странах сейчас действует мораторий на производство ядерного оружия.
Таким образом, очевиден прогресс человеческого разума и общества в целом и преобладание в истории положительных действий людей над их ошибками. Очевидно также и то, что общественный прогресс – это не бесконечное движение по кругу, что, в принципе, не может считаться прогрессом, а движение вперёд и только вперёд.

 

"Свобода есть право на неравенство»

 

Я согласна с этим высказыванием, так как считаю, что свобода - это основная характеристика человеческого бытия, его суть, и при этом исторический опыт человечества, к сожалению, показывает, что люди не одинаково пользуются им данной свободой. Как писал немецкий философ Гегель: «Свобода есть познанная необходимость». Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного общества. Но для того, чтобы понять всю ее значимость, необходимо обратиться к примерам из истории.
Закономерной чертой развития человечества является неравномерность распределения свободы между представителями различных сословий, слоев, классов, что порождает неравномерное распределение прав между людьми, и приводит к социальному и правовому неравенству. Даже в первобытном обществе были старейшины и вожди, отличавшиеся своими правами и обязанностями и занимавшие более высокое положение по сравнению с остальными соплеменниками. Самым ярким же примером, показывающим значение свободы для человека, является рабство - исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства труда являлся собственностью своего хозяина - рабовладельца. В истории России таким примером является крепостное право. Но каждая новая ступень общественного развития добавляет новые качества свободе и равенству людей, распространяя их на все более широкий круг субъектов.
В самом общем смысле слова свобода является возможностью выбора действия, не зависящего ни от какой внешней силы, поэтому она, как и многие социальные ценности, нуждается в праве. Право придает свободе социальное качество, при котором активность каждого человека согласуется с активностью других людей. Право является мерой свободы. Ведь ничем не ограниченная свобода порождает преступность: если человек совершил преступление и не подвергся за это никакому наказанию, он будет считать, что ему все дозволенно и станет совершать все новые и новые преступления. А как писал великий римский государственный деятель Луций Анней Сенека: «Щадя преступников, вредят честным людям». Но для борьбы с нарушениями закона, государству необходимо не только ужесточать наказания и приводить их в исполнение, но и развивать правосознание у своих граждан. Люди должны научиться уважать законы и считать своим долгом их соблюдать. А закон в свою очередь должен быть гуманным, справедливым, но и одновременно с этим, как говорил Шарль Монтескье, «похож на смерть, которая не щадит никого».
Но почему же тогда и в современном обществе, гарантирующем равноправие, существует проблема разного распределения свободы и как следствие появления неравенства?
Причина этой проблемы на протяжении всей истории человечества остается одна и та же. Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество различных социальных групп. Различные социальные группы занимают разное положение в обществе, которое определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества, а в последствии и разным количеством правовой свободы. Социальная дифференциация - разделение общества на социальные группы была и есть главным препятствием на пути к становлению правового государство. И как показывает мировой опыт, на общественное развитие, в том числе и правовое, наибольшее влияние оказывают интересы не всех социальных групп, а только тех, которые находятся у власти: эксплуататорские классы и правящие элиты.
Свобода есть право на неравенство, ведь чем у человека больше возможностей, тем больше привилегий. И поэтому «свобода,- как писал О. Бисмарк,- это роскошь, которую не каждый может себе позволить

«Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий" (Т. Ойзерман)

В данном изречении Ойзерман, с которым я абсолютно согласна, поднимает проблему ответственного отношения человека к продуктам своей мыслительной деятельности.
Эта проблема, по моему мнению, в современном мире актуальна. Ведь согласно теории антропосоциогенеза, человек как биопсихосоциальное существо имеет самую высокоорганизованную сущность, обладает развитым мышлением и сознанием. Он в силах создавать искусственную среду, использовать для создания чего-то нового силы природы. Например, известный ученый Д. Сахаров был одним из разработчиков атомного оружия, водородной бомбы. Теория расщепления ядра может принести благо, а может нанести непоправимый вред природе, обществу, человеку. Об этом затем и говорил Д.Сахаров в своих выступлениях.
И действительно, человек может достигать цели, выбирая средства и методы деятельности. И он может выбрать аморальный, приносящий зло метод. Ярким примером этого может служить отклоняющееся поведение, а именно правонарушения. Например, нож может служить и орудием убийства или обезболивающий морфин может служить наркотиком.
А вот поведение животных всегда предсказуемо, т.к. оно отражает заложенные природой инстинкты. Человек уже хорошо изучил животных и знает, что от них ожидать.
Таким образом, благодаря мышлению человек изобрел множество предметов, вещей, теорий, учений. Он может использовать все это во благо себе, обществу, природе., а может во вред. Все зависит от морально-нравственного состояния человека, какими ценностно-нравственными ориентирами он пользуется. Слова российского философа и историка Соловьева «Человек может быть определен как животное стыдящееся» подтверждают идею о том, что человек выбирает, как поступать и отвечает за свои поступки, в основе которых должны лежать нормы морали, но не всегда так бывает.

 

«Гуманность, есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть». Ф.М.Достоевский


Гуманность (гуманизм) – это человеколюбие, осознание собственной ценности и ценности другого человека. Гуманизм подчеркивает именно человеческие качества личности, то, что отличает его от животного мира, а приобщает к сфере духовного.
«Человек стоит в центре мира»,- вот девиз гуманистов Средневековья (именно там находятся истоки данного учения).

В современном же обществознании к гуманизму относят два направления: антропоцентризм и индивидуализм.
Представители гуманистических взглядов считают, что в природе человека изначально заложено доброе или, по крайней мере, нейтральное начало. Разрушительные силы в людях являются результатом неудовлетворенных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. И действительно, гуманизм родился на фоне материального благополучия итальянской знати и богемы (художников, писателей), когда их физиологические потребности были удовлетворены, люди чувствовали себя в безопасности. Тогда и возникло стремление к главному содержанию гуманизма (по Маслоу) - творческому преобразованию окружающего мира.
Очевидно, что учение Маслоу совпадает с мировоззрением великого русского писателя 19 века Федора Михайловича Достоевского. Однако, я, как и Достоевский, не уверен в том, что человечество всегда будет проповедовать идеалы гуманизма. Ведь могут прийти такие времена, когда скорее всего, оно будет стремиться к выживанию. Например, новая мировая война, вселенская катастрофа которые могут поставить человечество на грань выживания.

Но в привычной жизни без глобальных потрясений ценности гуманизма нуждаются в пропаганде и защите. Например, права второго поколения из Всеобщей декларации прав человека 1948 года, закрепляющие за человеком право на духовное совершенствование.
Многое, конечно, зависит в этом вопросе и от индивидуальных принципов каждого человека. Есть люди, которые на терпящем бедствие корабле спасают в первую очередь женщин и детей, а потом спасаются сами. Это личности с большой буквы. Они не смогут спокойно жить, если поступят иначе.

Таким образом, я бы трансформировал идею Ф.М. Достоевского о том, что гуманность – это плод цивилизации в идею о том, что гуманность, к сожалению, это - «штучный товар» современного общества. И чтобы не потерять себя в этом обществе, всегда оставаясь человеком, и видя и ценя «человека» в других, себе подобных важно не терять уважения к человеческим ценностям и в любой ситуации просто оставаться человеком.

«Человек немыслим вне общества» (Л.Н. Толстой)

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель второй половины XIX – начала XX вв. Его творчество поражает читателя глубочайшими философскими смыслами.
«Человек немыслим вне общества» - как это понять? Чтобы грамотно сформулировать ответ необходимо, прежде всего, дать определение понятиям «общество» и «человек».
Человек - существо биосоциальное, обладающее мышлением, членораздельной речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда, воплощающее в себе высокие моральные и интеллектуальные свойства. Само определение подсказывает нам, что человек прочно связан с обществом, которое содействует и помогает ему стать личностью и отстоять свою индивидуальность.
Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ней, состоящая из индивидуумов (людей), обладающих волей и сознанием и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Здесь осуществляется социализация, т.е. процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Ребенок с момента рождения попадает не только в природную, но и в социальную среду, которая готовит его к дальнейшей самостоятельной жизни, начиная со становления самых элементарных функций: питание, передвижение и т.д.
Общество содержит в себе смысл, разум и волю. Оно легитимно, в нем концентрируется сущность человеческого бытия: все, что отличает человека от чисто природного существа и обнаруживает его разумную и духовную природу. Оно формирует человеческую личность: устойчивую систему социально значимых характеристик человека как члена общества.
Вне общества нет смысла, и каждый член общества получает возможность взаимодействовать со смыслами только в социальном пространстве. Чисто индивидуальный смысл, оторванный от общественных установок, не может существовать, и будет полной бессмыслицей. Даже высшие истины религии тесно связаны с обществом. В «Евангелии» Христос говорит: «… Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди их».
Природой заложено так, чтобы человек взаимодействовал с себе подобными. Человек с момента своего появления не может существовать вне общественных связей и отношений. Главное значение общества состоит в том, что в его рамках выживание человеческого рода, жизнедеятельность людей обеспечены более надежно и более эффективно, чем при изолированном существовании каждого человека. Более высокая гарантированность жизнеобеспечения заставила наших предков вести совместную жизнь. В эпоху традиционного общества люди сообща занимались земледелием, собирательством, скотоводством. Затем к этой деятельности добавились ремесла, человек стал заниматься творчеством и таким образом происходит совершенствование общества вплоть до современности…
Среди духовных испытаний для совершенствования по системе «дзен» в Японии существует процедура «моритао» - помещение человека на неделю и более в пещеру и строгий запрет разговаривать там <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 3024; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.18.197 (0.016 с.)