Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
То, что италия разрушала, и то, что она создавала, свидетельствовало о ее огромной интеллектуальной мощи: она опередила европу не менее чем на сто лет.
Содержание книги
- Народ, привыкший жить под властью государя и благодаря случаю ставший свободным, С трудом сохраняет свободу
- Развращенному народу, обретшему свободу, крайне трудно остаться свободным
- Каким образом в развращенных городах можно сохранить свободный строй, если он в них существует, или создать его, если они им не обладают
- Кто хочет преобразовать старый строй в свободное государство, пусть сохранит в нем хотя бы тень давних обычаев
- Умеют быть ни достойно преступными, ни совершенно хорошими: злодейство обладает известным величием или является в какой-то мере проявлением широты души, до которой они не в состоянии подняться.
- Вот какое начало и вот какой конец имел аграрный закон.
- Подобная добродетель в наши дни тем более удивительна, что встречается она до крайности редко: по-видимому, сохранилась она теперь только в германии.
- Плебеи в массе своей крепки и сильны, А по отдельности слабы
- Народ рима, как я уже говорил, настолько ненавидел титул царя, что никакие заслуги гражданина, домогавшегося этого титула, не могли спасти его от заслуженного наказания.
- С какими народами римлянам приходилось вести войну и как названные народы отстаивали свою свободу
- Святейшему и блаженнейшему отцу, господину нашему клименту VII
- Когда аттила удалился из италии, западный император валентиниан решил восстановить страну, А дабы легче ему было оборонять ее от варваров, он перенес столицу из рима в равенну.
- Но не успела италия избавиться от власти готов, как юстиниан скончался, А его сын и преемник юстин по наущению супруги своей софии отозвал нарсеса и вмес-
- Между тем на папский престол вступил пасхалий i, и вот приходские священники римских церквей, чтобы приблизиться к папе и принимать участие в избрании его,
- Народ римский упорствовал в неподчинении папе, и оба эти соперника только и старались, чтобы урвать друг у друга власть и почет.
- Преемником его стал гонорий III, при коем основан был орден святого доминика, А также в 1218 году орден
- В 1300 Г. Бонифаций принял решение о праздновании юбилея, повелев, чтобы и впредь он отмечался каждые сто лет.
- Чего управление государством от дома висконти перешло к дому сфорца, А каким образом и почему это случилось, мы скажем в своем месте.
- Вернули неаполитанский престол С тем, чтобы супруг ее людовик не принимал титула короля, А довольствовался своим положением князя тарантского.
- Урбана VI сменил бонифаций IX. Антипапа климент тоже умер в авиньоне, и папой избрали бенедикта XIII.
- Шлось расширить кольцо городских стен до нынешнего их предела. Первая городская стена замыкала лишь пространство от старого моста до сан лоренцо.
- Возмущенный, он удалился из Флоренции, наложив на нее интердикт, так что оставил он город в еще большей смуте, чем до своего приезда.
- Ведение смирило чернь; лучшие из ремесленников опомнились и осознали, какой позор навлекают на себя те, кто, подавив гордыню грандов, подчиняется затем низкому народу.
- Творить зло, другому весьма затруднительно совершать что-либо хорошее: в первом слишком много власти дается гордыне, во втором - неспособности.
- Бумагу С нарисованными на ней змеями, приговаривая, что таким способом они из гвельфа превратят его в гибеллина. Вскорости он и умер С голоду.
- Он договорился С флорентийцами не передавать им лукку, чего не позволяла ему честь, А просто оставить ее на произвол судьбы, если ему выплатят пятьдесят тысяч дукатов.
- Ожидавшим во дворе, чтобы они возвратились по домам и разоружились, А мессер ринальдо останется у него для ведения переговоров С синьорией.
- Чтобы побудить герцога к войне С флорентийцами, не нужно было всех этих речей: достаточно было наследственной ненависти и слепой гордыни, которая тем сильнее
- Папа между тем, несмотря на победу при ангиари и нуждаясь в деньгах, продал крепость борго-сан-сеполькро флорентийцам за двадцать пять тысяч дукатов.
- Хотя в ломбардии война прекратилась, она все еще велась в неаполитанском королевстве, и по этой причине в ломбардии снова взялись за оружие. Пока там шли
- Для них было бы гораздо лучше иметь в качестве соседа его их друга, чем кого-нибудь более могущественного, и притом врага.
- Дух, коему послушно наше тело,
- Готовиться к войне. Да и сами венгры после смерти джованни вайвода, одержавшего победу под белградом, тоже утратили свою рьяность.
- Со временем его друзья поняли, что не у него отняли они власть и влияние, А у самих себя. Он выбрал вторую возможность, ибо отлично понимал, что возвращение к
- Он родился в 1389 году в день святых козимо и дамиано. Юность его была полна превратностей: изгнание, тюрьма, угроза смерти. С констанцского собора, где он
- К тому времени папа пий умиротворил романью, и так как повсюду теперь царил мир, он считал, что настала пора поднимать христиан против турок, и принял
- Нам синьория, - расправиться С ним. Под конец собравшиеся договорились дожидаться новой синьории и действовать смотря по обстановке.
- Продолжались в течение двух лет, прежде чем что-либо произошло. Однако первое событие, хотя и незначительное, случилось в Тоскане.
- Кроме того, они решили, что если кто-либо из заговорщиков будет схвачен, все другие должны, действуя оружием, идти на шпаги своих противников и убить герцога.
- Так, заговорщик сам является первой жертвой своего замысла, А тот, против кого заговор был направлен, тоже в конце концов испытывает на себе его пагубные последствия.
- Что граждане, сбежавшиеся на этот шум ко дворцу, не могли ни оказать вооруженной помощи синьории, ни даже подать ей совета.
- Однако еще более важным препятствием явилась война, начавшаяся по следующим причинам.
- Всего страшусь, на что ни посмотрю.
- Никколо макиавелли прежде всего олицетворяет собой ясное и серьезное понимание того процесса, который протекал неосознанным, начиная от петрарки и боккаччо вплоть до второй половины XVI века.
- Народ иначе, как разбудив его сознание. Эту задачу и старается выполнить макиавелли. Одной рукой он рушит, другой созидает. С него, в обстановке всеобщего бездумного отрицания, началось созидание.
- Неправильно понятая католическая религия делает человека более склонным к страданию, чем к действию.
- Идеи макиавелли не показались его современникам ни новыми, ни слишком дерзкими, поскольку в них было сформулировано то, о чем все смутно догадывались.
- То, что италия разрушала, и то, что она создавала, свидетельствовало о ее огромной интеллектуальной мощи: она опередила европу не менее чем на сто лет.
- Слова эти - памятник нерукотворный. В них ощущаешь дух Данте.
- Жива в сердцах италов до сих пор.
Но у Италии был ум и не было силы. Итальянцы полагали, что умственного превосходства достаточно, чтобы изгнать чужеземцев. То был ум зрелый, живой, но абстрактный: формальная логика при полном равнодушии к цели. То была наука для науки, как бывает искусство для искусства.
Совесть была лишена цели, а когда совесть дремлет, то сердце холодно и воля слаба, каким бы зрелым ни был ум. Жизнь духа была направлена только на отрицание и на осмеяние. Итальянцам было легче смеяться над необузданными, не подчиняющимися никакой дисциплине силами, чем дисциплинировать себя, легче потешаться над чужеземцами, чем прогнать их. Острота служила аттестатом их умственного превосходства и их морального упадка. Им недоставало не физической силы и не смелости, которая из нее вытекает, а силы моральной, той, что сплачивает нас вокруг идеи и наполняет решимостью жить и умереть за нее.
Макиавелли отдавал себе ясный отчет в этом упадке, или, как он говорил, испорченности. Он пишет в "Князе":
"Велика мощь в членах тела, лишь бы хватило ее у вождей. Посмотрите, как на поединках и в схватках между немногими выделяются итальянцы силой, ловкостью, находчивостью в бою".
Италия действительно была испорчена, ибо у нее не было моральных сил, а следовательно, достойной цели, которая заполнила бы собой национальное сознание. Макиавелли принадлежат великие слова о том, что успех на войне обеспечивают не деньги, не крепости и не солдаты, а моральные силы - патриотизм и дисциплина.
Главной причиной итальянской "испорченности" была развращенность религии. Вот незабываемые слова, иллюстрацией к которым мог служить Лютер:
"Когда бы христианская религия поддерживалась в том виде, в каком она была задумана ее основателем, то государства и республики жили бы в счастии и единении. И ничто так не свиде-
тельствует об упадке ее, как то обстоятельство, что народы, ближе всего стоящие к римской церкви, которая является главой нашей религии, меньше всех веруют. Если присмотреться к основам ее, увидеть, сколь отличается нынешнее состояние религии от прежнего, то можно рассудить, что близится либо погибель, либо великое бедствие".
Весьма неблагодарная задача - высказывать горькую правду собственной родине, но это святой долг, и великий человек чувствует всю его важность.
"Прав тот, кто, родившись в Италии или в Греции и не став в Италии французом, а в Греции турком, проклинает свое время".
Для Макиавелли говорить правду родине - святой долг, акт патриотизма. Перед его взором открывается вся история мира. Он видит славу Ассирии, Мидии, Персии, Греции, Италии и Рима, прославляет королевство франков, турков, султана, подвиги сарацин и добродетели народов некогда существовавшей великой империи. Человеческий дух, неизменный и бессмертный, переходит от одного народа к другому и проявляет свою силу. Но когда дело доходит до Италии, то сравнение ранит его в самое сердце. Лучшие страницы его Истории - те, в которых рассказывается о падении Генуи, Венеции и других итальянских городов, являвших собой печальное зрелище на фоне расцвета европейских государств.
Не славословить свою страну, а говорить ей правду, дать ей почувствовать, сколь глубоко ее падение, чтобы она устыдилась и чтобы это послужило для нее уроком, описать болезнь и указать средства ее лечения представляется ему долгом порядочного человека. Это сознание долга придает его словам высокое моральное звучание.
"Когда б не было ясно как Божий день, что тогда царили добродетели, а ныне - порок, я бы выбирал более сдержанные выражения. Но коль скоро это явствует со всей очевидностью, я буду откровенно говорить о нынешних временах, дабы молодежь, сии строки прочитав, могла бы бежать пороков и взять себе за образец времена прошлые. Ибо долг добрых людей учить других тому, что сами они из-за превратностей судьбы или безвременья не могли осуществить, дабы кто-нибудь из молодых, наиболее угодных небу, мог сие содеять".
|