Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Всего страшусь, на что ни посмотрю.
Содержание книги
- Народ, привыкший жить под властью государя и благодаря случаю ставший свободным, С трудом сохраняет свободу
- Развращенному народу, обретшему свободу, крайне трудно остаться свободным
- Каким образом в развращенных городах можно сохранить свободный строй, если он в них существует, или создать его, если они им не обладают
- Кто хочет преобразовать старый строй в свободное государство, пусть сохранит в нем хотя бы тень давних обычаев
- Умеют быть ни достойно преступными, ни совершенно хорошими: злодейство обладает известным величием или является в какой-то мере проявлением широты души, до которой они не в состоянии подняться.
- Вот какое начало и вот какой конец имел аграрный закон.
- Подобная добродетель в наши дни тем более удивительна, что встречается она до крайности редко: по-видимому, сохранилась она теперь только в германии.
- Плебеи в массе своей крепки и сильны, А по отдельности слабы
- Народ рима, как я уже говорил, настолько ненавидел титул царя, что никакие заслуги гражданина, домогавшегося этого титула, не могли спасти его от заслуженного наказания.
- С какими народами римлянам приходилось вести войну и как названные народы отстаивали свою свободу
- Святейшему и блаженнейшему отцу, господину нашему клименту VII
- Когда аттила удалился из италии, западный император валентиниан решил восстановить страну, А дабы легче ему было оборонять ее от варваров, он перенес столицу из рима в равенну.
- Но не успела италия избавиться от власти готов, как юстиниан скончался, А его сын и преемник юстин по наущению супруги своей софии отозвал нарсеса и вмес-
- Между тем на папский престол вступил пасхалий i, и вот приходские священники римских церквей, чтобы приблизиться к папе и принимать участие в избрании его,
- Народ римский упорствовал в неподчинении папе, и оба эти соперника только и старались, чтобы урвать друг у друга власть и почет.
- Преемником его стал гонорий III, при коем основан был орден святого доминика, А также в 1218 году орден
- В 1300 Г. Бонифаций принял решение о праздновании юбилея, повелев, чтобы и впредь он отмечался каждые сто лет.
- Чего управление государством от дома висконти перешло к дому сфорца, А каким образом и почему это случилось, мы скажем в своем месте.
- Вернули неаполитанский престол С тем, чтобы супруг ее людовик не принимал титула короля, А довольствовался своим положением князя тарантского.
- Урбана VI сменил бонифаций IX. Антипапа климент тоже умер в авиньоне, и папой избрали бенедикта XIII.
- Шлось расширить кольцо городских стен до нынешнего их предела. Первая городская стена замыкала лишь пространство от старого моста до сан лоренцо.
- Возмущенный, он удалился из Флоренции, наложив на нее интердикт, так что оставил он город в еще большей смуте, чем до своего приезда.
- Ведение смирило чернь; лучшие из ремесленников опомнились и осознали, какой позор навлекают на себя те, кто, подавив гордыню грандов, подчиняется затем низкому народу.
- Творить зло, другому весьма затруднительно совершать что-либо хорошее: в первом слишком много власти дается гордыне, во втором - неспособности.
- Бумагу С нарисованными на ней змеями, приговаривая, что таким способом они из гвельфа превратят его в гибеллина. Вскорости он и умер С голоду.
- Он договорился С флорентийцами не передавать им лукку, чего не позволяла ему честь, А просто оставить ее на произвол судьбы, если ему выплатят пятьдесят тысяч дукатов.
- Ожидавшим во дворе, чтобы они возвратились по домам и разоружились, А мессер ринальдо останется у него для ведения переговоров С синьорией.
- Чтобы побудить герцога к войне С флорентийцами, не нужно было всех этих речей: достаточно было наследственной ненависти и слепой гордыни, которая тем сильнее
- Папа между тем, несмотря на победу при ангиари и нуждаясь в деньгах, продал крепость борго-сан-сеполькро флорентийцам за двадцать пять тысяч дукатов.
- Хотя в ломбардии война прекратилась, она все еще велась в неаполитанском королевстве, и по этой причине в ломбардии снова взялись за оружие. Пока там шли
- Для них было бы гораздо лучше иметь в качестве соседа его их друга, чем кого-нибудь более могущественного, и притом врага.
- Дух, коему послушно наше тело,
- Готовиться к войне. Да и сами венгры после смерти джованни вайвода, одержавшего победу под белградом, тоже утратили свою рьяность.
- Со временем его друзья поняли, что не у него отняли они власть и влияние, А у самих себя. Он выбрал вторую возможность, ибо отлично понимал, что возвращение к
- Он родился в 1389 году в день святых козимо и дамиано. Юность его была полна превратностей: изгнание, тюрьма, угроза смерти. С констанцского собора, где он
- К тому времени папа пий умиротворил романью, и так как повсюду теперь царил мир, он считал, что настала пора поднимать христиан против турок, и принял
- Нам синьория, - расправиться С ним. Под конец собравшиеся договорились дожидаться новой синьории и действовать смотря по обстановке.
- Продолжались в течение двух лет, прежде чем что-либо произошло. Однако первое событие, хотя и незначительное, случилось в Тоскане.
- Кроме того, они решили, что если кто-либо из заговорщиков будет схвачен, все другие должны, действуя оружием, идти на шпаги своих противников и убить герцога.
- Так, заговорщик сам является первой жертвой своего замысла, А тот, против кого заговор был направлен, тоже в конце концов испытывает на себе его пагубные последствия.
- Что граждане, сбежавшиеся на этот шум ко дворцу, не могли ни оказать вооруженной помощи синьории, ни даже подать ей совета.
- Однако еще более важным препятствием явилась война, начавшаяся по следующим причинам.
- Всего страшусь, на что ни посмотрю.
- Никколо макиавелли прежде всего олицетворяет собой ясное и серьезное понимание того процесса, который протекал неосознанным, начиная от петрарки и боккаччо вплоть до второй половины XVI века.
- Народ иначе, как разбудив его сознание. Эту задачу и старается выполнить макиавелли. Одной рукой он рушит, другой созидает. С него, в обстановке всеобщего бездумного отрицания, началось созидание.
- Неправильно понятая католическая религия делает человека более склонным к страданию, чем к действию.
- Идеи макиавелли не показались его современникам ни новыми, ни слишком дерзкими, поскольку в них было сформулировано то, о чем все смутно догадывались.
- То, что италия разрушала, и то, что она создавала, свидетельствовало о ее огромной интеллектуальной мощи: она опередила европу не менее чем на сто лет.
- Слова эти - памятник нерукотворный. В них ощущаешь дух Данте.
- Жива в сердцах италов до сих пор.
Таковы же рассуждения об изменчивости земных благ в "Фортуне". Что осталось от стихотворений Макиавелли? Несколько удачных строк, как, например, следующая из "Десятилетия":
Глас каплуна средь сотни петухов,
и несколько изречений или глубоких мыслей, как в песне "О дьяволах" или "Об отшельниках".
Шедевр Макиавелли - его капитоло "О случае", особенно концовка: она поражает и заставляет задуматься. Здесь в поэте уже чувствуется будущий автор "Князя" [2] и "Рассуждений".
2 В настоящем издании это произведение Макиавелли называется "Государь".
В прозе Макиавелли тоже ощущается забота о красоте стиля - в соответствии с представлениями того времени. Он рядится в римскую тогу и подражает Боккаччо - например, в своих проповедях собратьям, в описании чумы и в речах, которые он вкладывает в уста исторических персонажей.
Однако "Князя", "Рассуждения", "Письма", "Описания", "Диалоги об ополчении" и "Историю" [1] Макиавелли пишет спонтанно, здесь все внимание его приковано к конкретным вещам; погоню за красивыми словами и фразами он как бы считает ниже своего достоинства. Именно тогда, когда он не думал о форме, он стал мастером формы. Сам о том не помышляя, он обрел итальянскую прозу.
1 Де Санктис имеет в виду "Историю Флоренции"
У Никколо Макиавелли мы видим черты Лоренцо, его неверие и насмешливость, - черты, которыми была отмечена вся итальянская буржуазия того времени. Он обладал той же практичностью, той же проницательностью - умением понимать людей и события, - которые сделали Лоренцо первым среди князей и которые были характерны для всех итальянских государственных деятелей Венеции, Флоренции, Рима, Милана, Неаполя тех лет, когда жили Фердинанд Арагонский, Александр VI и Лудовико, по прозвищу Мавр, и когда венецианские послы писали живые, умные донесения о жизни при дворах, где они были аккредитованы.
Искусство существовало, но науки еще не было. Лоренцо был художником. Макиавелли предстояло стать критиком.
Флоренция все еще была сердцем Италии: народ еще сохранял там свой особый облик, еще был жив образ родины.
Свобода не хотела умирать. Понятий "гибеллин", "гвельф" больше не существовало - их сменила идея древнеримской республики, идея, порожденная классической культурой; она крепла вопреки всесильным Медичи, так как опиралась на традиционную тягу флорентийцев к вольной жизни и на воспоминания о славном прошлом. Свобода и политическая борьба поддерживали крепость духа и сделали возможным появление Савонаролы, Каппони, Микеланджело, Ферруччо и незабываемое сопротивление войскам папы и императора. Независимость, слава родины, свободолюбие - эти моральные силы еще более подчеркивались контрастом, который они составляли с разложением, царившим при дворе Медичи.
По своей культуре, по вольному образу жизни, по характерной для него насмешливости и любви к каламбуру и шутке Макиавелли примыкает к Боккаччо, к Лоренцо и ко всей новой литературе. Он не признает никакой религии, а посему мирится с любой из них; превознося мораль вообще, он в обыденной жизни перешагивает через нее. Дух его закалился и окреп в делах и в политической борьбе, а в период вынужденного безделья и одиночества он отточил свой ум. Совесть его не молчала: свобода и независимость родины - вот что волновало Макиа-
Велли. Практический склад его недюжинного ума не давал ему предаваться иллюзиям и удерживал в рамках возможного. Увидев, что свобода утрачена, и помышляя лишь о независимости, он попытался использовать как орудие спасения все тех же Медичи. Разумеется, это тоже было иллюзией, соломинкой, за которую хватается утопающий, это было утопией, но утопией человека сильной и молодой души, человека пламенной веры. Если Франческо Гвиччардини сумел вернее оценить и точнее почувствовать положение Италии, то только потому, что совесть его к тому времени умолкла, окаменела. Образ Макиавелли в памяти потомков окружен любовью и ореолом поэтичности именно благодаря его твердому характеру, искренности его патриотизма и благородству стиля, благодаря тому, что он сумел сохранить мужественность и чувство собственного достоинства, которые выделяли его из толпы продажных писак. Влияние, каким он пользовался, далеко не соответствовало его заслугам.
Его считали не столько государственным деятелем, человеком действия, сколько писателем, или, как принято выражаться ныне, кабинетным ученым. А его бедность, беспорядочный образ жизни, плебейские привычки, "шедшие вразрез правилам", как с укором говорил ему безупречнейший Гвиччардини, отнюдь не улучшали его репутацию. Сознавая свое величие, он не снисходил до того, чтобы пробивать себе дорогу с помощью тех внешних, искусственных приемов, которые так знакомы и так доступны посредственностям. На потомков он оказал огромное влияние: одни его ненавидели, другие превозносили, но слава его неизменно росла. Имя его продолжало оставаться знаменем, вокруг которого сражались новые поколения в своем противоречивом движении то вспять, то вперед.
У Макиавелли есть небольшая книжка, переведенная на все языки и затмившая все остальные его произведения: это "Князь". Об авторе судили именно по ней, саму же книгу рассматривали не с точки зрения ее логической, научной ценности, а с моральной точки зрения. Было признано, что "Князь" - это кодекс тирании, основанный на зловещем принципе "цель оправдывает средства", "победителей не судят". И назвали эту доктрину макиавеллизмом.
Много было предпринято хитроумнейших попыток защитить книгу Макиавелли, приписать автору то одно, то другое более или менее похвальное намерение. В итоге рамки дискуссии сузились, значение Макиавелли умалили.
Такую критику нельзя назвать иначе, как педантской. Жалка также и попытка свести все величие Макиавелли к его "итальянской утопии", к мечте о создании Италии, которая ныне стала реальностью. Мы хотим воссоздать его образ целиком, установить, в чем же состоит его подлинное величие.
|