Экспресс-курс лекций по истории отечества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспресс-курс лекций по истории отечества



ЭКСПРЕСС-КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

 

Содержание

 

 

Тема 1. Донбасс в древности и средневековье (доисторические времена - конец XV в.)

Тема 2. Юг России в период Нового времени (конец XV в. — 1918 г.). Русская колонизация Донбасса

Тема 3. Новейшая история Донбасса (1918 – 1991 гг.)

Тема 4. Донбасс в составе Украины (1991 – 2014 гг.).Образование Донецкой и Луганской народныхреспублик

Список вопросов на экзамен

 

Тема 1.

Донбасс в древности и средневековье

(доисторические времена - конец XV в.)

 

1. Донбасс в доисторическую эпоху

2. Кочевники на Донбассе: от киммерийцев – до монголо-татар

3. Возникновение, расцвет и кризис Руси

4. Возрождение Русской государственности. Царство Русское

 

 

Донбасс в доисторическую эпоху

 

Каменный век – древнейший период истории человечества, в котором орудия труда изготовлялись главным образом из камня.

1) Палеолит – древний каменный век ( 1 млн. – X тыс. до н.э.)

Человек прямоходящий(питекантроп):

· первый человек на территории Донбасса;

· выступающие челюсти и надбровные дуги;

· мозг 130 см³ (у современного человека – 180 см³);

· рост –170 см;

· массивный скелет;

· развитая мускулатура;

· руки – как у современного человека;

· возможно был покрыт шерстью;

· использовал первые орудия труда – кремневые рубила, палки (Амвросиевское рубило).

 

Неандерталец(палеоантроп):

· ледниковый период;

· физически был хорошо приспособлен для жизни в условиях ледника;

· объем мозга, близкий к современному человеку – 160 см³;

· маленький рост(165 см);

· массивный скелет;

· большая мышечная масса (на треть больше, чем у современного человека);

· ещё заметные надбровные дуги;

· появление специализированных орудий труда из кремня – копья, ножи, топоры, скребки;

· строительство жилищ;

· изготовление одежды;

· использование огня;

· речь;

· счет;

· первые верования(первые захоронения);

· стоянки неандертальцев – Деркул и Антоновка.

 

Кроманьонец(неоантроп):

· первобытный современный человек (Homosapiens);

· больший, чем у неандертальца, объем мозга–180 см³;

· высокий рост– 190 см;

· ещё более совершенные орудия – тонкие кремневые пластины, обработка кости;

· сложные культура и мифология;

· стоянки кроманьонцев– Амвросиевка.

 

Основные занятия древних людей(присваивающее хозяйство):

- загонная охота на крупных животных(Амвросиевка);

- собирательство.

 

Организация общества в виде матриархата – материнского рода, в котором счет родства шел по материнской линии.

Искусство – наскальная живопись (Стыльская пещера).

 

Верования древних людей

Тотемизм – поклонение животному, которое считали предком и покровителем рода или племени.

Анимизм – вера в существование души и загробную жизнь(захоронения уже у неандертальцев).

Магия – вера в способность человека сверхъестественным образом влиять на других людей или природу(рисунки связанные с магическими ритуалами).

Фетишизм – вера в сверхъестественную силу вещей.

2) Мезолит – средний каменный век ( X – VI тыс. до н.э.)

 

· Таяние ледника и установление современного климата.

· Вымирание крупных животных (мамонтов), на которых охотились с помощью загонной охоты; переход к индивидуальной охоте (приручение собаки) и собирательству дикорастущих злаков;

· Микролитическая техника обработки камня– изготовление орудий из миниатюрных кремневых пластинок (в виде вкладышей), изобретение лука и стрел.

 

3) Неолит – новый каменный век (V – IV тыс. до н.э.)

 

Неолитическая революцияпереход к производящему хозяйству (земледелию и скотоводству) и качественные изменения во всех сферах жизни.

· Новые орудия труда –мотыга, кремневый серп, зернотерка.

· Новые методы обработки камня –шлифование, пиление, сверление(это позволило, кроме кремня, обрабатывать и другие каменные породы).

· Гончарство.

· Ткачество.

· Лодки.

· Переход к патриархату (отцовскому роду) и парной семье.

· Демографический взрыв(резкое увеличение численности населения).

 

4) Энеолит(медно-каменный век) и бронзовый век ( IIIтыс.до н.э.)

· Обработка первого металла – меди.

· Изобретение бронзы – сплава меди и олова.

· Изобретение колеса.

· Выделение ремесел.

· Разделение человечества на оседлых земледельцев и кочевых скотоводов.

· Социальное расслоение общества.

· Стычки между племенами.

· Появление индоевропейцев.

Появление курганов – захоронений, над которыми делалась земляная насыпь.

Основные культуры бронзового века(ямная, катакомбная и срубная),получили свои названия по конструкции курганов.

 

 

Печенеги и половцы

 

Монголо-татарское нашествие

· Русь ослаблена периодом раздробленности.

Причины раздробленности:

- слабые экономические связи между княжествами: натуральное хозяйство ­(хозяйство, направленное на удовлетворение собственных потребностей, при котором не возникает потребности в торговле);

- слабые политические связи между княжествами: усиление местных князей и бояр, не нуждавшихся в центральной власти.

· Хан Темучин, получивший титул Чингисхан, совершает успешные походы и создает Монгольскую империю.

· В начале XIII в. Отряды монголо-татар подходят к землям половцев. Половцы обращаются за помощью к русским князьям.

1223г. – битва на реке Калке. Поражение объединенного войска русских князей и половцев. Из-за смерти Чингисхана вторжение было отложено.

· 1237 г. – нашествия хана Батыя (внука Чингисхана) на северо-восточные княжества Руси.

· 1240 г. –взятие монголо- татарами Киева.

 

Золотая Орда

· Название Золотая Орда исторически закрепилось за государством, выделившимся из Монгольской империи после ее разделения Чингисханом на части (улусы) между своими сыновьями;

· Столица Золотой Орды – город Сарай на реке Волге;

· В составе орды было много племен, самым многочисленными из которыхбыли половцы;

· Орда делилась на военно-административные единицы – десятки, сотни, тысячи,тумены(10000);

· Государственной религией изначально было язычество, но затем был принят ислам.

 

Тема 2.

Создание Речи Посполитой

Из-за общей угрозы со стороны Тевтонского ордена Польша и Литва сближаются и заключают ряд уний (союзов);

1385 г. – Кревская уния – династический брак между литовским князем Ягайло и польской королевой Ядвигой;

1569 г. – Люблинская уния – образование Речи Посполитой – объединенного государства Польши и Литвы.

Последствия создания Речи Посполитой для южнорусских земель:

· южнорусские земли переходили под власть Польши;

· на все русское население распространяется польская политика(закрепощение, окатоличивание, ополячивание);

· 1596 г. – Брестская церковная уния, создание Украинской греко-католической церкви.

· Нарастает сопротивление польскому владычеству в форме побегов крепостных на свободные земли и восстаний.

 

Русско-польские войны

 

1558-1583 Ливонская война Речь Посполитая и Швеция
1609-1618 Русско-польская война Речь Посполитая
1632-1634 Смоленская война Неопределённый
1654-1667 Русско-польская война Россия
1733-1735 Война за польское наследство Россия
1768-1776 Война против Барской конфедерации Россия
  Русско-польская война Россия
  Восстание Костюшко Россия

 

Общий итог противостояния – победа России и три раздела Польши

 

Первый – 1772 г.

Второй –1793 г.

Третий –1795 г.

 

Русско-турецкие войны. Образование Новороссии

 

1568—1570 Русско-турецкая война Россия
1672—1681 Русско-турецкая война статус кво
1686—1700 Азовская война Россия
1710—1711(13) Прутский поход Турция
1735—1739 Русско-турецкая война статус кво
1768—1774 Русско-турецкая война Россия
1787—1791 Русско-турецкая война Россия
1806—1812 Русско-турецкая война Россия
1828—1829 Русско-турецкая война Россия

 

Петр I решает взять Азов штурмом и получить для России выход к Азовскому морю.

1695г. – Первый Азовский поход. Боевые действия в целом проходили успешно, но горд взять не удалось.

1696 г. – Второй Азовский поход, взятие города.

 

Результаты Азовских походов:

- взятие Азова;

- получение Россией выхода к Азовскому морю;

- основание Таганрога;

- Петр I принимает решение глубоко реформировать русскую армию и создать флот;

- создание Азовской флотилии;

- осталась нерешенной задача получения выхода России к Черному морю.

 

1711 г. – неудачный Прутский поход Петра I против Османской империи. Петр I терпит тяжелое поражение и попадает в окружение превосходящих турецких сил. Петр I был вынужден пойти на переговоры и заключение невыгодного договора.

 

Прутский договор(1711 г.)

· Туркам возвращался Азов и все ранее захваченные земли.

· Разрушался Таганрог.

· Россия снова лишалась выхода к Азовскому морю.

· КарлаXII беспрепятственно пропускался в Швецию.

· Азовский флот продавался туркам.

 

1735–1739 гг. – победа России в русско-турецкой войне.

Реформы 1860-х гг.

1861 г. – отмена царем Александром II крепостного права в России.

Причины:

· Поражение в Крымской войне, которое вскрыло отставание России от других стран.

· Крепостное право выступало тормозом для экономического и социального развития

Особенности:

· Личное освобождение крестьян.

· Наделение крестьян землей за выкуп.

· Сохранение помещичьего землевладения.

1864 г. –земская реформа.

· Введение земств –всесословные выборные органы местного самоуправления.

· В выборах принимали участие все сословия, но богатые выбирали больше представителей.

· На земства возлагались задачи содержания больниц, школ, богаделен, приходов, мостов, дорог, тюрем и домов для умалишенных.

 

1870 г. –реформа городского самоуправления

· Создавались выборные городские думы.

· На выборах в думы существовал имущественный ценз(голосовали только состоятельные люди).

 

 

Промышленный переворот

После отмены крепостного права начался бурный рост промышленности Донбасса.

· 1868 г. – Джон Юз основывает свой металлургический завод.

· Донбасс становится главным металлургическим центром, где выплавлялось 36% чугуна всей Российской империи.

· Металлообрабатывающие предприятия открываются в Горловке, Дебальцево иХарцызске.

· В Луганске строится паровозостроительный завод.

· В Мариуполе бурно развивается порт.

· Идет активное железнодорожное строительство. Протяженность железной дороги выросла в 20 раз. По густоте Донбасс занимаетпервое место в России.

Значительной была роль иностранного капитала из Англии, Франции, Германии, Бельгии, Швейцарии и США.С 1888 по 1902гг.в Донбассе возникло 112 иностранных акционерных компаний.

 

По темпам роста населения Донбасс –на одном из первых мест в империи.

· Появляется национальная буржуазия, инженеры, управленцы:

- В угольной промышленности – И. Иловайский, В. Рутченко, А. Алчевский.

- Управляющие и инженеры – Ф. Енакиев, А. Горлов.

· Представителями иностранной буржуазии были владельцы металлургических предприятийБоссе иД.Юз.

· Формируется рабочий класс.

В 1861–1901 гг. количество рабочих в Донбассе увеличилось в 30 раз.

Освобождение Донбасса

 

Зима 1942 г. – в результате победы под Сталинградом начинается освобождение Донбасса.Выход на линию Миус-фронта – линии укреплений, созданной немецко-фашистским командованием для обороны Донбасса

Август–сентябрь 1943 г. – Донбасская операция. Прорыв Миус-фронта.

8 сентября 1943 г. – освобождение Сталино.

 

9 мая 1945 г. – победа над Германией.

Итоги Второй мировой войны

· Победа над фашизмом.

· Огромные человеческие и материальные потери.

· Новая расстановка сил в мире.

· Создание ООН.

 

 

Ситуация в колхозном селе

· Послевоенная разруха.

· Восстановление промышленности за счет сельского хозяйства.

· Засуха.

· Нехватка рабочих рук.

· Отсутствие у колхозников паспортов.

· Высокие налоги.

· Вывоз продовольствия в социалистические страны, в качестве помощи.

· Низкие капиталовложения.

· Ножницы цен – рост более чем в 20 раз цен на промышленные товары, при неизменных закупочных ценах на сельскохозяйственную продукцию.

Результатом политики государства и естественных сложностей стал голод 1946–1947 гг.

Восстановление образования и культуры – к 1950 г. в учебных заведениях училось больше людей, чем до войны.

 

После войны возобновляются репрессииборьба с космополитизмом (интеллигенцией,обвиненной в «низкопоклонстве перед Западом»), антисемитизм (введение 5-й графы), лысенковщина (административное и политическое вмешательство в науку), «дело врачей».

 

 

Реформа управления.

· Децентрализация управления экономикой.

· Создание Донецкого экономического административного района.

· Создание Донецкого совнархоза (совета народного хозяйства) – государственного органа территориального управления хозяйством.

Тема 4.

Донбасс в составе Украины (1991 – 2014 гг.). Образование Донецкой и Луганской народных республик

 

1. Донбасс в независимой Украине (1991 г. – начало ХХІ в.).

2. Государственный переворот и гражданская война в Украине в 2014–2015 гг.

 

СПИСОК ВОПРОСОВ НА ЭКЗАМЕН

 

1. Земли Донбасса в доисторическую эпоху: палеолит, мезолит, неолит.

2. Верования древних людей: анимизм, тотемизм, магия, фетишизм.

3. Киммерийцы и скифы в Северном Причерноморье.

4. Сарматы и гунны на землях Донбасса.

5. Переселение готов в Северное Причерноморье.

6. Хазары на землях Донбасса(VII-X вв. н.э.)

7. Появление государственности на Руси. Первые князья от Рюрика до Святослава.

8. Правление Владимира Великого. Принятие христианства.

9. Ярослав Мудрый и Владимир Мономах.

10. Русь в XII–XV веках: феодальная раздробленность на Руси и ее последствия.

11. Татаро-монгольское нашествие на Русь. Иго и его последствия.

12. Возрождение Русской государственности. Царство Русское

13. Русско-польское противостояние за контроль над Югом России

14. Последствия создания Речи Посполитой для южнорусских земель

15. Вхождение южнорусских земель в состав Русского Царства

16. Азовские походы Петра Великого.

17. Русско-турецкая война 1735 – 1739 гг. Белградский договор

18. Образование Славяносербии (1751 г.)

19. Ликвидация Запорожской Сечи (1775 г.)

20. Русско-турецкая война 1768 – 1774 гг. Кучук-Кайнаржийский мирный договор

21. Русская колонизация Донбасса в 18 в.

22. Донбасс в первой половине ХІХ в.

23. Реформы Александра IІ.

24. Пореформенная эпоха (вторая половина ХІХ в.)

25. Промышленный переворот на Донбассе

26. Столыпинская аграрная реформа (1906-1911 гг.)

27. Революции 1917 г. и гражданская война на Донбассе 1917-1920 гг.

28. Донбасс в Первую мировую войну (1914 – 1918 гг.). Брестский мир

29. Донецко-криворожская республика (1918 г.)

30. Новая экономическая политика

31. Донецкий регион в годы первых «пятилеток»: завоевания и просчеты

32. Попытки украинизации на Донбассе

33. Донбасс в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

34. Нацистский оккупационный режим в Донбассе

35. Освобождение Донбасса

36. Начало восстановления мирной жизни на Донбассе (1946–1952 гг.)

37. Косыгинская реформа 1965 года

38. Проявление застойных явлений (вторая половина 1970-х – первая половина 1980-х годов)

39. Нарастание кризиса в период «Перестройки» (1985-1991 гг.)

40. Распад СССР. Провозглашение независимости Украины.

41. Социально-экономический кризис на Донбассе и Украине после распада СССР

42. Предпосылки событий конфликта на Донбассе (2014 г. – н.в.).

43. Референдум в Крыму. Акции протеста на Донбассе

44. Провозглашение Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.

45. Боевые действия между ДНР/ЛНР и Украиной

 

 

ЭКСПРЕСС-КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

 

Содержание

 

 

Тема 1. Донбасс в древности и средневековье (доисторические времена - конец XV в.)

Тема 2. Юг России в период Нового времени (конец XV в. — 1918 г.). Русская колонизация Донбасса

Тема 3. Новейшая история Донбасса (1918 – 1991 гг.)

Тема 4. Донбасс в составе Украины (1991 – 2014 гг.).Образование Донецкой и Луганской народныхреспублик

Список вопросов на экзамен

 

Тема 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.214.173 (0.132 с.)