Лз 5. Казахстан в период господства монголов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лз 5. Казахстан в период господства монголов



  1. Чингисхан: личность и политик

5. Завоевание Средней Азии и Казахстан монголами. Золотая Орда.

6. Последствия и значение монгольского времени

В начале XIII в. в степях Центральной Азии образовалось Монгольское государство, политически объединившее монгольские племена. Основателем этого государства был Темучин. Он родился в 1155 г., по другим данным в 1162 г., в семье богатого нойона, умер в 1227 г. В ходе нескольких удачных военных походов против найманов и кереитов Темучин снискал себе славу отважного воина. Весной 1206 г. у истоков реки Орхон состоялся курултай монгольской знати, на котором Темучин был провозглашен повелителем монголов под именем Чингисхан. В основу созданного Чингисханом государства был положен принцип военной организации. Вся территория и население делилось на 3 военно-административных округа: правое крыло, левое крыло и центр. Каждый округ делился на «тьмы» - «тумены», состоящие из десяти тысяч человек. Каждая «тысяча» воинов делилась на десять «сотен», «сотни» же – на десять «десятков». Военно-административная система, созданная Чингисханом, сыграла важную роль в завоевательных походах. После победы над племенами на территории Монголии Чингисхан совершил ряд походов в земли енисейских кыргизов, бурят, на территорию Китая. Походы Чингисхана не только увеличили подвластные ему земли но и расширили технические возможности и стратегические приемы монгольского войска. У монгольской армии появились стенобитные, камнеметные орудия, на вооружение была принята «техника живого щита». Одним из основных походов Чингисхана был поход на территорию Казахстана и Средней Азии, открывший ему путь в Восточную Европу и Переднюю Азию. Походу в Казахстан и Среднюю Азию Чингисхан придавал большое значение и готовился к нему долго и тщательно. Поводом для вторжения послужила так называемая «Отрарская катастрофа». Чингисхан летом 1218 г. с целью главным образом военной разведки отправляет в Среднюю Азию караван, состоящий из 500 верблюдов. В составе каравана с монголами-лазутчиками было 450 человек. По пути караван остановился в Отраре. Правитель Отрара Кайырхан заподозрил купцов в шпионаже, после чего приказал убить их и разграбить караван. Это послужило поводом к войне Чингисхана против Хорезма. Осенью 1219 г. Чингисхан во главе огромной армии в 120-150 тыс. человек двинулся через Семиречье к Мавераннахру, направив первые удары против присырдарьинских городов. При подходе к Отрару предводитель монголов разделил свои силы. Несколько туменов во главе с Чагатаем и Угэдэем он оставил для осады Отрара; другую часть под командой Джучи отправил вниз по Сырдарье; сам Чингисхан и его младший сын Тулуй с главными силами пошли на Бухару. Осада Отрара ярчайший пример героизма населения Южного Казахстана. Осада города продолжалась почти пять месяцев. Силам монгол противостоял гарнизон города состоящий из 20 тыс. воинов находящихся под командованием Кайырхана и отряда присланного хорезмшахом Мухаммадом во главе с Караджа-хадживом. Именно предательство Караджа-хаджива предоставило монголам возможность ворваться в Отрар. Сравняв стены Отрарской крепости с землей, монгольские отряды Чагатая и Угэдэя присоединились к Чингисхану.

К маю 1220 г. армия Чингисхана захватила почти всю территорию Средней Азии до Амурдарьи. В результате зимней кампании 1220-1221 гг. был завоеван Хорезм, а весной 1221 г. война перенеслась на территорию современной Туркмении, Афганистана и Северной Индии. Основные завоевания были закончены к 1224 году. Вся огромная территория, завоеванная Чингисханом, была поделена между сыновьями. Старшему сыну Джучи Чингисхан отдал земли от Иртыша до Уральских гор и дальше на запад – «куда доходили копыта монгольских коней», к югу – до Каспийского и Аральского морей. Из среднеазиатских владений в улус Джучи вошли земли в районе низовий Амурдарьи. Ставка Джучи находилась в долине Иртыша. Второму сыну Чагатаю достались земли от Южного Алтая до Амурдарьи, т.е. весь Восточный Туркестан, большая часть Семиречья и Мавераннахр. Главным городом был Алмалык, а ставка размещалась в долине р. Или. Третьему сыну Угэдэю была выделена Западная Монголия, район верхнего Иртыша и Тарбагатая. После провозглашения великим ханом (1228-1241) Угэдэй жил на Орхоне, в ставке Каракоруме. Младший сын Тулуй получил коренной юрт отца, собственно Монголию, а также 101 тысячу из 129 тысяч человек монгольской регулярной армии. Остальным трем сыновьям было пожаловано по 4 тысячи человек из регулярной армии. Таким образом, территория Казахстана вошла в состав трех монгольских улусов: большая степная часть – в состав улуса Джучи, Южный и Юго-Восточный Казахстан – в улус Чагатая, северо-восточная часть Семиречья – в улус Угэдэя. При жизни Чингисхана земли, отведенные сыновьям, служили для них только источником дохода, но оставались подчиненными главе империи. После его смерти в 1227 году положение изменилось. Удаленность места пребывания улусных владетелей от общеимперского центра на Орхоне привела к тому, что каждый улус становился независимым владением. Постепенно в руки улусных правителей перешла полнота власти, империя распалась на несколько самостоятельных государств. История Казахстана 13 в. была неразрывно связана с историей монголов. Монгольское завоевание сопровождалось разрушением производительных сил, массовым истреблением людей. Цветущие города были стерты с лица земли, уничтожались материальные и культурные ценности, десятки тысяч искусных мастеров и ремесленников угонялись в рабство. Арабские и персидские источники приводят наименование почти трех десятков городов разных стран, население которых было вырезано монголами почти полностью, в их числе три южно-казахстанских города – Отрар, Сыгнак, Ашнас. Монгольское нашествие резко затормозило образование народности и на территории Казахстана и Западной Сибири, на эту территорию с востока и северо-востока передвинулись преследуемые завоевателями найманы и кереиты. Многие кыпчаки, в результате вынужденных миграций, оказались в других странах, от Средиземного моря до Индийского и Тихого океанов. Последствия монгольского завоевания, приведшие к экономическому и культурному упадку края, сказывались в течение нескольких веков. Однако в дальнейшем образование централизованного и могущественного государства Золотой орды объективно способствовало восстановлению хозяйственной и культурной жизни. Сильная власть стимулировала развитие торговли и расцвет градостроительства. Территория Казахстана вошла в состав трех монгольских улусов. Большая, степная часть территории современного Казахстана входила в состав улуса старшего сына Чингисхана – Джучи. После смерти Джучи в 1227 году наследником его улуса становится один из сыновей по имени Бату. Бату - хан предпринял ряд завоевательных походов на территорию Западного Дешт –и Кыпчака, в земли волжских булгар и далее на запад. В результате походов 1236-1242 годов на территории улуса Джучи и покоренных землях было образовано государство Золотая Орда.

 

В Золотую Орду вошли степные районы Казахстана к западу от верховий Оби и Иртыша, до низовий Волги и Амударьи, часть Хорезма и Западной Сибири, а так же завоеванные западные земли. В вассальную зависимость попали русские княжества. Столицей Золотой Орды был город Сарай-Бату располагавшийся недалеко от современной Астрахани позднее столицей стал город Сарай-Берке. Золотая Орда была многонациональным государством. Основную массу населения степей Дешт-и Кыпчака составляли тюркские племена. В оседлых областях государства проживали – булгары, мордва, представители других народов. Собственно монголы составляли лишь незначительную часть населения. Население Золотой орды вело комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Широкое распространение получила внутренняя и внешняя торговля. Возникновение новых городских центров в Западном Казахстане и бассейне Волги привело к сосредоточению здесь центра караванных путей из Азии в Европу. По приказам ханов Золотой орды осуществлялось благоустройство караванных путей, выкапывались колодцы, строились караван-сараи. Ярким событием в культурной жизни Золотой орды явилось объявление ханом Узбеком в 1312 году ислама государственной религий. Это повлияло не только на широкое распространение религии, но и нашло свое отражение в литературе, архитектуре государства. Государственное устройство Золотой орды следовало образцу введенному Чингисханом. Государство считалось собственностью ханского рода Джучидов. Для решения важных государственных дел созывался курултай – общее собрание знати во главе с членами правящей династии. Армией, дипломатическими отношениями с другими государствами ведал беклербек. Центральным органом исполнительной власти являлся диван, члены дивана занимались финансовыми вопросами, налогами, внутренней жизнью государства, во главе дивана стоял везир. В города и подчиненные улусы назначались даруги и баскаки, их обязанностью был сбор налогов. Наиболее важные должности в государстве занимали члены ханской семьи В Золотой орде сложилась улусная система управления. Ко времени правления Бату относится деление улуса Джучи на левое и правое крыло. Во главе правого крыла стоял сам Бату и его приемники. Во главе левого крыла брат Бату – Орда Еджен. Улусы бату и Орды в свою очередь делились на улусы других сыновей Джучи. Право на улусы имели только представители правящей династии. Первоначально Золотая Орда находилась в подчинении у великого монгольского хана но к 1260 году Монгольская империя на фактически независимые улусы. Золотая орда уже при Берке хане стала самостоятельным государством. Наивысшего могущества государство достигло в первой половине 14 века, расцвет золотой орды приходится на время правления Узбек – хана и его приемника Джаныбека. Усиление ханской власти нашло свое выражение в прекращении созыва курултаев, некоторой централизации управления страной. Со второй половины 14 века Золотую орду стали ослаблять центробежные силы, этот период характеризуется частой сменой правителей, опустошительными набегами эмира Тимура на территорию Золотой орды. К середине 15 века на территории Золотой орды сформировались фактически самостоятельные государственные объединения – Сибирское ханство, Ногайская орда, Казанское, Астраханское ханства. Государство прекратило свое существование. Одним из крупных государственных объединений, возникших входе распада Золотой орды была Ногайская орда. Первоначально с конца 14 века это государственное объединение племен проживавших между Уралом и Волгой именовалось «Мангытским юртом», по названию одного из наиболее крупных племен. Обособление Ногайской орды началось при правителе по имени Едыге а закончилось во время правления его сына Нур ад-Дина. Границы государства менялись в зависимости от внешнеполитической обстановки. Ко второй половине 15 века ногаи вышли за пределы левобережья Урала и стали продвигаться на восток и юг. Основным занятием населения Ногайской орды являлось кочевое скотоводство. На рынки Москвы ногайцы поставляли ежегодно десятки тысяч голов лошадей и овец. Одним из крупных пунктов транзитной торговли на пути из Причерноморья в Среднюю Азию был город Сарайчик расположенный в низовье реки Яик. В ногайской орде сложилась устойчивая улусная система. Во главе орды стоял князь, власть которого передавалась по наследству, в руках князя сосредотачивалась военная, дипломатическая власть. Орда делилась на ряд улусов, возглавлявшихся мурзами, часто обладавших значительной властью и лишь номинально подчинявшихся князю. Междоусобицы среди претендентов на власть, возросшая самостоятельность ногайских мурз привели к ослаблению централизации и распаду государства в 16 веке на несколько самостоятельных орд. Необходимо отметить, что в рамках государств существовавших на территории Казахстана в 13-16 веках том числе Золотой и Ногайской орд, происходил процесс складывания единой народности прерванный монгольским нашествием на территорию Казахстана. Период 13-16 веков время расцвета экономических и культурных контактов народов проживающих на территории современного Казахстана, формирования архитектурных стилей и развития разнообразных направлений духовной культуры под влиянием ислама глубоко проникнувшего в жизнь городского и степного населения.

 

Ак орда – государство, существовавшее на территории восточного Дешт и Кыпчака с середины 13 по первую четверть 15 века. Территория государства формируется на основе улуса Орды Еджена в процессе постепенного ослабления зависимости от правителей Золотой орды. Столицей государства был город Сыгнак. Во главе Ак орды стоял хан из рода Орды Еджена, ему подчинялись удельные правители и крупная кочевая знать. Население государства платила в пользу правителя налоги купчур, зякет, тагар. Политическую историю государства можно разделить на три этапа. Первый характеризуется борьбой за освобождение из-под власти Золотой орды. Второй этап связан с вмешательством правителей Ак Орды в дела Золотой Орды. Третий этап представлен борьбой против агрессии правителя Мавераннахра – эмира Тимура. Ак орда достигла наивысшего расцвета во время правления хана Уруса правившего в 60-70е годы 14 века. Однако и Урус-хану и его приемникам приходилось противостоять неоднократным вторжениям, грабительским набегам эмира Тимура, что не способствовало экономическому подъему и замедляло процесс этнической консолидации. В результате захватнических войн и борьбы за власть между представителями династий Орды Еджена и Шайбана государство значительно ослабело. Власть потомков Орды Еджена была подорвана, хан Барак погиб в междоусобной борьбе и правление над территорией Ак Орды перешло в руки потомка Шайбана – хана Абулхаира. Придя к власти, Абулхаир начал активную деятельность, направленную на построение централизованного государства, получившего известность как ханство Абулхаира или Государство кочевых узбеков. Территория ханства Абулхаира простиралась от низовий Сырдарьи, Аральского моря на север до Яика и Тобола и на северо-восток до Иртыша. В 40-х годах XV века в состав ханства Абулхаира входили города Сыгнак, Ак-Курган, Сузак, Узгенд, Аркук. Первоначально ханскими ставками были города Тара, Орду-Базар, позднее город Сыгнак стал столицей ханства. Этнический состав населения ханства был сложным. На территории ханства жили канглы, конраты, кенгересы, карлуки, найманы, мангыты, уйсуни, аргыны, кипчаки и другие племена. Государство Абулхаира не было централизованным, оно подразделялось на ряд улусов во главе с чингизидамиэ Внутренняя политика Абулхаира полна противоречий. Придя к власти при поддержке кочевой знати, хан стал вести политику централизации и ограничения привилегий правителей кочевых родов. Современники писали, что причиной смут и раздоров в государстве Абулхаира стало то, что "обычай управления государством и устав султанства не соответствовал прошлым порядкам и не было соблюдения обычаев старины". Все это вызвало возникновение оппозиции в лице влиятельных родоправителей и части султаната. Политическая история государства была насыщена как завоевательными войнами, так и постоянными династийными междоусобицами внутри государства. Положение ханства Абулхаира осложнялось многочисленными столкновениями с ойратскими племенами. В 1457 году под Сыгнаком войско Абулхаир-хана потерпело сокрушительное поражение от ойрат вторгшихся в пределы Южного, Юго-Восточного Казахстана. Заключение Абулхаиром мира на крайне не выгодных для государства условиях, жесткие меры, предпринятые ханом для усмирения недовольных среди населения государства, привели к окончательной потере авторитета, проявлением чего становится массовая откочевка кочевых племен под предводительством чингизидов Жаныбека и Керея с территории государства. Традиционной формой сопротивления народа в кочевом мире является уход из традиционных мест обитания, то есть и уход из-под власти правителя, хана. В условиях средневековой вольницы этим воспользовались Жанибек и Керей. Откочевка Жанибека и Керея стала важным звеном в цепи политических событий, способствовавших образованию Казахского ханства. Первое упоминание об этом появилось в "Тарих-и Рашиди". Мухаммед Хайдар говорит: "В то время в Дешт-и Кыпчаке владычествовал Абулхайр-хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Жанибек и Керей бежали от него в Могулистан. Исан-Буга-хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши, которые составляют западную окраину Могулистана". Абулхаир хан желая покарать султанов Жаныбека и Керея предпринимает в 1468 году поход, но в ходе похода неожиданно умирает. После смерти Абулхаир хана в государстве начинаются междоусобицы. Внуку Абулхаира Мухаммеду Шейбани пришлось вести долгую борьбу с Жанибеком и Кереем за власть в степи, закончившуюся для него поражением. В результате распада Чагатадского улуса в середине XIV века на территории Юго-Восточного Казахстана и Киргизии возникло новое кочевое государство – Могулистан. Население Могулистана состояло из множество тюркских и тюркизированных монгольских племен: дулаты, киреиты, барласы и других. Значительная часть этих племен вошла в последствии в состав казахской народности. Политической главой государства и верховным собственником земли являлся хан. В управлении государством хану помогал улусбек, при хане заседал совет знати. Население государство платило в казну разнообразные налоги: тагар, зякет, харадж и несло транспортную, трудовую, почтовую повинности. Политическая история представлена многочисленными междоусобицами и отражением нападений со стороны соседних государств, в том числе со стороны государства Тимуридов. Восточные границы государства подвергались набегам ойратов. Во время правления хана Есен Буги на территорию Могулистана, в Семиречье, происходит откочевка части населения ханства Абулхаира под предводительством Жаныбека и Керея. Длительная междоусобная борьба властвующих группировок кочевой знати и внешняя угроза привела в конце XV-начале XVI вв. к распаду Могулистана. Государства, существовавшие на территории современного Казахстана в 14 -15 веках занимают особое место в истории нашего государства, так как в период их существования завершается процесс сложения собственно казахской народности из различных тюркоязычных и монголоязычных этнических групп.

 

ЛЗ 6. Образование казахского этноса и государства

  1. Источники о возникновении этноса и Казахского ханства
  2. Социально-экономические предпосылки образования государства
  3. Положение и развитие Казахского ханства в 16-17 веках

Проблема происхождения казах­ского народа вот уже на протяжении более чем двух с лиш­ним столетий интересует ученых. Однако существующая ис­ториография неадекватно и разноречиво интерпретирует проблему эт­ногенеза и этнической истории казахского народа. Вплоть до начала XX столетия российская и западноевропейская историография недоста­точно четко идентифицировала казахов как отдельный народ, нередко путая их с кыргызами. Это нашло свое отражение в том, что начиная с середины XVIII в. казахов называли в России "киргизами", а соб­ственно кыргызов называли "каракиргизами", "дикокаменными кир­гизами" или по-китайски "бурутами''.

В середине XIX столетия Ч. Ч. Валиханов писал: "Оканчивая свои этнографические заметки о бурутах и уйсунах, я считаю нужным заме­тить, что не должно смешивать эти два совершенно различных народа. Об этом заботились в свое время гг. Левшин, Мейендорф и особенно горячо отец Иакинф, но до сих пор им никто не внимал. Слова их были гласом вопиющего в пустыне, даже Гумбольдт и Риттер не могли по­нять хорошо в чем дело: они думали, что буруты именно составляют Большую кайсацкую орду и что эту-то орду нужно отличать от Малой и Средней. Но это было большой ошибкой со стороны почтенных кори­феев науки. Большая, Средняя и Малая киргиз-кайсацкие орды состав­ляют один народ "казак", отличный от киргизов, называемых китайца­ми — бурутами, русскими — дикокаменными или черными. Эти два народа отличаются по языку, по происхождению, по обычаям. Даже в физиономии бурута есть что-то своеобразное, не кайсацкое...". Тем не менее даже в начале XX столетия в "Азиатской России" утверждалось, что каракиргизы представляют собой лишь одно из "киргиз-кайсацких племен". При проведении первой всеобщей переписи населения Рос­сийской империи 1897 г. казахи и киргизы проходили как один народ. Что касается происхождения и этнической истории казахского наро­да, в историографии постепенно выкристаллизовалось несколько важнейших положений. Во-первых, выявилось, что в отношении характеристики этногенетического процесса определились две основные точки зрения. На­чиная с середины XVIII в. постепенно с подачи П. И. Рычкова, С. Б. Бро-невского, Н. А. Маева и многих других авторов сформировалась так называемая миграционная концепция происхождения казахского народа. Сторонники миграционной теории считают, что предки каза­хов были недавними мигрантами и довольно поздно пришли на территорию Казахстана, а сам казахский народ не имеет никакого отношения к древним насельникам региона и не ведет свое проис­хождение от индо-иранского субстрата. Эту точку зрения так или иначе вот уже на протяжении более 200 лет поддерживает боль­шинство исследователей. В начале XIX в. Я. П. Гавердовский впервые высказал мысль о том, что "скифы были прародителями киргизов". Тем самым было положено начало автохтонной концепции происхождения казахского народа.

Согласно данной точке зрения предками казахов были древние насельники региона — индо-иранские и скифо-сакские племена. В наиболее концептуализированной форме данная гипотеза была сформулирована С. П. Толстовым. Особой популярностью данная версия пользуется среди казахстанских ученых, которые императив­но и априори уверены в том, что казахи являются потомками андроновских племен эпохи бронзы, саков, усуней, сюнну и других древних племен. Их суждения основаны на гипостазировании и пре­увеличении территориального фактора, согласно которому все на­роды и племена, в разные эпохи проживавшие на одной террито­рии, этноисторически были тесно связаны друг с другом. Во-вторых, есть разные версии и по поводу времени сложения казах­ского народа и характеристики завершающего этапа его этногенеза.

А. И. Левшин впервые высказал мысль о домонгольском времени сло­жения казахского народа. Эту домонгольскую точку зрения в разное вре­мя с разного рода оговорками и уточнениями поддержали А. Вамбери, X. Адильгиреев, М. Б. Ахинжанов и некоторые другие авторы. Но дан­ная версия так и не была подкреплена никакими серьезными фактами и неоднократно подвергалась серьезной критике в научной среде.

Наиболее широко растиражированнои является впервые выд­винутая В. В. Вельяминовым-Зерновым этнополитическая гипотеза о том, что откочевка Джанибека и Гирея во второй половине XV в. стала завершающим этапом процесса формирования казахского на­рода. С этого времени казахи становятся самостоятельным субъек­том исторического процесса и выходят на авансцену мировой ис­тории. "Народ Казацкий сложился действительно в эпоху распаде­ния улуса Абуль-хайрова, а не ранее", — писал по этому поводу В. В. Вельяминов-Зернов. Эта гипотеза была конституирована в советское время и постепенно стала государственной идеологией.

В свою очередь, Ч. Ч. Валиханов выдвинул так называемую уз­бекскую версию о том, что основой казахского народа стали узбеки и ногайцы. А потому нет смысла в вопросе о происхождении казахов идти за этнонимом "казах" и искать какие-то этнонимические прототипы в древности Узбек-казахи как народ сформировались гораздо раньше откочевки Джанибека и Гирея, которая не могла оказать и не оказала существенного влияния на происхождение казахского народа. Эту ги­потезу столетием позже поддержали В. П. Юдин и другие авторы Но более обоснованной представляется собственно казахская вер­сия, выдвинутая Н. Красовским, который поставил под сомнение воз­можность прямой связи между узбеками Джанибека и Гирея, ушедши­ми "казаковать", и непосредственно казахами Шигай-хана. Он дати­ровал время появления казахов как самостоятельного народа столети­ем позже, нежели В. В. Вельяминов-Зернов, — концом XVI столетия, когда этноним "казах" окончательно стал самоназванием казахского народа. Только после этого казахи стали самостоятельной этнической единицей.

В-третьих, большинство исследователей рассматривают в качестве главного интегрирующего механизма в этногенезе казахов прежде всего политический фактор. Так, Ч. Ч. Валиханов приурочивал образование казахского народа ко времени возникновения "политически отдель­ной общины'' из разноплеменных родов независимо от их происхож­дения, "соединившихся вследствие общих интересов и известных об­стоятельств в одно политическое тело". Эту идею в разных вариантах поддерживали многие авторы, в частности В. В. Вельяминов-Зернов, Н. И. Красовский и др. А. Н. Харузин в конце XIX столетия писал, что "казахи не что иное, как политически цельное, но этнографически и антропологически разное племя, состоящее из разных элементов".

Т. И. Султанов считает, что собственно откочевка Джанибека и Ги­рея только ускорила процесс сложения казахского народа. "Завершающий этап формирования казахской народности — это процесс выделения, обо­собления определенной группы племен под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических...". Узбек-казахи как "субэтничес­кая общность конгломератного типа" "обособились еще до откочевки 1459 г. в результате осуществления политики сепаратизма возглавлявших ее потомков Урус-хана". "Территориально-этническое, социально-экономи­ческое и культурно-бытовое разграничение населения бывшего Узбекско­го улуса, вызванное передвижением значительной части племен улуса в Среднюю Азию во главе с Мухаммадом Шейбани-ханом, — пишет Т. И. Султанов, — и сыграло решающую роль в окончательном сложении новой этнической общности — казахской народности".

Другие исследователи в основе интеграционного процесса также видят как этнические, так и политические факторы. "Образование казахской народности происходило на базе общих закономерностей формирования народностей, как этносоциальных организмов, в связи со становлением и укреплением феодальных отношений, сложением общности территории, языка, материальной и духовной культуры", — полагают авторы последнего издания "Истории Казахстана" К. А. Пи-щулина и Б. Е. Кумеков. "Государственное объединение во второй половине XV—XVI в. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории, — пишут они, — ускорило процесс кон­солидации народности".

Первым старшим ханом казахов был Керей, основавший совместно с Жанибеком - самостоятельное Казахское ханство. Известно, что Керей откочевал из "Государства кочевых узбеков" на территорию Северного Моголистана вместе с Жанибеком и был признан там после получения ханского титула - верховным правителем нового ханства. По сведениям разных средневековых источников, Керей-хан имел много сыновей, старшим из которых был Бурундук. Бурундук после смерти отца вступил на ханский престол и правил более 30 лет. Но к осени 1511 г., утратив в значительной степени свой авторитет у казахов, был изгнан из степи влиятельным султаном Касымом. После смерти Бурундука больше никому из потомков Гирей-хана не удавалось воз­главить Казахское ханство, и с 1511 г. во главе его постоянно находи­лись только потомки Джанибек-хана.

Сын основателя Казахского ханства Джанибека - Касым-хан родился около 1445 г., По отзывам мусульманских историков Касым-хан отличался большим умом, харизмой, военным талантом, личной отвагой, умением вести за собой людей, выдающимися орга­низаторскими способностями и высокими морально-нравственными качествами, достойными подражания. Благодаря своим достоинствам, он сумел выдвинуться на первый план среди казахской знати еще в годы правления Бурундук-хана и постепенно оттеснил его от власти. Под знаменами Касыма к концу его правления — 1521 г. — собира­лось до 1 млн. человек. С именем Касыма казахи связывают создание свода степных законов, известных как "Косым ханнын каска жолы" ("Ясная дорога хана Касыма"), которые, очевидно, никогда не были записаны и передавались устным путем от поколения к поколению. Новый этап усиления Казахского ханства и восстановления власти его верховных правителей над западными племенами казахов был связан с вступлением на ханский престол сына Касым-хана, султана Хаккназара. В год смерти Касыма Хаккназар был еще малолетним ребенком и непосредственно не наследовал ханский титул от своего отца. Он воспитывался в юности при дворе своего зятя, ногайского мурзы Шейх-Мамая, именно ногайские мурзы помогли достигшему совершеннолетия Хакназару стать ханом. Однако некоторое время спустя Хаккназар сумел настолько укрепить свои позиции и политическое влияние среди казахских племен, что смог решительно освободиться из-под власти ногайских мурз и стать вполне суверенным правителем Казахского ханства. Вся политическая деятельность Хаккназар-хана была направлена на интеграцию казахского общества и обеспечение безопасности своей страны от внешних вторжений. В 60—70-х гг. XVI в. Хаккназар-хан, распространив свою власть на некоторые родоплеменные группы башкир и ногайцев, стал соби­рать с них дань. В 1571—1572 гг. Хаккназар возобновил регулярные дипломати­ческие отношения с Россией и направлял в Москву своих послов. Правление Хаккназара оставило заметный след в исторической памяти казахов, башкир и ногаев. Большие успехи в усилении политического могущества Казахского ханства в конце XVI в. были достигнуты одним из ближайших преемников Хаккназар-хана - Таваккулом правившим с 1582 по 1598 годы. Юные годы Таваккул провел в Бухарском ханстве, где в начале 80-х гг. XVI в. он со своим войском уже состоял при свите хана Абдуллы. В 1582 — середине 1583 г. Таваккул одержал несколько внушитель­ных побед над главными противниками Абдуллы-хана, но возвращаясь из похода в Бухару, по неизвестным причинам заподозрил своего патрона в недоброжелательстве, покинул его и удалил­ся в степь к казахам. Отныне Таваккул приобрел нового силь­ного врага, с которым он вступил в ожесточенную борьбу почти сразу после возвращения на родину и вступления там на ханский престол. В течение всего периода правления Таваккул проявил себя не только талантливым и решитель­ным полководцем, но и искусным тактиком во внешней политике. Главным направлением его внешнеполитической линии являлась борьба за присырдарьинские города, что должно было существенно расширить экономический базис Казахского ханства и способствовать установле­нию его военно-административного контроля над узловыми перекрест­ками торговых путей из Поволжья и Западной Сибири в Восточный Туркестан и Фергану. Желая одновременно заручиться поддержкой Российского госу­дарства в предстоящей борьбе с Абдуллой-ханом, Таваккул направил в 1594 г. в Москву посла Кулмухаммеда, который должен был добиться освобождения из плена его племянника Ораз-Мухаммеда и получить от русского царя "огненного бою", чтобы казахский хан мог "воевать с бухарским царем". В конце 90-х гг. XVI в. Таваккул сумел тщательно подготовиться в решающему вторжению во владения шейбанидов и, одержав несколько побед в сражениях с войсками Абдуллы-хана, двинул в 1598 г. многоты­сячное войско в Фергану. За короткий срок он овладел Сайрамом, Таш­кентом, Туркестаном, Андижаном, Самаркандом и, оставив своего брата Есим-султана с частью воинов в Самарканде, сам отправился с основ­ным войском в Бухару. В одном из решающих сражений казахский хан был ранен и через сорок дней скончался под Ташкентом в том же 1598 г. Ханом казахов, оставившим глу­бокий след в народной памяти, был правнук Джанибека - Есим-хан. Большую известность этот хан приобрел своей активной внутренней и внешней политикой в ре­гионе. На рубеже XVI—XVII вв. Есим-хан вел упорную борьбу с бухар­скими правителями - Аштарханидами и ойратами за обладание городами и оседло-земледельческими оазисами на средней Сырдарье, результатом которой явился переход под полный контроль казахских ханов города Туркестана с его округой. С тех пор этот город в течение почти двух сто­летий с небольшими перерывами играл роль главного политического центра Казахского ханства. Помимо памяти о видных военных заслу­гах Есим-хана в историческом сознании казахского народа с его име­нем связывается появление еще одного "Уложения" степных законов, которое обычно фигурирует в преданиях казахов под названием " Есим ханнын ескi жолы" ("Древняя дорога хана Есима"). Еще большую известность получил в истории Казахстана внук хана Есима Тауке-хан правивший с 1680 по 1718 год, названный А. И. Левшиным "Ликургом орд казачьих". Вся юность Тауке прошла в сражениях с войсками джунгарских ханов Галдана-Бошокту-хана и Цэван Рабдана. В ходе этих военных походов молодой чингизид приобрел репу­тацию смелого воина и талантливого полководца. Как и его многие знаменитые предки, Тауке был избран ханом за совершенные им "ге­роические подвиги" на поле брани. Свое многолетнее и относительно благополучное пребывание на ханском престоле Тауке обеспечивал большей частью не за счет ус­пешного использования военной силы, а главным образом благодаря природному уму, удачно сочетавшемуся в его личности с большими прак­тическими познаниями в области обычного права казахов, врожден­ным талантом народного арбитра и ораторским мастерством. Он опирался на поддерж­ку в каждом из трех жузов наиболее влиятельных биев: в Младшем — на Айтеке-бия, в Среднем — на Казыбек-бия, а в Старшем — на Толе-бия. Не случайно именно с годами правления Тауке-хана многие жив­шие в более позднее время степняки связывали представление о не­коем "золотом веке" в истории своего народа и характеризовали его образным выражением "На спине овцы жаворонки клали яйца". Эти слова понимались в смысле достижения определенной внутриполитической стабильности и народ­ного благополучия в степи в те тридцать лет, когда на белой кошме в г. Туркестане почетно восседал хан Тауке в окружении многих султа­нов, знатных батыров и биев трех жузов. Период правления Тауке хана является временем создания знаменитого устно­го свода норм обычного права кочевого населения Казахстана — "Жеты жаргы" ("Семь установлений").

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.026 с.)