Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лз 10. Национально-освободительная борьба казахов против царизма и его политики

Поиск
  1. Реформы царизма 1822, 1824 гг. Ликвидация традиционной государственности

6. Восстания первой половины 19 века, их последствия

7. Борьба против реформ 60-90-х годов 19 века

8. Завершение присоединения Казахстана к России

 

В начале XIX в. стало четко вырисовываться огромное стратегическое значение Казахстана, расположенного между Россией, среднеазиатскими ханствами и Китаем. Для дальнейшего продвижения в Азию России требовалось укрепиться, прежде всего, в казахских степях. Активизация колониальной политики объяснялась также экономическими интересами растущей русской буржуазии. Казахстан привлекал русских купцов как источник животноводческого сырья и рынок сбыта промышленных товаров.

Опираясь на часть султанов, преданных русским властям, царизм создал в Северном и Западном Казахстане новую систему управления, основанную на "Уставе о сибирских киргизах" и "Уставе об оренбургских киргизах". Устав о сибирских киргизах, принятый в 1822 году был разработан под руководством генерал-губернатора Западной Сибири Сперанского. Так же в разработке устава активное участие принимал декабрист Батеньков. Согласно уставу 1822 года территория Среднего жуза вошла в состав западно-сибирского генерал-губернаторства главное управление которого до 1839 г. находилось в Тобольске, с 1839 г. - в Омске. По Уставу, Область сибирских киргизов разделялась на внешние и внутренние округа. Во внешние округа вошли казахи, кочевавшие за р. Иртыш. С 1822 г. по 1838 г. было образовано 7 округов. Во главе округов стояли окружные приказы где сосредоточивались администрация, полиция, суд. Приказы возглавляли ага-султаны, при них работали четыре заседателя, два русских чиновника, назначаемых губернатором и два казаха, выбираемых на два года почетными биями, старшинами. Старший султан избирался по положениям Устава на собрании султанов на три года. Ему присваивалось на время службы звание майора. Успешно выдержавшие три срока службы могли претендовать на звание дворянина. В округ входило от 15 до 20 волостей. Во главе волостей стояли волостные султаны. По своему положению они приравнивались к чиновникам 12 класса, их власть была исполнительного характера, выполнение приказов и постановлений дуана и исполнение судебных приговоров. Каждая волость состояла из 10-12 аулов. Аулами управляли аульные старшины, которые избирались каждые три года и утверждались окружным приказом. Каждый из таких административных аулов объединял от 50 до 70 юрт. По Уставу 1822 года судебные дела делились на уголовные и гражданские. Наиболее серьезные дела изымались из ведения бийского суда. Но даже при рассмотрении менее важных вопросов решения суда биев могли быть обжалованы в окружных приказах. Устав о сибирских киргизах так же поощрял караванную торговлю и запрещал продажу вина в казахской степи. Оренбургским генерал-губернатором П. Эссеном был разработан проект аналогичного устава для территории Младшего жуза. Проект был принят был принят Азиатским комитетом в 1824 г. Согласно уставу 1824 года территория младшего жуза вошла в состав Оренбургского генерал-губернаторства с центром в городе Оренбург. Младший жуз был разделен на три части: западную, среднюю и восточную, во главе с султанами правителями, которые, по сути, являлись чиновниками Оренбургской пограничной комиссии. При каждом султане-правителе находился казачий отряд под командованием офицера. Ставки их находились в казачьих станицах и укреплениях. Все должностные лица в Младшем жузе, начиная от аульного старшины и кончая султаном-правителем, назначались Оренбургским генерал-губернатором по рекомендации пограничной комиссии, выборная система отсутствовала.
Реформы 1822 и 1824 годов преследовали следующие цели – ликвидировать ханскую власть на территории Казахстана, изменить систему административно-территориального, судебного управления на территории Казахстана. Проведение в жизнь положений этих документов означало ломку традиционного политического уклада, внедрение системы управления удобной для колониальной администрации.

 

Последняя треть XIX в. - важный и во многом переломный период в истории Казахстана. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации Казахстана Россией. В середине 60-х годов XIX в. вся современная территория Казахстана полностью вошла в состав Российской империи. Этот процесс совпал с буржуазными реформами в России 70-80гг. XIX в., которые способствовали развитию капитализма в целом.В 1865 году была создана «Степная комиссия» во главе с членом совета министерства Внутренних дел Гирсом. В результате работы комиссии был составлен проект реформы управления степными областями. Для окончательного уточнения проекта реформы административного управления Средней Азии и Казахстана.Царь Александр 2 11 июля 1867 г. утвердил "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", а 21 октября 1868 г. "Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства", ставшие итогом работы «Степной комиссии».На основании реформ 1867-1868 годов вся территория Казахстана была разделена на три генерал-губернаторства, которые состояли из шести областей. В Оренбургское генерал-губернаторство вошли Уральская и Тургайская области. Оренбург, являвшийся административным центром всего генерал-губернаторства, одновременно был и центром Тургайской области. Центром Уральской области был город Уральск. Западно-Сибирскому генерал-губернаторству с центром в Омске подчинялись Акмолинская и Семипалатинская области. Административный аппарат Акмолинской области находился в Омске, а областным центром Семипалатинской являлся город Семипалатинск. В состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли Семиреченская область с центром в городе Верном и Сырдарьинская, областной центр которой находился в Ташкенте. Земли Букеевского ханства были переданы Астраханской губернии, а территории полуострова Мангышлак в 1870 г. отошли в ведение Кавказского военного округа, а позже - в состав Закаспийской области.Генерал-губернаторы сосредотачивали в своих руках всю полноту военной, гражданской власти. Во главе областной администрации стояли губернаторы, которые также были наделены военной и гражданской властью. Командование войсками в областях возлагалось на военных губернаторов, считавшихся наказными атаманами казачьих войск, расположенных на территории области.Области делились на уезды, начальники которых назначались генерал-губернаторами по представлению военных губернаторов областей из числа офицеров. При них назначались два помощника, обычно из среды казахской родовой аристократии. Уезды состояли из волостей, во главе которых ставились выборные волостные управители. Волости создавались не по родовому принципу, а по территориальному. В каждую волость входили 10-12 административных аулов. Во главе аула, примерно 120-200 семей, ставились выборные старшины. Реформы 1867-1868 годов так же регулировали судебный и налоговый вопросы.Заключительный виток реформ 19 века приходится на вторую половину 80х –начало 90х годов когда положениям об управлении Туркестанским краем от 1886 года и положением об управлении Акмолинской, Семиполатинской, Семиреченской, уральской и тургайской областями от 1891 года были окончательно закреплены административно -территориальное деление, налоговая и судебная системы на территории Казахстана.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.142 (0.01 с.)