Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика юридической ответственности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Юридическая ответственность – необходимость лица подвергнуться мерам гос. принуждения за совершенное правонарушение. Меры:
Признаки ЮО:
Виды ЮО:
Юридическая ответственность – правоотношение между лицом, совершившим правонарушение и компетентным органом (общественным органом), в рамках которого у органа имеется обязанность привлечь правонарушителя к тому или иному виду юр. ответственности, у виновного есть обязанность претерпеть неблагоприятные лишения связанные с фактом правонарушения. Совершение тем или иным лицом противоправного виновного деяния, содержащего признаки правонарушения является основанием для привлечения к юр. ответственности. Юр. ответственность является средством, которое блокирует или предотвращает противоправное поведение. В широком смысле юр. ответственность понимается, как отношение лица к обществу, государству, другим лицам с позиции осознанного выполнения своих обязательств перед ними. Более узко юр. ответственность – это реакция государства на совершенные правонарушения. Реализация юр. ответственности на практике означает применение к правонарушителю мер гос. воздействия. Признаки юр. ответственности: 1)содержание юр. отв. составляет гос. принуждение; 2)юр. отв. характеризуется определенными лишениями, которые виновный обязан претерпеть; 3)юр. отв. наступает только за совершившееся правонарушение; 4)применение мер юр. отв. Возможно лишь при соблюдении норм процессуального права. Виды юр. отв. Соответствуют названным отраслям права, за нарушение норм которых предусмотрены соответствующие санкции. Выделяются сл. виды юр. отв.: 1)административная, выражается в применение к правонарушителям мер административного воздействия (от предупреждения до ареста); 2)дисциплинарная, наступает вследствие нарушения дисциплины; 3)материальная, заключена в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате не правомерных действий; 4)гражданско-правовая, наступает при нарушении имущественных и некоторых личных не имущественных прав граждан и организаций; 5)уголовная, применяется к лицам, совершившим преступление. Дисциплинарная и материальная ответственность применяются во вне судебном порядке. Административная может применяться и по решению суда. Гражданско-правовая и уголовная применяются только по решению суда. Цель: 1)восстановление нарушенного права, 2)возмещение причиненного ущерба, 3)частное и общее предупреждение.
В юридической литературе не всегда верно определяется соотношение правопорядка с общественным порядком. Ошибочно сужать понятие общественного порядка, подразумевая под ним лишь систему отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести, достоинства и других прав граждан. Правопорядок всегда является частью более широкого социального порядка, объемлющего все сферы жизни общества. Если понятие «законность» отражает состояние юридической правомерности общественных отношений, то понятие «правопорядок» включает и другие их свойства — такие, как определенность, системность организованность, гарантированность, устойчивость, единство. Рассмотрим эти свойства более подробно. Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика. Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти. Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов. Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка. Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами. Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Веде его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением. В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений. Правопорядок — это объективная необходимость и закономерность развития общества, правовая форма образа жизни, которая обеспечивает нормальное функционирование общества, является эталоном (образцом) для его членов в выборе ими поведенческих решений.9 Важное значение для юридической науки имеет правильное определение соотношения правопорядка и законности. Эти явления нельзя отрывать одно от другого, они тесно взаимосвязаны и существуют неразрывно, в единстве, в комплексе. Если законность — это в большей степени требование государства к деятельности субъектов права в процессе воплощения правовых норм в социальную действительность, то правопорядок — это результат проявления законности, состояние фактической упорядоченности общественных отношений, приобретших форму правовых отношений, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязанности. Можно сказать, что правопорядок есть законность в действии. Наиболее существенным в характеристике правопорядка является обязательность практической реализации провозглашенной законности. Существует прямая зависимость между правопорядком и законностью: укрепление законности влечет в качестве результата укрепление правопорядка, и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок. Было бы неверно полагать, что правопорядок можно обеспечить любыми средствами, в том числе незаконными. Стремление к этому противоречит самой сущности правопорядка и на деле ведет к его нарушению, дестабилизации в обществе. Нельзя изобличить преступника противозаконными методами, средствами не только потому, что это редко приводит к установлению истины, но и потому, что подрывает авторитет закона, создает мнение, что егоможно нарушить и обойти, отрицательно влияет на правосознание, а, следовательно, и на общий правопорядок. Деятельность правоохранительных органов детально регламентирована законом. Правопорядок допустимо охранять только законными средствами и методами, которые соответствуют принципам нравственности. Правовой порядок является сердцевиной демократии. Уровень его развития есть своеобразное мерило свободы личности, гарантированности ее прав, интересов, выполнения обязанностей и осуществления ответственности. Правовое положение личности, правопорядок, демократия настолько тесно связаны, что образуют единую внутренне согласованную социальную систему. Ее нормальное функционирование находится в прямой зависимости от правовой основы общества. Основные тенденции развития правопорядка сводятся: 1) к упрощению, универсализации правовых связей, отношений, правового регулирования в целом; 2) к усилению нормативности, проявляющейся в повышении требований к образцам, эталонам социальной жизни и поведения людей; 3) к борьбе противоположностей.10 Необходимо совершенствование социально-правовых образцов, эталонов поведения и их восприятия населением в целях упрощения структуры правопорядка; четкое оформление правового состояния каждого участника правопорядка и программы его поведения; четкость, конкретность и определенность правовых связей и отношений; усиление непримиримости, твердости и жесткости в обеспечении выполнения закона. Итак, правопорядок — это тот социальный результат, к которому стремятся государство и весь народ, используя разнообразные рычаги и средства. Законность и правопорядок — величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление — одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них - преступлений. Поэтому укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью — жизненно важные задачи. Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения, прежде всего, должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии - необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка. Мировое хозяйство представляет собой не просто сумму национальных хозяйств, но их совокупность, целостную систему. Это означает, что их объединяют, интегрируют разнообразные связи и отношения. Система хозяйственных связей между национальными экономиками различных стран, основанная на международном разделении труда, называется международными экономическими отношениями (МЭО). Они находят свое конкретное выражение в интернациональном обмене продукцией и услугами. Основные формы МЭО:
Ведущее место в системе МЭО по-прежнему занимает международная торговля, составляющая примерно 2/3 стоимости всех трансграничных экономических потоков. Однако ее характер существенно изменился - современная внешняя торговля во все большей степени нацелена на обмен промышленными товарами на базе подетального и постадийного (технологического) разделения труда. Эволюция интернационального обмена привела к интернационализации производства, которое сейчас все чаще организуется на предприятиях нескольких стран мира, соединенных звеньями единых технологических процессов. Решающую роль в становлении международного производства играет быстро растущий вывоз капитала в форме прямых инвестиций и деятельность ТНК. Вывоз капитала, интернационализация производства способствуют интернационализации научно-технического прогресса, стимулируют международный обмен научно-техническими знаниями. Быстро растущий товарный экспорт способствовал и росту мирового экспорта услуг, превратившегося в важную составляющую МЭО и оказывающего увеличивающееся обратное влияние на международную торговлю товарами, особенно наукоемкими. Очень большое значение имеют услуги по обработке и передаче информации. Сейчас закладывается фундамент глобальной системы телекоммуникаций, единой информационной сети, обеспечивающей становление глобальной экономики, идущей на смену организованным по национальному признаку макроэкономическим государствам. Интернационализация экономических процессов, появление вышедших за свои географические пределы национальных экономик и охватывающих несколько стран производственно-инвестиционных комплексов ТНК способствовали интернационализации валютно-кредитных отношений, возникновению международной валютно-финансовой системы, функционирующей на наднациональном уровне. Валютно-кредитные отношения, выступающие важнейшим связующим звеном между экономиками отдельных государств, опосредующие МРТ, нередко сравнивают по своему значению с кровообращением и обменом веществ в организме. Международный рынок ссудных капиталов, основанный на наднациональном рынке евровалют, обслуживает уже не межгосударственные связи, а интернациональных экономических операторов, т.е. ТНК, международный бизнес. В то же время глобализация международного финансового рынка и его растущая интеграция с рынками национальными способствуют сращиванию финансовых систем различных стран, что в перспективе может привести к созданию единой финансовой системы в масштабах всего мирового хозяйства. Интернационализация хозяйственной жизни, тесная взаимосвязанность и взаимозависимость национальных хозяйств (в том числе через сотни тысяч прямых производственных связей на микроэкономическом уровне), растущий международный резонанс процессов, происходящих в экономиках ведущих стран мира, и обратное воздействие мирохозяйственных процессов на национальные экономики стимулировали в послевоенный период межгосударственное регулирование экономических процессов, осуществляемое через систему многочисленных интеграционных объединений, международных организаций и соглашений. Все более существенную роль в межгосударственном регулировании МЭО играет Организация Объединенных Наций (ООН), в которую входят 185 стран. Среди организаций ООН, непосредственно связанных c экономической деятельностью, следует упомянуть Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС), Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию (ФАО) и др. Пожалуй, наиболее известными специализированными учреждениями ООН являются Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка, в которую входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP) и Международное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА). МВФ и МБРР были учреждены в июле 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США). В МВФ входит 182 страны (в том числе с июня 1992 г. - Россия). Капитал Фонда складывается за счет взносов стран-членов. Каждое государство имеет в нем свою квоту, которая устанавливается в зависимости от удельного веса страны в мировой экономике и торговле. Наибольшими квотами располагают: США – 18,25%, Германия и Япония – по 5,67, Великобритания и Франция – по 5,10, Россия - 2,97. Квота страны определяет число ее голосов при принятии решений в Совете управляющих МВФ, а также возможность пользоваться ресурсами Фонда. Первоначально МВФ был предназначен для финансовой поддержки развитых стран, регулирования их платежных балансов и поддержания стабильности их валютных курсов. В 1947-1976 гг. 60,6% кредитов МВФ получили промышленно развитые страны Запада. С 70-х гг. акценты в деятельности МВФ сместились с проблем платежного баланса на стабилизационные программы (программы оздоровления экономики). Основными заемщиками Фонда стали развивающиеся страны (92,1% всех кредитов МВФ в 1977-1991 гг.), а в последние годы и страны с переходной экономикой, включая Россию. В целом за 1947-1998 гг. наиболее крупные суммы кредитов МВФ получили (в порядке убывания) Мексика, Россия[1], Республика Корея, Аргентина, Индия, Великобритания, Бразилия, Индонезия, Филиппины и Пакистан. МВФ осуществляет эмиссию международной счетной валютной единицы CДР (SDR, специальные права заимствования), которая предназначена для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах стран в МВФ. Курс СДР определяется на основе валютной корзины из 5 валют (доллар США, марка ФРГ, японская иена, французский франк, фунт стерлингов). Состав и доля валют в корзине СДР меняются каждые 5 лет. В МБРР входит 181 страна, в том числе Россия (с июня 1992 г.). Чтобы вступить в МБРР, страна сначала должна стать членом МВФ. Средства банка складываются из уставного капитала, образованного путем подписки стран-членов, заемных средств, которые он черпает на мировом рынке ссудных капиталов посредством выпуска облигаций, и доходов от собственной деятельности. Количество голосов в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале. Самое большое число голосов в Совете управляющих МБРР имеют США – более 17%, а все страны “Большой семерки” – около 45%. МБРР, в отличие от МВФ, нацелен на стимулирование международного потока средне- и долгосрочных инвестиций, содействие реконструкции и развитию экономики. Около 75% всех ссуд МБРР идет на кредитование конкретных проектов - от школ до электростанций и промышленных предприятий – в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой. В последнее время Всемирный банк направляет часть кредитов на цели структурной адаптации экономики (финансирование изменений в хозяйстве той или иной страны, чтобы сделать его рыночно ориентированным), причем банк дает кредиты только тем государствам, которые осуществляют стабилизационные программы, одобренные МВФ. Международная финансовая корпорация (МФК) образована в 1956 г. Ее основная цель - мобилизация национальных и иностранных капиталов для развития частного предпринимательства в развивающихся странах. Международная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г. для оказания помощи наименее развитым странам. Она предоставляет им беспроцентные и сверхдолгосрочные ссуды из средств, внесенных богатыми странами. Международное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА), основанное в 1968 г., предоставляет инвесторам гарантии от некоммерческих рисков (валютные ограничения, национализации и экспроприации, вооруженные конфликты и революции и т.п.). Россия является членом всех организаций группы Всемирного банка. В регулировании международной торговли товарами и услугами особую роль играет Всемирная торговая организация (ВТО). ВТО с 1 января 1995 г. пришла на смену Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ), которое подписали в 1947 г. 23 государства. Членами ВТО в начале 1999 г. являлись 134 страны. Заявки на присоединение к ВТО подали еще около 30 стран, включая Россию[2] и Китай. Секретариат ВТО находится в Женеве. Главная задача ВТО – либерализация мировой торговли на основе последовательного сокращения уровня таможенных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В настоящее время правилами ВТО регулируется свыше 90% мировой торговли (по стоимости). Деятельность организации базируется на ряде простых фундаментальных положений:
Одно из важнейших обязательств, которое берет на себя присоединяющаяся к ВТО страна, - приведение национальных принципов и правил, регулирующих ее внешнюю торговлю, в максимальное соответствие с нормами этой организации. Основной механизм деятельности ГАТТ/ВТО - раунды многосторонних переговоров, которые длятся несколько лет. До 1994 г. прошло восемь раундов многосторонних переговоров, в результате которых средневзвешенная ставка таможенных тарифов в США, странах Западной Европы и Японии была снижена в среднем с 25-30% в начале 50-х гг. до примерно 4% в 1998 г. Последний, так называемый Уругвайский, раунд переговоров проходил в 1986-1994 гг. В декабре 1995 г. в Сингапуре состоялась первая конференция ВТО. В 1996-1997 гг. достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий и о либерализации рынка финансовых услуг. Руководство ВТО призывает к созданию к 2020 г. единой мировой зоны свободной торговли. Важную роль в регулировании МЭО играет и такой институт, как образованная в 1960 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединявшая до недавнего времени 24 промышленно развитые капиталистические страны. ОЭСР занимается в основном исследованиями, анализом и выработкой рекомендаций. Прежде всего, она является центром координации и прогнозирования. В 1994-1996 гг. в ОЭСР были приняты также Республика Корея, Мексика, Польша, Чехия и Венгрия. Подала заявку на вступление и Россия. Штаб-квартира ОЭСР находится в Париже. С 1975 г. ежегодно проводятся совещания лидеров так называемой "Большой семерки" (группа G-7)[3]. С 1996 г. в обсуждении политических проблем принимает участие и Россия, поэтому такие саммиты стали называться совещаниями “Большой восьмерки”.
Конституционное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере государственно-правовых взаимоотношений между государством, обществом и личностью. В отличие от других отраслей права России, регламентирующих тоже различные виды общественных отношений, конституционное право регулирует основные из них, а именно политические, экономические, социальные. Особенности: Закон прямого действия, основополагающий источник всех остальных отраслей права, приоритетная цель Конституции связана с ограничением действия публичной власти в отношении прав и свобод человека. Принята 12 декабря 1993 г. Содержание: Нормы, охватывающие политические, экономические, социальные и духовные отношения. Конституция имеет высшую юридическую силу прямого действия на всей территории России. Конституция состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел включает в себя 9 глав и 137 статей. Классификация Конституции: По происхождению: - установленные волей народа (РФ) - дарованные (октроированные) По единству документа: - кодифицированные - не кодифицированные (РФ) По порядку внесения в нее изменений и поправок: - гибкие – не предусматривающие особого порядка изменения - жесткие – предусматривающие (РФ) По субъектам конституционно – правовых отношений: - социальные (индивидуальные, коллективные) - организационные
Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юридические свойства: 1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. 2. Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции. 3. Центральное место во всей правовой системе. Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов. 4. Особая охрана Конституции. В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу. 5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 — 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность. Конституция, как основной закон — акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, то есть устойчивость его содержания. В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности (от латинского «stabilis» — устойчивый, постоянный, утвердившийся на определенном уровне, не меняющийся). Принятие новой конституции должно быть спровоцировано либо серьезным, неисправимым недостатком предыдущей редакции, либо какими-либо глобальными изменениями в обществе, общественном и государственном устройстве. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования и происходить в особом, присущем только Конституции порядке. Поэтому в большинстве стран мира установлен усложненный порядок изменения Конституции. Особенности Конституции: 1. принимается народом или от имени народа; 2. носит учредительный (первичный) характер; особый предмет конституционного регулирования (Конституция носит всеохватывающий характер — политическая, экономическая, социальная, духовная сферы жизни общества).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.52 (0.012 с.) |