Главная задача автомобильного транспорта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главная задача автомобильного транспорта.



Это полное, качественное и своевременное обеспечение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках при возможно минимальных затратах материальных и трудовых ресурсов, а также высокой продуктивности.

Производственное значение транспорта определяется объективной необходимостью перемещения грузов от места производства до места потребления

Во всяком процессе производства большую роль играет перемещение предмета труда и необходимые для этого средства труда и рабочая сила. За транспортировкой продуктов из места производства в другое место следует так же транспортировка продуктов из сферы производства в сферу потребления. Продукт только тогда готов к потреблению, когда он закончил это перемещение

На транспорте производственным процессом является перемещение груза и людей. Высокие темпы роста промышленного производства, перестройка сельского хозяйства на индустриальной основе, широко развернутое строительство - все это определило быстрое развитие транспорта и, в частности, существенное увеличение объемов автомобильных перевозок. В настоящее время особое внимание уделяется повышению их эффективности. Для эффективного решения задач, стоящих перед автомобильным транспортом приняты в комплексе с основными направлениями экологического и социального развития в стране на ближайший период 20 лет и далее, в частности, предусмотрено:

─ обеспечить согласованное развитие единой транспортной системы страны, ее взаимосвязи с другими отраслями народного хозяйства, совершенствовать координацию всех видов транспорта, устранять нерациональные перевозки, сокращать сроки доставки грузов и обеспечить их сохранность;

─ ускорить создание и внедрение передовой техники и технологии, повысить темпы обновления подвижного парка как в количестве, так и в качестве;

─ шире применять прогрессивные способы перевозки грузов, увеличить в 1,4-1,5 раза объем перевозок в контейнерах и пакетируемом виде;

─ развивать, совершенствовать централизованные автомобильные перевозки, повысить эффективность использования транспортных средств, в первую очередь за счет широкого применения прицепов и полуприцепов, сокращения производственных простоев, порожних пробегов и нерациональных перевозок;

─ улучшить структуру автомобильного парка, довести в ближайшие годы долю грузооборота, осуществляемого автомобилями с дизельными двигателями до 60-65%, увеличить выпуск промышленностью специализированных и малотоннажных грузовых автомобилей, микроавтобусов и т.д.

Непрерывный рост объёма автомобильных перевозок и производимое техническое перевооружение автомобильного транспорта требует дальнейшего совершенствования организации транспортного процесса. Актуальность проблемы определяется, прежде всего, тем, что численность занятых непосредственно в транспортном процессе водителей и рабочих осуществляющих погрузочно-разгрузочные работы составляет около 75% работающих в сфере автомобильного транспорта.

Транспорт, как отрасль народного хозяйства, является неотъемлемым элементом всякого процесса производства, обеспечивает связь между промышленностью и сельским хозяйством, а также обеспечивает перевозки в бытовой и социальной сфере и перевозках пассажиров, и между отдельными отраслями промышленности и отдельными предприятиями.

Понятие «Единая транспортная система» (ЕТС) указывает на социально-экономическое единство всех видов транспорта, характерное для Украины и других государств и выражающееся в планомерном и пропорциональном их развитии

Транспортная система - комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимосвязи при выполнении перевозок

В ЕТС входят железнодорожный, водный, автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт,

Структура автомобильного транспорта,по сравнению с железнодорожным и водным, автомобильный транспорт имеет следующие преимущества:

─ высокая манёвренность;

─ способность доставить груз непосредственно от отправителя до получателя без перегрузки в пути следования на другие виды транспорта;

─ быстроту доставки и дешевизну перевозки груза на короткие расстояния;

─ большое разнообразие подвижного состава.

К его недостаткам следует отнести:

─ сравнительно небольшую грузоподъёмность единицы подвижного состава;

─ высокую среднюю себестоимость перевозок и значительный расход металла на изготовление подвижного состава (в расчёте на 1т грузоподъёмности).

Особенностью транспортной промышленности является то, что она не перерабатывает сырьё и не создаёт никаких новых продуктов. Продукцией транспортной промышленности является также перемещение грузов и пассажиров во времени и пространстве. Таким образом, производственный процесс и продукция транспортной промышленности совпадают.

Стоимостное выражение затрат общественного труда на создание продукции транспортной

промышленности увеличивают стоимость конечного продукта. Затраты на перемещение называются транспортными издержками. В народном хозяйстве нашей стране транспортные издержки являются четвёртой (после сырья, топлива и заработной платы) по величине составляющие стоимости продукции производства. Важную роль в перемещении грузов играет скорость их доставки

Автомобильный транспорт представляет собой совокупность средств сообщения, путей сообщения и технических устройств и сооружений.

Средствами сообщения (подвижным средством) являются автомобили, автомобили-тягачи прицепы и полуприцепы транспортного назначения, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров

Путями сообщения являются автомобильные дороги и магистрали.

К техническим устройствам и сооружениям относятся гаражи, авторемонтные мастерские, станции технического обслуживания и т.п.

Грузовые автомобильные перевозки различают по следующим признакам:

─ по отраслевому;

─ по размерам партий груза;

─ по территориальному признаку;

─ по способу выполнения - местные, прямого сообщения;

─ по времени освоения - постоянные, сезонные и временные;

─ по организационному признаку - централизованные и децентрализованные.

На автомобильном транспорте общего пользования используется подвижный состав общего назначения и специализированный.

Типы и классификация подвижного состава в зависимости от типа установленного двигателя автомобили и автомобили-тягачи с карбюраторными, дизельными двигателями, газобаллонные и электрические.

По проходимости автомобили делятся на дорожные (ограниченной проходимости) повышенной и высокой проводимости.

Что такое автопоезд? Автопоезд - это автомобиль или автомобиль-тягач в сцепе с одним или несколькими прицепами либо автомобиль-тягач с полуприцепом.

Автомобили, прицепы, полуприцепы в зависимости от грузоподъёмности в тоннах подразделяются на следующие классы:

I особо малой грузоподъёмности - до 0,5 т

II малой грузоподъёмности - от 0,5 до 2 т

III средней грузоподъёмности - от 2 до 8 т

IV большой грузоподъёмности - от 8 до 16т

V особо большой грузоподъёмности - 16 т и более.

На шасси автомобилей, прицепов и полуприцепов устанавливают кузова различных типов:

бортовые и безбортовые платформы, самосвальные кузова, цистерны, фургоны, панелевозы и фермовозы, лесовозы, трубовозы, металловозы и др.

 

Организация перевозок.

Организация перевозок грузов является сложным многосторонним процессом, определяющим работу и отношения отправителей и получателей грузов и транспортных предприятий.

План перевозок грузов служит основой для рациональной организации транспортного процесса. Вместе с тем план перевозок даёт необходимые исходные сведения к составлению трансфинплана - основного документа, направляющего всю производственно-финансовую деятельность автотранспортного предприятия. В план перевозок грузов включают сведения о грузоотправителях и грузополучателей, наименование грузов и их количество, расположение пунктов погрузки и разгрузки, расстояния перевозок. Определяется категория грузов и необходимый для этого подвижный состав.

В договоре указывают: ответственных лиц, уполномоченных заключать договора; предмет договора - размеры перевозок в тоннах и их характер по родам груза; условия перевозок - план перевозок по времени, порядок и средства выполнения погрузо-разгрузочных работ;

экспедиционные операции, срок подачи и порядок оформления заявок, и другие условия в зависимости от характера перевозок; обязанности сторон - ответственность договаривающихся организаций за работы и их выполнение, порядок и сроки расчётов, применяемые санкции и др.

Весьма важным, а иногда и определяющим фактором в организации выполнения перевозок грузов являются: погрузочно-разгрузочные средства и их назначение; погрузочно-разгрузочные площадки, склады и их производственные возможности.

Очень важным фактором в транспортном процессе является компоновка грузов для их отправки и приёма - формирование парка поддонов, пакетирование грузов, контейнеризация грузов.

Широкое применение контейнеров затрагивает не только интересы отдельного вида транспорта и отдельной отрасли народного хозяйства, а всех видов транспорта и всего народного хозяйства страны. Контейнеризация последних лет получили и принципиально новое направление в своём развитии, охватившее все стороны деятельности промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и других сфер развития народного хозяйства и жизнедеятельности населения, превратилось в систему, названную «Контейнерная транспортная система» (КТС).

Исходя из вышесказанного управление автомобильными перевозками является комплексом действий, полностью организующих и направляющих работу автомобилей на линии. В него входят функции оперативного планирования и диспетчерского руководства перевозки.

Исходя из задач и требований к будущему специалисту этого профиля, необходимо изучить

и знать народнохозяйственный значения развития производственно-технической базы предприятий автомобильного транспорта и роль технологического проектирования, приобрести необходимые значения по выбору и обоснованию исходных данных для организации технологического процесса.

Существенный рост объёма грузоперевозок и пассажиров в народном хозяйстве государства предполагает опережающие темпы развития автомобильного транспорта по сравнению его с другими видами. При этом следует иметь ввиду, что из всех видов транспорта автомобильный является самым трудоёмким и фондоёмким, а издержки народного хозяйства по автомобильному транспорту превышают издержки по всем другим видам транспорта вместе взятым. Трудовые и материальные затраты на поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии значительны и в несколько раз превышают затраты на его изготовление.

Так, за нормативный срок службы грузового автомобиля средней грузоподъёмности примерная структура трудовых затрат в процентах от общих затрат составляет: ТО и текущий

ремонт (ТР) - 91; капитальный ремонт автомобиля и агрегатов - 7; изготовление автомобиля - 2.

В известной степени столь высокие затраты на ТО и ТР связанных с отставанием

производственно-технической базы (ПТБ) автомобильного транспорта по темпам роста от парка подвижного состава. Следует иметь в виду, что создание развитой ПТБ требует больших капитальных затрат.

Наряду с развитием общественного автомобильного транспорта с каждым годом резко растёт число автомобилей индивидуального использования.

Увеличение парка легковых автомобилей значительно опережает рост ПТБ, которая пока не полностью обеспечивает потребность в услугах по ТО и ремонту. Поэтому поддержание парка этих автомобилей в технически исправном состоянии требует дальнейшего совершенствования и развития ПТБ, станций технического обслуживания (СТО), автозаправочных станций (АЗС), стоянок и других предприятий.

Развитие ПТБ предприятий автомобильного транспорта неразрывно связано со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий. При отнесении предприятий автомобильного транспорта к тому или иному виду строительства руководствуются следующим

Новым строительством считается создание предприятия на новой площадке по первоначально утверждённому в установленном порядке проекту,

Расширение действующего предприятия это строительство филиала названного предприятия, строительство нового и расширение существующего здания или сооружения для ТО и ТР подвижного состава, открытой или закрытой стоянки для хранения, а также пристройка помещения к существующему зданию.

Реконструкцией действующего предприятия является:

─ переоборудование или строительство здания или сооружения основного производства, вызываемое ликвидацией существующего здания или сооружения из-за ветхости или износа, а также в связи с необходимостью перехода на ТО, ТР и хранения новых типов подвижного состава;

─ строительство взамен устаревшей открытой или закрытой стоянке, здания или сооружения ТО и ТР, контрольно-пропускного пункта, диагностического комплекса, устройства для подогрева двигателей автомобилей, в зимнее время на открытой стоянке.

Техническое перевооружение.

К техническому перевооружению действующего предприятия относятся работы, связанные с установкой новых типов технологического оборудования (моечных машин, подъёмников, стендов)

и другого более производительного оборудования, конвейеров для перемещения агрегатов, деталей и т.п.) без расширения производственных площадей, а также внедрение поточных методов ТО, диагностического оборудования, новых технологических процессов и т.д.

К технологическому перевооружению относятся отдельные мероприятия по охране природы, улучшения состояния вспомогательных служб (включая объекты, обеспечивающие улучшения условий и организаций труда), инженерных сетей и складского хозяйства, а также мероприятий по установке электровычислительной техники

В основе проектирования АТП и СТО лежат проектные решения по технологии и организации производства ТО и ТР, разрабатываемые при технологическом проектировании предприятии.

Под технологическим проектированием предприятия понимается процесс, включающий:

─ выбор и обоснование исходных данных для расчёта производственной программы;

─ расчёт программы, объёмов производства и численности производственного

─ персонала;

─ выбор и обоснование метода ТО и ТР;

─ расчёт числа постов и линий для ТО и постов ТР подвижного состава;

─ определение потребности в технологическом оборудовании и расчёт уровня

─ механизации производственных процессов;

─ расчёт площадей производственных, складских и вспомогательных помещений;

─ выбор, обоснование и разработку объёмно-планировочного решения зон, участков и

─ предприятия в целом;

─ разработку генерального плана;

─ технико-экономическую оценку разработанного технологического проектного решения.

Результаты технологического проектирования служат основой для разработки других частей проекта (строительной, сантехнической, электротехнической и пр.) и во многом определяют качество проекта в целом.

Автотранспортные предприятия (АТП) предназначены для перевозки грузов или пассажиров, а также выполнения работ по ТО и ТР, хранение и материально-техническому обеспечению подвижного состава.

По характеру перевозок и типу подвижного состава АТП делятся на легковые таксомоторные, легковые по обслуживанию учреждений и организаций, автобусные, грузовые, смешанные (выполняют как грузовые, так и пассажирские перевозки) и специальные, т.е. скорой помощи, коммунального обслуживания и т.п. По организации производственной деятельности АТП подразделяются на комплексные, кооперативные, частные.

Комплексные АТП - сюда относятся самостоятельные хозрасчётные предприятия, которые осуществляют транспортную работу, хранение и все виды ТО и ТР подвижного состава, размер таких АТП зависит в основном от численности и типа подвижного состава и задач стоящих перед комплексным АТП.

Кооперативные АТП. К ним относятся предприятия входящие в состав производственного автотранспортного объединения (ПАТО), деятельность которых осуществляется с учётом централизации транспортной работы, а также полной или частичной централизации производства работ по ТО и ТР подвижного состава.

Частные автотранспортные предприятия, - которые могут выполнять отдельные пассажирские или грузовые перевозки и отдельные виды ТО и ТР.

ПАТО является хозрасчётным объединением и организуется путём объединения в городе или районе предприятий аналогичного значения. Обычно оно состоит из базового или более передового и технически хорошо оснащённого предприятия и подчинённых ему предприятий -филиалов объединения. На главном предприятии выполняются более трудоёмкие и сложные виды ТО и ТР подвижного состава, а в филиалах осуществляется хранение, ЕО, ТО-1 и мелкий ТР. Такой тип предприятий способствует приближению подвижного состава к потребителям (сокращению нулевых пробегов), более эффективному использованию ПТБ и повышению качества ТО и ТР, а также ликвидации (иногда) малоэффективных малых (и крупных) предприятий. В состав ПАТО могут входить ремонтные мастерские, выполняющие отдельные виды ТР (ремонт агрегатов, электрооборудования, кузовные работы и пр.), и базы централизованного технического обслуживания по типу подвижного состава ПАТО подразделяются на грузовые, автобусные и таксомоторные и имеют от 600 до 2000 и более единиц подвижного состава.

Автообслуживающие предприятия. Предназначены для выполнения ТО, ТР, хранения автомобилей и снабжения их эксплуатационным материалам. Такие предприятия могут выполнять эти функции в комплексе или только часть из них. В отличие от АТП эти предприятия перевозочные функции не выполняют. К автообслуживающим предприятиям относятся базы централизованного технического обслуживания (БЦТО), станции технического обслуживания (СТО), автозаправочные станции (АЗС), стоянки автомобилей, пассажирские автостанции и автовокзалы, грузовые автостоянки, мотели и кемпинги.

Авторемонтные предприятия являются специализированными предприятиями, производящими капитальный ремонт (КР) автомобилей и агрегатов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 952; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.036 с.)