Органиации технической службы автопредприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органиации технической службы автопредприятий



Лекция №1

Предисловие. Основные понятия и определения ………………………………….....3

Лекция №2

Организация технической службы автопредприятий ………………………….……6

Лекция №3

Автоперевозки, расчет и проектирование АТП, СТО………………………………...9

Лекция № 4

Практические основы диагностики и технической

эксплуатации………………………………………………………………………………. 16

Лекция №5

Научный базис инженерного труда по автомобильной

специальности……………………………………………………………………………… 19

Лекция №6

Современное состояние двигателестроения в Украине

и за рубежом…………………………………………………………………………………25

Лекция №7

Сжатый обзор развития электрооборудования

автомобилей………………………………………………………………………………....29

Лекция №8

Обзорная лекция по дисциплине «Использование

эксплуатационных материалов и экономия топливно-энергетических ресурсов»…….37

Список литературы……………………………………………………………………...41

 

ЛЕКЦИЯ №1

ПРЕДИСЛОВИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Значительные результаты в решении одной из основных проблем экономики – обеспечении легкости передвижения людей и грузов / 1 /, достигнуты человеком благодаря широкому внедрению на транспорте – области материального производства, связанной с перемещением грузов и людей / 2 /, перевозок – доставки грузов или пассажиров на определенное расстояние с помощью тр анспортных средств.

Транспортные средства образуют один из основных составных элементов современного транспорта – подвижной состав (ПС) – часть транспорта в виде объектов, обеспечивающих выполнение транспортной работы – перемещение грузов или людей путем перевозки.

Создание автомобиля и внедрение его на транспорте привело к появлению автомобильного транспорта (АТ) – отрасли транспорта, осуществляющей перевозку на автотранспортных средствах (АТС) – единичных объектах подвижного состава АТ.

Среди видов транспорта, определяемых типом среды в которой осуществляется передвижение грузов или людей:

- воздушного (атмосфера);

- водного (гидросфера);

- наземного (литосфера)

и создаваемого сегодня – космического, а также основных видов наземного транспорта (железнодорожного, трубопроводного, гужевого), определяемых исходя из типа, особенностей конструкции подвижного состава и путей сообщения – комплекса сооружений, специализированного оборудования для безопасного и удобного движения подвижного состава с расчетными скоростями и нагрузками / 2, сам/, автомобильный транспорт по объемам перевозок грузов и пассажиров занимает ведущее место.

Автомобильный транспорт наиболее эффективен в перевозках на небольшие расстояния и дополняет другие виды транспорта в смешанных перевозках грузов дальнего следования / 3. с. 5 /.

Количество грузов, перевозимых АТ, непрерывно возрастает. По тоннажу перевозимых грузов автомобильный транспорт в несколько раз превосходит железнодорожный и водный транспорт вместе взятые. В 1990 году из 6,78 млрд. т перевезенных грузов, автомобильным транспортом перевезено 5,42 млрд. т (80%), железнодорожным 1,15 млрд. т (17%) и остальными видами транспорта (морским, речным, воздушным) – 3% / 4, с.7 /. Объем перевозок пассажиров на АТ составил 93,1%, на железнодорожном транспорте – 6.1%, на остальных видах транспорта – 0,8% / 4, с.7 /

Большой объем перевозок на автомобильном транспорте осуществляется благодаря широкому использованию, как одиночных автомобилей так и автопоездов, состоящих из автомобиля тягача и буксируемого им прицепа, (полуприцепа) обладающих высокими показателями надежности и эффективности при эксплуатации - использовании (от франц. exploitation) / 5, с. … /.

Высокий уровень эксплуатационных показателей подвижного состава автомобильного транспорта немыслим без высоких качественных показателей технической эксплуатации автомобилей (ТЭА) – комплекса технических, социальных, экономических и организационных мероприятий, обеспечивающих поддержание автомобильного парка в исправном состоянии при рациональных затратах материальных и трудовых ресурсов и обеспечении нормальных условий труда и быта персонала / 6, с.11 /.

 

Эффективная техническая эксплуатация ПС требует от работников инженерно-технической службы АТ глубоких и прочных знаний в области теории и конструкции АТС. Планом подготовки инженеров – механиков автомобильного транспорта по специальности 7.090258 «Автомобили и автомобильное хозяйство» предусмотрено изучение дисциплины «Автотранспортные средства», состоящей из двух основных разделов:

-раздел «Основы конструкции АТС».

- раздел «Основы теории АТС».

Цель дисциплины: получение знаний основ конструкции и теории АТС, позволяющих обеспечить грамотную и высокоэффективную их эксплуатацию.

Задачи дисциплины:

Изучить а) основы конструкции;

б) теорию эксплуатационных свойств;

в) теорию рабочих процессов;

г) основы проектирования и расчета.

Знать: а) устройство основных типов, находящихся в

эксплуатации, современных моделей АТС;

б) функциональные свойства АТС;

в) методы расчета.

Уметь: а) разобраться в конструкции современных АТС;

б) рассчитать величины параметров эксплуатационных

свойств АТС

в) установить соответствие конструкции АТС условиям

эксплуатации;

Успешному решению задач и достижению поставленной цели способствует чтение курса лекций. составленного на основе материала учебников, учебных пособий научных работ. опубликованных в отечественной и зарубежной печати.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

 

Слово АВТОМОБИЛЬ происходит от греческого слова АВТОС – сам и латинского МОБИЛИС – подвижный / 7, с.411; 2 /.

Исходя из современных определений понятий /2/:

конструкция – состав и взаимное расположение отдельных частей из определенных материалов, облеченных в конкретную форму с определенными размерами;

устройство – совокупность деталей, узлов, элементов, обладающая конструктивным и функциональным единством;

машина – устройство, выполняющее преобразование энергии, материала, информации или механические движения для выполнения этих преобразований;

генератор – устройство, производящее какой либо продукт (например газ), вырабатывающее энергию или преобразующее один вид энергии в другой;

установка – система или комплекс машин и оборудования, объединенных единым процессом;

мотор – машина, которая преобразует какой либо вид энергии в механическую работу;

агрегат – несколько, соединенных между собой разных по назначению машин или устройств, работающих в едином комплексе,

- сборочная единица машины, обладающая полной взаимозаменяемостью, возможностью сборки отдельно и способностью выполнять отдельные определенные функции;

двигатель – энергосиловой агрегат в виде совокупности генератора, машины, и мотора, вырабатывающий и преобразующий энергию в механическую работу;

средство - одно из многих устройств данной конструкции для достижения поставленной цели,

транспортное средство – средство, для выполнения транспортной работы;

механическое транспортное средство – транспортное средство, оборудованное двигателем,

учитывая то обстоятельство, что автомобиль это наземное транспортное средство, которое для своего движения в литосфере Земли не требует рельсового пути, понятие АВТОМОБИЛЬ имеет следующее определение – механическое транспортное средство с собственным источником энергии для движения по безрельсовому пути земной поверхности.

Для специалистов автомобильного транспорта АВТОМОБИЛЬ это автотранспортное средство – единичный объект подвижного состава, самостоятельно обеспечивающий

возможность выполнения транспортной работы (перевозку грузов или людей), либо совместно с другими типами АТС: прицепами или полуприцепами.

Прицеп – транспортное средство, буксируемое автомобилем, не имеющее собственного источника энергии, служащее для перевозки грузов или людей,

Полуприцеп - прицеп, часть полной массы которого передается на автомобиль тягач через седельно-сцепное устройство.

Тягач – специализированное транспортное средство, предназначенное для буксирования прицепа или полуприцепа /2/.

Автомобиль тягач – автомобиль, имеющий сцепное устройство для присоединения прицепа (полуприцепа), а также выводы для присоединения устройств, обеспечивающих возможность их высокоэффективной и безопасной совместной эксплуатации.

Как отмечалось выше, транспортное средство, состоящее из автомобиля тягача и буксируемого им прицепа (полуприцепа), образуют автопоезд. Существует так же понятие одиночный автомобиль – автомобиль без прицепа (полуприцепа).

Приведенные определения указывают на многогранность понятия АВТОМОБИЛЬ, объяснимую, прежде всего,многообразием и сложностью их конструкций, зависящих в значительной мере от тех высоких требований, которые предъявляются сегодня к качеству перевозочного процесса. Прежде всего это требования: безопасности, экологии,, экономичности, комфортности.

Разнообразие вустройстве современных автомобилей объясняется использованием в них самых прогрессивных и оригинальных конструкторских решений, дающих возможность. обеспечить выполнение, предъявляемых к ним высоких требований. Принимая во внимание существующее многообразие марок и типов современных АТС и продолжающуюся тенденцию их увеличения, изучить и знать их устройство невозможно. Так, зная в совершенстве устройство автомобиля «Таврия», можно не знать устройства автомобиля «Запорожец» и наоборот.

Лишь знание ОСНОВ КОНСТРУКЦИИ АТС, основ конструкции их узлов, агрегатов, систем дает возможность инженеру-механику автомобильного транспорта разобраться с устройством различных моделей АТС, как самых современных так и антикварных, и обеспечить их грамотную, высокоэффективную техническую эксплуатацию.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Автомобили: Основные термины: Толковый словарь: Более 4000 терминов / А.Н. Нарбут, Ю.И. Егоров. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2002. – 416 с.

2. Гаспарянц Г.А. Конструкция. основы теории и расчета автомобиля: Учебник для машиностроительных техникумов по специальности «Автомобилестроение», -М.: Машиностроение, 1978. – 351 с. ил.

3. Устройство многоосных полноприводных колесных и быстроходных гусеничных машин: Учебник для вузов / Г.И. Гладов, А.В. Вихров, В.В. Павлов, В.В Кувшинов: Под ред. Гладова. – М.: Транспорт, 1996. – 241 с.

4. Серяков И.М. Книга юного автомобилиста. – М.: Физкультура и спорт, 1957. – 306 с.

5. Канило П.М., Бей И.С., Ровенский А.И. Автомобиль и окружающая среда. _ Х.: Прапор, 2000.- 304 с.

6. Сергеев В.П. Автотракторный транспорт: Учебник для вузов. М.: Высш. шк., 1984. – 304 с., ил.

7. Михайловский Е.В. Теория и расчет автомобиля. М.: Научно-техническое издательство автотранспортной литературы, 1955. –247с.

 

Лекция №2

Введение

Техническая служба является функциональной частью автопредприятия, назначение которой заключается в обеспечении осуществляемых автопредприятием транспортных процессов путем: подготовки и содержания подвижного состава автомобильного транспорта в технически исправном состоянии; надлежащего содержания и развития производственно-технической базы автопредприятия, материально-технического снабжения автопредприятия. Техническая служба проводит свою работу на основе: графика выпуска подвижного состава на линию, утвержденного руководителем; ежемесячного плана – графика технического обслуживания подвижного состава, утвержденного главным инженером. Техническая служба в своей деятельности руководствуется правилами, инструкциями, положениями, приказами и другими руководящими материалами, издаваемыми вышестоящими организациями.

 

Задачи технической службы

Задачей технической службы является обеспечение технической готовности подвижного состава путем своевременного и качественного проведения его технического обслуживания и ремонта, а так же надлежащего хранения.

В соответствии с изложенными задачами в обязанности технической службы входят:

- организация процессов технического обслуживания и ремонта, а также надлежащего хранения;

- обеспечение своевременной подготовки подвижного состава к выпуску на линию в технически исправном состоянии;

- контроль за технически правильным использованием подвижного состава на линии, осуществление мероприятий по ликвидации потерь рабочего времени на линии, связанных с техническими причинами;

- организация технического приема подвижного состава с линии и его содержание в зоне хранения;

- обеспечение неснижаемым количеством запасных частей, узлов и агрегатов, необходимых для работы зоны ремонта и второго технического обслуживания;

- разработка и проведение мероприятий по охране труда и технике безопасности, изучение причин производственного травматизма, принятие мер к их устранению;

- проведение мероприятий по улучшению организации труда и внедрению передовых методов труда среди ремонтно-обслуживающих рабочих;

- проведение (совместно с отделом кадров) технической учебы по подготовке кадров и повышению квалификации ремонтно-обслуживающих рабочих и инженерно-технических работников;

- организация изобретательской и рационализаторской работы в автопредприятии, проверка и внедрение рационализаторских предложений;

- оснащение автопредприятия необходимым оборудованием, приспособлениями, приборами, инструментами и инвенторем.

 

Средства технической службы

Для обеспечения нормальной эксплуатации подвижного состава автопредприятия в соответствии с Правилами технической эксплуатации автомобильного транспорта должны иметь следующие минимально необходимые здания, сооружения и технические средства:

гараж-стоянку или благоустроенную площадку для стоянки подвижного состава, обеспеченную техническими средствами для надежного пуска двигателей в холодное время года;

помещение для технического обслуживания и ремонта подвижного состава, имеющие не менее чем одно оборудованное автомобиле-место на каждые 10 списочных автомобилей;

сооружения для хранения и раздачи топлива, смазочных и других эксплуатационных материалов;

оборудование, комплект инструментов и инвентарь в соответствии с Табелем технологического оборудования, утвержденным Минавтотрансом Украины.

Технические средства могут быть стационарные (временные и постоянные) и передвижные.

При этом вводе в эксплуатацию проектной мощности автопредприятия должны быть выполнены следующие первоочередные минимальные условия:

территория автопредприятия огораживается и благоустраивается в части внутригаражных проездов, открытых стоянок подвижного состава и отвода дождевых и производственных вод;

строятся или приспосабливаются отапливаемые помещения для технического обслуживания и ремонта подвижного состава (с минимально необходимым количеством ремонтных автомобиле –мест, общих для технического обслуживания и ремонта), а так же для производственно-вспомогательных участков;

электрорегулировочного и слесарно-механического;

аккумуляторного;

вулканизационного;

теплового (кузница, сварка и т. п.);

кузовного;

оборудуются посты мойки на открытой площадке с присоединением к водопроводной сети или питанием из естественных источников;

оборудуется топливо-заправочный пункт (если отсутствует возможность заправки на станциях общего пользования);

производится частичный или полный ввод в эксплуатацию мощности котельной, а также устройства для снабжения горячей водой;

обеспечивается присоединение к городской сети действующих потребителей электроэнергии автопредприятия.

ЛЕКЦИЯ №3

Организация перевозок.

Организация перевозок грузов является сложным многосторонним процессом, определяющим работу и отношения отправителей и получателей грузов и транспортных предприятий.

План перевозок грузов служит основой для рациональной организации транспортного процесса. Вместе с тем план перевозок даёт необходимые исходные сведения к составлению трансфинплана - основного документа, направляющего всю производственно-финансовую деятельность автотранспортного предприятия. В план перевозок грузов включают сведения о грузоотправителях и грузополучателей, наименование грузов и их количество, расположение пунктов погрузки и разгрузки, расстояния перевозок. Определяется категория грузов и необходимый для этого подвижный состав.

В договоре указывают: ответственных лиц, уполномоченных заключать договора; предмет договора - размеры перевозок в тоннах и их характер по родам груза; условия перевозок - план перевозок по времени, порядок и средства выполнения погрузо-разгрузочных работ;

экспедиционные операции, срок подачи и порядок оформления заявок, и другие условия в зависимости от характера перевозок; обязанности сторон - ответственность договаривающихся организаций за работы и их выполнение, порядок и сроки расчётов, применяемые санкции и др.

Весьма важным, а иногда и определяющим фактором в организации выполнения перевозок грузов являются: погрузочно-разгрузочные средства и их назначение; погрузочно-разгрузочные площадки, склады и их производственные возможности.

Очень важным фактором в транспортном процессе является компоновка грузов для их отправки и приёма - формирование парка поддонов, пакетирование грузов, контейнеризация грузов.

Широкое применение контейнеров затрагивает не только интересы отдельного вида транспорта и отдельной отрасли народного хозяйства, а всех видов транспорта и всего народного хозяйства страны. Контейнеризация последних лет получили и принципиально новое направление в своём развитии, охватившее все стороны деятельности промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и других сфер развития народного хозяйства и жизнедеятельности населения, превратилось в систему, названную «Контейнерная транспортная система» (КТС).

Исходя из вышесказанного управление автомобильными перевозками является комплексом действий, полностью организующих и направляющих работу автомобилей на линии. В него входят функции оперативного планирования и диспетчерского руководства перевозки.

Исходя из задач и требований к будущему специалисту этого профиля, необходимо изучить

и знать народнохозяйственный значения развития производственно-технической базы предприятий автомобильного транспорта и роль технологического проектирования, приобрести необходимые значения по выбору и обоснованию исходных данных для организации технологического процесса.

Существенный рост объёма грузоперевозок и пассажиров в народном хозяйстве государства предполагает опережающие темпы развития автомобильного транспорта по сравнению его с другими видами. При этом следует иметь ввиду, что из всех видов транспорта автомобильный является самым трудоёмким и фондоёмким, а издержки народного хозяйства по автомобильному транспорту превышают издержки по всем другим видам транспорта вместе взятым. Трудовые и материальные затраты на поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии значительны и в несколько раз превышают затраты на его изготовление.

Так, за нормативный срок службы грузового автомобиля средней грузоподъёмности примерная структура трудовых затрат в процентах от общих затрат составляет: ТО и текущий

ремонт (ТР) - 91; капитальный ремонт автомобиля и агрегатов - 7; изготовление автомобиля - 2.

В известной степени столь высокие затраты на ТО и ТР связанных с отставанием

производственно-технической базы (ПТБ) автомобильного транспорта по темпам роста от парка подвижного состава. Следует иметь в виду, что создание развитой ПТБ требует больших капитальных затрат.

Наряду с развитием общественного автомобильного транспорта с каждым годом резко растёт число автомобилей индивидуального использования.

Увеличение парка легковых автомобилей значительно опережает рост ПТБ, которая пока не полностью обеспечивает потребность в услугах по ТО и ремонту. Поэтому поддержание парка этих автомобилей в технически исправном состоянии требует дальнейшего совершенствования и развития ПТБ, станций технического обслуживания (СТО), автозаправочных станций (АЗС), стоянок и других предприятий.

Развитие ПТБ предприятий автомобильного транспорта неразрывно связано со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий. При отнесении предприятий автомобильного транспорта к тому или иному виду строительства руководствуются следующим

Новым строительством считается создание предприятия на новой площадке по первоначально утверждённому в установленном порядке проекту,

Расширение действующего предприятия это строительство филиала названного предприятия, строительство нового и расширение существующего здания или сооружения для ТО и ТР подвижного состава, открытой или закрытой стоянки для хранения, а также пристройка помещения к существующему зданию.

Реконструкцией действующего предприятия является:

─ переоборудование или строительство здания или сооружения основного производства, вызываемое ликвидацией существующего здания или сооружения из-за ветхости или износа, а также в связи с необходимостью перехода на ТО, ТР и хранения новых типов подвижного состава;

─ строительство взамен устаревшей открытой или закрытой стоянке, здания или сооружения ТО и ТР, контрольно-пропускного пункта, диагностического комплекса, устройства для подогрева двигателей автомобилей, в зимнее время на открытой стоянке.

Техническое перевооружение.

К техническому перевооружению действующего предприятия относятся работы, связанные с установкой новых типов технологического оборудования (моечных машин, подъёмников, стендов)

и другого более производительного оборудования, конвейеров для перемещения агрегатов, деталей и т.п.) без расширения производственных площадей, а также внедрение поточных методов ТО, диагностического оборудования, новых технологических процессов и т.д.

К технологическому перевооружению относятся отдельные мероприятия по охране природы, улучшения состояния вспомогательных служб (включая объекты, обеспечивающие улучшения условий и организаций труда), инженерных сетей и складского хозяйства, а также мероприятий по установке электровычислительной техники

В основе проектирования АТП и СТО лежат проектные решения по технологии и организации производства ТО и ТР, разрабатываемые при технологическом проектировании предприятии.

Под технологическим проектированием предприятия понимается процесс, включающий:

─ выбор и обоснование исходных данных для расчёта производственной программы;

─ расчёт программы, объёмов производства и численности производственного

─ персонала;

─ выбор и обоснование метода ТО и ТР;

─ расчёт числа постов и линий для ТО и постов ТР подвижного состава;

─ определение потребности в технологическом оборудовании и расчёт уровня

─ механизации производственных процессов;

─ расчёт площадей производственных, складских и вспомогательных помещений;

─ выбор, обоснование и разработку объёмно-планировочного решения зон, участков и

─ предприятия в целом;

─ разработку генерального плана;

─ технико-экономическую оценку разработанного технологического проектного решения.

Результаты технологического проектирования служат основой для разработки других частей проекта (строительной, сантехнической, электротехнической и пр.) и во многом определяют качество проекта в целом.

Автотранспортные предприятия (АТП) предназначены для перевозки грузов или пассажиров, а также выполнения работ по ТО и ТР, хранение и материально-техническому обеспечению подвижного состава.

По характеру перевозок и типу подвижного состава АТП делятся на легковые таксомоторные, легковые по обслуживанию учреждений и организаций, автобусные, грузовые, смешанные (выполняют как грузовые, так и пассажирские перевозки) и специальные, т.е. скорой помощи, коммунального обслуживания и т.п. По организации производственной деятельности АТП подразделяются на комплексные, кооперативные, частные.

Комплексные АТП - сюда относятся самостоятельные хозрасчётные предприятия, которые осуществляют транспортную работу, хранение и все виды ТО и ТР подвижного состава, размер таких АТП зависит в основном от численности и типа подвижного состава и задач стоящих перед комплексным АТП.

Кооперативные АТП. К ним относятся предприятия входящие в состав производственного автотранспортного объединения (ПАТО), деятельность которых осуществляется с учётом централизации транспортной работы, а также полной или частичной централизации производства работ по ТО и ТР подвижного состава.

Частные автотранспортные предприятия, - которые могут выполнять отдельные пассажирские или грузовые перевозки и отдельные виды ТО и ТР.

ПАТО является хозрасчётным объединением и организуется путём объединения в городе или районе предприятий аналогичного значения. Обычно оно состоит из базового или более передового и технически хорошо оснащённого предприятия и подчинённых ему предприятий -филиалов объединения. На главном предприятии выполняются более трудоёмкие и сложные виды ТО и ТР подвижного состава, а в филиалах осуществляется хранение, ЕО, ТО-1 и мелкий ТР. Такой тип предприятий способствует приближению подвижного состава к потребителям (сокращению нулевых пробегов), более эффективному использованию ПТБ и повышению качества ТО и ТР, а также ликвидации (иногда) малоэффективных малых (и крупных) предприятий. В состав ПАТО могут входить ремонтные мастерские, выполняющие отдельные виды ТР (ремонт агрегатов, электрооборудования, кузовные работы и пр.), и базы централизованного технического обслуживания по типу подвижного состава ПАТО подразделяются на грузовые, автобусные и таксомоторные и имеют от 600 до 2000 и более единиц подвижного состава.

Автообслуживающие предприятия. Предназначены для выполнения ТО, ТР, хранения автомобилей и снабжения их эксплуатационным материалам. Такие предприятия могут выполнять эти функции в комплексе или только часть из них. В отличие от АТП эти предприятия перевозочные функции не выполняют. К автообслуживающим предприятиям относятся базы централизованного технического обслуживания (БЦТО), станции технического обслуживания (СТО), автозаправочные станции (АЗС), стоянки автомобилей, пассажирские автостанции и автовокзалы, грузовые автостоянки, мотели и кемпинги.

Авторемонтные предприятия являются специализированными предприятиями, производящими капитальный ремонт (КР) автомобилей и агрегатов

Краткая характеристика ПТБ.

Важнейшей характеристикой, определяющей состояние ПТБ, является структура основных производственных фондов автомобильного транспорта, в котором для АТП общего пользования подвижной состав составляет примерно 60%, а производственно-техническая база - 40%. Исследованиями установлено, что для нормальной работы АТП основные производственные фонды автомобильного транспорта, приходящиеся на подвижной состав, должны составлять 40-50%, а на ПТБ - 60-50%. Опережающий же рост парка автомобилей привёл к тому, что обеспеченность предприятий производственными площадями для ТО и ТР составляет 50-65%, а уровень 25-30% от норматива.

В то же время анализ показывает, что, не смотря на отставание ПТБ, степень её использования не высока из-за недостатков в организации технологии производства составляет до 25-40 %.

Уровень развития ПТБ во многом определяется размерами и формами организации производственной деятельности АТП. Высокий уровень технического обслуживания и другие организационные решения достигаются на крупных АТП, тогда как на мелких АТП коэффициент технической готовности не превышает 0,7, а коэффициент выпуска 0,5.

На смешанных АТП значительно затрудняет организацию ПТБ и выполнение ТО и ТР.

На автомобильном транспорте, как было сказано, развитие ПТБ осуществляется за счёт нового строительства АТП, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, идёт развитие комплексных АТП

Пути развития ПТБ.

В ближайшей перспективе на автомобильном транспорте следует ожидать роста объёмов перевозок и парко-подвижного составов при существенном изменении технических характеристик

автомобилей. Прирост грузового подвижного состава на 70-75% будет происходить за счёт

автомобилей большой грузоподъёмности (более 8 т) почти в 1,5 раза (но это не исключает также выпуск малотоннажных грузовых автомобилей).

Поэтому для грузового подвижного (и для пассажирского) необходимо будет иметь дополнительно ПТБ, в размере 30-50% от имеющихся (практической перестройкой действующих);

Механизация работ на АТП.

Одно из важнейших составляющих деятельности ПТБ предприятия автомобильного транспорта является механизация и автоматизация производственных процессов ТО и ТР автомобилей

По данным НИИАТа в настоящее время уровень механизации отдельных видов работ и АТП в целом значительно ниже требуемого, что объясняется, прежде всего, недостаточным наличием технологического оборудования, инструмента.

Лекция № 4

Лекция №5

Научный базис инженерного труда по автомобильной спнциальности

Подготовка инженеров-механиков проводится на основе системы требований, учитывающих не только требования производства в настоящее время, но и на 15-20 лет вперед.

Анализ характерных траекторий деловой карьеры инженера ИТС свидетельствует о важности сочетания при их профессиональной подготовки двух принципов:

1) получение знаний и привитие навыков, которые понадобятся специалисту немедленно для успешной работы и на первичных должностях и сведение периода адоптации к минимуму;

2) получение при подготовке научного базиса для последующего развития навыков специалиста как руководителя и организатора производства, т.е. ознакомление с методами принятия нестандартных решений, теоретическими основами управления, методами общения с персоналом, тенденциями научно-технического прогресса в отрасли.

Научный базис инженера механика обеспечивается изучением следующих дисциплин:

- теоретические основы теплотехники, относятся к профессионально ориентированным дисциплинам; на ее изучение отводится 108 учебных часов, что составляет 2 кредита;

- теоретические основы надежности АТС, на изучение которой

отводится 81 учебный час, что составляет 1,5 кредита. К Циклу профессионально ориентированных дисциплин отнесены также:

- основы научных исследований, на изучение которой отведено 81 учебных часа или 1,5 кредита;

- пневматические системы технологического оборудования АТП, на изучение которой отведено 51 учебных часа или 1 кредит (изучается как спецкурс).

Одной из основных проблем современного этапа развития производства является надежное обеспечение растущих потребностей отраслей народного хозяйства в энергетических ресурсах. В связи с постоянно возрастающим применением топливо энергетических ресурсов и повышением их стоимости, актуальным является повышение эффективности использования этих ресурсов.

Цель преподавания теплотехнической дисциплины — теоретически и практически подготовить будущих специалистов по методам преподавания и использования теплоты с максимальным КПД.

В глубокой древности человек начал использовать теплоту, получаемую при сжигании природных топлив, причем до сравнительно недавнего времени (до изобретения паровой машины во второй половине XVIII века) теплота использовалась только для нагрева — вначале приготовления пищи и обогреве жилищ, затем различных технологических процессов: при обжиге гончарных изделий и известняка, обработке руд, плавки металлов и т.д.

Изобретение паровой машины, а в последствии целой плеяды тепловых двигателей произвело революцию в технике. Человек получил возможность вырабатывать механическую энергию, затрачивая теплоту, освобождаемую при сжигании топлив. Важность этого открытия состояла, во-первых, в том, что запасы топлив существенно больше, чем запасы механической энергии природных источников, во-вторых, в том, что тепловой двигатель может производить работу в любом месте, ибо топливо к нему можно подвозить, и, наконец, в том, что тепловой двигатель позволил создать различные самодвижущиеся аппараты, берущий необходимый запас топлива на борт и становящиеся при этом полностью автономными. И сегодня большинство средств передвижения, применяемых для грузовых и пассажирских перевозок, использует в качестве источника движения тепловой двигатель.

Бурно развивающаяся современная промышленность заставляет говорить о возможном исчерпании не только топлив, но и запасов и других, малораспространенных в природе веществ и элементов. Однако при использовании человеком эти вещества и элементы не пропадают бесследно. При наличии достаточного количества энергии их можно регенерировать и вновь пустить в дело. Саму энергию регенерировать нельзя. Неумолимый второй закон термодинамики напоминает, что любой вид исходной энергии после того, как он послужит человеку, превращается в теплоту при температуре окружающей среды и в конечном итоге безвозвратно излучается в мировое пространство. Поэтому запасы энергии, созданные природой, нужно расходовать особенно бережно.

Энергия, сосредоточенная в природных источниках, как правило, не может быть использована непосредственно. Поэтому важными этапами на пути использования энергии человеком являются преобразование, транспорт, аккумулирование и собственно потребление энергии.

Устройства, преобразующие и использующие энергию, принято характеризовать значением КПД, которые в общем случае представляет собой отношение полезного энергетического эффекта к полному значению энергии, подведенной к данной машине или аппарату. Разумеется, мы заинтересованы в том, чтобы КПД был как можно больше, достигая в пределе единицы, или ста процентов. Однако любой реальный процесс сопровождается потерями энергии, в следствии чего КПД никогда не достигает единицы. В случае же преобразования теплоты в работу или электроэнергию теоретически достижимый КПД в большинстве случаев существенно меньше единицы и, как показывает второй закон термодинамики не может превосходить величину

 

где Т1 - абсолютная температура, при которой теплота подводится к преобразующему устройству;

Т2 - абсолютная температура, при которой теплота отводится от преобразующего устройства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.443 с.)