ТОП 10:

Гражданская война в США: причины, ход, результаты. Реконструкция Юга



В 1820г. был принят так называемый Миссурийский компромисс, показавший, что вопрос о рабстве на новых землях стал общенациональной проблемой. Территория к западу от реки Миссисипи делилась на две части – рабовладельческая к югу и свободная к северу. Общественность Севера сочувствовала рабам. «Генеральной репетицией» Гражданской войны стали конфликт в Канзасе и «рейд» Джона Брауна в Вирджинии. Гражданская война явилась следствием нарастания противоречий между двумя общественными системами внутри страны. В основе затих противоречий был вопрос о рабстве, всецело определявший экономические и политические интересы плантаторов. Зимой-весной 1861 года сформировалась Конфедерация 11 южных штатов. 13 апреля южане развязали военные действия, начав обстрел федерального форта Самтер в бухте Чарльстона, малочисленный гарнизон которого капитулировал и спустил американский флаг. Так началась четырёхлетняя Гражданская война. К концу 1861 года армия северян превысила 650 тысяч человек, однако один численный перевес не мог решить исход войны. Общий план ведения кампании против Юга сводился к его окружению и постепенному сжатию кольца. Федеральные войска начали наступление одновременно на западе и на востоке, в Вирджинии. На первом направлении удалось развить успех - талантливый генерал Улисс Грант взял ряд городов и продвигался вдоль Миссисипи к югу, а устье реки с портом Новый Орлеан было захвачено северянами с помощью флота, который блокировал Юг с моря. Конфедерация оказалась разрезанной на двое, но эта удача на слабом участке обороны противника была сведена на нет разгромом армии Севера на основном фронте. Она трижды вторгалась в Вирджинию, чтобы взять столицу Конфедерации Ричмонд, но каждый раз ее отбрасывали с большими потерями, а контрнаступление южан под умелым командованием Р. Ли с трудом удалось остановить, перебросив для этого часть войск с Запада. Помимо ужесточения порядков в тылу мер по укреплению дисциплины, повышения налогов решающее значение приобрели закон о гомстедах от 20 мая и акт об освобождении рабов от 22 сентября 1862 г. Весной 1863 г. южане под командованием Ли вновь нанесли федеральной армии сильнейший удар на вирджинском участке, но это была последняя крупная победа мятежников. Армия Ли была остановлена под Геттисбергом и отброшена обратно в Вирджинию в июле 1863г., а войска Гранта взяли опорный пункт конфедератов на р. Миссисипи г. Виксберг. Это ознаменовало поворот в ходе войны. Весной 1864г. федеральные войска начали с запада наступление в самое сердце Конфедерации – штат Джорджию. Осенью их командующий генерал Уильям Шерман взял промышленный центр Юга Атланту, начав "марш к морю". Остатки армии конфедератов продолжали сопротивляться, пока в начале апреля 1865г. войска Гранта не взяли, после кровопролитного штурма, Ричмонд, 9 апреля 28-тысячная армия Ли капитулировала. Рабство в стране было отменено бесповоротно – в виде 13-й поправки к Конституции, которую сенат утвердил в апреле, а 3/4 штатов – в декабре 1865г. Главный итог Гражданской войны заключался в отмене рабства. Остальные компоненты американской экономики – промышленность, торговля, фермерское сельское хозяйство – успешно развивались и до нее. Гражданская война временно снизила темпы экономического роста, однако в конечном счете она подготовила развитие капитализма на более широкой основе. На Юге значительно вырос удельный вес семейного фермерского хозяйства, причем землю приобретали и выходцы из северных штатов. Отмена рабства создала решающую предпосылку для формирования на Юге рынка рабочей силы.

Реконструкция Юга. Линкольн, по крайней мере в 1863, надеялся на скорейшее восстановление нормальных отношений южных штатов с Союзом и был готов вновь принять их в его состав без всяких условий, считая достаточным для избрания новых правительств штатов 10% голосов избирателей (если эти 10% принесут присягу верности Союзу). Радикально настроенные республиканцы во главе с Чарлзом Самнером в сенате и Таддеусом Стивенсом в палате представителей предлагали рассматривать отколовшиеся штаты как "завоеванные области", которые должны были для принятия в состав Союза выполнить ряд предварительных условий: освободить рабов с предоставлением им избирательных прав, отречься от своих бывших лидеров, активных участников мятежа, и расплатиться по долгам.

 

Президент Джонсон не принял план радикалов и в борьбе с ними был политически уничтожен, хотя попытка импичмента провалилась. Конгресс в 1865-1870 полностью контролировал Реконструкцию Юга. В южных штатах были учреждены военные администрации, неграм гарантировали избирательное право, была принята 14-я поправка к Конституции; восстановлено бюро по делам освобожденных негров; для приема в Союз штатам было предложено ратифицировать 14-ю поправку и представить новые конституции.

В экономическом, социальном и психологическом отношениях оздоровление Юга началось лишь ок. 1880, когда возродилось хлопководство. Вместо рабовладения возникла система издольщины, когда чернокожие и белые бедняки были прикреплены к земле под залог урожая. Так называемый Новый Юг набирал силы благодаря английскому и северному капиталу, а также сбережениям и предприимчивости собственного среднего класса. Возникали новые города, прокладывались железные дороги, открывались шахты, развивались новые отрасли промышленности (текстильная, табачная, деревообрабатывающая, металлургическая).

 

17. Социально-экономическое развитие США после Гражданской войны. Причины быстрого промышленного развития

С конца 19 в. экономические темпы роста США ускоряются. В 1867 г. в США завершилась Гражданская война и в результате было уничтожено рабство в южных штатах. Это открыло новые возможности для развития капитализма уже на всей территории США. В южных штатах начинает развиваться фермерство, промышленность и т.д., т.о. южные штаты включаются в общий темп экономического развития. С 1870 по 1900 гг. производство чугуна в США увеличилось в 8 раз, добыча угля в 9 раз, выплавка стали в 150 раз.

Причины быстрых темпов промышленного развития: 1) Наличие в США большого количества природных ресурсов; 2) Значительный приток иностранного капитала; 3) Большой поток мигрантов, и в 1870 гг. проблема рабочей силы в США была решена; 4) Рационализация производства, внедрение новых технологий, и по началу связано это было с нехваткой рабочих рук (в 50-е годы в США еще ощущалась нехватка рабочей силы). В США происходит электрификация производства, чего нельзя сказать об английской промышленности. В США впервые были применены конвейерные линии, на заводах Форда. К началу 1-ой мировой войны США один из лидеров в автомобилестроении. С 1892 г. Генри Форд начинает создавать свои автозаводы, а к 1900 г. он приступает к массовому производству. С 1900 г. Форд ежегодно выпускал свыше 4 тыс. автомобилей.

Важным фактором экономического роста была аккумуляция энергии в США – прибытие на территорию США наиболее энергичных и решительных людей. С США возникает миф «Человек, который создал себя сам» - и это то к чему должен стремиться каждый американец с точки зрения официальной идеологии. Наряду с мифом о том, что человек всего может достичь сам, существовал также миф о равных возможностях, т.е. независимо от социального происхождения любой человек может достигнуть любых высот.

Если за весь 19 в. население Европы выросло в 2,5 раза, то за 19 в. в США в 14 раз. Также происходит быстрый рост американских городов из-за притока сельского населения. В Чикаго, например, с 60-х гг. и до конца 90-х гг. население удваивалось.

Промышленности США была очень хорошо защищена от конкуренции иностранных товаров и это тоже можно считать причиной промышленного роста. Правительство США всегда проводило политику протекционизма, т.е. введение больших промышленных пошлин. В конце 19 в. уровень импортных пошлин достигал 3/5 от стоимости ввозимых товаров.

Внешняя торговля в США по началу играла не столь важную роль, долгое время США не вывозила свои товары на мировые рынки. Но расширение потребностей промышленности США в сырье вызвало увеличение импорта к началу 20 в. в два раза. С конца 19 в. США стали осваивать мировой рынок, т.е. стали вывозить свои товары.

Большое внимание в США уделялось развитию железных дорог и ж/д. транспорта. С конца 19 в. ведется усиленное строительство железных дорог и к началу 20 в. железные дороги связали между собой все штаты, кроме того между Тихим и Атлантическим океанами пролегли 4 ж/д. магистрали. Создание ж/д. привело к созданию емкого внутреннего рынка.

США как и другие страны развивались не равномерно и их как и другие страны сотрясали экономические кризисы. Экономический кризис 1873 – 1878 гг. произошел во всем мире и после этого кризиса в США наступил период депрессии, сменившийся подъемом экономики. Однако подъем был не долгим и в 1882 г. произошел очередной экономический кризис, который длился до 1885 г. Каждый последующий экономический кризис был более глубоким, чем предыдущий. Кризис 1893 – 1897 гг. нанес серьезный ущерб экономике США. В черной металлургии, в судостроении за период 1893 – 1897 гг. бездействовало половина промышленного оборудования. Это свидетельствовало о том, что в период кризиса была очень большая безработица.

В Америке темпы создания монополий были очень быстрыми, такие же быстрые как в Германии. Особенности монополизации были в том, что создавались по преимуществу сразу крупные монополии – тресты, концерны, таких как картели и синдикаты было очень мало.

Так же как и в Европе происходил процесс создания финансовой олигархии. К числу олигархов относились Форд, Кливленд, Асквид, Морган и др.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.97 (0.005 с.)