ТОП 10:

Двухпартийная система Великобритании. Основные проблемы внутриполитического развития в 1870-1917 гг.



Англия как была так и оставалась конституционной монархией, главой государства считался король или королева. Законодательная власть принадлежала парламенту, состоящему из 2-х палат (Палата Общин и Палата Лордов). Исполнительная власть принадлежала правительству во главе с премьер министром. В связи с экономическими трудностями в Англии в конце 19 в. Многие политики отказываются от либеральных идей и переходят к консерватизму - это первая и важная особенность того времени. Господствующим слоем были лендлорды и буржуазия и для сохранения их господствующих позиций в Англии использовалась 2-х партийная политическая система, которая сложилась еще в предшествующие периоды. Однако партии начинают назваться либеральная и консервативная с конца 19 в. Большой разницы между этими партиями не было, обе выражали интересы буржуазии и аристократии. Цель: сохранение положения лендлордов и буржуазии. Только по некоторым вопросам партии имели разные точки зрения. Либеральная партия была более последовательна в проведении реформ, консерваторы менее последовательны и их реформы были более ограничены. Уже с 60-х годов партии начинают проводить реформы в интересах низов общества. С 70-х гг. 19 в. и либеральная и консервативная партии заботятся о расширении своего электората. Партиям было необходимо расширять свою социальную базу за счет низших слоев населения. Капитализм способствовал увеличению рабочего класса, а в деревне происходила дифференциация крестьянства. Партии вынуждены были учитывать социальные изменения в обществе. Либеральная партия начинает искать поддержку среди рабочего класса, а консерваторы ищут поддержки у фермерства. Т.о. партии вносят в свои программы изменения, чтобы выразить интересы тех, среди кого они ищут поддержки.

С 70-х годов партии начинают выстраивать свои партийные аппараты. В 80-е годы и либералы, и консерваторы формируют свои центральные аппараты партии и филиалы на местах.

В 1868 г. к власти приходят либералы во главе с Вильямом Гладстоном. Гладстон поставил задачу привлечения на сторону либеральной партии верхушки профсоюзов (Trade union). В 1871 г. Гладстон провел закон, который означал легализацию профсоюзов. Однако этот же закон запрещал рабочим пикетирование во время стачек и забастовок, поэтому только часть рабочих поддержали этот закон. В 1871 же году была проведена военная реформа. Была запрещена покупка офицерских должностей. Гладстон оставил добровольный принцип формирования армии, но сократил срок службы с 12 лет до 6, остальные 6 лет солдаты находились в резерве. Реформа способствовала тому, что правительство могло удвоить воинский контингент. В 1873 г. была проведена реформа высших судебных учреждений. Было создано 2 высшие судебные инстанции – верховный суд и апелляционная палата. Последней, самой высшей, судебной инстанцией объявлялась палата лордов.

Однако в 1874 г. на выборах либералы проиграли, и формируется кабинет из консерваторов. Одной из основных причин тому было недовольство рабочих запретом пикетирования.

Консервативный кабинет Дизраэли просуществовал с 1874 г. по 1880 г. В 1875 г. консерваторы разрешили пикетирование, кроме того, консерваторы приняли законодательный акт о предпринимателях. По этому акту предприниматели и рабочие уравнивались юридически. В 1876 г. консерваторы ввели обязательное начальное образовательное. В 1880 г. прошли парламентские выборы и к власти вновь пришли либералы. Вновь кабинет министров возглавил Гладстон. Он продолжил реформаторскую деятельность, так в 1883 г. был проведена закон о пресечении коррупции при выборах в парламент. По этому закону определялась предельная сумма расходов для кандидата в парламент при проведении предвыборной компании. В 1884 г. Гладстон провел реформу избирательной системы. Избирательным правом стали пользоваться владельцы или арендаторы земли, а также владельцы дома ценой не менее 10£ (мелкие фермеры – арендаторы). Вместе с тем сохранялся ценз оседлости и имущественный ценз. Женщины по прежнему были лишены избирательных прав.

В 1886 г. к власти приходят консерваторы и удерживают власть до 1892 г. и в 1892 г. власть получают консерваторы. Кабинет министров возглавляет Солсбери.

Одним из вопросов, который вызывал разногласия между либералами и консерваторами был ирландский вопрос. Еще в 17 в Ирландия заключила унию с Англией по которой вошла в состав Великобритании. В Ирландии не было самоуправления, она управлялась из Лондона и это ущемляло национальное достоинство ирландцев. Ирландия с самого начала стала вести борьбу за независимость Ирландии, но это движение не было единым. Часть ирландцев выступало лишь за предоставление Ирландии самоуправления в рамках Великобритании, а часть требовала полной независимости Ирландии.

Но английские политики могли пойти лишь на предоставление Ирландии независимости. По этому вопросу и велись споры между либералами и консерваторами. После выборов правительство Гладстона внесло на рассмотрение парламента билль о гомруле (home rule) (гомруль рулит J) – закон о предоставлении Ирландии самоуправления. Однако консерваторы выступили против этого закона и парламент его не принял. Но и среди либералов не было единства по ирландскому вопросу. Внутри либералов выделилось крыло во главе с Чемберленом, которое было против предоставления Ирландии ограниченного самоуправления. Впоследствии эту группу стали называть группой юнионистов. В начале 20 в. юнианисты перешли в лагерь консерваторов, что свидетельствовало о кризисе либерализма вообще и либеральной партии в частности.

Основа политики кабинета Солсбери в отношении Ирландии стали репрессии. Но вместе с тем было сделано несколько уступок ирландским арендаторам, и надо иметь ввиду, что земля в Ирландии принадлежала английским лендлордам. Была проведена реформа местного самоуправления, в частности в Ирландии учреждались советы графств. Но борьба за независимость Ирландии продолжалась.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.132.114 (0.004 с.)