Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация исторического источника.

Поиск

Понятие и классификация исторического источника.

Понятие исторического источника, их классификация.

 

Историческим источником называется любой документ, привлеченный для познания действительности. Документ, который содержит в себе информацию о прошлом, но не используется историком, не является для последнего источником (информации).

 

Классификация – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившийся системе определенное постоянное место и делится на подклассы. Правильно составленная классификация отражает закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между ними и служит основой для обобщающих выводов и прогнозов.

 

В исторической науке существуют различные подходы к классификации источников.

1) выделение категорий исторических источников по методам и формам отражения действительности:

- вещественные

- письменные,

- изобразительные (изобразительно-художественные, изобразительно-графические, изобразительно-натуральные),

- фонические.

Эта классификация позволяет определить общие методы решения проблем, возникающих при анализе и использовании каждой группы источников.

2) видовая классификация, в основе которой лежит определенная функция воздействия источника на те или иные сферы общественных отношений. Видовая классификация дает возможность выявить и проследить эволюцию источников.

Так, источники периода феодализма можно разделить на

1) Публично-правовые акты:

А) договорного вида – международные договоры с Х в., княжеские договоры с XII в. и т.п.

Б) договорно-законодательнеого вида - жалованные грамоты с XII в, кормленые грамоты с XIV в., акты земских соборов с 1566 г. и т.п.

В) судебно-процессуального вида – с XV в.

И т.п.

2) Частные акты:

А) договорного вида – акты на землю с XII в. акты на движимое имущество с XIII в., денежные акты с XVI в., акты трудового найма с XVII в. и проч.

Б) распорядительного вида – письма приказчикам, инструкции об управлении имением с XVII в.

3) делопроизводственные документы – распорядительного вида, докладного вида, протокольного вида, отчетного вида,

4) частные письма.

 

Основные Этапы формирования древнерусского государства. Значение Киевской Руси для становления российской государственности.

 

 

Русские земли в период феодальной раздробленности

Москва- третий Рим.

Всё большее распространение получало христианство в Древнем Риме. Государство это считали вечным и непобедимым. И когда в 313 году эту религию официально признали в Риме, вместо одного государя появились два – светский и духовный. А империю теперь называли христианской и признавали отражением царства небесного на земле. Но, как известно, ничто не вечно. Итак, на дворе 410 год. Западная Римская империя едва сдерживает нашествие варваров. Готы, возглавляемые вождем Аларихом, подошли к воротам Вечного города и осадили его. Римлянам поставлены позорные условия: они должны отдать всё своё имущество, рабов, золото в обмен на… Жизнь. И хотя горожане, ослабленные голодом и болезнями, уже готовы сдаться, вождю вскоре надоело ждать. Город был захвачен, разорён и наполовину разрушен. Величие и слава римского государства, считавшегося главным оплотом христианства, дали трещину. В 455 году Рим снова был захвачен. На этот раз вандалами. Вторжение было разрушительным и жестоким и настолько потрясло римлян, что стало одной из самых кровавых страниц в истории древнего города. Последующие два десятилетия страна находилась в агонии. Она уже не способна была защитить своих жителей и стала беззащитна перед врагами. Наконец, в 476 году произошло Падение Западного Рима. Священная Римская империя – залог незыблемости христианского мира, представительница истинного царствия на земле, пала. Законный наследник Во время разделения Великого Рима на Западную и Восточную империи в 395 году раскол произошёл и в церкви. Началось противостояние православного Востока и латинского Запада. После крушения Западной Римской империи, Византия стала законной исторической, культурной и цивилизационной преемницей Великого Рима. Главными представителями христианской церкви теперь считали константинопольских патриархов. Отныне Константинополь стал мировым центром христианства. Однако, спустя десять столетий существования, наступил закат и этой державы. Крах Византийской империи произошёл в 1453 году после захвата Константинополя турками-османами во главе с султаном Мехмедом II. Новая надежда «Два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не быть». Это отрывок из письма старца Филофея псковского Елеазарова монастыря, формально адресованное великокняжескому дьяку Михаилу Мисюрю, однако фактически предназначавшееся для князя Василия III. Согласно наиболее популярной в исторической науке теории, изложенной в трудах В.С. Иконникова, мысль о том, что Москва – это третий Рим, впервые была высказана именно в посланиях Филофея. Идея «Москва – III Рим» была очень близка Руси, которую считали наследницей Византии. Она стала главной политической концепцией Российского государства XV-XVI века. Процесс формирования новой идеологии сопровождается принятием титула царя Иваном Грозным, а позднее – восхождением Русской Церкви на степень Патриаршества. Новые представления о роли и значении России вскоре стали смысловой основой общественно-политических устремлений правящей элиты российского государства. Народ верил в духовную непобедимость Руси, и потому её называли Святой. На Святую Русь возложили важную миссию: хранить православную веру и защищать её от посягательств врагов.

 

15. Внешняя политика России в XVI веке

Создание единого государства Иваном III дало необходимые ресурсы для проведения активной внешней политики, которая зачастую как бы перетекала во внутреннюю политику, поскольку, в конечном счете, сводилась к присоединению новых земель.
Вообще, раскрывая внешнюю политику любого государства в любом историческом периоде, надо руководствоваться (с нашей точки зрения) одним важным методологическим замечанием. Внешняя политика зависит напрямую от внутренней политики данного государства в данный исторический отрезок времени. Внешняя политика – это как бы отражение внутренней политики (почти как в зеркале). Каждое государство проводит настолько активную внешнюю политику, насколько ей позволяет это делать состояние внутренней политики.
Итак, покончив с игом Золотой Орды (при Иване III), Россия почти без паузы перешла в дальнейшее наступление на ханства (осколки, образовавшиеся в результате распада Золотой Орды). Еще при Иване III (подчеркивая преемственность во внешней политике, мы реализуем, выполняем еще одно важное методологическое замечание, касаемое раскрытия вопросов по внешней политике). Состоялся первый успешный поход на Казанское ханство, оно признало сюзеренитет Москвы. Но к началу XVI в. ситуация на внешнеполитической арене изменилась, баланс сил изменился в связи с появлением новой силы – Турецкой империи, вассалом которой с 1475 г. и стало Крымское ханство. Турция и Крымское ханство повели борьбу с Россией за влияние на Казань. Значение Казанского ханства для России определялось не только его плодородными землями и важным стратегическим положением, но и тем, что Казань служила источником опустошительных набегов на русские земли.
Борьба с Казанским ханством шла с переменным успехом. Первые походы на Казань (1547 – 1548, 1549 – 1550 гг.), предпринятые при Иване IV, закончились неудачей. Лишь в 1552 г. 150-тысячное русское войско сумело взять Казань.
В 1556 г. было присоединено Астраханское ханство, а Ногайская орда (расположенная в Приуралье и Северном Прикаспии) признала вассальную независимость от России. В 1557 г. завершилось присоединение основной части Башкирии, находившейся прежде под властью Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханств.
Таким образом, в середине XVI в. в состав России вошли Среднее и Нижнее Поволжье и часть Урала. Это открывало дорогу для дальнейшего движения на Восток.
В 1582 г. началось покорение Сибири. Отряд казаков и ратных людей уральских купцов Строгановых под руководством Ермака разгромил войско сибирского хана Кучума. В 1586 г. была построена крепость Тюмень, в 1587 г. – Тобольск. В конце XVI в. Сибирское ханство было окончательно разгромлено. Народы Западной Сибири вошли в состав России. Таким образом, формировался многонациональный характер Российского государства.
Военно-политическая активность России развивалась и в западном направлении. Со 2-й половины XVI в. Россия постепенно стала налаживать отдельные связи с западными государствами.
Стратегической целью московских государей стало присоединение всех восточнославянских земель, некогда входивших в состав Киевской Руси. Здесь на пути России стоял Ливонский орден, который в течение трех столетий угрожал северо-западным русским землям и перекрывал России широкий доступ к Балтийскому морю, т.е. к непосредственным связям с Западной Европой.
В результате войн с Литвой с 1487 по 1522 г. России удалось присоединить лишь Смоленскую часть Черниговской земли. Иван III сумел разгромить Ливонский орден, вынудил его признать права России на Юрьев (Тарту) и платить за него дань.
К концу 50-х годов после успехов, достигнутых Иваном IV на востоке, западное направление становится важнейшим во внешней политике России.
Поводом к войне послужили отказ Ливонского ордена платить дань и заключение им антирусского военного союза с Литвой. В 1558 г. началась Ливонская война. Примерно за два года русские войска разгромили орден, но в борьбу с Россией вступили Литва и Польша (с 1569 г. – Речь Посполитая), а также Швеция. В 1563 г. русские войска взяли Полоцк – один из крупнейших центров Западной Руси.
С 1564 г. победы сменились неудачами. Внутри России политика реформ, которая в немалой степени способствовала успехам России на восточном направлении, теперь сменилась кровавым опричным террором. К тому же активизировалась Крымская орда при поддержке Турции. В 1571 г. крымский хан Давлет-Гирей дошел до Москвы и сжег почти весь город.
Хотя в 1577 г. русские войска сумели захватить почти всю Прибалтику, силы страны были подорваны бесконечными войнами и опричниной
внутри страны.
В 1578 г. войска Речи Посполитой под руководством Стефана Батория перешли в наступление. На следующий год возобновила войну Швеция. Лишь героическая пятимесячная оборона Пскова в 1581 г. остановила дальнейшее продвижение неприятеля.
В 1582 г. Россия вынуждена была заключить перемирие с Речью Посполитой, а в 1583 г. – со Швецией.
В результате 25-летней Ливонской войны Россия не только не продвинула свои границы на Запад, но потеряла все свои приобретения в Прибалтике и Белоруссии.
Несмотря на неудачную Ливонскую войну, Российское государство с самого начала своего существования продемонстрировало беспрецедентное по своему масштабу и стремительности расширение границ, которое продолжалось в течение всего XVI века. Территория России за это время практически удвоилась.

РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ

 

 

Бурные события 1547 г. обусловили необходимость глубоких государственных преобразований. Вскоре вокруг молодого царя образовалась группа приближенных к нему лиц, которую один из ее участников, князь А.М. Курбский, впоследствии назвал Избранной радой.

Во главе этого кружка служилой знати и придворных встали дворянин из богатого, но незнатного рода А.Ф. Адашев и протопоп Благовещенского собора Кремля Сильвестр. К ним примыкали знатные князья А. Курбский, Н. Одоевский, М. Воротынский и др. В состав Рады входил и первый начальник Посольского приказа думный дьяк И.М. Висковатый. Активно поддерживал деятельность этого кружка митрополит Макарий.

Не являясь формально государственным учреждением, Избранная рада была, по сути, правительством России и в течение 13 лет управляла государством от имени царя, последовательно осуществляя целую серию крупных реформ. По своему содержанию эти преобразования совпадали с требованиями обращенных к царю челобитных, которые были написаны в 1549 году талантливым публицистом дворянином Иваном Пересветовым. Он выступал за решительное укрепление основ Российского государства.

В русле централизации находился и новый Судебник, который был принят в 1550 году. Он базировался на Судебнике 1497 года, но включал в себя более упорядоченные статьи о правилах перехода крестьян, ограничил права наместников, ужесточил наказания за разбой, вводил статьи о наказании за взяточничество. В Судебник были внесены изменения и дополнения, связанные с усилением центральной власти: контроль над наместниками, взимание единой государственной пошлины, право сбора торговых пошлин (тамги) переходило к царской администрации. Население должно было нести тягло — совокупность натуральных и денежных повинностей.

В середине XVI века была установлена единая для всего государства мера взимания налогов — «соха»(земельная единица, зависевшая от положения владельца и качества земель, в среднем от 400 до 600 га).

В целях укрепления вооруженных сил в 1550 г. правительством Ивана IV начали осуществляться военные реформы. Так, было отменено местничество (порядок замещения должностей в войске в зависимости от знатности) на время походов.

В Московском уезде в соответствии с указом Ивана IV от 1 октября 1550 г. была «испомещена» «избранная тысяча» — 1078 провинциальных дворян, «лутчих слуг», которые должны были составить ядро дворянского ополчения, опору самодержавной власти. (Этот проект, по-видимому, так и не был до конца реализован.)

Наконец, был определен единый порядок прохождения воинской службы: «по отечеству» (по происхождению) и «по прибору» (по набору). Службу «по отечеству» проходили дворяне и дети боярские (мелкие феодалы на службе князей и бояр). Служба регулировалась изданным в 1556 г. «Уложением о службе», она переходила по наследству и начиналась с 15 лет. До этого возраста дворянин считался недорослем. Эта категория служилых людей формально обеспечивалась окладом от 150 до 450 десятин земли в трех полях и от 4 до 7 руб. в год. Фактически же у государства не было ни таких денег, ни столько свободных земель. С каждых 150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставлять одного воина «конно и оружно», в случае недодачи налагался штраф.

В 1550 году из числа служилых людей «по прибору» формируется стрелецкое войско, имевшее как огнестрельное (пищали), так и холодное (бердыши и сабли) оружие. Сначала в стрельцы было набрано 3 тыс. человек, которые были сведены в 6 «приказов» (полков). Они составили личную охрану царя. К концу XVI века в постоянном стрелецком войске насчитывалось до 25 тыс. человек, которые являлись наиболее мощной боевой силой русской армии. К «приборным людям» относились также казаки, пушкари, воротники, казенные кузнецы и некоторые другие. Неся службу по городам и на границах, «приборные люди» селились отдельными слободами, получая за службу коллективные земельные «дачи», а также, крайне редко, хлебное и денежное жалованье. В военную службу нанимались и иностранцы (поляки и немцы), число которых в русской армии к концу XVI века составляло около 2,5 тыс. человек.

Правительство Избранной рады уделяло большое внимание укреплению царского госаппарата. В 1550-е гг. совершенствуется приказная система. совершенствуется приказная система. Число приказов - центральных государственных учреждений - постоянно растет в связи с усложнением функций управления (к концу XVI века - 30 приказов). Наряду с учреждениями общегосударственными появляются и приказы, «ведающие» делами отдельных территорий (например, приказ Казанского дворца — по управлению присоединенным Казанским ханством). Растет и бюрократический аппарат. Во главе приказа стоял боярин или дьяк, которому подчинялись подьячие и другие мелкие служащие.

В 1552 году была создана Дворовая тетрадь - список членов Государева двора (около 4 тыс. человек), из числа которых назначались высшие должностные лица государства: военачальники, городские воеводы, дипломаты и др.

Реформы середины XVI века значительно укрепили центральную власть и государственное управление, что позволило Ивану IV перейти к решению задач внешней политики.

 

Опричнина Ивана Грозного

Опри́чнина — период в истории России (с 1565 по 1572 год), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть территории государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опри́чник — человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году. Опричник более поздний термин. Во времена Ивана Грозного опричников называли «государевыми людьми».

Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». Суть русской Опричнины — в выделении части земель в царстве исключительно для нужд царского двора, его служащих — дворян и армии. Изначально численность опричников — «опричной тысячи» — составляла одна тысяча бояр. Опричниной в Московском княжестве также назывался удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа.

 

3 декабря 1564 г. царь неожиданно для многих выехал из Москвы вместе с семьей в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян. Взял он также с собой казну и \»святости\». После посещения Троице-Сергиева монастыря он направился в свою летнюю резиденцию – Александровскую слободу (ныне г. Александров в 100 км к северо-востоку от Москвы). Отсюда в начале января 1565 г. Иван IV шлет в Москву две грамоты. В первой – адресованной боярам, духовенству и служилым людям – он обвинял их же в изменах и потворстве изменам, а во второй царь объявлял московским посадским людям, что у него \»гневу на них и опалы никоторые нет\». Послания царя, прочитанные на Красной площади, вызвали в городе огромное волнение. Московское \»людье\» потребовало, чтобы царя уговорили вернуться на престол, угрожая, что в противном случае они \»государственных лиходеев и изменников\» сами \»потребят\».

Опричнина не была каким-либо новым делом, ибо так назывался издавна удел, который князь выдавал своей вдове, \»опричь\» (кроме) другой земли. Однако в данном случае опричнина означала личный удел царя. Остальная часть государства стала именоваться земщиной, управление которой осуществлялось Боярской думой. Политическим и административным центром опричнины стал \»особый двор\» со своей Боярской думой и приказами, частично переведенными из земщины. В опричнине была особая казна. Первоначально в опричнину была взята тысяча (к концу опричнины – уже 6 тыс.) в основном служилых людей, но были и представители некоторых старых княжеских и боярских родов. Для опричников вводилась особая форма: к шеям своих лошадей они привязывали собачьи головы, а у колчана со стрелами – метлу. Это означало, что опричник должен грызть \»государевых изменников\» и выметать измену.


Обычно считается, что в опричнину были взяты территории, где господствовало княжеско-боярское землевладение. Выселение оттуда крупных землевладельцев на земли земщины, таким образом, подрывало их экономическую базу и ослабляло их позиции в политической борьбе. Однако в последнее время выясняется, что ставшие опричными земли были заселены в основном либо служилыми людьми (дворянами), либо другими верными слугами государя (западные земли), либо были черносошными (Поморье). Опричная часть была выделена и в Москве. Причем, часть землевладельцев этих земель просто перешла в опричнину. Безусловно, были проведены и выселения.

Выступление Ивана Грозного и опричников против старых удельных институтов достигло своего апогея в 1569-1570 гг. Церковные иерархи не поддерживали опричную политику. Митрополит Афанасий удалился в монастырь, а сменивший его Филипп Колычев выступил с обличениями опричнины. Он был низложен, заточен в монастырь, а по пути в Новгород опричного войска задушен. Однако факт низложения митрополитов и других церковников еще не свидетельствует об ослаблении позиции церкви в целом.

В 1572 г. опричнина была отменена: \»государь опричнину оставил\». Впрочем, некоторые исследователи полагают, что изменена была лишь вывеска, а опричнина под именем \»государева двора\» продолжала существовать и далее.
Опричнина в целом не смогла усилить на более или менее продолжительное время самодержавное правление (после смерти Ивана IV мы видим деятельность не столько царя Федора Иоановича, сколько его окружения, из которого более других отличался Борис Федорович Годунов, который, достигнув трона, вынужден был утверждаться Земским собором), ни ликвидировать центральные сословно-представительные органы и местное самоуправление.

Опричнина не должна рассматриваться как ступень к новой \»прогрессивной\» самодержавной форме правления, как часто определяют ее значение. В большей степени она являлась возвращением к временам удельного правления (если иметь в виду деление страны на опричнину и земщину и т.д.). Опричнина была реформой, но реформой с противоположным знаком. Об этом свидетельствуют и ее последствия.

Последствия опричнины

Опричнина была первой попыткой разрешить одно из противоречий московского государственного строя. Она сокрушила землевладение знати в том его виде, как оно существовало из старины. Посредством принудительной и систематически произведенной мены земель она уничтожила старые связи удельных княжат с их родовыми вотчинами везде, где считала это необходимым, и раскидала подозрительных в глазах Грозного княжат по разным местам государства, преимущественно по его окраинам, где они превратились в рядовых служилых землевладельцев. Если вспомним, что рядом с этим земельным перемещением шли опалы, ссылки и казни, обращенные прежде всего на тех же княжат, то уверимся, что в опричнине Грозного произошел полный разгром удельной аристократии. Правда, она не была истреблена «всеродно», поголовно: вряд ли это и входило в политику Грозного, как склонны думать некоторые ученые; но состав ее значительно поредел, и спаслись от погибели только те, которые умели показаться Грозному политически безвредными, как Мстиславский с его зятем «великим князем» Симеоном Бекбулатовичем, или же умели, как некоторые князья – Скопины, Шуйские, Пронские, Сицкие, Трубецкие, Темкины, – заслужить честь быть принятыми на службу в опричнину. Политическое значение класса было бесповоротно уничтожено, и в этом заключался успех политики Грозного. Тотчас после его смерти сбылось то, чего при нем так боялись бояре-княжата: ими стали владеть Захарьины да Годуновы. К этим простым боярским семьям перешло первенство во дворце от круга людей высшей породы, разбитого опричниной.

Но это было лишь одно из последствий опричнины. Другое заключалось в необыкновенно энергичной мобилизации землевладения, руководимой правительством. Опричнина массами передвигала служилых людей с одних земель на другие; земли меняли хозяев не только в том смысле, что вместо одного помещика приходил другой, но и в том, что дворцовая или монастырская земля обращалась в поместную раздачу, а вотчина князя или поместье сына боярского отписывалось на государя. Происходил как бы общий пересмотр и общая перетасовка владельческих прав. Результаты этой операции имели бесспорную важность для правительства, хотя были неудобны и тяжелы для населения.

Ликвидируя в опричнине старые поземельные отношения, завещанные удельным временем, правительство Грозного взамен их везде водворяло однообразные порядки, крепко связывавшие право землевладения с обязательной службой. Это требовали и политические виды самого Грозного и интересы, более общие, государственной обороны. Стараясь о том, чтобы разместить на землях, взятых в опричнину, «опришнинских» служилых людей, Грозный сводил с этих земель их старых служилых владельцев, не попавших в опричнину, но в то же время он должен был подумать и о том, чтобы не оставить без земель и этих последних. Они устраивались в «земщине» и размешались в таких местностях, которые нуждались в военном населении. Политические соображения Грозного прогоняли их с их старых мест, стратегические надобности определяли места их нового поселения.

Нагляднейший пример того, что испомещение служилых людей зависело одновременно и от введения опричнины и от обстоятельств военного характера, находится в так называемых Полоцких писцовых книгах 1571 г. Они заключают в себе данные о детях боярских, которые были выведены на литовский рубеж из Обонежской и Бежецкой пятин тотчас после взятия этих двух пятин в опричнину. В пограничных местах, в Себеже, Нещерде, Озерищах и Усвяте, новгородским служилым людям были розданы земли каждому сполна в его оклад 400-500 четей. Таким образом, не принятые в число опричников, эти люди совсем потеряли земли в новгородских пятинах и получили новую оседлость на той пограничной полосе, которую надо было укрепить для литовской войны. У нас мало столь выразительных образчиков того влияния, какое оказывала опричнина на оборот земель в служилом центре и на военных окраинах государства.

Но нельзя сомневаться, что это влияние было очень велико. Оно усилило земельную мобилизацию и сделало ее тревожной и беспорядочной. Массовая конфискация и секуляризация вотчин в опричнине, массовое передвижение служилых землевладельцев, обращение в частное владение дворцовых и черных земель – все это имело характер бурного переворота в области земельных отношений и неизбежно должно было вызвать очень определенное чувство неудовольствия и страха в населении. Страх государевой опалы и казни смешивался с боязнью выселения из родного гнезда на пограничную пустошь без всякой вины, «с городом вместе, а не в опале».

От невольных, внезапных передвижений страдали не только землевладельцы, которые обязаны были менять свою вотчину или поместную оседлость и бросать одно хозяйство, чтобы начинать другое в чуждой обстановке, в новых условиях, с новым рабочим населением. В одинаковой степени страдало от перемены хозяев и это рабочее население, страдало особенно тогда, когда ему вместе с дворцовой или черной землей, на которой оно сидело, приходилось попадать в частную зависимость. Отношения между владельцами земель и их крестьянским населением были в ту пору уже достаточно запутаны; опричнина должна была еще более их осложнить и замутить.

18. Юридическое оформление крепостного права в России в 16-17 в.в.

Первый указ о крестьянах, текст которого уцелел полностью, это указ 24 ноября 1597 г. о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. Относительно его значения и того места, которое он занимал в общем ходе закрепощения, в исторической литературе ведутся споры.

Указ 24 ноября 1597 г. посвящен важному, но все-таки частному вопросу процедурного характера — организации государственного сыска беглых крестьян, Попытки толковать его шире, как закон, отменивший крестьянский выход, находятся в противоречии со вступительной частью Соборного уложения 9 марта 1607 г., где говорится о том, что "царь Федор... выход крестьянам заказал и у кого сколько крестьян где было книги учинил", тогда как в указе 1597 г. ничего не сказано о запрещении выхода и самый термин писцовые книги отсутствует.

К началу XVII столетия прошло 20 лет со времени первых "заповедей" о крестьянском выходе Ивана Грозного и 8 лет с момента издания указа царя Федора, обобщившего практику заповедных лет в масштабе всей страны. К этому времени запрещение крестьянского выхода стало общим правилом, крепостнический порядок, установленный указами 1592/93 г. и 1597 г., судя по материалам приказного делопроизводства, действовал безотказно. Крестьяне были закреплены за своими господами писцовыми книгами и другими правительственными документами и не могли на законном основании покидать своих хозяев. Владельческие права на крестьян определялись их записью в писцовые, отдельные и другие правительственные книги. В случае отсутствия официальных документов применялся закон о пятилетнем сроке подачи исковых челобитных. Все крепостнические отношения должны были быть документированы при участии правительственных органов.

В материалах приказного делопроизводства конца XVI — начала XVII в., жалованных грамотах и других актах этого времени не удается обнаружить ни ссылок на заповедные годы, ни каких-либо намеков на восстановление Юрьева дня в будущем. Борис Годунов и не помышлял о том, чтобы отменить указ 1592/93 г., изданный при его активном участии. Напротив, в жалованных грамотах, выданных от его имени в это время, мы встречаемся с требованиями решительно пресекать все попытки крестьян переменить своих владельцев, неизменно квалифицируемые властями как бегство.

Колебания правительства в процессе закрепощения, проявившиеся уже в конце XVI в. в виде введения урочных лет, достигли своего апогея в 1601 – 1602 гг., когда в обстановке страшного голода и народного движения Борис Годунов пошел на частичное разрешение крестьянского выхода. Указы 1601 – 1602 гг. представляли уступку волнующемуся крестьянству, а не ограждали дворянские интересы. Восстановление, хотя и в ограниченных размерах, крестьянского выхода, означало нарушение указа 1592/93 г. о его повсеместном запрещении и о писцовых книгах 80-х — начала 90-х годов XVI в. как юридическом основании крестьянской крепости. Для крестьян, которые по указам 1601 – 1602 гг. вновь получили право выхода, эти книги закрепощающее значение потеряли, а для крестьян, не получивших этого права, они продолжали оставаться основным документом, прикреплявшим их к земле. Такое положение при наличии ожесточенной борьбы внутри господствующего класса за рабочие руки должно было вскоре привести к невероятной запутанности крепостнических отношений, к многочисленным тяжбам и обходам закона. Произошла массовая утечка крестьян от рядовых служилых людей к крупным землевладельцам, светским и духовным, которые, используя выгодные для себя стороны этих законов о невыходе своих крестьян, сумели разными способами переманить к себе помещичьих крестьян и укрепить свое экономическое положение за счет служилой массы.

Применение указов 1601—1602 гг. па практике породило "смуту", раздоры и кровопролитие и в среде служилых людей. Наиболее богатые и предприимчивые помещики увеличивали население своих поместий, вывозя и переманивая крестьян от служилой мелкоты. Возникали острые конфликты, сопровождавшиеся убийствами и затяжными тяжбами. Указами 1601 – 1602 гг. одни слои господствующего класса были противопоставлены другим прежде всего по социальному, а отчасти и территориальному признаку, что дало современникам возможность увидеть в действиях Годунова попытку следовать примеру Ивана Грозного, учредившего опричнину. Желая предотвратить урон, причиняемый хозяйству выходом и вывозом крестьян, помещики не отпускали их от себя. В свою очередь крестьяне усиливали отпор помещичьему произволу. Они по-своему толковали правительственное законодательство, переставали платить государственные налоги и осуществляли стихийные, незаконные выходы. Реализация указов 1601 – 1602 гг. не только не ослабила классовые и внутриклассовые противоречия в деревне, а напротив, значительно обострила их.

Восстание И. Болотникова, представлявшее кульминацию Крестьянской войны начала XVII в., нанесло сильный удар по формировавшемуся в России крепостному строю. Но в то же время в лагере восставших продолжали раздаваться поместья сторонникам движения — свидетельство того, что, даже победив, крестьяне и холопы не были способны радикально изменить общественные отношения. Выступая против крепостного порядка, они на практике добивались лишь наиболее приемлемой для себя модификации феодальных отношений.

Уже в ходе подавления восстания И. Болотникова правительство В. Шуйского предпринимало меры для восстановления нарушенных крепостнических отношений в деревне. Основным документом, определившим политику правительства В. Шуйского как политику крепостнической реставрации, стало Соборное уложение 9 марта 1607 г. Это Уложение явилось реакцией землевладельцев на антикрепостнические лозунги и действия восставших. Осуждая нерешительность и половинчатость законов 1601 – 1602 гг., составители Соборного уложения 9 марта 1607 г. одновременно провозглашали свою верность годуновскому указу 1592/93 г. о повсеместном запрещении крестьянского выхода.

Процесс закрепощения предстает более сложным, чем это казалось ранее. Классовая борьба крестьян и холопов, а также противоречия внутри господствующего класса не позволяли правительству двигаться по пути закрепощения так быстро, как ему хотелось бы. Лишение крестьян права выхода растянулось без малого на 30 лет и сопровождалось такой "оговоркой", как введение урочных лет для сыска вывезенных и беглых крестьян. Для отмены же урочных лет потребовалось еще 40 лет. Здесь сказалось и мощное воздействие Крестьянской войны и Смуты на процесс закрепощения. Только с принятием такого общероссийского крепостнического кодекса, как Соборное уложение 1649 г. урочные лета были отменены, провозглашен бессрочный сыск, а крестьяне и члены их семей стали "вечно крепкими" своим господам по писцовым и переписным книгам.

понятие и классификация исторического источника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 5406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.108 (0.02 с.)