ТОП 10:

Культура второй половины XIX - начала XX века.



Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях. Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой - российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.

В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Около 10% государственного бюджета тратилось на культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение. Вторая линия была нацелена на формирование общественного сознания в духе обновленной теории "официальной народности" и предотвращение демократизации образования. Эта линия реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и усилением влияния церкви на общество.

Культура России второй половины XIX – начала - XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы "золотого века" предшествующего времени. На рубеже XIX-XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали "серебряным веком" русской культуры.

Просвещение и образование.

В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с 7% в 60-е годы XIX в. до 30% в начале XX в. Система образования, сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохранилась до 1917 г.

Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2-3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось.

Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания.

В 1887 г. так называемым "циркуляром о кухаркиных детях" запрещалось принимать в гимназии детей "кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей". Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в. в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге, Москве и других городах.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.186.19 (0.003 с.)