ТОП 10:

Смутное время. Понятие и сущность



Смутным временем в истории Московского государства конца XVI — начала XVII вв. обычно называют период глубокого социально-экономического, политического и духовного кризиса российского общества, усугубленного иностранной интервенцией. Исследователи выделяют множество причин Смуты: опричное разорение страны, голод 1601 –1603 гг., противоречия между помещиками и вотчинниками, недовольство крестьян, вызванное процессом закрепощения, падение авторитета царской власти, обусловленное слабостью Федора Ивановича, и борьбу придворных группировок за влияние на государя. Все это, безусловно, подталкивало страну к Смуте, однако главной причиной, по нашему мнению, стало прекращение в 1598 г. династии московских Рюриковичей. Пошатнулись самые основы монархии. Борис Годунов получил царский трон в 1598 г. не по «божьему произволению», а по «земскому избранию». Соответственно, каждый авантюрист теперь мог считать себя достойным «мономахова венца». Первым в ряду подобных соискателей-самозванцев стал, как известно, Григорий Отрепьев. Соседние государства (Речь Посполитая, Швеция) также поспешили воспользоваться Смутой, чтобы увеличить свои владения за счет русских территорий. Только стремление народа восстановить привычную жизнь предотвратило окончательный распад государства.

Лучшая периодизация Смутного времени дана известным историком С.Ф. Платоновым в книге «Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI — XVII вв.»:

первый — династический период – от смерти Федора Ивановича (1598 г.) до воцарения Василия Шуйского (1606 г.). Его главным содержанием была борьба за власть придворных боярских группировок и начало самозванчества.

второй — социальный – правление Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.). Это время движения низших слоев населения против высших, ярким примером которого стало восстание под предводительством И.И. Болотникова.

третий — национальный – от установления «семибоярщины» (1610 г.) до избрания на престол Михаила Федоровича Романова (1613 г.). Борьба народа против интервентов и начало новой династии.

Борис Годунов (1598-1605)

17 февраля 1598 г. Земский собор избрал царем Бориса Годунова (1598 — 1605 гг.), заручившегося поддержкой патриарха Иова.

Главная причина избрания Годунова на престол Земским собором заключается в том, что после поражения политических врагов в опекунском совете при царе Фёдоре, назначенным перед смертью Иваном Грозным, шурин Федора Иоанновича Борис Годунов являлся фактически правителем страны. В 1594 г. он был официально облечён властью регента специальной грамотой. Благодаря живому и гибкому уму, дипломатичности и изворотливости, «печальник земли русской» смог окружить себя преданными людьми в Боярской думе и Государевом дворе.

Достигнув «высшей власти», Борис Годунов решительно расправился с оставшимися политическими противниками: Б. Бельский был сослан в Царев-Борисов, а затем «лишен чести» и брошен в тюрьму, Ф.Н. Романов по приказу царя был насильно пострижен в монахи под именем старца Филарета (1600), а его братья Александр, Михаил и Василий отравлены в Сибирь, где вскоре умерли.

Положительной оценки заслуживает внутренняя политика Бориса Годунова, проводившаяся при жизни царя Фёдора. Первым крупным успехом было учреждение Московской патриархии (1589 г.), возвысившей международный авторитет русской православной церкви. По его инициативе велось активное строительство городов на приграничных территориях (Царицын, Саратов, Самара, Елец, Курск, Воронеж, Белгород, Оскол, Царев Борисов и др.). Преобразилась и Москва: построен Земляной вал, окруживший Белый город и Замоскворечье, возведена колокольня Ивана Великого, появились первые богадельни и др. Последствия хозяйственного кризиса не были преодолены, но некоторый подъём производства был достигнут.

Очевидные успехи наблюдались и во внешнеполитической сфере. В правление Бориса Годунова завершено присоединение Западной Сибири. В результате войны со Швецией (1590 —1593 гг.) возвращены Ям, Копорье, Ивангород и Корела. Продлено перемирие с Речью Посполитой. В 1591 и 1598 гг. были успешно отбиты набеги крымского хана Казы-Гирея на Москву.

При венчании на царство Борис Годунов дал обещание, которое не могло быть выполнено ни при каких обстоятельствах: «бог свидетель, что не будет в моём царстве бедного человека!». Хотя первые два года были удачными. Милость к дворянам и приказным людям Годунов сочетал с почестями духовенству, наградами войску и вольностями купечеству. В то же время происходило дальнейшее утверждение крепостного права. Это вызывало массовое бегство крестьян на окраинные земли, прежде всего южные, где из-за экономической неустроенности нарастало недовольство казачества. Окончательно погубил царя Бориса голод 1601-1603 гг., от которого больше всего пострадали крестьяне и тысячами изгнанные хозяевами холопы.

Народная нелюбовь к царю подогревалась новизной проводимых им мероприятий. Среди них — направление молодых дворян на учёбу за границу, приглашение в Россию иностранцев, желание открыть школы и даже университет на европейский манер. Всё это воспринималось традиционным российским обществом как разрушение старины и привело к резкому падению авторитета человека, который мог стать родоначальником новой династии. Однако мощные выступления крестьян, холопов и казаков, (восстание под предводительством Хлопка Косолапа 1603-1604 гг., подавлено с большим трудом), обострение борьбы различных групп правящего класса за власть и привилегии, постоянный страх перед созданной Годуновым сетью тайного полицейского надзора, породившей такие общественные язвы, как донос и клевета, привели к всеобщей ненависти к новому царю. Его внезапная смерть в апреле 1605 г. и убийство в результате заговора бояр 16-летнего сына Фёдора Годунова, находившегося у власти всего 2 месяца (апрель-июнь 1605 г.), облегчили восшествие на престол Лжедмитрия I. Началась эпоха самозванцев, появлявшихся в разных районах страны.

Лжедмитрий I (1605-1606)

Незаурядная личность Лжедмитрия I интересовала и интересует историков, драматургов, поэтов и композиторов. Существует несколько версий о его происхождении. Наиболее доказанной представляется версия о том, что Лжедмитрий I — это беглый дьякон Чудова монастыря Григорий Отрепьев, состоявший при патриархе Иове «для письма». Будучи до пострижения холопом Романовых, попавших в немилость к Борису Годунову, он, возможно, готовился ими для роли претендента на престол и сам верил в своё царское происхождение.

Объявившись в Речи Посполитой в 1602 г, он добился расположения короля Сигизмунда III, обещая полякам русские земли и введение католицизма, поддержку самозванцу оказал и сандомирский воевода Юрий Мнишек, на чьей дочери Марине Отрепьев обещал жениться в обмен на содействие польского дворянства. Лжедмитрий I собрал 1,5-тысячное войско «охочих людей», в которое вошли польские авантюристы и русские эмигранты, примкнули запорожские и донские казаки, киевское ополчение. В октябре 1604 г. армия самозванца перешла границу Русского государства. Крестьяне и горожане, видевшие в «чудесно спасшемся царевиче Дмитрии» борца за правду, поддержали его, на его сторону переходили казацкие и дворянские отряды. Не встречая достойного сопротивления, постоянно растущее войско Лжедмитрия I весной 1605 г. подошло к Москве. В апреле 1605 г. скоропостижно скончался Борис Годунов, и хотя москвичи присягнули его 16-летнему сыну Федору, они только и ждали случая перейти на сторону самозванца. 1 июня 1605 г. в Москву прибыли послы Лжедмитрия I с «царской» грамотой, в которой он прощал народу присягу, данную Годуновым «по незнанию». Подстрекаемая сторонниками самозванца толпа ворвалась в Кремль, горожане схватили Федора Борисовича, его мать и сестру и взяли их под стражу. 10 июня один из приспешников Лжедмитрия I задушил сына и вдову Бориса Годунова. 20 июня самозванец торжественно въехал в Москву. Для пущей убедительности было разыграно «признание» Дмитрия его матерью — Марией Нагой (в иночестве Марфой). Допросили и боярина В. И. Шуйского, возглавлявшего расследование смерти царевича Дмитрия. Опасаясь за свою жизнь, Шуйский заявил, что в 1591 г. царевич остался в живых и был спрятан, а под его именем похоронен сын некоего священника. 22 июля 1605 г. самозванец венчался на царство под именем великого государя Дмитрия Иоанновича.

Лжедмитрий I быстро завоевал себе славу хорошего и доброго правителя: отменил казни, возвратил из ссылки бояр, преданных опале Борисом Годуновым, сделал суд бесплатным, начал борьбу с лихоимством, охотно раздавал дворянам а также польским наемникам земли и деньги, пытался даже ограничить холопство (освободил от зависимости некоторые категории крестьян и холопов). Однако большинство изменений, проведенных в период его короткого царствования, имели декоративный характер. Он переименовал Боярскую думу в Сенат, изменил дворцовый этикет, постаравшись приблизить его к западному образцу и т. д. При этом ни один серьезный государственный вопрос не был им решен.

Вскоре новым царём были недовольны все: бояре, над которыми он смеялся в Боярской думе; духовенство, не доверявшее «тайному католику»; крестьяне, для которых он ничего не сделал… Но более всего возмущало столичных жителей вызывающее поведение нового царя, демонстративно нарушавшего русские культурные нормы и традиции, а также бесчинства поляков, приехавших с самозванцем. Особенно они буйствовали в Москве в период свадьбы Лжедмитрия и Марины Мнишек, состоявшейся 8 мая 1606 г. «на пятницу и на Николин день», что было против устава и обычаев православной церкви. Не нашлось сил для поддержки Лжедмитрия I и за пределами России, так как он не отдал Сигизмунду III Смоленск и Северскую землю; не разрешил строить в России католические храмы; конфликтовал с Речью Посполитой, не желавшей признать царский титул за русскими государями.

Таким образом, сложились благоприятные условия для придворного заговора, организованного Василием Шуйским. 17 мая 1606 г. самозванец был убит, его труп выставлен на поругание, затем сожжен, пепел смешан с порохом и выстрелeн из пушки в сторону Речи Посполитой.

 

Василий Шуйский (1606-1610)

Василий IV Иванович Шуйский (1606 — 1610 гг.) получил престол при уникальных обстоятельствах. Для его избрания даже не созывался Земский собор (импровизированный собор был разыгран его сторонниками). Все решила толпа, собравшаяся на Красной площади 19 мая 1606 г. Подстрекаемые людьми Шуйского, москвичи «выкликнули» Василия Ивановича на царство. В отличие от Бориса Годунова, в свое время демонстративно не решавшегося принять власть, боярин Шуйский сразу же согласился стать государем.

Вступая на престол, новый царь дал своеобразную присягу — «крестоцеловальную запись», в которой провозглашался принцип наказания по суду «с боярами своими», таким образом, верховным судебным органом становилась Боярская дума. Немало претерпевшие от произвола власти при Иване Грозном и Борисе Годунове, бояре обеспечили себе личную и имущественную безопасность. Но «крестоцеловальная запись» никоим образом не коснулась основ государственного порядка.

Давно стремившийся к верховной власти, Василий Шуйский получил ее в тот момент, когда страна все глубже погружалась в пучину Смуты. Ограниченный Боярской думой, он не мог принимать серьезных самостоятельных решений, имея разоренную казну, не имел возможности «жаловать» приближенных и увеличивать количество своих сторонников. Поэтому очень быстро народ возненавидел его, и даже времена Лжедмитрия I многими вспоминались с ностальгией.

Шуйский, оказавшись на престоле, разослал грамоты по всему государству, в которых обличал Лжедмитрия 1 как самозванца. Однако, мало кто верил Шуйскому, который трижды всенародно приносил ложную клятву: сначала он клялся, что царевич Дмитрий случайно закололся сам, потом, что царевич Дмитрий жив и идет занимать отцовский престол, наконец, что царевич Дмитрий принял мученическое убиение от Бориса Годунова. Воцарение Шуйского послужило сигналом для всеобщей смуты.

Против боярского царя повсюду вспыхнули восстания. Горо­да Северской украйны поднялись под начальством путивльского воеводы князя Шаховского, а затем явился новый популярный вождь восстания, бывший холоп, Иван Болотников; он в своих воззваниях обращался к народным низам, призывая их истреб­лять знатных и богатых и забирать их имущество; под его знаме­на стали во множестве стекаться беглые холопы, крестьяне и казаки. В Тульской и Рязанской областях под­нялись против Шуйского служилые люди, дворяне и дети бояр­ские под начальством Пашкова, Сумбулова и Прокопия Ляпуно­ва.

Теряя сторонников, царь Василий постепенно терял и власть: больше хитростью, чем силой ему удалось справиться с восстанием И. Болотникова (1606-1607), охватившим юг России и осенью 1606 г. докатившимся до Москвы. А для борьбы с очередным самозванцем — Лжедмитрием II (1607-1610), обосновавшимся (июнь 1608 г.) в селе Тушино под Москвой, ему пришлось использовать иностранную помощь. «Тушинского вора» поддержали многие, недовольные правлением Шуйского. К его двору переходили московские бояре и духовенство. Разогнать тушинский лагерь удалось только в 1609 г., но цена этого успеха оказалась велика. Своими действиями Василий Шуйский дал повод к началу открытой польской интервенции (1609-1610) в России.

17 июля 1610 г. группа бояр и дворян во главе с И. Салтыковым, В. Голицыным и З. Ляпуновым под угрозой смерти потребовала у Шуйского отречься от престола. Сторонников у царя к тому времени уже не было, и он оставил трон «по челобитию всех людей». Через несколько дней его заставили принять постриг. Вскоре польский гетман С. Жолкевский отправил Василия Шуйского в Варшаву, где тот и умер в 1612 г. Власть в Москве перешла к временному правительству из семи бояр («семибоярщина» - Ф.И.Истиславский, И.М.Воротынский, А.В.Трубецкой, А.В.Голицын, Б.М.Лыков, И.Н.Романов, Ф.И.Шереметьев)), которое вело переговоры о приглашении на русский престол польского королевича Владислава.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.008 с.)