Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Начальные ступени духовного развития
Семя преданного служения суть вера в Кришну. Такая вера закладывается духовным учителем в сердце ищущих истину. С этого начинается путь вайшнава. Вера в виде семени, если поливать ее живительной влагой слушания и повторения святых имен Бога, вскоре прорастает в форме общения со святыми людьми. Общение подобно кристаллу, в котором отражаются наши хорошие и плохие качества. Хорошие качества – это качества, изначально присущие душе: доброта, честность, чистота, доброжелательность и, конечно, любовь. Плохие качества – это гнев, жадность, похоть, безумие, гордыня и враждебность. Выявив свои плохие качества, человек должен работать над их искоренением. Это – третий этап духовного развития. На этом уровне человек строго следует всем правилам, рекомендованным для серьезных последователей религии вайшнавов. В своей книге "Бхакти-расамрита-синдху" ("океан нектарных вкусов преданного служения") Рупа Госвами, ее автор, перечисляет основные из многочисленных принципов, которым должны следовать вайшнавы:
- принять покровительство лотосных стоп истинного духовного учителя (то есть – слушать, как духовный учитель объясняет священные писания, задавать духовному учителю вопросы, пытаясь понять сказанное, и служить ему, как слуга служит своему господину – это необходимо для развития в ученике смирения, первого качества истинного знания);
- получить посвящение от духовного учителя и учиться у него, как исполнять преданное служение (посвящение подразумевает восстановление своей истинной природы, как неотъемлемой частички Бога, слуги Бога; в момент посвящения духовный учитель восстанавливает нашу утраченную связь с Богом);
- подчиняться указаниям духовного учителя с верой и преданностью (это не означает слепого подчинения; указания духовного учителя должны соответствовать выводам и сводам правил священных писаний; в противном случае духовный учитель должен быть отвергнут – (см. Духовные учители);
- под руководством духовного учителя следовать по стопам великих ачарьев (ачарья – это тот, кто учит собственным примером – (см. Ученическая преемственность);
- задавать духовному учителю вопросы о том, как совершенствоваться на духовном пути (духовный путь или "сознание Кришны" – не простой путь. На нем существует множество препятствий. Следует смело смотреть в лицо этим препятствиям и пытаться решить возникающие сомнения, задавая вопросы духовному учителю);
- ради удовлетворения Верховной Личности Бога, Шри Кришны, быть готовым пожертвовать любой материальной привязанностью, быть готовым расстаться с чем-то, что нам, может быть, не хочется терять, или принять нечто такое, что нам не нравится (под "материальными привязанностями" подразумевается привязанность к удовлетворению собственных чувств, или корысть. Вайшнав должен изгнать из своего сердца корыстные мотивы и стремиться жить лишь ради удовольствия Бога и других живых существ);
- жить в святом месте паломничества, например во Вриндаване (даже если это невозможно физически, мысли вайшнава постоянно устремляются в эти святые места – (см. Виртуальные паломничества);
- довольствоваться необходимым и свести контакты с материальным миром к минимуму (это правило также подразумевает, что вайшнав никогда не должен становиться фанатиком и пытаться брать на себя заведомо непосильные обязательства. Иначе говоря, здесь дается совет соблюдать баланс между духовным и материальным);
- соблюдать пост в день экадаши (одиннадцатый день после новолуния и после полнолуния; в эти дни вся греховная карма земли входит в зерновые и бобовые культуры, поэтому человек должен воздерживаться от этой пищи);
- поклоняться священным деревьям, в частности баньяну (человек, ступивший на путь преданного служения Богу, должен также кланяться и размышлять о коровах и брахманах; это позволит ему смягчить последствия его прошлых грехов – (см. Карма). Эти десять пунктов являются предварительными требованиями, выполнение которых необходимо, чтобы приступить к регулируемому преданному служению.
На следующей ступени соблюдаются следующие правила:
- тщательно избегать общения с людьми с низменными интересами (например, наркоманами или пьяницами);
- не давать наставлений человеку, не проявляющему желания встать на путь преданного служения Богу;
- не увлекаться строительством дорогостоящих храмов и монастырей;
- не следует накапливать знания лишь для того, чтобы блеснуть эрудицией (любое прочитанное слово должно быть обдумано и взвешено с помощью логики; однако не следует надеяться лишь на логику – многие теории о происхождении мира и природе Бога выглядят очень логичными, однако противоречат друг другу и не могут придти к определенным выводам);
- нельзя пренебрегать своим физическим и психическим здоровьем (вайшнав должен исполнять свой гражданский долг, подобно всем остальным; он не должен пренебрегать своими материальными обязанностями, оправдывая свою лень духовностью);
- учиться сохранять невозмутимость при любых обстоятельствах – и в радости, и в горе;
- не относиться с пренебрежением к полубогам;
- не причинять беспокойств ни одному живому существу (поэтому вайшнав должен принять вегетарианство, как единственную правильную диету; убийство животных на бойне – величайший грех, такой грех – скрытая причина всех войн);
- тщательно избегать оскорблений, которые можно нанести при повторении святого имени Господа или в процессе поклонения Божеству в храме (см. Божества: философия поклонения);
- не допускать поношений в адрес Шри Кришны, Верховного Господа, или в адрес Его преданных (это самое неприятное, что может случиться в жизни вайшнава – услышать, как поносят Бога или дорогих Ему преданных. В древние времена существовали различные способы противостояния этому оскорблению. Брахманы должны были сильными аргументами ответить на оскорбления, кшатрии (цари-воители) должны были немедля срубить голову этому человеку, а остальные должны были на месте покончить с жизнью. В нашу эпоху, Кали-югу, дозволен лишь первый способ – аргументированное возражение. Если это невозможно, следует просто уйти).
Из перечисленных выше двадцати принципов самыми важными остаются первые три:
- принять истинного духовного учителя
- получить от него посвящение
- служить ему с глубоким почтением.
Рупа Госвами также описывает сорок четыре вида деятельности, в дополнение к упомянутым двадцати:
|