Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Начальные ступени духовного развития
Семя преданного служения суть вера в Кришну. Такая вера закладывается духовным учителем в сердце ищущих истину. С этого начинается путь вайшнава. Вера в виде семени, если поливать ее живительной влагой слушания и повторения святых имен Бога, вскоре прорастает в форме общения со святыми людьми. Общение подобно кристаллу, в котором отражаются наши хорошие и плохие качества. Хорошие качества – это качества, изначально присущие душе: доброта, честность, чистота, доброжелательность и, конечно, любовь. Плохие качества – это гнев, жадность, похоть, безумие, гордыня и враждебность. Выявив свои плохие качества, человек должен работать над их искоренением. Это – третий этап духовного развития. На этом уровне человек строго следует всем правилам, рекомендованным для серьезных последователей религии вайшнавов. В своей книге "Бхакти-расамрита-синдху" ("океан нектарных вкусов преданного служения") Рупа Госвами, ее автор, перечисляет основные из многочисленных принципов, которым должны следовать вайшнавы:
- принять покровительство лотосных стоп истинного духовного учителя (то есть – слушать, как духовный учитель объясняет священные писания, задавать духовному учителю вопросы, пытаясь понять сказанное, и служить ему, как слуга служит своему господину – это необходимо для развития в ученике смирения, первого качества истинного знания);
- получить посвящение от духовного учителя и учиться у него, как исполнять преданное служение (посвящение подразумевает восстановление своей истинной природы, как неотъемлемой частички Бога, слуги Бога; в момент посвящения духовный учитель восстанавливает нашу утраченную связь с Богом);
- подчиняться указаниям духовного учителя с верой и преданностью (это не означает слепого подчинения; указания духовного учителя должны соответствовать выводам и сводам правил священных писаний; в противном случае духовный учитель должен быть отвергнут – (см. Духовные учители);
- под руководством духовного учителя следовать по стопам великих ачарьев (ачарья – это тот, кто учит собственным примером – (см. Ученическая преемственность);
- задавать духовному учителю вопросы о том, как совершенствоваться на духовном пути (духовный путь или "сознание Кришны" – не простой путь. На нем существует множество препятствий. Следует смело смотреть в лицо этим препятствиям и пытаться решить возникающие сомнения, задавая вопросы духовному учителю);
- ради удовлетворения Верховной Личности Бога, Шри Кришны, быть готовым пожертвовать любой материальной привязанностью, быть готовым расстаться с чем-то, что нам, может быть, не хочется терять, или принять нечто такое, что нам не нравится (под "материальными привязанностями" подразумевается привязанность к удовлетворению собственных чувств, или корысть. Вайшнав должен изгнать из своего сердца корыстные мотивы и стремиться жить лишь ради удовольствия Бога и других живых существ);
- жить в святом месте паломничества, например во Вриндаване (даже если это невозможно физически, мысли вайшнава постоянно устремляются в эти святые места – (см. Виртуальные паломничества);
- довольствоваться необходимым и свести контакты с материальным миром к минимуму (это правило также подразумевает, что вайшнав никогда не должен становиться фанатиком и пытаться брать на себя заведомо непосильные обязательства. Иначе говоря, здесь дается совет соблюдать баланс между духовным и материальным);
- соблюдать пост в день экадаши (одиннадцатый день после новолуния и после полнолуния; в эти дни вся греховная карма земли входит в зерновые и бобовые культуры, поэтому человек должен воздерживаться от этой пищи);
- поклоняться священным деревьям, в частности баньяну (человек, ступивший на путь преданного служения Богу, должен также кланяться и размышлять о коровах и брахманах; это позволит ему смягчить последствия его прошлых грехов – (см. Карма). Эти десять пунктов являются предварительными требованиями, выполнение которых необходимо, чтобы приступить к регулируемому преданному служению.
На следующей ступени соблюдаются следующие правила:
- тщательно избегать общения с людьми с низменными интересами (например, наркоманами или пьяницами);
- не давать наставлений человеку, не проявляющему желания встать на путь преданного служения Богу;
- не увлекаться строительством дорогостоящих храмов и монастырей;
- не следует накапливать знания лишь для того, чтобы блеснуть эрудицией (любое прочитанное слово должно быть обдумано и взвешено с помощью логики; однако не следует надеяться лишь на логику – многие теории о происхождении мира и природе Бога выглядят очень логичными, однако противоречат друг другу и не могут придти к определенным выводам);
- нельзя пренебрегать своим физическим и психическим здоровьем (вайшнав должен исполнять свой гражданский долг, подобно всем остальным; он не должен пренебрегать своими материальными обязанностями, оправдывая свою лень духовностью);
- учиться сохранять невозмутимость при любых обстоятельствах – и в радости, и в горе;
- не относиться с пренебрежением к полубогам;
- не причинять беспокойств ни одному живому существу (поэтому вайшнав должен принять вегетарианство, как единственную правильную диету; убийство животных на бойне – величайший грех, такой грех – скрытая причина всех войн);
- тщательно избегать оскорблений, которые можно нанести при повторении святого имени Господа или в процессе поклонения Божеству в храме (см. Божества: философия поклонения);
- не допускать поношений в адрес Шри Кришны, Верховного Господа, или в адрес Его преданных (это самое неприятное, что может случиться в жизни вайшнава – услышать, как поносят Бога или дорогих Ему преданных. В древние времена существовали различные способы противостояния этому оскорблению. Брахманы должны были сильными аргументами ответить на оскорбления, кшатрии (цари-воители) должны были немедля срубить голову этому человеку, а остальные должны были на месте покончить с жизнью. В нашу эпоху, Кали-югу, дозволен лишь первый способ – аргументированное возражение. Если это невозможно, следует просто уйти).
Из перечисленных выше двадцати принципов самыми важными остаются первые три:
- принять истинного духовного учителя
- получить от него посвящение
- служить ему с глубоким почтением.
Рупа Госвами также описывает сорок четыре вида деятельности, в дополнение к упомянутым двадцати:
- украшать свое тело знаками тилаки (тилака символизирует Вишну (Бога), таким образом, тело, украшенное тилакой, становится подобным храму Верховного Господа);
- нанося тилак, можно написать на теле "Харе Кришна";
- носить цветы и надевать на себя гирлянды, которые были предложены Божеству в храме и духовному учителю;
- научиться танцевать перед Божеством;
- научиться отдавать поклоны Божеству в храме и духовному учителю;
- посещая храм Господа Кришны, следует встать перед Божеством;
- когда Божество выносят из храма для прогулки по улицам, преданный должен немедленно присоединиться к процессии (в некоторых храмах заведено каждый вечер устраивать большие процессии в сопровождении оркестра, неся над Божествами большой красивый зонт. Божества восседают на богато украшенных тронах, установленных на колеснице или в паланкине, который несут преданные. Божеств выносят из храма и провозят по прилегающим улицам. В это время жители выходят из своих домов и раздают прасад (освященную пищу). Все люди, живущие по соседству с храмом, присоединяются к процессии, которая выглядит очень красочно. Когда Божеств выносят, служители храма представляют Им ежедневный отчет: столько-то было собрано за день, столько-то израсходовано. в основе этого обычая лежит представление о том, что храм принадлежит Божеству, а священнослужители и те, кто работает при храме, - Его слуги. Это очень древний обычай, но его соблюдают и по сей день. Поэтому здесь говорится, что когда Божества выходят на прогулку, вайшнав должен присоединиться к этой процессии);
- посещать храм Вишну (Бога), по крайней мере один-два раза в день, утром и вечером (во Вриндаване – святом месте вечных игр Господа Шри Кришны – этот обычай соблюдается неукоснительно. Каждое утро и каждый вечер все преданные города посещают разные храмы. В это время на улицах очень людно. Во Вриндаване около пяти тысяч храмов. Разумеется, обойти их все невозможно, но есть по крайней мере двенадцать очень больших и важных храмов, основанных Госвами (имеются в виду ближайшие ученики Шри Чайтаньи Махапрабху, исполнявшие Его миссию во Вриндаване), которые следует посещать);
- обходить храм по крайней мере три раза, а также обходить священный холм Говардхана во Вриндаване;
- поклоняться Божествам в храме в соответствии с регулирующими принципами (предлагая благовония, лампаду, воду, платок, цветок, опахало из перьев павлина и опахало из хвоста яка, а также вегетарианские блюда, приготовленные по испытанным веками рецептам, украшать Божества, одевать Их, катать на лодке и качелях (в особые праздники), а также укладывать спать (читая специальные мантры) и будить тем же способом);
- лично служить Божествам;
- петь для Господа и Его преданных;
- участвовать в совместном прославлении святых имен Господа;
- повторять мантры;
- возносить молитвы;
- повторять знаменитые молитвы, записанные в священных книгах, таких как "Шримад-Бхагаватам" и "Бхагавад-гита";
- пробовать маха-прасад (пищу с тарелки, которая стояла непосредственно перед Божеством);
- пить чаранамриту (воду, в которой купали Божества);
- вдыхать запах благовоний и цветов, предложенных Господу;
- прикасаться к лотосным стопам Божеств;
- лицезреть Божества, глядя на Них с любовью;
- проводить арати несколько раз в день;
- слушать о Господе и Его играх из "Шримад-Бхагаватам" и "Бхагавад-гиты";
- молить Божеств о милости;
- помнить о Божествах;
- медитировать на Божества;
- добровольно заниматься каким-либо служением;
- думать о Господе как о своем друге;
- всем жертвовать ради Господа;
- предлагать Ему то, что нравится нам самим (одежду, пищу и т.д.);
- идти на любой риск во имя Кришны и отдавать все свои силы служению Ему;
- при любых обстоятельствах полагаться только на Господа;
- поливать священное деревце туласи;
- регулярно слушать "Шримад-Бхагаватам" и другие писания, подобные ему;
- жить в святом месте – Матхуре, Вриндаване или Двараке;
- служить другим вайшнавам;
- не жадничать, поклоняясь Господу и устраивая праздники для Него;
- заниматься особыми видами служения в месяц Карттика (октябрь-ноябрь) – в этот месяц преданные дают обет повторять большее количество святых имен Господа, возносят особые молитвы и в конце этого месяца пять дней постятся, употребляя в пищу лишь фрукты или гороховую кашу с рисом (кичри);
- исполнять особое служение в дни явления Господа, например на Джанмаштами – день явления Господа Кришны;
- чем бы ни занимался вайшнав, он все должен делать очень тщательно и с великой преданностью Богу;
- следует наслаждаться чтением и обсуждением "Шримад-Бхагаватам" только в обществе других вайшнавов;
- общаться с теми, у кого есть богатый опыт на духовном пути;
- повторять святое имя Господа;
- жить в округе Матхуры (месте рождения Господа Кришны, недалеко от современного Нью-Дели)
|