Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманистические идеи педагогики сотрудничества и их реализация в педагогической деятельности творчески работающих учителей.

Поиск

Сухомлинский – педагог и мыслитель

Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В его работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» он пишет о том, что «каждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества»

Учитель в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Как писал Сухомлинский: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности» (Там же). И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино.

Новой в теории Сухомлинского, вызвавшей широкий отклик, была идея сближения школы и семьи, как он это называл – «содружество семьи и школы».

Семья и школа вместе должны развивать в ребенке чувство долга и ответственности, правила жизни в обществе. Это должно осуществляться исходя из правила, что подлинное человеколюбие есть высокая дисциплина поступков, чувств, мыслей.

Василий Александрович считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха.
40. Основные направления реформирования системы образования в России.

Реформы и педагогические инновации. Следует различать реформы и педагогические инновации. Реформой называют те нововведения, которые организуются и проводятся государственной властью. Результатами реформы могут быть изменения в общественном положении образования, в структуре системы образования, в содержании образования, во внутренней организации деятельности школы.

Конечно, можно различать реформы общегосударственного и внутриведомственного (т. е. проводимого только в рамках системы образования) масштаба. Однако при этом всегда следует помнить, что любая внутриведомственная реформа, если она достаточна значима, всегда согласуется с высшим руководством государства и идет во взаимосвязи с реформированием в других областях. И в этом смысле разделять реформы на внутрипедагогические и внепедагогические (общегосударственные) не имеет смысла.

Другое дело - педагогические инновации. Они точно являются результатом деятельности людей внутри системы образования. Педагогическими инновациями называются такие нововведения, которые разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

Не все изменения, происходящие в сфере образования, мы называем педагогическими инновациями. К примеру, изменение общественного положения образования, повышение его статуса и увеличение финансирования нельзя назвать педагогическими инновациями. Это скорее результат каких-то социальных процессов, реформ или изменения политических ориентации общества, т. е. результат проведения политических реформ.

Изменения в оборудовании учебных заведений и строительстве зданий также нельзя назвать чисто педагогическими инновациями - это скорее результат введения инноваций в сфере компьютерной техники, производства учебных пособий, архитектуре, строительстве и др.

Изменения в структуре системы образования также нельзя назвать педагогическими инновациями. Это скорее инновации в сфере управления образованием. Отчасти к управленческим инновациям относятся и нововведения во внутренней организации деятельности школ (если эти нововведения не являются вынужденными в результате введения педагогических инноваций).

Таким образом, к чисто педагогическим инновациям можно отнести лишь изменения:

  • 1) в содержании образования, т. е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;
  • 2) во внутренней организации деятельности школы;
  • 3) в отношениях "учитель - ученик";
  • 4) в методах обучения.

Взаимосвязь педагогических инноваций и реформ. Широкое инновационное движение - необходимое явление для реформы. Его наличие выступает основным социальным условием проведения реформы. Такое движение является не только важнейшим условием проведения реформы, но и средством подготовки к реформе. Инновационное движение позволяет формировать сознание и направленность активности педагогической общественности, создавать профессиональные объединения. Образно говоря, инновационное движение представляет собой несущую конструкцию образовательной реформы.

Инновационное движение представляет собой общественно-педагогическое движение, перерастающее рамки образовательной сферы. Оно становится важнейшим фактором самоорганизации и саморазвития общества, энергией которого обеспечивается проведение в жизнь программ демократических реформ.

Причины реформирования. Цель образования сегодня - это создание условия для развития и саморазвития учащихся, воспитания у них способности принимать самостоятельные решения. Поэтому центром новой государственной образовательной политики становится

личность человека - в полном соответствии со "Всеобщей декларацией прав человека". Реализация этого права потребовала принципиальных изменений всей системы образования России, формирования новой образовательной политики.

Реформированию подверглись сами цели образования, его экономический фундамент, управление системой образования, структура школы, форма оплаты за обучение. Основными причинами реформирования выступали:

  1. Попытка уйти от тоталитарности в образовании и демократизировать систему образования.
  2. Стремление гуманизировать образование для учета интересов отдельного человека.
  3. Необходимость приспособления к новым экономическим условиям существования общества и системы образования.
  4. Создание условий для формирования системы образования, которая бы обеспечивала качественное освоение учащимися знаний.

Особенности реформирования. Реформирование системы образования в России в 80-90-е годы имеет ряд особенностей.

Одной из важнейших особенностей реформирования системы образования является проведение реформирования в условиях тяжелейшего политического, экономического и социального кризисов. Произошедший в СССР политический кризис явился толчком для проведения реформы. Можно сказать, что он явился необходимым условием для проведения реформы. На начальном этапе реформирования системы образования появление новых условий деятельности сыграло положительную роль и позволило раскрыть все имеющиеся в образовании возможности и сформировать систему, открывающую достаточно широкий спектр возможностей для получения образования.

Однако усиление экономического кризиса привело к необходимости введения режима жесткой экономии финансовых средств и сокращения или полной ликвидации ряда образовательных программ. Сокращение финансирования системы образования привело к торможению процесса дальнейшего развития системы образования. Этот период заставил отодвинуть в сторону собственно педагогические цели реформирования системы образования, на время остановить их реализацию и выдвинуть вперед чисто экономические задачи - задачи выживания системы в существующем ее виде.

Второй важнейшей особенностью реформирования системы образования в России явилась параллельность развития экономико-политических преобразований и реформирования образования. Углубление реформы в образовании шло рука об руку с усилением экономических изменений в стране. Такая параллельность явилась

необходимым условием развития реформы на протяжении длительного промежутка времени.

Другой важнейшей особенностью реформирования системы образования в России являются ее продолжительность и растянутость. Начиная с 1984 г. в системе образования происходит целый ряд серьезных изменений. За крутыми экономическими переменами последовали изменения во всех социальных сферах, в том числе и в образовании.

Изменения проходят постепенно, как бы накапливаясь. При этом резкие изменения не всегда называются реформами, а проходят как бы вынужденно, под знаком введения новых законодательных актов "для обеспечения деятельности учреждений образования в новых экономических условиях". Таким образом, реформа в системе образования носит не только растянутый, но и неявный, скрытый характер. На втором и третьем этапах чаще всего реформирование проводилось под лозунгом приспособления системы образования к сложившимся экономическим и социальным условиям.

Основные причины реформирования. Было бы неверным замалчивать сильные стороны прежней российской системы образования. Она укрепляла своим потенциалом государственную мощь и цементировала общественное сознание, поддерживала необходимый уровень научно-технической мысли, осуществляла интеллектуальное самообеспечение страны в условиях ее международной изоляции. Российская система образования стимулировала социальную мобильность молодежи и предоставляла широкие гарантии бесплатного образования на всех уровнях, что, в свою очередь, обеспечивало ее массовость и общедоступность.

Вместе с тем позитивные начала находились в противоречии с социально-административным укладом экономики, идеологизированным содержанием образования. Сосредоточение в руках государства всех рычагов воздействия на образование сводило к минимуму поддержку образовательных учреждений со стороны производства и со стороны науки. Не могли внести свой вклад в развитие образования и его потребители, т. е. те, кому оно предназначалось. Из-за этого возникла крайне слабая чувствительность образовательного комплекса к реальным потребностям отдельного ребенка. В стране в середине 80-х годов фактически отсутствовал легальный рынок образовательных услуг, способный удовлетворить дополнительные индивидуальные образовательные потребности населения.

В 80-е годы в системе образования сложилась ситуация, ведущая к дальнейшему обострению противоречий между реальными интересами и потребностями отдельной личности и официальными направлениями подготовки подрастающего поколения в

образовательных учреждениях. Дело в том, что сложившаяся к 80-м годам система образования выше всего ставила интересы государства, при этом на интересы отдельной личности мало обращалось внимания, они почти не учитывались. Такое несоответствие остро ощущалось в обществе и среди педагогической общественности, росло осознание необходимости демократизации и гуманизации системы образования.

Вначале казалось, что решением этой проблемы может стать уделение большего внимания отдельному школьнику. Именно поэтому широкую популярность приобрела идея индивидуализации обучения.

Однако затем стало ясно, что индивидуализация обучения, "ведение" каждого ученика в своем собственном режиме при обучении в классе 25-30 человек - дело чрезвычайно сложное и почти безнадежное. Призывы к индивидуальному обучению в государственных образовательных учреждениях так и остались словами, натолкнувшись на школьную практику.

Несмотря на сложности практической реализации идеи индивидуального обучения, постепенное осознание педагогами и учеными невозможности этого пути, падение популярности индивидуального обучения и стремление к изменению сложившейся ситуации оставались очень сильными.

Желание повернуть педагогический процесс лицом к ребенку придало популярность другой идее - гуманизации процесса обучения. На практике сформировалась личностно-ориентированная педагогика.

Однако решение этой проблемы лежало гораздо глубже. Получить позитивный результат можно было только при изменении общих условий деятельности общества. Предпринятая в 1984 г. попытка реформирования образовательных учреждений в рамках тех же общественных условий не принесла ожидаемых результатов. Эта реформа показала, что необходимы изменения более серьезные - изменения в самой структуре государственной власти. Такие изменения начались с конца 80-х годов. В первую очередь на повестке дня стоял вопрос демократизации и децентрализации всей политической системы.

Демократизация и децентрализация системы предполагала построение новой системы управления. Совершенствование структуры управления пошло по пути перевода ее из государственной в государственно-общественную как на федеральном, так и на региональном уровне.

Такие глобальные изменения не происходят фазу, и даже 2-3 лет для них недостаточно. Для формирования в обществе нового правового сознания необходимо время. Переходный период от

административно-командной системы к демократическим формам управления может длиться десятилетиями. Поэтому процесс реформирования начал растягиваться на долгие годы и принимать постоянно идущий характер.

Демократизация системы образования явилась элементом общего процесса демократизации общества. В образовании демократизация выступила тем механизмом, который позволил частично решить вопрос гуманизации системы образования.

Общие экономические и политические преобразования в стране привели к созданию новых экономических условий функционирования системы образования. Таким образом, с начала 90-х годов появляется еще одна причина, требующая изменений, - это необходимость приспособления системы образования к новым экономическим условиям существования общества.

По мере усиления общегосударственных экономических преобразований значение этой причины возрастало, вопросы выживания системы выходили на первый план. При этом, начиная с середины второго этапа, ввиду своей серьезности эта причина отодвинула чисто педагогические задачи и проблемы и начала тормозить развитие системы образования в целом.

Развитие демократических свобод в образовании, предоставление больших прав и возможностей самим образовательным учреждениям привело и к ряду негативных явлений. Свои программы, курсы, пособия и учебники стали разрабатывать очень многие. Многие из них не имели для этого достаточного количества психолого-педагогических знаний и практического опыта. В результате появилось большое количество разработок низкого качества. И хотя они назывались инновационными курсами, построенными на современных развивающих принципах обучения, но в действительности таковыми не являлись. Чаще всего такие разработки представляли собой усложненные и интенсифицированные курсы, не учитывающие возрастных возможностей учащихся, ведущие к обыкновенному натаскиванию учащихся и не способствующие их скорейшему психическому развитию. Такие разработки внешне выглядели весьма привлекательно, но по содержанию значительно уступали даже старым традиционным программам, пособиям, учебникам.

Увеличение количества "инновационных" разработок привело к снижению качества образования в стране. Перед системой образования встали задачи, во-первых, остановить снижение качества образования и, во-вторых, создать условия для его дальнейшего повышения. Для того чтобы каждый ребенок, обучаясь в школе, был уверен, что получит необходимое и гарантируемое законодательством образование, необходимо было четко определить границы

деятельности образовательных учреждений. Рамки должны были описать тот обязательный минимум, который ребенок мог бы гарантированно получить. Таким образом, пришла идея создания государственных образовательных стандартов. Поэтому следующей причиной реформирования выступила необходимость создания условий для качественного освоения учащимися знаний.

Этапы реформирования. Начиная с середины 80-х годов реформирование системы образования протекало неравномерно. Можно выделить несколько этапов реформирования, каждый из которых отличался от других своей основной задачей, условиями проведения и, конечно, результатами.

Первый этап - подготовительный, или этап развития альтернативного образования (конец 80-х годов - 1992 г.). На этом этапе стояли две основные задачи: 1) сменить господствующие концептуальные подходы к образованию; 2) разработать концепции развития личности человека и апробировать инновационные подходы.

Тоталитарный и политико-идеологический характер предстояло преодолеть и заменить демократическим, а унифицированность и обезличенность превратить в плюралистичность и многообразие. Усилиями образовательной общественности было совершено то, о чем до середины 80-х годов ни общество в целом, ни учительство не смело даже мечтать: школа обрела свободу, пусть даже еще достаточно условную. Это было важно потому, что без самостоятельности, без права на творчество, без многообразия никакое движение к демократическим формам невозможно.

80-е годы были периодом активной разработки новых подходов и спонтанного внедрения их в педагогическую практику отдельными новаторами. Осуществлялась интенсивная разработка самых разнообразных путей совершенствования методик обучения и воспитания. Этот период явился временем настоящего всплеска педагогических разработок и идей.

Второй этап - становление вариативного образования (1992 - 1996 гг.). В начале 90-х годов в сфере образования стали проявляться положительные тенденции: гуманизация и гуманитаризация образования, увеличение видов образовательных учреждений, реформа в содержании педагогического образования. Основные приоритеты реформы были закреплены Законом Российской Федерации "Об образовании". Прежде всего это демократизация образования, т. е. ликвидация монополии государства на образование, децентрализация управления, автономизация образовательных учреждений, государственно-общественный характер управления.

В 1992 г. с принятием Федерального закона "Об образовании" новое вариативное образование получило свое законодательное оформление. В стране открылось значительное количество

негосударственных образовательных учреждений, разрабатывалось и использовалось на практике громаднейшее число инновационных авторских программ и методик. Педагоги на деле ощутили свободу в преподавании и творчестве. Этот период по праву можно назвать периодом законодательного оформления и становления вариативного образования.

Однако реформирование совпало с обострением политического и общеэкономического кризиса в стране. Углубление кризиса потребовало внесения серьезных корректив в принятые направления реформирования системы образования на втором этапе.

Проведение реформы в условиях обострения политического и экономического кризиса не могло не вызвать нарастания противоречий внутри образовательной системы. Снизилась социальная защищенность учащихся и педагогов, появилась опасность серьезных количественных и качественных потерь в образовании. Возникла внутренняя угроза реформе и опасность ее затягивания и срыва.

Создалась своеобразная, присущая периодам кризисного развития ситуация, когда наблюдается одновременно обострение прошлых и вновь возникших проблем. Реформа вместо преодоления назревших противоречий вызывала их нарастание. Утрачиваются оправдавшие себя ранее рычаги социального управления деятельностью образовательных учреждений, а вновь созданные еще не "включились", не начали действовать в полную силу.

Изменение социально-экономических условий на первый план выдвинуло новую задачу реформирования - приспособление отдельных учреждений и всей системы образования к новым экономическим условиям деятельности. Важнейшим направлением реформы стал поиск новых подходящих форм и механизмов функционирования. Тем самым реформа стала пониматься уже не в смысле разрушения отживших порядков, а в качестве новаторского социально-педагогического и организационного проекта.

Быстрая демократизация сферы образования в условиях экономической и политической нестабильности привела к ряду явлений, которые тормозили дальнейшее развитие реформы. К таким кризисным явлениям можно отнести следующие: несформированность нормативной базы, систематическое невыполнение принятых указов, законов, постановлений и других нормативных документов. Поэтому в 1996 г. в Закон Российской Федерации "Об образовании" были внесены серьезные изменения и он вышел в новой редакции. Можно считать, что с принятием нового закона окончилось формирование основы новой нормативной базы системы образования.

Третий этап - формирование механизмов обеспечения качества образования (начинается с 1996 г.). Школа хоть и медленно, но твердо и неуклонно входит в новый, третий этап образовательной реформы - этап устойчивого гармоничного развития и системных инновационных изменений. Для того чтобы реформа на этом этапе стала необратимой, необходимо, чтобы такие важнейшие тенденции развития, как инновационное движение, реформирование экономики образования и системы управления, регионализация и муниципализация, набрали силу и окрепли. Поэтому основу этого периода составляют разработка и утверждение Закона о государственных образовательных стандартах и самих государственных образовательных стандартов.

Изменение функций образования в ходе реформы. Основной задачей обучения в традиционной школе считалась передача учащимся знаний. Все методики, используемые в традиционной школе, рассчитаны на реализацию ЗУНов (знаний, умений и навыков). В основе организации такого обучения лежит идея о том, что учащимся достаточно было получить новые ЗНАНИЯ, освоить учебные УМЕНИЯ и до автоматизма отработать необходимые при освоении данного предмета НАВЫКИ. Это позволит им получить все необходимое для взрослой жизни. Знания считались основным элементом, развивающим человека, поэтому иногда такой подход называют знаниевым подходом к обучению.

Само по себе стремление передать подрастающему поколению побольше знаний не является таким уж плохим. Однако при знаниевой ориентации совершенно не учитывались индивидуальные особенности обучаемых и их интересы. Обучение при этом похоже на работу конвейерной поточной линии.

Одной из основных задач реформирования системы образования является задача разработки и широкого внедрения в практику школы новых педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы учащихся. Массовое внедрение новых образовательных технологий позволит постепенно заменить ими традиционные технологии и в перспективе полностью отказаться от технологий знаниевой ориентации.

Опыт отдельных педагогов-новаторов исподволь готовил переход от традиционного образования к личностно-ориентированному. Их разработки определили общее направление инновационной деятельности в общеобразовательных учреждениях. В России выделились целые регионы, образовательная деятельность которых основывалась на идее личностно-ориентированного образования.

С другой стороны, развитие психологии позволило разработать и научно обосновать личностно-ориентированный подход.

Ученые доказали, что такой подход является оптимальным с точки зрения психического и личностного развития учащихся. В основу личностно-ориентированного образования закладываются переосмысленные функции образования. Его базовыми ценностями становятся самореализация, творчество, раскрытие индивидуальных особенностей и др., отражающие развитие сущностных сил ребенка и подтверждающие, что целью является становление личности человека.

Таким образом, функция обучения меняет свое наполнение. От обычной передачи учащимся знаний она переходит к передаче знаний, в ходе которой осуществляется развитие индивидуальных особенностей и личности ребенка, т. е. к развивающему обучению.

Предметом особой заботы в массовой школе была функция воспитания. Ее специфика была столь велика, что обучение и воспитание теоретически обосновывались и осуществлялись как два автономных процесса, имеющих собственные цели, принципы, содержание, методы, формы организации, результаты.

Было бы правильно такой тип воспитания характеризовать как социоориентированное воспитание, суть которого состоит в использовании образования для целенаправленного формирования людей, нужных государству, отвечающих его социальному заказу. Это не значит, что такой тип воспитания абсолютно игнорировал индивидуальные запросы и потребности обучающихся, но они поощрялись и удовлетворялись лишь в том случае, если соответствовали интересам государства. Поэтому в социоориентированной образовательной системе главным критерием оценки качества образования являлась политическая ориентация человека, его лояльность и готовность поддерживать государство, а не индивидуальное и личностное развитие.

Однако и в период социоориентированной школы в стране продолжали существовать очаги гуманистической педагогической культуры. Можно, к примеру, сослаться на педагогическое творчество В. А. Сухомлинского и на опыт руководимой им Павлышской школы, где была ориентация на идеи гуманизма, доброго отношения к детям, учения без принуждения, воспитания без наказания, сотрудничества детей и взрослых. Творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни и принятие ответственности за свой выбор - это далеко не полный перечень тех основ, на которых был основан гуманистический подход В. А. Сухомлинского. Такой подход имеет ярко выраженную личностную направленность.

Хорошо видно, что воспитательная функция, так же как и функция обучения, изменила свое содержание. В целом для современного

воспитания характерен полный отказ от сильнейшей идеологической обработки школьников и ориентир на воспитание учащихся в духе общечеловеческих, гуманистических ценностей.

Вместе с этим в системе воспитания учащихся сегодня существуют сильнейшие недостатки. Во всех школах ощущается недостаточность воспитательной работы. Многие школы до сих пор, отказавшись от пионерско-комсомольских методов, не могут найти ориентиры и достаточно эффективные методы в воспитательной работе.

Другой важнейшей функцией образования является социализация, т. е. обеспечение условий для воспроизводства индивидом социального опыта. Ее предметом выступают личностные смыслы, определяющие отношения индивида к миру, социальная позиция, самосознание, ценностное ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания, содержание которых указывает на то, что личность берет себе из социального опыта и как психика ее эти приобретения качественно перерабатывает, какое придает им значение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.251 (0.011 с.)