Сущность процесса социализации.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность процесса социализации.



Сущность процесса социализации.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон).

На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формированиесоциальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человекстановится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация– это процесс становления социального «Я». Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: обществопередает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваиваетих в зависимости от своих качеств. Смыслом процесса социализации на ее ранних стадиях является поиск своегосоциального места. В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный.На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институтысоциализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные запередачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения,которые влияют на процесс социализации и направляют его. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малыхгруппах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшееокружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи,сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказываютвлияние на формирование его личности. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп иинститутов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальныеучреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненнымициклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими другдруга процессами: десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей иправил поведения. Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям иправилам поведения в замен старых. Фреид выделял ряд психологических механизмов социализации: имитацию,идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определеннуюмодель поведения. Идентификация – это способ осознания принадлежности к тойили иной общности. Основное влияние здесь оказывает ближайшее окружениеребенка. Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, посколькунацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляютсобой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторыеобразцы поведения.

Девиантное поведение

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии.Он ввел понятие аномии, о чем первый раз упоминал в своей диссертации, которая потом переросла в научный труд о разделении общественного труда.

Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Групповое отклонение: конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь». Индивидуальное отклонение: отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

Первичное отклонение – отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Вторичное отклонение – отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

Культурно одобряемые и культурно осуждаемые отклонения.

Типы девиантного поведения (Роберт Мертон).
Главной причиной девиаций Мертон считал разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами их осуществлениями.

1) Конформность: соответствие культурным целям и средствам. Конформизм – это единственный тип недевиантного поведения, поскольку поддерживает и цели деятельности, и средства их достижения.

2) Инновация: согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения.Инновация (от англ. innovation) – нововведение.

3) Ритуализм: отрицание целей данной культуры, но принятие и использование традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый) – разновидность обычая или традиции; исторически сложившаяся или специально установленная норма поведения, в которой форма исполнения действий строго канонизирована и имеет лишь символическое значение.

4) Ретретизм (от англ. retreat – отступление, отход; уединённое место, убежище), бегство от действительности: отрицание и целей, и социально одобряемых средств их достижения.

5) Мятеж, бунт – форма поведения, не только отрицающая, но и стремящаяся заменить старые цели и средства, способ действий, который предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов, формирование новых целей и средств.

Биологические объяснения (теории физических типов):

Определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм; люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. Первыми, кто предложил искать признаки, связанные с преступным поведением, в особенностях внешности человека, явились сторонники физиогномики (например, Лафатер). Они называли в числе таких признаков маленькие уши, пышные ресницы, маленькие носы, большие губы и т. д. Однако какой-либо устойчивой связи между этими признаками и преступным поведением выявить не удалось.

Чезаре Ломброзо (1835 – 1909) является автором идеи «прирождённого преступника». Однако, первым, кто предложил искать признаки, связанные с преступным поведением, в особенностях внешности человека, явился сторонник физиогномики Лафатер. Они называл в числе таких признаков маленькие уши, пышные ресницы, маленькие носы, большие губы и т.д.

Зигмунд Фрейд предполагал, что любые поступки людей – это рвущиеся наружу бессознательные инстинкты или влечения. Когда контролирующий волевой фактор не способен подавить природный инстинкт – возникает конфликт, выливающийся в преступление. По мнению Конрада Лоренца источником агрессии является инстинкт борьбы за выживание. У человека, в отличие от всех других живых существ, широко распространено насилие в отношении представителей своего собственного вида. На заре человеческой истории это было не столь опасно. Однако появление средств массового уничтожения ставит под угрозу выживание человека как вида.

Социологические объяснения.

Теории конфликта. Карл Маркс и Фридрих Энгельс существование преступности связывали с социальным неравенством капиталистического общества. С целью достижения равенства члены определённых групп населения становятся преступниками прежде всего с целью получения материальной выгоды.

Аномия - беззаконность, безнормность, неуправляемость – 1) психическое состояние человека, когда для него ничто не свято и не обязательно (индивидуальная аномия); 2) нарушения в ценностно-нормативной системе общества (отсутствие или неэффективность, противоречивость правовых и нравственных норм), всеобщая апатия, разочарованность, рост преступности, массовое стремление к нетрудовому образу жизни (массовая аномия); 3) стремление к реализации политических целей путем попрания правовых и нравственных норм (политическая аномия); 4) конфликт норм в культуре (аномия культуры). Дюркгейм приходит к выводу, что преступность – это нормальное общественное явление.

Территориальные общности

Территориальные общности — это совокупности людей, характе­ризующиеся общностью отношения к определенной хозяйственно-освоенной территории, системой экономических, социальных, поли­тических и других связей, выделяющих ее в качестве относительно самостоятельной единицы пространственной организации жизнедея­тельности населения. Социология изучает закономерности воздей­ствия соответствующей социально-территориальной общности (горо­да деревни, региона) на социальные отношения людей, их образ жизни, их социальное поведение.
Ядро той или иной единицы социально-пространственной орга­низации общества, даже в наш век интенсивной миграционной подвижности, довольно устойчиво. Поэтому оно хранит специфические черты, приобретенные под влиянием своеобразных обстоятельств формирования и развития территориальной общности. Среди этих обстоятельств необходимо назвать следующие:

· историческое прошлое. Именно с историей территориальной общ­ности связаны устойчиво сохраняющиеся определённые трудовые навыки населения, традиции, некоторые особенности быта, взглядов, отношений и т. Д.

· экономические условия, а именно структура народного хозяйства, фондо- и энерговооруженность труда, продолжительность функционирования

· природные условия, оказывающие существенное влияние на условия труда,

Город — это территориально концентрированная форма расселе­ния людей, занятых преимущественно несельскохозяйственным трудом. Для города характерны разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности населения, социальная и профессиональная неоднородность, специфический образ жизни.

Урбанизация при социализме означает перестройку среды оби­тания человека, сфер его повседневной жизнедеятельности, способов удовлетворения потребностей, распространение типа бытовой куль­туры и времяпрепровождения по лучшим образцам, возникшим в крупных городах, причем определяющее влияние оказывают, с одной, стороны, уничтожение противоположности между городом и дерев­ней, с другой — коренное оздоровление условий городской жизни.

Деревня — это территориально рассредоточенная форма расселе­ния людей, занятых преимущественно сельскохозяйственным тру­дом. Для деревни характерны малочисленность видов трудовой дея­тельности, относительная (сравнительно с городом) социальная и профессиональная однородность, специфический сельский образ жизни. Предметом социологии деревни являются закономерности возникновения, функционирования и развития сельской территориальной общности, проявляющиеся в ее социально-экономической природе, структуре и воспроизводстве, связи с природной и материально-вещ­ной средой, образе жизни. Центральной проблемой социологии де­ревни (как и при изучении городской общности) является исследо­вание процесса социально-демографического воспроизводства населения, установление меры соответствия условий, целей и результа­тов воспроизводства-.

Этнические общности людей.

Этнические общности — это большие группы людей, объединенные общностью культуры, языка и культурно-исторической самобытностью. К ним обычно относят племена, народности и нации.

Такие общности складываются на определенной территории в ходе совместной хозяйственной деятельности. Члены их обладают общими чертами психологического склада, а также четко осознают свое единство и отличие от других подобных общностей. Для признания какой-либо группы этнической общностью требуется выполнение по меньшей мере одного из следующих условий:

§ члены общности осознают свою принадлежность к ней;

§ предполагается общее происхождение членов общности;

§ члены общности обладают языковым и культурным единством;

§ имеется внутренняя социальная организация, нормирующая отношение внутри общности и контакты с окружающими.

род — группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство и носили общее родовое имя. Несколько родов могли объединяться вкланы - родовые союзы. Единство кланов основывалось на вере в общность происхождения. Несколько кланов могли составитьплемя. Основу единства племени составляют кровно-родственные связи; кроме того, племя проживает на определенной территории, у его членов общий язык или диалект, свои обычаи и культ, совместная хозяйственная деятельность, зачатки внутренней организации (племенной совет). Появление племени объясняется необходимостью прежде всего сохранения и защиты среды обитания (территории проживания, мест охоты и рыболовства) от посягательств со стороны других человеческих объединений. Народности начинают складываться из племен после появления первых государств. Для народности характерны территориальная общность, объединенная хозяйственной и культурной деятельностью, а также единый язык. нация — это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа.

Сплочению нации способствуют:

§ общая историческая память;

§ развитое национальное самосознание.

Структура и динамика группы

Групповая динамика -

а) весь комплекс интрагрупповых социально-психологических процессов, феноменов, явлений, эффектов, раскрывающий психологическую природу существования малой группы, особенности ее жизнедеятельности, основные этапы ее жизненного пути и функционирования с момента зарождения до "умирания" и окончательного распада как единой, целостной общности;

б) название достаточно широкого и хорошо разработанного направления исследований малых групп с социально-психологических позиций, заложенного в США еще в середине XX века К. Левиным и его сотрудниками.

К содержанию групповой динамики относятся практически все внутригрупповые процессы, с помощью которых традиционно описывается интрагрупповая активность:

· интрагрупповое структурирование,

· лидерство и руководство,

· межличностные конфликты,

· самоопределение личности в группе и групповое давление,

· формирование групповой сплоченности и совместимости,

· межличностная идентификация,

· интрагрупповое нормообразование

С точки зрения К. Левина, "основной инструмент анализа групповой жизни — это представление группы и ее окружения о качестве “социального поля”. Социальные процессы и события рассматриваются как происходящие внутри множества сосуществующих социальных целостностей (групп, подгрупп, членов групп, барьеров, каналов коммуникации и т. д.) и являющихся продуктом этих целостностей. ... Все происходящее внутри такого поля зависит от распределения в нем разного рода сил. Фазовое пространство — это система координат, каждая из которых отражает интенсивность одного “свойства”.

Групповое напряжение (дифференциация) понимается как следствие противоречия между личными интересами и жестко детерминированной необходимостью иметь в виду потребности остальных членов группы и группы в целом, а также соблюдать групповые нормы и следовать групповым традициям.

Первая динамическая стадия характеризуется обычно преобладанием сплоченности над напряжением (в противном случае, группа, скорее всего, попросту не "состоится") и сконцентрированностью участников на конкретизации целей совместной деятельности. При этом параллельно идет процесс формирования первичной неформальной структуры группы.

Вторая стадия группового развития характеризуется резким смещением динамического баланса "сплоченность — напряжение" в сторону последнего и сконцентрированностью участников на межличностных отношениях. Это связано, прежде всего, с тем, что в процессе реального взаимодействия происходит постепенное разрушение "фантомов", связанных с распределением базовых ролей на первом этапе.

Третья динамическая стадия характеризуется балансом сплоченности и напряженности на достаточно высоком уровне и сконцентрированностью участников на нормирование деятельности группы. На данной стадии фактически заново формируется интрагрупповая структура уже на рациональных и отчетливо рефлексируемых всеми членами сообщества основаниях.

На четвертой стадии группового развития сплоченность преобладает над напряжением, но последнее сохраняется на достаточно высоком уровне. Группа на данной стадии сконцентрирована на решении предметных задач, ориентированных на достижение общей цели.

Пятая, завершающая стадия характеризуется постепенным снижением уровня баланса "сплоченность-напряжение" и сконцентрированностью на "отделочных работах", связанных с общей целью, а также на ритуальных и эмоциональных аспектах завершения жизненного цикла группы.

 

Сущность процесса социализации.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон).



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.012 с.)