ТОП 10:

Единство чувственного и рационального познания



Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с дру­гом, с этим согласны многие философы. Без рациональ-

ного чувственное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рациональное без чувственного становит­ся чем-то блеклым, лишенным жизни. Познание име­ет чувственно-рациональный характер.

Допустим, нас интересует психический образ «это­го яблока», желтого, круглого, сладкого. Налицо три понятия: понятие цвета, понятие геометрической фор­мы и понятие вкуса. Понятие цвета охватывает различ­ные цвета, из которых в данном случае имеется лишь желтый. Соответственно понятие вкуса представлено в дан­ном случае чувством «сладкий». Психический образ яб­лока выступает как пересечение многочисленных по­нятий и их чувственных показателей.

Если понятия изобразить линиями, а чувственные формы точками, то психический образ любого объек­та выступает как некий центр пересечения линий и то­чек.

Память и Воображение

Память — это способность человека сохранять и воспроизводить освоенные им чувственные и рацио­нальные формы. Различают кратковременную и долго­временную память. Слова и звуки обычно запоминают­ся на более короткие промежутки времени, чем ранее усвоенные понятия. Блоки данных ЭВМ служат заме­чательным подспорьем памяти человека, владелец ком­пьютера всегда может свериться с той информацией, которая содержится в его базе данных. А если еще под­ключиться к сети Интернет, то открываются вообще уди­вительные возможности. Владельцы компьютеров, однако, должны иметь в виду два неприятных обсто-

ятельства: во-первых, компьютер не всегда под рукой, во-вторых, и это самое главное, понимание компьютер­ных данных зависит от уровня чувственного и рациональ­ного развития самого человека. Существуют особые приемы развития памяти, базирующиеся, в частности, на повторении информации и ее обобщении.

Воображение — это способность психики человека вызывать к жизни чувства и мысли, которые либо бы­ли ему известны ранее, либо являются новыми. Вооб­ражение, как правило, всегда содержит элемент новиз­ны. Если этой новизны достаточно много, то говорят о творческом воображении. Фантазия и мечта — это также формы воображения.

Интуиция

Интуиция — это непосредственное неосознанно полученное знание. Интуитивное знание может быть как чувственным, так и рациональным.

Есть философские школы, которые причисляются к интуитивизму. По Лосскому, между человеком и миром всегда есть координация, это и есть интуиция. Бергсон возражал против отказа воспринимать явления как целое; разбиение его на части убивает «душу» це­лого. В наши дни интуицию чаще всего понимают как нерасчлененный акт познания и не видят ничего недо­стойного в том, чтобы этот акт подвергнуть тщатель­ному анализу; анализ выделяет структуру целого. Ин­туиция поддается тренировке. Она весьма к месту там, где требуется принять быстрое решение,

Творчество. Таланты и Гении

«Творчество,— подчеркивал Н.А. Бердяев,— есть все­гда прирост, прибавление, создание нового, не бывше­го в мире». Каждый человек является существом твор­ческим. Психика как деятельность по выработке нового всегда есть творчество.

Во всяком процессе творчества есть свои стадии. Ча­сто выделяют четыре стадии творчества: подготовку, со­зревание, озарение и проверку. Творческие успехи не падают с неба. Это — упорный труд, различные пробы, неудачные попытки, разочарования, неожиданности, слу­чайности, изнеможение и... о чудо! Человек упорный и трудолюбивый, доверяющий своему воображению, кото­рое «забрасывает» его в новое, почти с железной необхо­димостью оказывается талантливым творцом. Хочешь быть творцом — твори! Не боги горшки обжигают.

Разумеется, не всем удается добиться успехов в творчестве в равной степени. Это дает основание вве­сти шкалу творчества. Гении — это те, кто добивает­ся максимальных результатов. Таланты уступают ге­ниям, но превосходят рядовых граждан. Разумеется, учиться лучше всего у гениев. Если же их нет побли­зости, то у талантов, а если и они отсутствуют, то у спо­собных людей, но никогда у ленивых и бездарей.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.77.252 (0.006 с.)