ТОП 10:

Рене Декарт - основатель Философии нового времени



Выдающийся французский философ Рене Декарт считается основателем нововременной философии. Рас­смотрим его философию.

Философское знание должно удовлетворять требо­ваниям истинности, его следует обосновывать, при­чем настолько убедительно, чтобы оно было приемле­мым для всякого критика и скептика. Раз так, то оно должно быть ясным, очевидным. Именно в этой свя­зи Декарт приводит свое знаменитое: «Я мыслю, сле­довательно, существую». Две вещи очевидны, я суще­ствую и я мыслю. Исходная точка философии Нового времени — мыслящий субъект, человек разумный (Homo sapiens).

Само мышление, будучи процессом, имеет начало, середину (процессуальность) и конец. Все должно быть предельно ясным.

Начало: им должны быть самые простые, очевид­ные идеи, присущие мышлению человека. С таких

очевидных идей начинаются науки. Откуда берутся эти идеи? Из сознания, благодаря интуиции. Слово «ин­туиция» произошло от латинского глагола «всматри­ваться». По Декарту, ясные идеи человек обнаружива­ет, пристально всматриваясь в свое сознание, они изначально присущи сознанию.

Середина: исходя из ясных, простых идей следу­ет по законам дедукции выводить более сложные идеи. Дедукция означает выведение частного знания из об­щего. Частное знание уже содержится в общем, чело­век в процессе дедукции лишь вычленяет его из обще­го. Дедукция ясна и очевидна, она не может обмануть. Если все А (т.е. a1t a2, ..., ап) есть В, то каждое а есть В. Наш пример: все студенты хороши собой, следова­тельно, и студент С хорош собой. По правилам дедук­ции строятся многие доказательства в математике, в которой Декарт был очень силен.

Конец: полученное в результате дедукции знание надо сравнивать с чувственным опытом, с результата­ми эксперимента.

Итак, для истины необходим метод, т.е. опреде­ленный способ познания. При встрече с затруднения­ми надо разделить его «на столько частей, сколько это возможно для лучшего их преодоления»; сложное объясняйте простым; «предполагайте порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их ес­тественной связи».

. Пользуясь своим методом, Декарт заложил осно­вы аналитической геометрии, ввел понятия перемен­ной величины и функции, обнаружил закон сохране­ния импульса, ввел представление о рефлексе (Декарт собственноручно оперировал животных), объяснил дви­жение и образование небесных тел вихревым движени-

ем материальных частиц. А некоторые говорят, что фи­лософия бесплодна!

Спор об идеях. ДЖОН ЛОКК

Против декартовой концепции врожденности ясных мыслей выступил англичанин Джон Локк. Он, как и Декарт, придерживался концепции разумного чело­века. По Локку, нужно четко и ясно показать, каким образом человек приходит к своим идеям. Декарт же не объясняет этого, а просто утверждает, что нам при­сущи очевидные в своей истинности идеи.

Локк рассуждает так: самое первое, что получает че­ловек — это ощущения. Благодаря ощущениям у че­ловека появляются простые идеи внешнего опыта, фиксируемые в суждениях типа: данный предмет та­кого-то цвета, такой-то длины. Но есть еще сложные идеи, а именно: 1) идеи объектов; 2) идеи отношений; 3) идеи-понятия (общие понятия).

Примером идеи объекта является, например, идея данного, конкретного человека. Такая идея получает­ся в результате простого сложения первоначальных идей, непосредственно вызываемых ощущениями.

Примером идеи отношений является идея мате­ринства, получаемая в результате сравнения, сопостав­ления идеи родителя и ребенка.

Примером общего понятия является понятие «че­ловек». Чтобы получить понятие «человек», надо со­брать все идеи об отдельных людях, неодинаковые простые идеи отбросить (это и означает, что мы от них абстрагируемся), тогда оставшиеся идеи и соста­вят понятие «человек». В определении понятия «чело-

век» указываются лишь идеи, присущие каждому че­ловеку.

Локк — сенсуалист, т.е. он считает, что всякое зна­ние можно за счет описанных выше операций вычле­нить из ощущений, чувств. Образно говоря, до обраще­ния к ощущениям ум человека есть чистая доска, никаких отпечатков, никаких следов.

Спор об идеях тянется через всю историю развития философии, нам еще предстоит не раз к нему вернуть­ся. Если сенсуалисты (Бэкон, Гоббс, Локк) выводят знание из чувств, то рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) подчеркивают приоритеты мышления.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.003 с.)