ТОП 10:

Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение



Основателем эпикуреизма является Эпикур.

Физика. Все состоит из атомов. Атомы могут само­произвольно (случайно) отклоняться от прямолинейных траекторий.

Логика. Мир чувств не иллюзорен, он — главное со­держание познания. Мир дан человеку в его очевидно­сти. Подлинные познавательные реалии — не идеи Платона или формы Аристотеля, ачувства.

Этика. Человек состоит из атомов, что обеспечи­вает ему богатство чувств и удовлетворений. Чело­век — существо свободное, это имеет свои основания в самопроизвольном отклонении атомов от прямолиней­ных траекторий, ибо такие отклонения не допускают наличия раз и навсегда установленных законов. Для счастливой жизни человеку необходимы три глав­ные составляющие: отсутствие телесного страдания (апония), невозмутимость души (атараксия), дружба (как альтернатива политическим отношениям). Боги то­же состоят из атомов, но особых. Боги безразличны к че­ловеческим делам, об этом свидетельствует наличие зла в мире.

Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии с космический законом

Основателем стоицизма является Зенон из Кития. Учеников Зенона называли стоиками. Дело в том, что Зенон Китийский философствовал в портике, кото­рый был выстроен на торговой площади. Портик (по-гречески — стоя) представлял собой архитектурное со­оружение с открытым входом.

Физика. Космос — это огненный организм, огнен­ная всепроникающая пневма. Природа — это бог, бог есть вся природа (пантеизм).

Логика. Посредством чувств человек постигает ощу­щения, посредством ума выводы, центр же познания находится в представлении, в согласии ощущений и выводов, а это — смысл слова и предложения.

Этика. Человек существует в рамках космических законов, он подвержен космической судьбе. Смысл мира познается особенно четко в представлении. Познан­ное представление приводит к атараксии, душевному спокойствию, невозмутимости. Счастья можно достиг­нуть не в вечной погоне за благом летучим, а в созна­тельном следовании космическим, или, что то же, бо­жественным законам. Все люди ходят под одними и теми же божественно-космическими законами. Раз­ница в том, что, как выразился Сенека, «хотящего судь­ба ведет, нехотящего — тащит».

Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными

Основателями скептицизма являлись Пиррон Элидский и Секст Эмпирик. Греческое слово скепсис соеди-

няет в себе как бы три смысла — это и рассмотрение, и сомнение, и воздержание (греческое эпохе) от суж­дений. Скептики всегда видели и поныне видят свою дель в опровержении догм всех философских школ.

Физика. Мир текуч, изменчив, относителен, непо­стоянен, иллюзорен.

Логика. Текучесть физического мира не позволяет считать истинными те или иные суждения, истина не существует, всякий анализ не имеет конца, а опора на чувства и разум человека несостоятельна, чувства лжи­вы, разум противоречив. Скептик согласен с тем, что нельзя избежать многих житейских вопросов, когда речь идет о реалиях, не зависящих от человека,— голоде, жажде, боли. Но надо воздерживаться от догматичес­ких суждений. Такое воздержание, эпохе, предполага­ет не леность ума, а его осторожность, ибо познание име­ет вероятностный характер.

Этика. Перед лицом постоянно изменяющегося мира скептик не может признать наличие ни добра, ни зла. Остается одно: сохранять внутренний покой, без­мятежность, мудрое молчание.

Неоплатонизм

Если киники, стоики и эпикурейцы основали свою философию на идеях Сократа, то в поздней антично­сти возрождаются идеи Платона. Так возник новый пла­тонизм, или — неоплатонизм.

Виднейшим из неоплатоников был Плотин (не пу­тать с Платоном!), живший в третьем веке, т.е. зна­чительно позднее известных событий, происшедших с Хри­стом. Значительную часть своей жизни Плотин провел

в Александрии — городе, который часто характеризу­ется как место встречи греческой философии с восточ­ным, в частности индийским, мистицизмом. Переехав в Рим, Плотин учил философии, в которой плато­низм дополнялся восточного происхождения мисти­кой.

Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде, в каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной степени. Душа прекраснее косной ма­терии, совокупность идей, Мировой Ум прекраснее Мировой Души (т.е. всех душ), а Единое-Благо прекрас­нее Мирового Ума. Источником всего прекрасного как раз и является Единое—Благо.

«Все идущее от Блага,— с пафосом замечает Пло­тин,— прекрасно, само же оно — выше прекрасного, выше даже высочайшего — царственно содержит в се­бе весь умопостигаемый мир, являющийся областью ум­ного Духа».

Итак, есть иерархия: Единое—Благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Материя. Будучи переполнен­ным самим собой, Единое-Благо, изливаясь, перехо­дит последовательно в Ум, Душу, Материю. Этот процесс мнимого из-ливания Единого-Блага не является чем-то вещественным. Речь идет о сущностной связи; сущность на­ходится везде, она реализуется посред­ством Ума, Души, Материи. Там, где нет сущности (Единого-Блага), нет добра.

Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удастся подняться по лестнице, ведущей вверх, к Еди-ному-Благу (Плотин иногда называл его богом). Это

 

возможно посредством таинственного переживания и слияния с Единым—Благом. На греческом языке таинственное означает мистическое.

Неоплатонизм является последним всплеском ан­тичной философии. Плотин звал к Единому—Благу, к объ­единению благодаря мистическому единству. Античная философия заканчивалась на высокой ноте Едино­го-Блага. Но звучала эта нота не столь убедительно, как раздавшийся с христианских высот возглас Бога: «Я — сущий». Но этот возглас относится уже не к ан­тичной, а к средневековой философии.

Судьба античной философии

Эллинистическая эпоха сменяется эпохой христиан­ства. Вместе с рождением Христа наступает новая эра. Что касается рассмотренных нами философских школ (платонизма, аристотелизма, кинизма, эпикуреизма, стоицизма, неоплатонизма), то они в первые века новой эры во многом сохраняли свое значение, но давление со стороны христианства постоянно возрастало. Новые идеи теснили старые. В 529 г. н.э. император Юстини­ан запретил сторонникам античной философии препо­давать, иметь школы. Всем было предписано под стра­хом ссылки вернуться «в лоно нашей святой церкви». На продолжительное время античной философии было суждено уйти в тень, чтобы возродиться через века.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.006 с.)