Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Режде всего, сущность религии, определяет ее место В системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтолСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Лекция 10. Познание как деятельность. Проблема истины в познании. Особенности научного познания
Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования: деятельность; цель; средства; ценность; идеал; норма; чувственное; рациональное; практика; истина (объективная, абсолютная, относительная); принцип конкретности; научное знание; критерии научности знания (основные, производные); научное исследование и его структура; научный метод и его структура; практические (эмпирические) методы; теоретические методы; научный факт; теория; задача; проблема; гипотеза.
Понятие деятельности
Деятельность – специфически человеческая форма активности. Ее важнейшая особенность определяется, в конечном счете, преобразованием окружающего мира. В процессе деятельности человек, илиее субьект, противостоит некоторому фрагменту объективного мира, илиее обьекту, как материалу, из которого получается необходимый человеку продукт. Многообразны виды деятельности, Прежде всего, следует выделить практическую и духовную деятельность. Практическая деятельность (практика) – это действительное преобразование наличного материального бытия. Духовная деятельность связана с преобразованием этого бытия лишь в сознании человека. Духовную деятельность можно понять только на основе анализа практической деятельности, рассматривая ее, с одной стороны, как регулятор и программу практической деятельности, с другой стороны, как результат развития последней. И практическая, и духовная деятельность носит общественно-исторический характер и основывается на совокупном опыте человечества. Один из «вечных» философских вопросов – что движет человеком в его практической и духовной деятельности? Ответ на этот вопрос требует привлечения таких философских понятий, как цель, средство, результат, мотив, ценность, норма, идеал и др.
Цель и средство Целью называется идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого предпринимаются те или иные действия. Постановка целей, связанное с ней проектирование деятельности – специфическое качество человека, его исключительное достояние. Показателем важнейших характеристик цели, в частности необходимым критерием ее реальности, является отношение к средствам, т.е. к вещам, материальным условиям, завоеваниям человеческой культуры, которые используются в ходе достижения этой цели. Если средства не достаточны, то, естественно, невозможно продвижение к намеченному результату, и субъект попадает в проблемную ситуацию. Использование средств, которые не являются необходимыми для достижения поставленной цели, дает, как правило, побочный результат, обнаруживая расхождение с нею. Случайные открытия в науке, неожиданные эффекты многих изобретений в технике хорошо иллюстрируют такого рода результаты. Отношение цели и средства является особой, наиболее сложной формой детерминации. Ведущую роль здесь играют средства. Подобно тому как причина вызывает некоторое следствие, средство обусловливает идеально положенный в виде цели результат, предопределяет и ограничивает ее. Средства – важнейший, хотя и не единственный критерий отбора целей. Последние находят в средствах свою «земную» основу. Однако отношение цели и средства нельзя сводить к простой причинно-следственной связи. Дело обстоит значительно сложнее. Однажды возникнув, цель сама становится основой деятельности, как закон определяет способ и характер действий. Поэтому можно выделить, с одной стороны, процессы целеполагающей деятельности, когда средства обусловливают цели, с другой, - процессы целесообразной деятельности, при которой цели направляют анализ, выбор и создание средств. Формирование и достижение цели зависит не только от средств. Многое определяется предметом, преобразуемым с помощью средств и отражаемом в содержании цели. Цель может оказаться беспредметной, если содержащийся в ней образ желаемого предмета – фикция, вымысел, ничего общем не имеющий с обьективным положением дел. Естественно, что такая цель принципиально недостижима, направляемая ею деятельность с необходимостью вступает в противоречие с законами развития природы или общества. Например, неоднократно ре-продуцированная в истории техники идея создания «вечною двигателя» – непрерывно действующей машины, которая, будучи однажды эапущенной, совершала бы работу без получения энергии извне, – противоречит закону сохранения энергии и потому неосуществима. Многие социальные проекты остались неосуществленными не из-за их необеспеченности средствами, а по причине расхождения с тенденциями общественного развития. В научных исследованиях, художественном творчестве и т.д. предмет предстает изначально в неполном и недостаточно оформленном виде, что сказывается на содержании цели, которая так же расплывчата и иеоднозначна, существует лишь в виде первичном замысла. Становление предмета и соответствующей ему цели происходит на всем протяжении данной деятельности, в ходе смены, конкретизации, решения целого ряда иерархически упорядоченных промежуточных задач. Еще один аспект цели раскрывается в ее отношении с определенными потребностями и жизненными интересами человека, которые, будучи зафиксированы его сознанием, формируют мотивы деятельности. Поскольку одна и та же потребность может быть удовлетворена разными путями, постолько одному и тому же мотиву могут соответствовать разные, альтернативные цели. Раскольниковым, героем романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», движет стремление вырваться из нищеты и упрочить первые шаги своей жизненной карьеры. Перед ним встают разные альтернативы действий – заработать уроками, взять в долгу своего друга Разумихина и т.д., но из всех возможных способов действий он выбирает самый опасный и предосудительный – убить старуху-процентщицу и завладеть ее накоплениями. Таким образом, расхождение результата с первоначально намеченной целью может иметь мотивационную основу. В ряде случаев мотивы приобретают доминирующее значение, и стремление удовлетворить некоторую потребность оказывается настолько сильным, что грозит рассогласованием с объективно сложившимися обстоятельствами, в частности, с имеющимися в наличии или допустимыми к применению средствами. Потребность перестает быть «разумной». Смысл деятельности при этом сводится, как правило, к «подстегиванию» событий, навязыванию им умозрительных, далеких от естественных закономерностей схем. Здесь же берет свое начало и иезуитский тезис «цель оправдывает средства», допускающий применение любых средств ради удовлетворения некоторой потребности, Но цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель. Бывает и так, что конечные цели человеческой деятельности заслоняются средствами, более того, именно они становятся ее действительными целями. Мир средств, живущий по своим особым законам, начинает навязывать людям свою логику. В условиях современной технологической цивилизации с ее духом техно - и экономоцентризма эта инверсия целей и средств приобрела характер опасной тенденции, давшей основание многим современным мыслителям говорить даже о кризисе западной культуры. Известный немецкий философ К.Ясперс обозначил данное явление как “парализующий триумф средств над целями». Его следствием оказалось забвение первичных ценностей человеческого бытия. Подобную метаморфозу претерпела практика социалистического строительства в СССР. В 30-е годы конкретные средства, которые в соответствии с учением Маркса, Энгельса, Ленина входили в набор строительных материалов нового, более богатого, справедливого и свободного общества, заняли место его целей. Сами же цели были примитизированы, выхолощены и отодвинуты в необозримое будущее, а прогресс нового общества стал измеряться не тем, насколько оно обогнало старое по эффективности производства, развитию демократии и человеческих сущностных сил, а по темпам обобществления собственности, вытеснения рынка планом, индивидуального крестьянского труда – коллективным и т.д. Сегодня мы являемся не только свидетелями, но и действующими лицами отмеченного выше явления. Усилиями идеологов, политиков и экономистов рыночные преобразования, происходящие во многих странах Восточной Европы, из средства социального прогресса превращаются в самоцель. Налицо игнорирование коренных интересов миллионов людей, приобретение реформами антигуманистической направленности. Итак, любая цель связана с вопросами: Что нужно сделать? В этом вопросе фиксируется предметный аспект цели. Его решение предполагает преобразование предмета в продукт, получение конечного результата. Как и на основе чего нужно действовать? Здесь отчетливо просматривается связь цели со средствами своего достижения, а также соотношение последних между собой при их движении в процессе преобразования предмета. В этой связи проявляется ситуационный аспект цели. Ради чего нужно действовать? Этот вопрос фиксирует мотивационный аспект цели.
Ценности, идеалы, нормы
Мотивы деятельности человека имеют общественную природу. Фиксируя его потребности и интересы, они, вместе с тем, соотносятся с господствующими в обществе ценностями, во многом определяются ими. В широком смысле слова ценност ь – это положительная или отрицательная значимость объектов (чувственных или абстрактных) для человека, их достоинство. В самом деле, всякий объект, вовлеченный в сферу человеческой жизнедеятельности, «поворачиваетсяэ к человеку тойили иной стороной и может быть оценен вплане пользы или вреда, красоты или безобразия, допустимого или запретного и т.д. Однако есть более узкий смысл слова, которого мы будем придерживаться в дальнейшем: под ценностями понимаются абстрактные представления и идеи, выступающие эталонами должного, составляющие осевой смысл человеческого бытия. В соответствии с зтим определением чувственные, материальные обьекты не являются ценностями, но они тесно связаны с последними, так как выступают в качестве средств их реализации. К ценностям же относятся, в частности, мир между людьми, жизнь человечества (общечеловеческие ценности), представления о добре и зле, социальной справедливости, свободе, равенстве, правах и обязанностях людей (социально-классовые ценности), о дружбе, любви, доверии (ценности общения), творчестве, познании истины (ценности деятельности), красоте и безобразии (эстетические ценности) и т.д. В различных общественных системах ценности проявляются в обычаях, нравственности, общественном мнении, вкусах и т.д. Их закрепление в сознании людей носит преимущественно нечеткий и интуитивно-эмоциональный характер. В отличие от цели ценность не теряет своей устремленности в будущее в процессе реализации, не содержит более или менее ясного результата, не обладает какими-либо пространственными характеристиками. Однако она придает смысл всей жизнедеятельности человека, образует основу его отношения к окружающей действительности и к самому себе. Благодаря ценностям у человека вырабатывается определенная жизненная позиция, формируются способности к выбору целей и сознательному руководству собственним поведением, преодолению непосредственных побуждений. Иными словами, ценности составляют основание свойства человеческом сознания, называемом рефлексией. Ценности – необходимое условие формирования человеческой личности. Разрушение ценностных систем чревато негативными последствиями. Личность деградирует, становится аномальной, если ломается ее смысложизненный стержень. Такие явления, как рост преступности, алкоголизм, наркомания, получившие широкое распространение в жизни нашего общества в последнее время, в немалой степени связаны с потерей накопленных ценностей. Не менее опасна другая крайность – превалирование ценностей в жизнедеятельности человека, попытки безоговорочно подчинить ее однажды усвоенным поведенческим клише. «Не поступиться принципами!» – главная жизненная установка людей такого сорта. Здесь ценности становятся фрагментами иллюзорного, ложного сознания, идеологии, где идеи превращаются в первичную силу по отношению к земным источникам их происхождения, к действительным интересам людей. Любые изменения реальности оказываются враждебными таким ценностям. Их носители - это, как правило, люди, которым свойственны догматизм, фанатизм и нравственная глухота. Различая ценности и цели, следует иметь в виду, что разделяющая их граница весьма условна и относительна. В пестром перечне целей, в их иерархии есть такие воображаемые цели, к которым субъект в своей деятельности стремится приблизиться, но никогда их не достигает. Такие цели называются идеалами. Идеал, вместе с тем, обладает всеми признаками ценности. Он есть высшая ценность, определяющая направление и способы общественного или индивидуального развития. Таковы идеалы красоты, человеческого совершенства, общественного устройства и т.д. Общественные идеалы выступают как последние основания целей и сила, организующая людей ради решения конкретных, исторически назревших задач. Близки идеалам социальные нормы, хотя и отличаются от них более конкретным, инструментальным характером. Социальная норма – это общепризнанное в данном сообществе средство оценки существующих и складывающихся ситуаций, а также правило их воспроизведения и изменения. Важнейшая функция социальной нормы – регуляция поведения членов данного сообщества, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения. Вопрос о том, как соотносятся ценности со знаниями о внешнем мире, привлекал внимание многих поколений философов. Особое значение ему придавалось в рамках поверхностных, в частности, созерцательно материалистических представлений о назначении философии и науки. В соответствии с ними всякая философия и наука рассматривают мир «как он есть», констатируя лишь то, что имеется в наличии и нисколько не влияет на действительность. Но тогда ценности полностью выпадают из научного рассмотрения. Доброе, например, это не то, что «есть», а что “должно быть». Идеал, в соответствии с которым мы должны поступать, никоим образом не обнаружим при научном исследовании внешних предметов. Поэтому наряду с научным способом мышления следует допустить возможность иного, ценностного видения мира. Диалектический материализм устанавливает между ценностями и знаниями глубокие и тесные взаимосвязи. Конечно, деятельность человека строится в соответствии с его ценностными установками. Но если они противоречат законам развития внешнего мира, то весьма скоро обнаруживают свою утопическую сущность. Так происходит отбор ценностей. Действительные ценности соответствуют закономерностям внешнего мира и содержат знания о нем. Например, идеалы революционно настроенных масс всегда выражали протест против существующей несправедливости и устремления к полной справедливости. Одновременно в неосознанной форме они отображали тенденции, законы исторического развития общества. Осознавались же они в общественной теории. Поэтому наука об обществе всегда имеет ценностный характер. В ней ценности принимают форму научного мировоззрения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.103 (0.009 с.) |