Цель, задачи и структура курса «Философия»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель, задачи и структура курса «Философия»



ФИЛОСОФИЯ

 

Методические указания по изучению дисциплины для студентов всех форм обучения всех направлений подготовки

 

 

Краснодар


 

Составители: канд. филос. наук, доц. Л. В. Корсакова;

канд. филос. наук, доц. О. Н. Оплетаева;

ст. преп. Е. В. Пархоменко

УДК 1(091)

 

 

Философия: метод. указания по изучению дисциплины для студентов всех форм обучения всех направлений подготовки/ Сост.: Л.В. Корсакова, О.Н. Оплетаева, Е.В. Пархоменко; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. философии. - Краснодар: Изд. КубГТУ, 2013. - 34 с.

 

Представлены вопросы и задания к практичским занятиям, вопросы для самоподготовки, темы рефератов и контрольных работ для студентов заочной формы обучения, вопросы для тестирования и ключи к предложенным вопросам, а также списки основной, специальной и дополнительной литературы по каждому из разделов курса.

 

 

Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета.

 

 

Рецензенты: д-р филос. наук, проф., зав. кафедрой философии КубГТУ П. М. Хакуз;

д-р филос. наук, проф. кафедры философии КГУ П.Е. Бойко

 

 

© КубГТУ, 2013



Содержание

 

1 Цель, задачи и структура курса «Философия». 4

2 Практические занятия. 5

3 Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения 14

4 Темы рефератов. 17

5 Вопросы для самоподготовки. 19

6 Вопросы для тестирования. 22

7 Ключи к вопросам теста. 32

Список литературы.. 33


Цель, задачи и структура курса «Философия»

Философия является обобщающей дисциплиной, направленной на формирование целостного мировоззрения человека и развитие основных методов мышления, применимых в естественных и гуманитарных науках. В содержательном плане данная дисциплина дает базовую классификацию важнейших этапов развития человеческой мысли и деятельности, знакомит с начальным понятийно-категориальным аппаратом современного философского и научного дискурса.

Место дисциплины в базовой части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» в структуре общей образовательной программы высшего профессионального образования определяется следующими целями и задачами.

Цель:сформировать целостное представление о философии как об универсальной дисциплине и области человеческого мышления, позволяющей познавать и описывать наиболее общие закономерности бытия мира, человека и общества.

Задачи:

- рассмотреть общую историческую логику формирования и развития философской мысли;

- изучить основные философские направления, школы, персоналии, их идеи и концепции;

- освоить базовый категориальный аппарат философии и основные приемы философского мышления;

- выработать навыки философской грамотности, глубины, тонкости и гибкости мышления;

- развить способность разбираться в основных проблемах современной культурной, социальной, политической и духовной жизни людей.

Содержательная структура курса для студентов очной и заочной форм обучения такова (в часах):

№ раз-дела Наименование раздела дисциплины Очная форма Заочная форма
Лекции   Практич. занятия Лекции   Практич занятия
  Природа философии и ее роль в жизни общества. Исторические типы философии
  Философские проблемы и категории  
  Человек и общество в философии  
Всего

 

Практические занятия

В предлагаемой структуре практического занятия обязательно присутствуют темы для теоретической подготовки с последующим контролем усвоения материала при помощи устного опроса, коллоквиума, тестирования, письменной проверочной работы, экзамена. Далее представлена практическая часть в виде задач и упражнений. Данные упражнения не носят специфически учебного характера и поэтому могут использоваться для самых разных целей, в том числе: 1) для написания эссе, небольших философских работ, герменевтических практикумов; 2) в качестве тем для обсуждения, дискуссий, круглых столов; 3) для конкурсных заданий.

Задача по философии указывает на философскую проблему и помогает ее решить (устранить); тренирует мыслительные способности, развивает и совершенствует ум, способствует закреплению знаний (сведений) по философии. Ответы на задачи и упражнения можно давать как в письменном, так и в устном виде. В последнем случае ответы могут стать предметом обсуждения-дискуссии на семинарском занятии. Письменные ответы-работы студенты могут готовить непосредственно на семинарском занятии (не больше 30-и минут) или как домашние задания.

Критериями оценки ответа являются: обстоятельность (от нескольких предложений до 1-3 страниц; ответы типа «да», «нет» не принимаются); аргументированность (логическая обоснованность, связность, использование примеров); точность (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой).

К теме каждого занятия рекомендуется специальная литература для подготовки.

Тема 5 «Учение о бытии»

Теоретическая часть

1. Истоки и смысл онтологической проблематики.

2. Субстанция как философская категория.

3. Материализм и идеализм в античности.

4. Метафизика Нового Времени.

5. Диалектический идеализм и материализм.

Практическая часть

1. Кто, по Вашему мнению, прав и почему?

А. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор).

Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог).

2. Как Вы оцениваете эти два взаимоисключающие высказывания:

Гегель: «... все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы».

Р.Майер (биолог): «Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа».

3. Существует ли мир сам по себе, от века или он создан и управляется богом? Какой вариант ответа Вы выбираете и почему?

4. Подготовьте презентацию, отражающую следующие темы:

Основные свойства бытия. Движение и развитие. Решение проблемы развития в современной философии. Системность и самоорганизация как свойства бытия.

Пространство и время как философские категории. Подходы к пониманию проблемы времени и пространства в современной философии и науке.

Материальное и идеальное. Проблема идеального и духовного бытия, ее решение в современной философии.

Дополнительная литература

1. Аристотель. Метафизика//Соч.: В 4 т. - М., 1975. Т. 1.

2. Башляр Г. Новый рационализм. - М., 1987.

3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М., 1991.

4. Гайденко П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. - М., 1997.

5. Гайденко П.П. Бытие и разум//Вопросы философии. 1997. №7.

6. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума//Вопросы философии. 2000. № 6.

7. Гегель Г. Наука логики.- М., 1999.

8. Капра Ф. Дао физики. - СПб., 1994.

9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., 1987.

10. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. - М., 1985.

11. Основы онтологии. - М., 1997.

12. Чанышев А.Н. Трактат о небытии//Вопросы философии. 1990. №10.

Тема 6 «Познание и знание»

Теоретическая часть

1. Познание как отражение и познание как конструирование.

2. Структура чувственного познания.

3. Виды рационального знания.

4. Интуитивное и дискурсивное познание.

5. Объяснение и понимание.

6. Проблема истины.

Практическая часть

1. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте.

А. «Умный видит неизмеримую область возможного» (Д. Дидро).

Б.«Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями» (Гегель).

2. Прокомментируйте: «Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину» (Р. Киплинг).

3. Один знаменитый человек (Сократ) утверждал: «Я знаю, что ничего не знаю». Другой не менее знаменитый человек (Д.И. Менделеев) возразил ему: «Древнегреческий мудрец говорил: я знаю, что я ничего не знаю. - Да он и не знал, а мы знаем...» («Основы химии») Кто из них прав?

5. Существуют пять состояний знания и незнания. Приведите примеры каждого из этих состояний:

1) когда мы знаем, что знаем;

2) когда мы знаем, что не знаем;

3) когда мы не знаем, что знаем;

4) когда мы не знаем, что не знаем;

5) когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).

6. Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: «Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации». Что он имел в виду? Как Вы думаете? Попробуйте привести примеры, поясняющие его заявление.

7. Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского «верю, чтобы понимать» и мысли Пьера Абеляра «понимаю, чтобы верить».

8. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие - атавизмом, доставшимся нам от животных. А Вы как думаете

9. Прокомментируйте следующее утверждение, исходящее от Гегеля: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». Дайте развернутый ответ, приведите примеры.

10. Что имел в виду И.П. Павлов, когда говорил: «Без идей в голове нет фактов». Дайте развернутый ответ.

Дополнительная литература

1. Иванов А.В. Сознание и мышление. - М., 1999.

2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М., 2002.

3. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема//Вопросы философии. 1990. №6.

4. Прист С. Теории сознания. - М., 2000.

5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - М., 2003.

6. Гадамер X. Истина и метод. - М., 1988.

7. Голдстейн М. Как мы познаем. - М., 1984.

8. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М., 1980.

9. Нарский И.О. Современные проблемы познания. - М., 1989.

10. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. - М., 1992.

11. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. -М., 1990.

Вариант 1

1. Проблема происхождения философии.

2. Монтень: «Видимо, справедливее всего распределен в мире разум: ведь никто не жалуется на нехватку ума». Почему так случается?

Вариант 2

1. Представители и проблематика школ философии Древнего Китая.

2. Почему «наука, которая не решается забыть своих основателей, погибла»?

Вариант 3

1. Философия Древней Индии: предпосылки, школы, проблемы. Философские основания буддизма.

2. Известно, что Платон упрекал Диогена Синопского в «неумении смотреть разумом». Что означает «смотреть разумом»?

Вариант 4

1. Проблема поиска первоэлемента как сквозная проблема для натурфилософских школ античной философии.

2. Как можно обосновать тезис: «свобода, честь и совесть – причины самих себя»?

Вариант 5

1. Теория познания Сократа. Метод майевтики.

2. Гегель: «Голый результат есть труп, оставивший позади себя тенденцию». О чем здесь сказано?

Вариант 6

1. Теория идей Платона. Познание как припоминание.

2. Как можно объяснить высказывание Гегеля о том, что «истина возникает как ересь, а умирает как предрассудок»?

Вариант 7

1. Философская система Аристотеля: метафизика, политика, этика, логика.

2. А. Эйнштейн: «Я хорошо понимаю, почему многие любят колоть дрова, - тут сразу виден результат работы». Над каким отношением к фундаментальной науке он иронизирует?

Вариант 8

1. Этические системы Древнего Рима: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм.

2. Ларошфуко: «Философия усложняет жизнь в поисках ее простоты». В чем же «полезность» философии?

Вариант 9

1. Философия Средневековья: основные этапы и проблемы. Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского.

2. Гегель: «Противоречие есть критерий истины. Отсутствие противоречия - критерий заблуждения». Как вы это объясните?

Вариант 10

1. Характер философии эпохи Возрождения.

2. Декарт: «Прошлое – враг мысли». Почему?

Вариант 11

1. Теории познания Нового Времени. Эмпиризм. Учение Фр.Бэкона о «великом восстановлении наук».

2. «Будет ли слышен звук падающего дерева в лесу, в котором никого нет?» О чем спрашивает Дж.Беркли.

Вариант 12

1. Теории познания Нового Времени. Рационализм. Учение Декарта о методическом сомнении.

2. «Интеллигент, - пишет Ю.Нагибин, - это Сократ, Сенека, Цицерон, а не специалист по паровозным топкам». Человека с какими качествами вы бы назвали интеллигентом?

Вариант 13

1. Теории общественного договора в истории философии.

2. Как бы вы обосновали одну из благородных истин Будды: «Жизнь есть страдание»?

Вариант 14

1. Философская система И.Канта: теория познания.

2. По мысли Сенеки, «бесстыжего человека воспитать нельзя». Почему?

Вариант 15

1. Категорический императив И.Канта.

2. Аристотель полагал, что «сомнение - это начало мудрости». Как же они связаны?

Вариант 16

1. Учение об абсолютной идее Гегеля.

2. Ницше: «Христианство дало Эроту выпить яду. Он не умер от этого, но выродился в порок». Объясните мысль философа.

Вариант 17

1. Проблемы философии жизни. Ф.Ницше. А.Шопенгауэр.

2. Ницше: «То, что совершается из любви, лежит по ту сторону добра и зла». Ваши пояснения.

Вариант 18

1. Особенности русской философии: этапы развития от IX до XX веков; основные направления и представители.

2. Лао-Цзы: «Хороший человек есть учитель дурного, дурной человек есть учитель хорошего». Объясните, как дурной научит хорошему?

Вариант 19

1. Русская религиозная философия.

2. Аристотель: «О чем бы то ни было либо утверждение, либо отрицание». Что это значит?

Вариант 20

1. Краткая характеристика основных философских школ 20 века: феноменология, экзистенциализм, фрейдизм, герменевтика, позитивизм, персонализм, неотомизм, структурализм, аналитическая философия, постструтурализм.

2. Чжуан-Цзы: «Большой человек лишен самого себя». Почему?

Темы рефератов

1. Происхождение философии.

2. Источник и специфика философских проблем.

3. Особенности древнеиндийской философии. Философия Упанишад.

4. Философия буддизма: четыре благородные истины и восьмеричный путь спасения.

5. Социально-этический идеал конфуцианства: учение «о благородном муже», концепция «исправления имен», учение о «золотой середине».

6. Даосизм.

7. Мудрость « Семи мудрецов».

8. Диалектика Гераклита.

9. Философия Сократа: познание как вопрошание.

10. Основные философско-этические концепции античности (Протагор, Сократ, Эпикур, Сенека).

11. Теория познания Платона.

12. Идеальное государство Платона.

13. Логика Аристотеля.

14. Политика Аристотеля.

15. Проблема веры и знания в средневековой философии.

16. Философия и теология св. Августина.

17. Философия Фомы Аквинского.

18. Философия аль Фараби.

19. Политическая философия Никколо Макиавелли.

20. Учение Ф. Бэкона о познании и методе.

21. Учение Р. Декарта о методе.

22. Философия Дж. Локка.

23. Философия Б. Спинозы.

24. Философия Ж.-Ж. Руссо.

25. Морально-практическая философия И. Канта.

26. « Вещь в себе» и явление в философии И. Канта.

27. Антиномии И. Канта.

28. Философия А. Шопенгауэра.

29. Диалектика Гегеля.

30. Идея « Сверхчеловека» Ф. Ницше.

31. Интуитивизм А. Бергсона.

32. Герменевтика В. Дильтея.

33. Становление психоанализа ( З. Фрейд, К. Юнг).

34. Философия Э. Гуссерля.

35. Историцизм К. Поппера.

36. Концепция смены научных парадигм Т. Куна.

37. Основные « Бытия и времени» М. Хайдеггера.

38. Философская герменевтика Г. Гадамера.

39. Философия Х. Ортеги-и-Гассета.

40. Философия А. Камю.

41. Эволюция философских воззрений Ж.-П. Сартра.

42. Философия истории К. Ясперса.

43. Философия Л. Витгенштейна.

44. Религиозно- философские искания русских писателей.

45. Философия Ф.М. Достоевского.

46. Философия Л.Н. Толстого.

47. Философия Н. Бердяева.

48. Общественное и индивидуальное сознание.

49. Познание как философская проблема.

50. Возникновение и основные этапы развития науки.

51. Научный метод.

52. Наука как генерация нового знания.

53. Наука как социальный институт.

54. Научные традиции и научные революции.

55. Интуиция в научном творчестве.

56. Паранаука. Вненаучные формы знания.

57. Вопрос как форма мысли.

58. Истина и заблуждение. Знание и вера.

59. Природа научной проблемы.

60. Природа научной гипотезы.

61. Теория как форма научного знания.

62. Диалогичность как специфика гуманитарного познания.

63. Понимание как философская проблема.

64. Общество и личность: диалектика взаимодействия.

65. Свобода как философская проблема.

66. Смерть как философская проблема.

67. Вера как объект философской рефлексии.

68. Взаимосвязь научных и технических революций.

69. Наука и техника: этапы развития и значение в жизни общества.

70. Мировая ситуация начала ХХI века: угрозы и надежды наших дней.

5 Вопросы для самоподготовки

1. Б. Рассел: «Один из главных триумфов математики заключается в открытии, в чем действительно состоит математика». А в чем состоит философия?

2. Какие существуют теории возникновения философии?

3. Философия наука или нет? Аргументы «за» и «против».

4. Каковы специфика и источник философских проблем?

5. Был ли Бах несостоявшимся Бетховеном, а Афины - несостоявшимся Римом, а Платон - недоразвитым Аристотелем? Возможен ли прогресс в философии?

6. Что мы делаем, философствуя?

7. Что мы можем, философствуя?

8. Что «роднит» философию с наукой, религией, искусством?

9. Что такое бытие?

10. Онтология как раздел философии.

11. «Философия - это состояние, которое возникает в процессе разговора о том, что есть философия». Как Вы можете развернуть эту мысль?

12. Почему девиз древних «Познай самого себя» остается до сих пор концептуально актуальным и ядром философии?

13. Почему философию можно понять, только будучи в ней?

14. Без сомнения, в начале ХХΙ века человек стал знать больше, но стал ли он мудрее, умнее, гуманнее?

15. В чем опасность образования, не отягощенного соответствующими нормами, совестью, честью, долгом?

16. У каждого читателя философской литературы свой Платон, свой Аристотель, свой Аквинский, свой Кант, тогда как у всех один Ньютон, один Планк, один Эйнштейн. Почему так?

17. Каковы особенности мифологического мышления?

18. В чем суть мифогенной теории происхождения философии?

19. Каков «путь золотой середины» Конфуция?

20. Что значит «исправление имен» Конфуция?»

21. Каково содержание «колодезной системы» Мэн-цзы?

22. Что представляют собой четыре истины Будды и восьмеричный путь спасения?

23. Каков метод философствования «семи мудрецов»?

24. Почему Гераклит говорит, что «война - условие и родитель всего»?

25. «Справедливость есть число, помноженное само на себя», - говорил Пифагор. Что он сказал?

26. «Движения нет», - сказал мудрец. Другой смолчал и стал ходить перед ним. Является ли «хождение» философским аргументом?

27. Что и как доказывают апории Зенона?

28. Зенон Элейский говорил своим ученикам, что он не только знает больше, чем они, но и большего не знает. Почему знающий больше большего и не знает?

29. Демокритово понимание случайности: почему люди сотворили кумир из случая?

30. По Демокриту, «бесстыжего человека воспитать нельзя». Почему?

31. Что означает тезис Протагора «Человек - мера всех вещей»?

32. Каков метод познания Сократа?

33. Что было предметом спора между Сократом и софистами?

34. Сократ в конце жизни восклицал: «Я знаю, что я ничего не знаю». Что «знал» Сократ?

35. Каково содержание теории идей Платона?

36. Что означает платоновское «знание как «припоминание»?

37. В каком случае, по Платону, государство будет благоденствовать и почему?

38. Известно, что Платон упрекал Диогена Синопского в неумении смотреть разумом. - Что значит «смотреть разумом»?

39. Что «заставило» Аристотеля создать науку о мышлении?

40. В чем Аристотель видел трудности познания?

41. По какому признаку Аристотель различал государства?

42. Что означает «абсолютное понятие гражданина» Аристотеля?

43. Как Сенека определял гнев?

44. Что отвечает Сенека своим клеветникам?

45. Сенека: «Философы говорят не о том, как они живут, но как надобно жить должно». Как это истолковать?

46. Какие доказательства существования Бога выдвигает Фома Аквинский?

47. Что имел в виду Ф. Бэкон под «великим очищением ума»?

48. Ф. Бэкон: «Истина - дочь времени, а не авторитета». Что это значит?

49. Т. Гоббс говорит о двух состояниях общества. О каких?

50. Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять. Каковы четыре правила метода Р. Декарта?

51. Что означает знаменитое высказывание Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую»?

52. Каков нравственный императив И. Канта?

53. Что и как доказывают антиномии И. Канта?

54. Как соотносятся «вещь в себе» и явление в философии И. Канта?

55. Гегель подчеркивал, что «если естественные науки в значительной степени развиваются путем приращения к уже решенным проблемам и установленным истинам новых, то история философии, очевидно, скорее как зрелище всегда возобновляющихся изменений целого». В чем Вы видите специфику философии?

56. «Учись хорошо читать меня», - советовал Ф. Ницше. Что значит хорошо читать и понимать философский текст?

57. Ф. Ницше утверждал, что познавший самого себя - собственный палач. В каком смысле это так?

58. «Философия - всегда несвоевременна». Какое основание имел Хайдеггер так сказать?

59. Как решалась проблема человека в разные исторические эпохи?

60. Как решается антиномия свободы и ответственности в истории философии?

61. М. Мамардашвили: «Свобода, совесть, честь - причина самих себя». Как Вы можете истолковать эти слова?

62. Каковы особенности философского рассмотрения общества?

63. Каковы происхождение и сущность сознания?

64. Как соотносятся сознание и язык?

65. Где и когда возникла наука?

66. Какова специфика научного познания?

67. Общенаучные методы познания.

68. Почему мир познается по частям и способен ли человек получить исчерпывающее знание?

69. Что изучает герменевтика?

70. Что такое смысл?

71. Что значит понимать?

72. Как соотносятся знание и понимание?

73. Как соотносятся понимание и объяснение?

74. «Герменевтический круг» как метод понимания текстов.

75. Что такое истина?

76. Можно ли считать практику полным и окончательным критерием истины?

77. Каковы современные тенденции и противоречия развития техногенной цивилизации?

78. Почему современные проблемы называются глобальными и имеют ли они решения?

79. Что такое «антропологическая катастрофа»?

80. Мысль всегда одиночество», - говорил М. Хайдеггер. Что это значит?

Вопросы для тестирования

ИНСТРУКЦИИ ИСПЫТУЕМЫМ

Вопросы теста разбиты на разделы в соответствии с содержанием основной образовательной программы. В ограниченный промежуток времени выберите из представленных вариантов ответов правильный с вашей точки зрения. Правильным может быть только один вариант ответа.

Учение о бытии

1. Основой бытия является

А) вещество

Б) материя

В) идеальное

Г) субстанция

2. Дуализм - это принцип философского объяснения мира, который исходит из

А) наличия в нем двух видов материи - вещества и поля

Б) наличия Бога и мира, созданного им

В) наличия в нем двух субстанций - духа и материи

Г) наличия внешнего мира и внутреннего мира человека

3. Бытие - это философская категория, которая обозначает

А) мир физических явлений и процессов

Б) мир природы

В) общество, природу, сознание человека

Г) все, что существует

4. Мыслитель, который ввел в философию термин «бытие» - это

А) Спиноза

Б) Демокрит

В) Платон

Г) Парменид

5. Среди приведенных определений бытия найдите неприемлемое

А) совокупная реальность - материальная и духовная

Б) то, что не существует

В) действительность существования

Г) космический Божественный Разум

6. Диалектика - это теория

А) одной из форм изменений

Б) развития природы

В) развития мышления

Г) развития общественных процессов

7. Философское направление, объясняющее все из материи как первого источника всех вещей

А) материализм

Б) идеализм

В) монизм

Г) дуализм

8. Учение, отрицающее объективный характер отношений детерминации и принцип причинности, называется

А) дуализм

Б) скептицизм

В) индетерминизм

Г) сенсуализм

Познание и знание

1. Переворот в философии, совершенный И. Кантом, связан с переходом от изучения

А) объекта познания к исследованию познавательных способностей субьекта

Б) природы к изучению общества

В) общества к построению модели идеального государства

Г) человека к познанию Бога

2. Утверждение Гегеля «Все действительно разумно и все разумное действительно» связано с убеждением, что

А) мир рационально постигаем

Б) источник подлинного знания - эксперимент

В) познать можно лишь действия разумных существ

Г) познать можно лишь то, что человек сам создал

3. Структура научной картины мира включает

А) методы научного исследования

Б) совокупность всех накопленных человечеством знаний

В) набор теоретических представлений о свойствах универсума

Г) жизненный опыт людей

4. Основным принципом классической картины мира является

А) принцип термодинамики

Б) жесткий детерминизм

В) релятивизм

Г) энтропия

5. Постнеклассическая ненаучная картина мира опирается на принцип

А) неопределенности

Б) детерминизма

В) квантовой механики

Г) термодинамики

6. Объект и субъект - это

А) два общающихся человека

Б) философ и его ученик

В) окружающий мир и познающий человек

Г) разделы философии

7. Гносеология - это

А) греческая богиня

Б) философская идея

В) синоним истины

Г) раздел философии

8. Продолжателями бэконовского эмпиризма в философии Нового времени были

А) Декарт и Картезий

Б) Спиноза и Лейбниц

В) Гоббс и Локк

Г) Шеллинг и Гегель

Смысл человеческого бытия

1. Особенность морали, выражающая аппелирование к моральному долгу, а не к целесообразности или выгоде

А) императивность

Б) внеинституциональность

В) всеобъемлющий характер

Г) воспитательный характер

2. Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного

А) Аристотель

Б) Платон

В) Сократ

Г) Эпикур

3. Эпоха, характеризующаяся пафосом гуманизма, автономией человека, верой в его безграничные возможности

А) античность

Б) средневековье

В) Просвещение

Г) Новое время

Д) Возрождения

 

4. Школа античной философии, утверждавшая индивидуальность и относительность ценностей

А) стоицизм

Б) софизм

В) милетская

Г) элейская

5. Понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности

А) нравственность

Б) норма

В) ценность

Г) право

6. Убеждение, согласно которому все в мире предопределено, а свобода человека иллюзорна, называется

А) фатализм

Б) рационализм

В) субъективизм

Г) иррационализм

7. Христианские мыслители рассматривают свободу как

А) осознанную необходимость

Б) возможность нравственного выбора

В) самодостаточность

Г) господство над другими людьми

8. Возможность делать все, что хочется, - это

А) свобода

Б) произвол

В) насилие

Г) избалованность

Ключи к вопросам теста

Мировоззренческая функция философии: 1 - А); 2 - А); 3 - Д); 4 - Б); 5 - В); 6 - А); 7 - Б); 8 - Б).

 

История философии как раздел философии (1): 1 - А); 2 - В); 3 - А); 4 - А); 5 - Б); 6 - Г); 7 - Д); 8 - Б).

 

История философии как раздел философии (2): 1 - Б); 2 - А); 3 - Б); 4 - А); 5 - Г); 6 - А); 7 - Г); 8 - В).

 

История философии как раздел философии (3): 1 - А); 2 - В); 3 - А); 4 - А); 5 - ); 6 - Б); 7 - Б); 8 - В).

 

Учение о бытии: 1 - Г); 2 - В); 3 - Г); 4 - Г); 5 - Б);6 -А); 7-А); 8-В).

 

Познание и знание: 1 - А); 2 - А); 3 - В); 4 - Б); 5 - А); 6 -В); 7-Г); 8-В).

 

Смысл человеческого бытия: 1 - А); 2 - А); 3 - Д); 4 - Б); 5 - В); 6 - А); 7 - Б); 8 - Б).

 

Общество как объект философской рефлексии: 1 - А); 2 - А); 3- А); 4 - А); 5 - Г); 6 - Г); 7 - Б); 8 - В).

 

Глобальные проблемы современности: 1-А); 2-В); 3 -Б); 4 -Г); 5 - А); 6 - А); 7 - А); 8 - В).


 

Список литературы

Основной

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. - Изд. 3.- М., 2010.

2. История русской философии: учебник для вузов/Под ред. М.А. Маслина [и др.] - М., 2001.

3. История философии: учебник/Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. - Ростов н/Д., 2010.

4. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник/В.Г. Кузнецов [и др.] - М., 1999.

5. Новиков А.Н. История русской философии. - СПб., 1998.

6. Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М., 2004.

7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. - СПб., 1994-1997.

8. Спиркин А.Г. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений. - М., 2011.

9. Философия: история античного периода в высказываниях и афоризмах: учеб. пособие/Сост. Н.Б. Нечаева, М.Б. Воскресенская. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009.

10. Философия: курс лекций/Под. общ. ред. В.Л. Калашникова. - М., 1999.

11. Философия: учебник для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. В.Д. Губкина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. - М., 2000 .

12. Философия для высших учебных заведений/Под ред. В. П. Кохановского. - Ростов н/Д.,2010.

13. Философия. Часть первая. История философии/Под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., 2006.

14. Введение в философию: учеб. пособие для вузов./И.Т. Фролов [и др.] - М., 2003.

15. Хофмасйстер Х. Что значит мыслить философски. - СПб., 2006.

16. Фокина Н.И. Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие. - М., 2008.

17. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии: учеб. пособие.- М., 2010.

18. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 2007.

Справочной

1. Китайская философия: энциклопедический словарь - М., 1994.

2. Новая философская энциклопедия: В 4 т. - М., 2000-2001.

3. Новейший философский словарь - Минск, 1999.

4. Русская философия: малый энциклопедический словарь. - М., 1995.

5. Словарь философских терминов. - М., 2005.

6. Современная западная философия: словарь. - М., 1999.

7. Современный философский словарь. - М., 2004.

8. Философский энциклопедический словарь. - М, 2005.

9. Энциклопедия афоризмов. - М., 2000.

ФИЛОСОФИЯ

 

Методические указания по изучению дисциплины для студентов всех форм обучения всех направлений подготовки

 

 

Краснодар


 

Составители: канд. филос. наук, доц. Л. В. Корсакова;

канд. филос. наук, доц. О. Н. Оплетаева;

ст. преп. Е. В. Пархоменко

УДК 1(091)

 

 

Философия: метод. указания по изучению дисциплины для студентов всех форм обучения всех направлений подготовки/ Сост.: Л.В. Корсакова, О.Н. Оплетаева, Е.В. Пархоменко; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. философии. - Краснодар: Изд. КубГТУ, 2013. - 34 с.

 

Представлены вопросы и задания к практичским занятиям, вопросы для самоподготовки, темы рефератов и контрольных работ для студентов заочной формы обучения, вопросы для тестирования и ключи к предложенным вопросам, а также списки основной, специальной и дополнительной литературы по каждому из разделов курса.

 

 

Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета.

 

 

Рецензенты: д-р филос. наук, проф., зав. кафедрой философии КубГТУ П. М. Хакуз;

д-р филос. наук, проф. кафедры философии КГУ П.Е. Бойко

 

 

© КубГТУ, 2013



Содержание

 

1 Цель, задачи и структура курса «Философия». 4

2 Практические занятия. 5

3 Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения 14

4 Темы рефератов. 17

5 Вопросы для самоподготовки. 19

6 Вопросы для тестирования. 22

7 Ключи к вопросам теста. 32

Список литературы.. 33


Цель, задачи и структура курса «Философия»

Философия является обобщающей дисциплиной, направленной на формирование целостного мировоззрения человека и развитие основных методов мышления, применимых в естественных и гуманитарных науках. В содержательном плане данная дисциплина дает базовую классификацию важнейших этапов развития человеческой мысли и деятельности, знакомит с начальным понятийно-категориальным аппаратом современного философского и научного дискурса.

Место дисциплины в базовой части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» в структуре общей образовательной программы высшего профессионального образования определяется следующими целями и задачами.

Цель:сформировать целостное представление о философии как об универсальной дисциплине и области человеческого мышления, позволяющей познавать и описывать наиболее общие закономерности бытия мира, человека и общества.

Задачи:

- рассмотреть общую историческую логику формирования и развития философской мысли;

- изучить основные философские направления, школы, персоналии, их идеи и концепции;

- освоить базовый категориальный аппарат философии и основные приемы философского мышления;

- выработать навыки философской грамотности, глубины, тонкости и гибкости мышления;

- развить способность разбираться в основных проблемах современной культурной, социальной, политической и духовной жизни людей.

Содержательная структура курса для студентов очной и заочной форм обучения такова (в часах):

№ раз-дела Наименование раздела дисциплины Очная форма Заочная форма
Лекции   Практич. занятия Лекции   Практич занятия
  Природа философии и ее роль в жизни общества. Исторические типы философии
  Философские проблемы и категории  
  Человек и общество в философии  
Всего

 

Практические занятия

В предлагаемой структуре практического занятия обязательно присутствуют темы для теоретической подготовки с последующим контролем усвоения материала при помощи устного опроса, коллоквиума, тестирования, письменной проверочной работы, экзамена. Далее представлена практическая часть в виде задач и упражнений. Данные упражнения не носят специфически учебного характера и поэтому могут использоваться для самых разных целей, в том числе: 1) для написания эссе, небольших философских работ, герменевтических практикумов; 2) в качестве тем для обсуждения, дискуссий, круглых столов; 3) для конкурсных заданий.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.179.251 (0.076 с.)