![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3 «История философии как раздел философии»
Теоретическая часть 1. Особенности Античной философии. 2. Особенности средневековой философии. 3. Особенности философии Нового Времени. 4. Основные направления современной философии. Практическая часть 1. Сократ в конце жизни восклицал: «Я знаю, что я ничего не знаю». Что «знал» Сократ? 2. «Дважды в одну и ту же реку войти нельзя», - сказал Гераклит. - Потому что в реке все время вода меняется, и в этом смысле река каждый раз другая». Неужели эта банальность создала философу славу на два с половиной тысячелетия или на самом деле он сказал что-то другое? 2. «Справедливость есть число, помноженное само на себя», - говорил Пифагор. Что он сказал? 3. Известно, что Платон упрекал Диогена Синопского в неумении смотреть разумом. Что значит «смотреть разумом»? 4. Аристотель говорил, что сомнение - начало мудрости. Как Вы это объясните? 5. В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал 4 фрески. Среди них - «Афинская школа», в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как Вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей? 5. Что означает знаменитое высказывание Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую»? 6. Как Вы понимаете тезис «Строительные леса гегелевского учения оказались ценнее возведенного с их помощью здания»? 7. Когда престарелого автора лучшей Истории новой философии Куно Фишера спросили, почему он не отводит в своих трудах место Ницше, профессор ответил: «Ницше - просто сумасшедший». Между тем многие предсказания Ф. Ницше оказались пророческими. Как это объяснить? Дополнительная литература 1. Реале Д., Антисери Д. История западной философии: от истоков до наших дней. В 4-х т. - СПб., 1998. 2. Рассел Б. История западной философии. - М., 2002. 3. Грейвис Р. Мифы древней Греции. - М., 1992. 4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1986. 5. Зотов А.Ф. Современная западная философия. - М., 2001. 6. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. - М., 1994 7. История философии: Энциклопедия. - Мн., 2002. 8. Камю А. Бунтующий человек. -М., 1990. 10. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М., 1990. 12. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М., 1992. Тема 4 «История философии как раздел философии» Теоретическая часть 1. Особенности русской философии. 2. Этапы развития русской философии. 3. Основные направления и представители русской философии. Практическая часть 1. Прав ли Ф.И. Тютчев, говоря: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У нас особенная стать- В Россию можно только верить. Прокомментируйте. 2. П.Я. Чаадаев: «Любовь к отечеству - прекрасная вещь. Но еще более высокая - любовь к истине». Мераб Мамардашвили: «Я люблю свободу больше, чем родину». Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте. 3. Подготовьте реферат на тему Историческая периодизация и особенности русской философии. Спор западников и славянофилов. Русская религиозная философия. Учение о «богочеловечестве» в философии всеединства. Русский космизм. Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева. Судьбы русской философии ХХ-ХХI вв. Дополнительная литература 1. Антология русской философии. В трех томах. - СПб., 2000. 2. История философии: Энциклопедия. - Мн., 2002. 3. Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство. - М., 2007. 4. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. - М., 2009. 5. На перепутье. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. - М., 1990. 6. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М., 2000-2001. 7. О России и русской философской культуре. Философия русского послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990. 8. Смысл жизни в русской философии. Конец ХIХ - начало ХХ века. - СПб., 1995. Тема 5 «Учение о бытии» Теоретическая часть 1. Истоки и смысл онтологической проблематики. 2. Субстанция как философская категория. 3. Материализм и идеализм в античности. 4. Метафизика Нового Времени. 5. Диалектический идеализм и материализм. Практическая часть 1. Кто, по Вашему мнению, прав и почему? А. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог). 2. Как Вы оцениваете эти два взаимоисключающие высказывания: Гегель: «... все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы». Р.Майер (биолог): «Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа». 3. Существует ли мир сам по себе, от века или он создан и управляется богом? Какой вариант ответа Вы выбираете и почему? 4. Подготовьте презентацию, отражающую следующие темы: Основные свойства бытия. Движение и развитие. Решение проблемы развития в современной философии. Системность и самоорганизация как свойства бытия. Пространство и время как философские категории. Подходы к пониманию проблемы времени и пространства в современной философии и науке. Материальное и идеальное. Проблема идеального и духовного бытия, ее решение в современной философии. Дополнительная литература 1. Аристотель. Метафизика//Соч.: В 4 т. - М., 1975. Т. 1. 2. Башляр Г. Новый рационализм. - М., 1987. 3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М., 1991. 4. Гайденко П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. - М., 1997. 5. Гайденко П.П. Бытие и разум//Вопросы философии. 1997. №7. 6. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума//Вопросы философии. 2000. № 6. 7. Гегель Г. Наука логики.- М., 1999. 8. Капра Ф. Дао физики. - СПб., 1994. 9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., 1987. 10. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. - М., 1985. 11. Основы онтологии. - М., 1997. 12. Чанышев А.Н. Трактат о небытии//Вопросы философии. 1990. №10. Тема 6 «Познание и знание» Теоретическая часть 1. Познание как отражение и познание как конструирование. 2. Структура чувственного познания. 3. Виды рационального знания. 4. Интуитивное и дискурсивное познание. 5. Объяснение и понимание. 6. Проблема истины. Практическая часть 1. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте. А. «Умный видит неизмеримую область возможного» (Д. Дидро). Б.«Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями» (Гегель). 2. Прокомментируйте: «Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину» (Р. Киплинг). 3. Один знаменитый человек (Сократ) утверждал: «Я знаю, что ничего не знаю». Другой не менее знаменитый человек (Д.И. Менделеев) возразил ему: «Древнегреческий мудрец говорил: я знаю, что я ничего не знаю. - Да он и не знал, а мы знаем...» («Основы химии») Кто из них прав? 5. Существуют пять состояний знания и незнания. Приведите примеры каждого из этих состояний: 1) когда мы знаем, что знаем; 2) когда мы знаем, что не знаем; 3) когда мы не знаем, что знаем; 4) когда мы не знаем, что не знаем; 5) когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание). 6. Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: «Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации». Что он имел в виду? Как Вы думаете? Попробуйте привести примеры, поясняющие его заявление. 7. Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского «верю, чтобы понимать» и мысли Пьера Абеляра «понимаю, чтобы верить». 8. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие - атавизмом, доставшимся нам от животных. А Вы как думаете 9. Прокомментируйте следующее утверждение, исходящее от Гегеля: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». Дайте развернутый ответ, приведите примеры. 10. Что имел в виду И.П. Павлов, когда говорил: «Без идей в голове нет фактов». Дайте развернутый ответ. Дополнительная литература 1. Иванов А.В. Сознание и мышление. - М., 1999. 2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М., 2002. 3. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема//Вопросы философии. 1990. №6. 4. Прист С. Теории сознания. - М., 2000. 5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - М., 2003. 6. Гадамер X. Истина и метод. - М., 1988. 7. Голдстейн М. Как мы познаем. - М., 1984. 8. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М., 1980. 9. Нарский И.О. Современные проблемы познания. - М., 1989. 10. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. - М., 1992. 11. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. -М., 1990. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.164.78 (0.009 с.) |