Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3 «история философии как раздел философии»Содержание книги Поиск на нашем сайте
Теоретическая часть 1. Особенности Античной философии. 2. Особенности средневековой философии. 3. Особенности философии Нового Времени. 4. Основные направления современной философии. Практическая часть 1. Сократ в конце жизни восклицал: «Я знаю, что я ничего не знаю». Что «знал» Сократ? 2. «Дважды в одну и ту же реку войти нельзя», - сказал Гераклит. - Потому что в реке все время вода меняется, и в этом смысле река каждый раз другая». Неужели эта банальность создала философу славу на два с половиной тысячелетия или на самом деле он сказал что-то другое? 2. «Справедливость есть число, помноженное само на себя», - говорил Пифагор. Что он сказал? 3. Известно, что Платон упрекал Диогена Синопского в неумении смотреть разумом. Что значит «смотреть разумом»? 4. Аристотель говорил, что сомнение - начало мудрости. Как Вы это объясните? 5. В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал 4 фрески. Среди них - «Афинская школа», в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как Вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей? 5. Что означает знаменитое высказывание Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую»? 6. Как Вы понимаете тезис «Строительные леса гегелевского учения оказались ценнее возведенного с их помощью здания»? 7. Когда престарелого автора лучшей Истории новой философии Куно Фишера спросили, почему он не отводит в своих трудах место Ницше, профессор ответил: «Ницше - просто сумасшедший». Между тем многие предсказания Ф. Ницше оказались пророческими. Как это объяснить? Дополнительная литература 1. Реале Д., Антисери Д. История западной философии: от истоков до наших дней. В 4-х т. - СПб., 1998. 2. Рассел Б. История западной философии. - М., 2002. 3. Грейвис Р. Мифы древней Греции. - М., 1992. 4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1986. 5. Зотов А.Ф. Современная западная философия. - М., 2001. 6. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. - М., 1994 7. История философии: Энциклопедия. - Мн., 2002. 8. Камю А. Бунтующий человек. -М., 1990. 10. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М., 1990. 12. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М., 1992. Тема 4 «История философии как раздел философии» Теоретическая часть 1. Особенности русской философии. 2. Этапы развития русской философии. 3. Основные направления и представители русской философии. Практическая часть 1. Прав ли Ф.И. Тютчев, говоря: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У нас особенная стать- В Россию можно только верить. Прокомментируйте. 2. П.Я. Чаадаев: «Любовь к отечеству - прекрасная вещь. Но еще более высокая - любовь к истине». Мераб Мамардашвили: «Я люблю свободу больше, чем родину». Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте. 3. Подготовьте реферат на тему Историческая периодизация и особенности русской философии. Спор западников и славянофилов. Русская религиозная философия. Учение о «богочеловечестве» в философии всеединства. Русский космизм. Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева. Судьбы русской философии ХХ-ХХI вв. Дополнительная литература 1. Антология русской философии. В трех томах. - СПб., 2000. 2. История философии: Энциклопедия. - Мн., 2002. 3. Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство. - М., 2007. 4. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. - М., 2009. 5. На перепутье. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. - М., 1990. 6. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М., 2000-2001. 7. О России и русской философской культуре. Философия русского послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990. 8. Смысл жизни в русской философии. Конец ХIХ - начало ХХ века. - СПб., 1995. Тема 5 «Учение о бытии» Теоретическая часть 1. Истоки и смысл онтологической проблематики. 2. Субстанция как философская категория. 3. Материализм и идеализм в античности. 4. Метафизика Нового Времени. 5. Диалектический идеализм и материализм. Практическая часть 1. Кто, по Вашему мнению, прав и почему? А. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог). 2. Как Вы оцениваете эти два взаимоисключающие высказывания: Гегель: «... все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы». Р.Майер (биолог): «Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа». 3. Существует ли мир сам по себе, от века или он создан и управляется богом? Какой вариант ответа Вы выбираете и почему? 4. Подготовьте презентацию, отражающую следующие темы: Основные свойства бытия. Движение и развитие. Решение проблемы развития в современной философии. Системность и самоорганизация как свойства бытия. Пространство и время как философские категории. Подходы к пониманию проблемы времени и пространства в современной философии и науке. Материальное и идеальное. Проблема идеального и духовного бытия, ее решение в современной философии. Дополнительная литература 1. Аристотель. Метафизика//Соч.: В 4 т. - М., 1975. Т. 1. 2. Башляр Г. Новый рационализм. - М., 1987. 3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М., 1991. 4. Гайденко П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. - М., 1997. 5. Гайденко П.П. Бытие и разум//Вопросы философии. 1997. №7. 6. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума//Вопросы философии. 2000. № 6. 7. Гегель Г. Наука логики.- М., 1999. 8. Капра Ф. Дао физики. - СПб., 1994. 9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., 1987. 10. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. - М., 1985. 11. Основы онтологии. - М., 1997. 12. Чанышев А.Н. Трактат о небытии//Вопросы философии. 1990. №10. Тема 6 «Познание и знание» Теоретическая часть 1. Познание как отражение и познание как конструирование. 2. Структура чувственного познания. 3. Виды рационального знания. 4. Интуитивное и дискурсивное познание. 5. Объяснение и понимание. 6. Проблема истины. Практическая часть 1. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте. А. «Умный видит неизмеримую область возможного» (Д. Дидро). Б.«Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями» (Гегель). 2. Прокомментируйте: «Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину» (Р. Киплинг). 3. Один знаменитый человек (Сократ) утверждал: «Я знаю, что ничего не знаю». Другой не менее знаменитый человек (Д.И. Менделеев) возразил ему: «Древнегреческий мудрец говорил: я знаю, что я ничего не знаю. - Да он и не знал, а мы знаем...» («Основы химии») Кто из них прав? 5. Существуют пять состояний знания и незнания. Приведите примеры каждого из этих состояний: 1) когда мы знаем, что знаем; 2) когда мы знаем, что не знаем; 3) когда мы не знаем, что знаем; 4) когда мы не знаем, что не знаем; 5) когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание). 6. Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: «Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации». Что он имел в виду? Как Вы думаете? Попробуйте привести примеры, поясняющие его заявление. 7. Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского «верю, чтобы понимать» и мысли Пьера Абеляра «понимаю, чтобы верить». 8. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие - атавизмом, доставшимся нам от животных. А Вы как думаете 9. Прокомментируйте следующее утверждение, исходящее от Гегеля: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». Дайте развернутый ответ, приведите примеры. 10. Что имел в виду И.П. Павлов, когда говорил: «Без идей в голове нет фактов». Дайте развернутый ответ. Дополнительная литература 1. Иванов А.В. Сознание и мышление. - М., 1999. 2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М., 2002. 3. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема//Вопросы философии. 1990. №6. 4. Прист С. Теории сознания. - М., 2000. 5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - М., 2003. 6. Гадамер X. Истина и метод. - М., 1988. 7. Голдстейн М. Как мы познаем. - М., 1984. 8. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М., 1980. 9. Нарский И.О. Современные проблемы познания. - М., 1989. 10. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. - М., 1992. 11. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. -М., 1990.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.224 (0.007 с.) |