Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3 «история философии как раздел философии»

Поиск

Теоретическая часть

1. Особенности Античной философии.

2. Особенности средневековой философии.

3. Особенности философии Нового Времени.

4. Основные направления современной философии.

Практическая часть

1. Сократ в конце жизни восклицал: «Я знаю, что я ничего не знаю». Что «знал» Сократ?

2. «Дважды в одну и ту же реку войти нельзя», - сказал Гераклит. - Потому что в реке все время вода меняется, и в этом смысле река каждый раз другая». Неужели эта банальность создала философу славу на два с половиной тысячелетия или на самом деле он сказал что-то другое?

2. «Справедливость есть число, помноженное само на себя», - говорил Пифагор. Что он сказал?

3. Известно, что Платон упрекал Диогена Синопского в неумении смотреть разумом. Что значит «смотреть разумом»?

4. Аристотель говорил, что сомнение - начало мудрости. Как Вы это объясните?

5. В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал 4 фрески. Среди них - «Афинская школа», в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как Вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей?

5. Что означает знаменитое высказывание Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую»?

6. Как Вы понимаете тезис «Строительные леса гегелевского учения оказались ценнее возведенного с их помощью здания»?

7. Когда престарелого автора лучшей Истории новой философии Куно Фишера спросили, почему он не отводит в своих трудах место Ницше, профессор ответил: «Ницше - просто сумасшедший». Между тем многие предсказания Ф. Ницше оказались пророческими. Как это объяснить?

Дополнительная литература

1. Реале Д., Антисери Д. История западной философии: от истоков до наших дней. В 4-х т. - СПб., 1998.

2. Рассел Б. История западной философии. - М., 2002.

3. Грейвис Р. Мифы древней Греции. - М., 1992.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1986.

5. Зотов А.Ф. Современная западная философия. - М., 2001.

6. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. - М., 1994

7. История философии: Энциклопедия. - Мн., 2002.

8. Камю А. Бунтующий человек. -М., 1990.

10. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М., 1990.

12. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М., 1992.

Тема 4 «История философии как раздел философии»

Теоретическая часть

1. Особенности русской философии.

2. Этапы развития русской философии.

3. Основные направления и представители русской философии.

Практическая часть

1. Прав ли Ф.И. Тютчев, говоря:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У нас особенная стать-

В Россию можно только верить.

Прокомментируйте.

2. П.Я. Чаадаев: «Любовь к отечеству - прекрасная вещь. Но еще более высокая - любовь к истине».

Мераб Мамардашвили: «Я люблю свободу больше, чем родину». Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте.

3. Подготовьте реферат на тему

Историческая периодизация и особенности русской философии.

Спор западников и славянофилов.

Русская религиозная философия.

Учение о «богочеловечестве» в философии всеединства.

Русский космизм.

Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева.

Судьбы русской философии ХХ-ХХI вв.

Дополнительная литература

1. Антология русской философии. В трех томах. - СПб., 2000.

2. История философии: Энциклопедия. - Мн., 2002.

3. Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство. - М., 2007.

4. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. - М., 2009.

5. На перепутье. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. - М., 1990.

6. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М., 2000-2001.

7. О России и русской философской культуре. Философия русского послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990.

8. Смысл жизни в русской философии. Конец ХIХ - начало ХХ века. - СПб., 1995.

Тема 5 «Учение о бытии»

Теоретическая часть

1. Истоки и смысл онтологической проблематики.

2. Субстанция как философская категория.

3. Материализм и идеализм в античности.

4. Метафизика Нового Времени.

5. Диалектический идеализм и материализм.

Практическая часть

1. Кто, по Вашему мнению, прав и почему?

А. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор).

Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог).

2. Как Вы оцениваете эти два взаимоисключающие высказывания:

Гегель: «... все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы».

Р.Майер (биолог): «Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа».

3. Существует ли мир сам по себе, от века или он создан и управляется богом? Какой вариант ответа Вы выбираете и почему?

4. Подготовьте презентацию, отражающую следующие темы:

Основные свойства бытия. Движение и развитие. Решение проблемы развития в современной философии. Системность и самоорганизация как свойства бытия.

Пространство и время как философские категории. Подходы к пониманию проблемы времени и пространства в современной философии и науке.

Материальное и идеальное. Проблема идеального и духовного бытия, ее решение в современной философии.

Дополнительная литература

1. Аристотель. Метафизика//Соч.: В 4 т. - М., 1975. Т. 1.

2. Башляр Г. Новый рационализм. - М., 1987.

3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М., 1991.

4. Гайденко П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. - М., 1997.

5. Гайденко П.П. Бытие и разум//Вопросы философии. 1997. №7.

6. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума//Вопросы философии. 2000. № 6.

7. Гегель Г. Наука логики.- М., 1999.

8. Капра Ф. Дао физики. - СПб., 1994.

9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., 1987.

10. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. - М., 1985.

11. Основы онтологии. - М., 1997.

12. Чанышев А.Н. Трактат о небытии//Вопросы философии. 1990. №10.

Тема 6 «Познание и знание»

Теоретическая часть

1. Познание как отражение и познание как конструирование.

2. Структура чувственного познания.

3. Виды рационального знания.

4. Интуитивное и дискурсивное познание.

5. Объяснение и понимание.

6. Проблема истины.

Практическая часть

1. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте.

А. «Умный видит неизмеримую область возможного» (Д. Дидро).

Б.«Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями» (Гегель).

2. Прокомментируйте: «Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину» (Р. Киплинг).

3. Один знаменитый человек (Сократ) утверждал: «Я знаю, что ничего не знаю». Другой не менее знаменитый человек (Д.И. Менделеев) возразил ему: «Древнегреческий мудрец говорил: я знаю, что я ничего не знаю. - Да он и не знал, а мы знаем...» («Основы химии») Кто из них прав?

5. Существуют пять состояний знания и незнания. Приведите примеры каждого из этих состояний:

1) когда мы знаем, что знаем;

2) когда мы знаем, что не знаем;

3) когда мы не знаем, что знаем;

4) когда мы не знаем, что не знаем;

5) когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).

6. Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: «Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации». Что он имел в виду? Как Вы думаете? Попробуйте привести примеры, поясняющие его заявление.

7. Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского «верю, чтобы понимать» и мысли Пьера Абеляра «понимаю, чтобы верить».

8. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие - атавизмом, доставшимся нам от животных. А Вы как думаете

9. Прокомментируйте следующее утверждение, исходящее от Гегеля: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». Дайте развернутый ответ, приведите примеры.

10. Что имел в виду И.П. Павлов, когда говорил: «Без идей в голове нет фактов». Дайте развернутый ответ.

Дополнительная литература

1. Иванов А.В. Сознание и мышление. - М., 1999.

2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М., 2002.

3. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема//Вопросы философии. 1990. №6.

4. Прист С. Теории сознания. - М., 2000.

5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - М., 2003.

6. Гадамер X. Истина и метод. - М., 1988.

7. Голдстейн М. Как мы познаем. - М., 1984.

8. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М., 1980.

9. Нарский И.О. Современные проблемы познания. - М., 1989.

10. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. - М., 1992.

11. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. -М., 1990.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.224 (0.007 с.)