ТОП 10:

Последствия (издержки) безработицы.



Закон Оукена

Безработица имеет экономические, социальные и политические последствия.

Экономические последствия заключаются в издержках, которые несёт общество в целом и собственно безработные.

Экономические последствия проявляются:

а) в потере обществом части ВНП;

б) в снижении жизненного уровня безработных;

в) в потере безработными квалификации;

г) в необходимости направления бюджетных ресурсов на выплату пособий по безработице.


Наиболее существенные экономические издержки общество несёт в связи с потерей ВНП. Эти потери измеряют, сопоставляя, с одной стороны, разницу между потенциальным и фактическим ВНП, с другой стороны, разницу между естественной и фактической безработицей по закону американского экономиста А. Оукена.

Закон Оукена (Окуня)связывает колебания уровня безработицы с колебаниями ВНП по следующим формулам:

(Y-Yp)/Yp = -b · (u-up),

где Y – фактический объём производства; Yp – потенциальный ВНП; u – фактический уровень безработицы; up – естественный уровень безработицы; b – эмпирический коэффициент чувствительности ВНП к динамике циклической безработицы.

Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1 %, то фактический объём производства будет ниже потенциального на b %.

Коэффициент b устанавливается эмпирическим путём и различен в разных странах. Нередко его значения попадают в интервал от 2 до 3, что свидетельствует о значительных потерях ВНП, вызванных циклической безработицей:

(Y-Y_) / Y_ = -b · (u-u_),

где Y - фактический объём производства в текущем году; Y_- фактический объём производства в прошлом году; u - фактический уровень безработицы в текущем году; u_- фактический уровень безработицы в прошлом году; b - эмпирический коэффициент чувствительности ВНП к динамике циклической безработицы, изменяется по данным различных авторов в пределах от 2 до 3 %.

Если фактический уровень безработицы не изменился по отношению к показателю предыдущего года, то темп роста реального ВНП составляет 2-3 % в год. Этот темп обусловлен приростом населения, накоплением капитала и научно-техническим прогрессом. При каждом увеличении уровня безработицы на 1 % (по отношению к показателю прошлого года) темп роста реального ВНП снижается на 2-3 %.

Социальные последствия безработицы проявляются:

1) в утрате совокупности статусов, с которыми связана жизнь человека: престиж, самоуважение, самоутверждение;


2) в исключении человека из привычных сообществ: трудового коллектива, круга знакомых, друзей;

3) в росте психических заболеваний, самоубийств, преступности в промышленно развитых странах.

Политические последствия безработицы проявляются в возникновении реакционных политических режимов, в усилении политической напряжённости в обществе.

Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для выработки политики регулирования рынка труда и стабилизации занятости со стороны государства.

 

Методы борьбы с безработицей. Взаимосвязь

Безработицы, инфляции и ВНП

Государственноерегулирование рынка труда – это комплекс экономических, административных, законодательных и организационных мер государства по защите работников от финансовых потерь, вызванных безработицей.

Методы борьбы с безработицей определяются научной концепцией, которой руководствуется правительство страны при разработке государственных программ занятости.

Согласно взглядам классиков (Д. Рикардо, А. Маршалл, А. Пигу), государственное вмешательство в экономику и в проблемы рынка труда не только не нужно, но и вредно.

Так, А. Пигу и его последователи, считавшие причиной безработицы высокую заработную плату, предлагали:

- содействовать снижению заработной платы;

- разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;

- государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы. Из рекомендаций А. Пигу до сих пор широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.

В современной экономической теории существуют различные взгляды на механизм регулирования занятости в условиях рынка. Выделяют основные направления регулирования занятости: неоклассическое, кейнсианское, монетарное.

Неоклассическое направление исходит из того, что рынок труда способен к авто­матическому саморегулированию и остается устойчивым и равновесным в долгосрочном периоде в условиях полной занятости. Поэтому прави­тельство должно проводить политику невмешательства в самонастраива­ющийся механизм рынка труда.

Кейнсианское направление исходит из того, что если основной причиной без­работицы является падение совокупных расходов в экономике, то госу­дарство путем стимулирования платежеспособного спроса на рынке товаров и услуг может существенно снизить безработицу. Для этого используются следующие меры фискальной и кредитно-денежной политики:

1) оплата общественных работ, организованных государством в производственной и социальной инфраструктуре (строительство дорог, больниц, школ и т.д.) за счёт государственного бюджета с целью занять население ради социальной стабильности и поддержания минимального потребительского спроса;

2) увеличение госзаказов крупным фирмам, имеющим большую сеть хозяйственных связей с поставщиками и смежниками, вследствие чего расширяется инвестиционная деятельность за пределами одной фирмы, увеличивается спрос на рабочую силу;

3) снижение учётной ставки процента делает кредит более дешёвым и доступным, стимулирующим предпринимательскую деятельность, направленную на расширение инвестиционного спроса и спроса на рабочую силу;

4) снижение ставок подоходного налога ведёт к росту номинальной заработной платы, обусловливающей рост потребительского спроса со стороны домашних хозяйств, вследствие чего увеличивается совокупное предложение и спрос на рабочую силу.

Однако меры по увеличению государственных расходов и сокращению налогов приводят к дефициту госбюджета и росту инфляции. Это значит, что между безработицей и инфляцией существует взаимообратная связь: рост инфляции сопровождается уменьшением безработицы и наоборот. Эта зависимость, подтвержденная эмпири-

ческими данными британского экономиста А. Филлипса в 50-е годы в Англии, называется кривой Филлипса. Она отражает альтернативную взаимозависимость уровня безработицы и средней заработной платы как важнейшего фактора инфляции на разных фазах экономического цикла (рис. 3.3). А именно:

а) в периоды спада и депрессии, характеризующиеся избытком рабочей силы на рынке труда, уровень заработной платы понижается, т. е. спад производства вызывает => рост безработицы => снижение заработной платы (доходов), расходов и совокупного спроса, а в результате => падение цен на товарном рынке;

б) в периоды оживления и подъёма, когда экономика близка к состоянию полной занятости, предприниматели вынуждены повышать ставки заработной платы для привлечения рабочей силы в производство. Таким образом, подъём производства вызывает =>снижение безработицы => рост заработной платы (доходов), расходов и совокупного спроса, а в итоге => рост цен на товарном рынке.

 

Заработная    
плата Уровень цен (Р) Краткосрочная кривая Филлипса Долгосрочная кривая Филлипса
Уровень инфляции (π)
           
 
   
     
 
 

 

  Уровень безработицы (U)

 

Рис. 3.3. Кривая Филлипса в краткосрочном

И долгосрочном периодах

 

В модифицированном виде кривая Филлипса представляет собой графическое изображение зависимости между инфляцией и безработицей (рис. 3.3).

Кривая Филлипса исходит из того, что уровень инфляции обусловлен тремя факторами:

а) ожидаемой инфляцией;

б) отклонением безработицы от естественного уровня;

в) шоками изменения предложения, вызванными повышениями уровня цен на сырье:

p=pe - b · (u - up) + e,

где p – фактический уровень инфляции; pe – ожидаемый уровень инфляции; u – фактический уровень безработицы; up – естественный уровень безработицы; (u up) – циклическая безработица; e – резкие изменения (шоки) предложения; b – эмпирический коэффициент (>0), отражающий реакцию инфляции на циклическую безработицу.

Кривая Филлипса допускает проблему выбора между безработицей и инфляцией спроса, что находит отражение в государственной стабилизационной политике полной занятости западных стран: для снижения инфляции правительство допускает увеличение уровня безработицы и, наоборот, рост занятости требует ослабления контроля над инфляцией.

Практика экономического регулирования со стороны правительств западных стран показала, что кривая Филлипса может быть применима только в краткосрочном периоде, поскольку в долгосрочной перспективе (5–10 лет) динамика инфляции и безработицы неоднозначна. В 70-е годы в экономике западных стран высокий темп инфляции сопровождался высоким уровнем безработицы (стагфляцией). В 80-е годы наблюдалось одновременное снижение инфляции и безработицы. Это объясняется тем, что инфляционные ожидания наёмных работников и работодателей побуждают их индексировать заработную плату в договорах с администрацией и вследствие этого не менять стратегию предпринимателей по найму работников. В результате рост инфляции сопровождается ростом (а не снижением) номинальной заработной платы, ростом издержек производства, не позволяющим расширять производство, и на этой основе увеличивать спрос на рабочую силу, т. е. снижать уровень безработицы. Эти меры обусловлены прошлым опытом проведения государством стабилизационной политики полной занятости. Поэтому, как бы государство ни стремилось снизить естественный уровень безработицы путем интенсивного наращивания совокупного спроса, это приведет лишь к краткосрочной стабилизации занятости ниже ее естественного уровня. Последующий рост безработицы до этого уровня неотвратим, как неотвратимо движение экономики к долгосрочному равновесию. Согласно теории естественного уровня безработицы, если естественный уровень безработицы (Up) равен фактическому (U), то рынок труда приходит к равновесному состоянию, а ожидаемый уровень инфляции (pе) равен фактическому: Up = u, pe = p. Кривая Филлипса в долгосрочном периоде является абсолютно неэластичной к изменению цен при достижении полной занятости (становится вертикальной - рис. 3.3). Действие кривой Филлипса проявляется и в нашей стране. Рост инфляционной денежной эмиссии в первые годы рыночных реформ (1992-1993 гг.) создавал условия, при которых безработица стремилась к меньшим, чем естественная норма, значениям. Дальнейшее ускорение роста безработицы в 1994-2000 гг. связано с активной антиинфляционной политикой ограничения совокупного спроса, которая в соответствии с кривой Филлипса привела к значительному сокращению темпов инфляции при одновременном ускорении темпов безработицы.

Кейнсианские программы успешно применялись после второй мировой войны. Однако наступил период, когда возникли естественные трудности для их претворения в жизнь. Финансирование кейнсианских программ за счёт госбюджета не могло быть беспредельным. Кроме того, причиной экономического спада стало подорожание ресурсов. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.

Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной. Монетарное направление для оздоровления экономики предлагает в условиях, когда безработица и спад протекают на фоне инфляции, осуществить меры фискальной и кредитно-денежной политики, направленные на ускорение темпов кризиса, с целью быстрейшего его преодоления:

а) уменьшить дефицит государственного бюджета, отказавшись от значительной части социальных программ, тем самым затормозить инфляцию и сохранить здоровую рыночную среду;

б) повысить эффективность рынка во время циклического спада, не препятствуя банкротствам, в ходе которых реализуется санирующая функция рынка, путём повышения учётной ставки процента и, соответственно, удорожания кредита. Массовые банкротства и труднодоступные кредитные ресурсы выдвигают на авангардные позиции наиболее сильных производителей, которые расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу;


в) снизить налоги на доходы, что позволит повысить номинальную заработную плату, спрос на товары со стороны домашних хозяйств, поднять доходы предпринимателей, увеличить их сбережения, спрос на рабочую силу, совокупное предложение; в конечном итоге обеспечить экономический рост и смягчение безработицы;

г) обеспечить эффективные изменения в структуре занятости, создавая дополнительные возможности для повышения квалификации и получения новых профессий.

Как показывает мировая практика, все меры по регулированию заня­тости подразделяются:

а) по характеру воздействия на рынок труда: на активныеи пассив­ные;

б) по уровню воздействия на рынок труда: на прямые (реализуемые на уровне отдельных предприятий и регионов программы по увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, по переподготовке рабочей силы, по социальному страхованию безработицы) и косвенные (осуществляемые на макроуровне экономики меры налоговой и денежно-кредитной политики).

Активная политика занятости – совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня.

К средствам активной политики занятости относятся:

1. Информация о рынке труда – сведения о возможностях трудоустройства, информация о роде занятий и карьере, динамике рынка труда, тенденциях в спросе и предложении рабочей силы. Информация распространяется в центрах занятости, через средства массовой информации, общественные организации, предприятия.

2. Содействие в трудоустройстве, преследующее цель минимизации времени поиска гражданином работы, сокращение периода безработицы и периода заполнения вакансий на предприятиях. Необходимые для этого мероприятия:

а) поддержание банка вакансий для информирования граждан о возможностях трудоустройства;

б) подбор подходящего места работы и работников по запросу работодателя; в) проведение «ярмарок вакансий» и «ярмарок специалистов»;

г) обучение на­выкам работы и специальная форма интенсивного консультирования для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

3. Профессиональное обучение безработных, направленное на предостав­ление возможности приобрести новую профессию или повы­сить квалификацию для последующего трудоустройства.

4. Профессиональное консультирование в центрах занятости, призванное повысить обоснованность выбора гражданами вида деятельности и фор­мы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда, сформировать мотивации высшего порядка, в том числе и в трудовой деятельности.

5. Временная, субсидируемая занятость, а также квотирование (выделение определенного числа мест, которые могут быть заняты только работниками определённой социальной категории) и поддержка рабочих мест – программы с частичным финансированием органами занятости и работодателями.

Пассивная политика занятости – меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдыха и праздничных мероприятий для детей – бесплатно или по сниженным ценам и др.).

К пассивным мерам также относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат). Преимущество имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в «проблемных» регионах.

В развитых странах и в нашей стране на современном этапе преимущественно применяются прямые методы, непосредственно направленные на региональный уровень рынка труда. Косвенные же меры стимулирования занятости на макроуровне через увеличение

совокупного спроса фискальными и кредитно-денежными методами в силу кризисного состояния российских финансов и антиинфляционной направленности современной экономической политики имеют ограниченное применение.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Как должен измениться равновесный уровень безработицы в ответ на экзогенное снижение инвестиций в течение нескольких лет и на экзогенный рост производительности?

2. В рыболовецких и туристских регионах средние уровни безработицы в длительном периоде выше, чем в индустриальных регионах.Как это можно объяснить?

3. Какие виды безработицы Вам известны? Как следует понимать полную занятость?

4. Какова тенденция движения естественного уровня безработицы? Чем вызвана такая тенденция?

5. Какими способами можно бороться с безработицей?

6. Возможно ли полное отсутствие безработицы?

7. Как, по Вашему мнению, влияет деятельность профсоюзов на величину безработицы?

8. Может ли безработица принести пользу обществу?

9. Как Вы считаете, что опаснее для стабильности государства: безработица или инфляция?

10. Какие типы безработицы преобладают, по Вашему мнению, в современной России?

11. Что представляет собой кривая Филлипса? В чём заключается взаимосвязь инфляции и занятости?

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.220.225 (0.012 с.)