Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Багинова В. М. , монголова Н. В. , шутенков И. Ю.

Поиск

Рабочая тетрадь по дисциплине «Финансы» для практических занятий. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010 – 70 с.

В рабочей тетради приведены краткий курс лекций и задания для самостоятельной работы по основным темам курса: финансы, функции финансов, финансовая система, финансовая политика, бюджет и бюджетная система, бюджетный процесс, финансы домашних хозяйств, финансы хозяйствующих субъектов, международные финансы.

Рабочая тетрадь предназначена студентам экономических специальностей для более глубокого изучения лекционного и практического материала по дисциплине «Финансы».

 

© Багинова В.М., Монголова Н.В,

И.Ю. Шутенков, 2010 г.

© ВСГТУ, 2010 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5

ВВЕДЕНИЕ.. 6

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ТЕОРИЮ ФИНАНСОВ.. 9

1.1. Сущность и функции финансов 9

1.2. Основные звенья финансовой системы Российской Федерации. 11

Задания для самостоятельной работы.. 13

ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ.. 17

2.1. Финансовая политика. 17

2.2. Органы управления финансами. 17

2.3. Финансовое планирование и прогнозирование. 18

2.4. Финансовый контроль. 19

Задания для самостоятельной работы.. 20

ГЛАВА 3. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 23

3.1. Сущность государственного бюджета и его основные функции. 23

3.2. Бюджетное устройство Российской Федерации. 25

3.3. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации и основные понятия бюджетного процесса 26

3.4. Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.. 27

Задания для самостоятельной работы.. 29

ГЛАВА 4. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ, БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ.. 32

4.1. Бюджетный дефицит. 32

4.3. Бюджетный профицит и стабилизационный фонд. 32

4.4. Государственные и муниципальные кредиты и займы.. 33

Задания для самостоятельной работы.. 34

ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ... 42

5.1. Основные функции и задачи государственных социальных внебюджетных фондов. 42

5.2. Пенсионный фонд Российской Федерации. 43

5.3. Федеральный фонд социального страхования Российской Федерации. 43

5.4. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации 44

Задания для самостоятельной работы.. 45

ГЛАВА 6. СТРАХОВАНИЕ.. 49

6.1. Экономическая сущность страхования. 49

6.2. Место страхования в финансово-кредитной системе. 50

Задания для самостоятельной работы.. 51

ГЛАВА 7. ФИНАНСЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ.. 52

7.1. Сущность финансов предприятий. 52

7. 2. Виды предприятий, действующих на коммерческих началах по формам собственности и организационно-правовому положению в РФ.. 53

7.3. Финансовые ресурсы предприятий. 54

7. 4. Денежные доходы предприятий, распределение выручки от реализации продукции. 55

Задания для самостоятельной работы.. 57

ГЛАВА 8. ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ (ДХ) 59

8.1 Сущность и функции финансов домашних хозяйств. 59

8.2. Бюджет домашних хозяйств. 59

Задания для самостоятельной работы.. 61

ГЛАВА 9. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА.. 63

9.1. Сущность валютных отношений и история развития международной валютно-финансовой системы.. 63

9.2. Современная мировая валютная система. 63

Задания для самостоятельной работы.. 64

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 66

Методические указания для выполнения курсовых работ. 67

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Финансы — неотъемлемый элемент нашей повседневной жизни. Задачи и проблемы финансов, налогов, страхования глубоко проникли в общест­венную жизнь. Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо сегодня еще и потому, что страна переживает экономический и финансовый кризис. Первостепенное значение в этих условиях приобретают правильные ответы на вопросы о том, как стабилизировать экономическую ситуацию, что может обеспечить эффективное ведение хозяйства, какими методами добиться нормализации финансового положения страны, как снизить бюджетный дефицит и т.п.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Финансы» составлена в соответ­ствии с требованиями к содержанию и уровню подготовленности студентов, из­ложенными в Государственном образовательном стандарте высшего профессио­нального образования по специальности «Финансы и кредит»

Для усвоения материала курса только рабочей тетради недостаточно. Студент должен иметь учебник [1] или [2], [3], и обращаться к нему, если какой-то материал из рабочей тетради не до конца понятен.

В связи с тем, что очень многие финансовые термины обозначаются словами, заимствованными из других языков, студент обязательно должен иметь финансовый словарь [4].

Государственные финансы регламентируются нормами, изложенными в ко­дексах и законах Российской Федерации, поэтому для полноценного усвоения теории и практики государственных финансов необходимо в качестве настоль­ных книг иметь Конституцию [5], Гражданский, Бюджетный, Налоговый и Тамо­женный кодексы Российской Федерации [5, 7, 9, 11].

В современном мире важная информация государственных органов, как правило, размещается в интернете. С последними изменениями норм и правил, принятых в сфере государственных финансов, студент может ознакомиться на сайтах Президента Российской Федерации, Счетной палаты, Правительства, Министерства финансов, Пенсионного фонда и других органов [13—23].

В конце каждой главы приводятся задания для самостоятельной работы, которые студент должен выполнить обязательно, и темы, по одной из которых студент должен написать эссе. При решении за­дач в рабочей тетради требуется привлечение материала, выходящего за рамки рабочей тетради. Этот материал студент может найти в основной лите­ратуре, в официальной информации органов государственной власти, а также в печатных и электронных средствах массовой информации.

Если Вы будете следовать нашим рекомендациям, то в результате изучения дисциплины «Финансы» освоите сложную и интересную науку.

Желаем успеха!


ВВЕДЕНИЕ

С экономической точки зрения человеческое общество пред­ставляет собой единство производительных сил и производствен­ных отношений.

Производительные силы характеризуют отношения людей к природе и представляют собой объединение рабочей силы (людей) со средствами производства (материально-технической базой).

Производственные отношения — это отношения между людь­ми, в которые они вступают в процессе движения обществен­ного продукта начиная с момента его производства и за­канчивая моментом его потребления.

Производственные отношения бывают организационны­ми и экономическими. Организационные производственные отношения возникают в процессе собственно производства. На­пример, к организационным относятся взаимоотношения работода­теля и работника, менеджера и инженеров и т. п. Эти отношения вызваны разделением труда между людьми, занятыми в производ­стве, и характеризуют состояние производства.

Экономические производственные отношения — это отношения между людьми, касающиеся вопросов присвоения ими средств труда и продуктов производства. Иными словами, экономические производственные отношения—это отношения собственности.

Натуральные экономические отношения реализуются че­рез изъятие части продуктов в натуральной форме. Денежные отношения осуществляются посредством оборота денег.

Финансы — это экономическая категория, которую часто в обыденной жизни совершенно неправильно отождествляют с день­гами. На самом деле финансы — это не деньги, а денежные отношения (притом не всякие денежные отношения). Финансы появились существенно позже денег — на высшей ступени цивили­зации, одновременно с развитием торговли и возникновением института государства, в XIII—XV вв.

Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений привело к появлению денежного кредита и обменных пунктов денег, вслед за ними возник процент как плата за кредит, появился класс ростовщиков.

Деньги, кредиты и ценные бумаги представляют собой три типа финансовых инструментов, а финансовый рынок представляет собой систему (организованную или неформальную) торговли фи­нансовыми инструментами на основе четких правил. Рынок — это не обязательно какое-то место типа фондовой биржи, где встреча­ются покупатели и продавцы, в качестве рынка могут выступать (и активно выступают) телекоммуникационные и компьютерные сети. В нормально функционирующей экономике финансовые рынки обслуживают производственную систему, способствуя развитию производства и продвижению товаров от производителей к потребителям.

С возникновением капитализма, когда товарно-денежные от­ношения стали приобретать всеохватывающий характер, финансы стали представлять собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизо­ванных и децентрализованных фондов денежных средств в про­цессе распределения и перераспределения национального дохода для выполнения функций и задач государства, а также для обеспе­чения условий расширенного воспроизводства. В частности финан­сы используются для удовлетворения военных, социальных и иных потребностей, материального стимулирования работающих и др.

Расширенное воспроизводство представляет собой непрерыв­ное возобновление и расширение производственных фондов, рост валового внутреннего продукта и его главной части — национально­го дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных от­ношений.

Государство воздействует на процесс расширенного воспроиз­водства путем финансирования отдельных предприятий и отраслей экономики, а также путем проведения налоговой политики. В со­временных условиях основным финансовым фактором роста произ­водства являются инвестиции, тогда как налоговая политика стимулирует производство существенно слабее.

Финансы существенным образом влияют на воспроизводство рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, вхо­дят также расходы на образование, здравоохранение и социальное обеспечение.

Таким образом, финансы и финансовая система были созданы человеком и человеческим обществом в лице государства как цен­трального общественного института. С развитием государства фи­нансовая система изменялась и развивалась.

Сейчас, в современных условиях развития производительных сил и усложнения хозяйственных связей, сфера финансов уже вы­ходит за рамки собственно государства, и наряду с государственными финансами можно рассматривать также корпо­ративные финансы (или финансы предприятий) и личные финансы.

Выделение финансов в самостоятельную научную дисциплину связывают обычно с именами У. Петти, опубликовавшего в 1662 г. «Трактат о налогах и сборах», и А. Смита, который в книге «Ис­следования о природе и причинах богатства народов», увидевшей свет в 1776 г., подробно исследовал экономические категории денег, запасов, капитала и налогов.

Следующий крупный шаг в развитии теории финансов был сделан Дж.М Кейнсом, ставшим основоположником и главным идеологом теории и практики регулирования национальной эконо­мики с помощью государственных финансов. Одним из важнейших результатов экономической теории Дж. М. Кейнса является тезис о том, что экономическая стабилизация может быть достигнута толь­ко при помощи государственного регулирования экономики, а именно с помощью контроля над совокупным общественным спро­сом, зависящим от склонности общества к потреблению, предельной эффективности капитала (т. е. ожидаемой нормы прибыли), и нор­мы процента.

Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах Э. Хан­сена, Р. Ф. Харрода, П. А. Самуэльсона, Г. Хеллера и др. По их мнению, государственные расходы и налоги являются встроенными стабилизаторами экономики, одновремен­но воздействующими на экономический цикл. Венцом кейнсианской теории финансовой политики стали труды П.А.Самуэльсона и Дж.Р. Хикса, построивших ряд м а тематических моделей национальной экономики (наиболее известная — модель «мультипликатор — акселератор»). Одним из важнейших результатов теории Самуэльсона — Хикса стал вывод о том, что управление общественным спросом должно производиться не только с помощью изменения государственных расходов и налогов, но и путем изменения учетной ставки процента, а также с помощью операций на открытом рынке.

Кроме того, именно П.А. Самуэльсон предложил «чистую тео­рию государственных финансов», в которой развил концепцию «государственных услуг», предложенную маржиналистами на рубеже XIX и XX вв. Дальше теория государственных финансов получила развитие в работах Р.Масгрейв а, связавшего не­оклассические концепции финансового регулирования с кейнсианской политикой налогообложения, государственных расходов и го­сударственного кредита.

Представители неолиберального течения западной эко­номической мысли считают, что наиболее эффективна экономика смешанного типа, основные отрасли которой принадлежат частно­му капиталу, а в государственной собственности сосредоточивается экономическая и социальная инфраструктура. Главным выводом неолибералов, например, в лице Дж.К.Гэлбрейта, является необходимость планов ого регулирования экономики, причем важнейшая роль в регулировании спроса теория Дж.К. Гэлбрейта отводит налогам, которые должны составлять значительную часть совокупного общественного продукта.

В 70—80-х гг. XX в. произошел ряд крупных мировых финансо­вых кризисов, не вписывавшихся в кейнсианскую теорию регули­рования экономики. Это привело к появлению консервативных тео­рий невмешательства государства в экономику. В отличие от кейнсианцев, которые считали главным средством достижения эконо­мического равновесия создание эффективного спроса, неокон­серваторы считают таким средством предложение. Среди средств государственного регулирования экономики главным не­оконсерваторы считают монетарную (т.е. денежно-кредитную) политику, направленную на регулирование темпов роста денежной массы в обращении. Наиболее крупным представителем неоконсерватизма является М. Фридмен, построивший совре­менную количественную теорию денег, многие важные результаты в области налоговой теории получены неоконсервато­рами А. Лаффером, Р. Холлом, Г. Талоком и др.

Автором первых российских трудов в области финансов стал И. C. Пересветов, в XVI в. предложивший ряд способов увеличения доходов казны (первый европейский труд в области финансов — сочинение Ж. Бодена «Шесть книг о республике» — также появился в XVI в.).

Большой интерес представляют работы российских экономи­стов XVII в. Ю. Крижанича, И. Кошихина, А. Л. Ордин-Нащокина. Так, например, Ю. Крижанич считал, что увеличение доходов казны за счет населения в конечном счете приведет к обед­нению государства.

В XVIII в. важные результаты в области теории государствен­ных финансов были получены И. Т. Посошков ы м и А. Я. По­леновым, а важнейшие практические реформы были проведены по проектам П.И. Ягужинского и П.И. Шувалова. Рус­ский термин «финансы» ввел в оборот в XVIII в. С. Е. Десницкий.

Развитие финансовой науки в XIX в. происходило в России во многом благодаря М.М. Сперанскому, предложившему «Вве­дение к Уложению государственных законов». Император Алек­сандр I одобрил проект реформ, предложенный М. М. Сперанским в этом труде, однако не решился на осуществление этих реформ. В конце XIX в. денежно-финансовая система России была стабилизи­рована благодаря реформе С.Ю. Вите, в результате которой были проведены следующие преобразования:

• введена в обращение российская золотая монета,

• преобразованы государственные налоги,

• урегулирован бюджет,

• уменьшены выкупные платежи и др.

В настоящее время финансовая наука в России развивается представителями двух крупнейших научных школ — московской и санкт-петербургской. Наша кафедра опирается на труды Санкт-Петербургской школы.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.127 (0.013 с.)