Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность государственного бюджета и его основные функцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Среди финансовых методов, с помощью которых государство может косвенно воздействовать на макроэкономические процессы, наиболее распространенными являются бюджетные рычаги. Для успешной реализации государственной финансовой политики необходимо сосредоточение определенной доли национального дохода необходимо в некотором централизованном фонде финансовых ресурсов — таким фондом и является бюджет. Согласно определению, приведенному в Бюджетном кодексе Российской Федерации, государственный бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления. Государственный бюджет возник одновременно с появлением государства, однако только с приходом к власти буржуазии (в конце XVII в. в Англии) бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательно. В России первые сведения о смете государственных доходов и расходов и сметах отдельных городов датируются 1645 г., в 1722 г. камер-коллегия составила роспись государственных доходов и расходов на 1723 г., с 1802 г. Министерство финансов России ежегодно составляло подробные росписи государственных доходов и расходов, а с 1811 г. стал составляться ежегодный бюджет по единой схеме с группировкой доходов и расходов. Через государственный бюджет осуществляется перераспределение средств в следующих направлениях: • перераспределение национального дохода через бюджет, вызванное наличием нерентабельных, но необходимых для государства отраслей (угледобыча, сельское хозяйство и т. п.), • перераспределение средств между регионами, обусловленное различными климатическими условиями и специализацией регионов (особенно важно такое перераспределение в Российской Федерации), • перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами. В таблице 1 приводится структура расходов государственного бюджета по отдельным статьям для некоторых зарубежных стран. Таблица 1
Заметные различия в структуре отдельных статей расходов в государственных бюджетах разных стран объясняются различными направлениями государственной социально-экономической политики, проводимой этими странами. Бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, реализации социальных мероприятий, решения приоритетных экономических задач и выполнения других функций, присущих государству. Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется в функциях, выполняемых бюджетом: • распределительной, • контрольной. Бюджет состоит из доходов и расходов. Структура доходов бюджета схематично изображена на рисунке 4. Рис. 4. Структура доходов бюджета В структуре налоговых доходов основные поступления составляют косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы). Поскольку косвенные налоги представляют собой, фактически, надбавки к ценам товаров, которые полностью оплачиваются конечными потребителями, в конечном счете чрезмерное косвенное налогообложение снижает внутренний покупательский спрос и, соответственно, сокращает потенциальные возможности экономического развития страны. Следует также отметить, что основная тяжесть косвенных налогов приходится на наиболее незащищенные слои населения. В эффективных рыночных системах других стран мира косвенные налоги имеют существенно меньший вес, чем прямые налоги (т.е. налоги на труд и предпринимательство). Так, например, в федеральном бюджете США косвенные налоги составляют около 4% (в России — около70%), тогда как прямые налоги в США дают около 75% доходов федерального бюджета (в России — около 30%). Неналоговые доходы составляют всего несколько процентов от суммарных доходов федерального бюджета. Это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы составляет около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляла в течение всего рассматриваемого периода менее 5%. Предлагаем студенту самостоятельно проанализировать расходы федерального бюджета. Бюджетное устройство Российской Федерации
Бюджетное устройство — это основанная на законодательных нормах организация системы взаимосвязей как между звеньями бюджетной системы, так и между участниками бюджетного процесса. Бюджетное устройство состоит из следующих элементов: • принципы построения бюджетной системы, • принципы и методы разграничения бюджетных полномочий, • правила формирования и исполнения бюджетов, • принципы организации межбюджетных отношений, • система ответственности за нарушение бюджетного и налогового законодательства. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: • федеральный бюджет и бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов, • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, • местные бюджеты, бюджеты муниципальных образований поселенческого типа. Федеральный бюджет разрабатывается в форме федерального закона и утверждается высшим законодательным органом государственной власти. Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) представляют собой часть бюджетной системы Российской федерации. Они принимаются в форме законов субъектов Российской Федерации и являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности субъектов Федерации. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в ином порядке, установленном уставами муниципальных образований. Бюджеты муниципальных образований поселенческого типа введены Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., вступившим в силу 1 января 2006 г. Организация взаимосвязей между звеньями бюджетной системы осуществляется с помощью следующих механизмов: • бюджетное законодательство (Бюджетный кодекс Российской Федерации), • налоговое законодательство (Налоговый кодекс Российской Федерации), • бюджетное регулирование, • государственный финансовый контроль, • муниципальный финансовый контроль. Действующий в настоящее время Бюджетный кодекс Российской Федерации не дает определения бюджетного устройства. Отсутствие трактовки такого основополагающего понятия на законодательном уровне не только осложняет теоретический анализ бюджетных отношений в стране, но и ограничивает практические возможности формирования взвешенной бюджетной политики, поскольку порождает ряд проблем в организации бюджетной системы. Обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта Федерации и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования. Консолидированный бюджет не подлежит утверждению в законодательном порядке, а представляет собой лишь информационную базу для корректировки бюджетной политики соответствующего региона. Консолидированный бюджет не может служить предметом сравнительного анализа регионов, поскольку не отражает экономического состояния этих регионов, а определяет изъятую государством часть национального дохода — ведь не за счет роста налогов увеличивается богатство территории! Кроме федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетную систему Российской Федерации входят государственные внебюджетные фонды — централизованные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенные для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. 3.3. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации и основные понятия бюджетного процесса
Бюджетное устройство Российской Федерации основывается на модели бюджетного федерализма, т. е. такой форме бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном и на учет общегосударственных интересов, и на реализацию интересов субъектов Российской Федерации. В системе принципов, на основе которых формируется бюджетное устройство страны, следует различать: • принципы построения бюджетной системы (принципы бюджетного федерализма), • принципы формирования и исполнения бюджетов. Бюджетный федерализм в Российской Федерации основывается на таких принципах: • единство бюджетной системы Российской Федерации, • самостоятельность бюджетов, • равенство бюджетных прав субъектов Федерации. К принципам формирования бюджетов всех уровней Бюджетный кодекс Российской Федерации относится такие: • полнота отражения доходов и расходов бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов, • сбалансированность бюджетов, • эффективность и экономность использования бюджетных средств, • общее или совокупное покрытие расходов бюджетов, • гласность, • прозрачность, • подведомственности расходов, • достоверность бюджета, • адресность и целевой характер использования бюджетных средств. По существу, эти принципы представляют собой детализацию принципа единства бюджетной системы. Бюджетный процесс — это четко формализованная последовательность действий, связанных с составлением проектов бюджетов, рассмотрением и утверждением бюджетов, их исполнением, государственным и муниципальным финансовым контролем. Бюджетный процесс в Российской Федерации состоит из четырех стадий: • составление проекта бюджета, • рассмотрение и утверждение, • исполнение, • составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.171.243 (0.012 с.) |