Сущность государственного бюджета и его основные функции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность государственного бюджета и его основные функции



 

Среди финансовых методов, с помощью которых государство может косвенно воздействовать на макроэкономические процессы, наиболее распространенными являются бюджетные рычаги.

Для успешной реализации государственной финансовой поли­тики необходимо сосредоточение определенной доли национального дохода необходимо в некотором централизованном фонде финансо­вых ресурсов — таким фондом и является бюджет.

Согласно определению, приведенному в Бюджетном ко­дексе Российской Федерации, государственный бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, пред­назначенных для финансового обеспечения деятельности государ­ства и местного самоуправления.

Государственный бюджет возник одновременно с появлением государства, однако только с приходом к власти буржуазии (в конце XVII в. в Англии) бюджет приобрел форму документа, утверждае­мого законодательно. В России первые сведения о смете государст­венных доходов и расходов и сметах отдельных городов датируются 1645 г., в 1722 г. камер-коллегия составила роспись государствен­ных доходов и расходов на 1723 г., с 1802 г. Министерство финансов России ежегодно составляло подробные росписи государственных доходов и расходов, а с 1811 г. стал составляться ежегодный бюд­жет по единой схеме с группировкой доходов и расходов.

Через государственный бюджет осуществляется перераспре­деление средств в следующих направлениях:

• перераспределение национального дохода через бюджет, вы­званное наличием нерентабельных, но необходимых для госу­дарства отраслей (угледобыча, сельское хозяйство и т. п.),

• перераспределение средств между регионами, обусловленное различными климатическими условиями и специализацией ре­гионов (особенно важно такое перераспределение в Российской Федерации),

• перераспределение средств между производственной и непро­изводственной сферами.

В таблице 1 приводится структура расходов государственного бюджета по отдельным статьям для некоторых зарубежных стран.

Таблица 1

 

 

 

 

 

 

  Органы госу-   Обра­зование Здраво­охранение Социаль-   Сельское хозяйство
Страны дарственного Оборона ное обес- Культура
  управления   печение  
Великобритания 7,6 9,9 3,3 14,0 26,6 0,5 1,0
Германия 8,8 6,4 0,8 16,8 45,3 0,3 0,9
Италия 7,5 3,6 8,3 11,3 38,0 1,0 1,2
США 9,4 5,7 7,0 15,6 45,0 0,5 0,4
Швеция 4,7 5,5 5,0 10,3 48,2 0,7 0,7
Япония 3,6 4,1 6,0 1,6 36,8 0,2 1,1

 

Заметные различия в структуре отдельных статей расходов в государственных бюджетах разных стран объясняются различны­ми направлениями государственной социально-экономической по­литики, проводимой этими странами.

Бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, реализации соци­альных мероприятий, решения приоритетных экономических задач и выполнения других функций, присущих государству.

Сущность государственного бюджета как экономической кате­гории реализуется в функциях, выполняемых бюджетом:

• распределительной,

• контрольной.

Бюджет состоит из доходов и расходов.

Структура доходов бюджета схематично изображена на рисунке 4.

Рис. 4. Структура доходов бюджета

В структуре налоговых доходов основные поступле­ния составляют косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы). Поскольку косвенные налоги представляют собой, фактически, надбавки к ценам товаров, которые полностью оплачиваются конечными потребителями, в ко­нечном счете чрезмерное косвенное налогообложение снижает внутренний покупательский спрос и, соответственно, сокращает потенциальные возможности экономического развития страны. Следует также отметить, что основная тяжесть косвенных налогов приходится на наиболее незащищенные слои населения.

В эффективных рыночных системах других стран мира косвен­ные налоги имеют существенно меньший вес, чем прямые налоги (т.е. налоги на труд и предпринимательство). Так, например, в федеральном бюджете США косвенные налоги составляют около 4% (в России — около70%), тогда как прямые налоги в США дают около 75% доходов федерального бюджета (в России — около 30%).

Неналоговые доходы составляют всего несколько процентов от суммарных доходов федерального бюджета. Это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государствен­ной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом по­тенциале производственной сферы составляет около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляла в течение всего рассматриваемого периода менее 5%.

Предлагаем студенту самостоятельно проанализировать расхо­ды федерального бюджета.

Бюджетное устройство Российской Федерации

 

Бюджетное устройство — это основанная на законодательных нормах организация системы взаимосвязей как между звеньями бюджетной системы, так и между участниками бюджетного процес­са. Бюджетное устройство состоит из следующих элементов:

• принципы построения бюджетной системы,

• принципы и методы разграничения бюджетных полномочий,

• правила формирования и исполнения бюджетов,

• принципы организации межбюджетных отношений,

• система ответственности за нарушение бюджетного и налогово­го законодательства.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюд­жетов трех уровней:

• федеральный бюджет и бюджеты федеральных государствен­ных внебюджетных фондов,

• бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты терри­ториальных государственных внебюджетных фондов,

• местные бюджеты, бюджеты муниципальных образований поселенческого типа.

Федеральный бюджет разрабатывается в форме федерального закона и утверждается высшим законодательным органом государ­ственной власти.

Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) представляют собой часть бюджетной системы Россий­ской федерации. Они принимаются в форме законов субъектов Рос­сийской Федерации и являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственно­сти субъектов Федерации.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются право­выми актами представительных органов местного самоуправления либо в ином порядке, установленном уставами муниципальных об­разований.

Бюджеты муниципальных образований поселенческого типа введены Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., вступившим в силу 1 января 2006 г.

Организация взаимосвязей между звеньями бюд­жетной системы осуществляется с помощью следующих меха­низмов:

• бюджетное законодательство (Бюджетный кодекс Российской Федерации),

• налоговое законодательство (Налоговый кодекс Российской Фе­дерации),

• бюджетное регулирование,

• государственный финансовый контроль,

• муниципальный финансовый контроль.

Действующий в настоящее время Бюджетный кодекс Россий­ской Федерации не дает определения бюджетного устройства. От­сутствие трактовки такого основополагающего понятия на законо­дательном уровне не только осложняет теоретический анализ бюд­жетных отношений в стране, но и ограничивает практические воз­можности формирования взвешенной бюджетной политики, по­скольку порождает ряд проблем в организации бюджетной систе­мы.

Обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной систе­мы Российской Федерации на соответствующей территории.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъек­тов Федерации составляют консолидированный бюджет Россий­ской Федерации. Бюджет субъекта Федерации и консолидирован­ные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. Бюджет муниципального образования и бюджеты му­ниципальных образований, находящихся на его территории, со­ставляют консолидированный бюджет муниципального образова­ния.

Консолидированный бюджет не подлежит утверждению в за­конодательном порядке, а представляет собой лишь информа­ционную базу для корректировки бюджетной политики соот­ветствующего региона. Консолидированный бюджет не может слу­жить предметом сравнительного анализа регионов, поскольку не отражает экономического состояния этих регионов, а определяет изъятую государством часть национального дохода — ведь не за счет роста налогов увеличивается богатство территории!

Кроме федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетную систему Российской Федерации входят государствен­ные внебюджетные фонды — централизованные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъ­ектов Федерации и предназначенные для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

3.3. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации и основные понятия бюджетного процесса

 

Бюджетное устройство Российской Федерации основывается на модели бюджетного федерализма, т. е. такой форме бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает ре­альное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджет­ном процессе, в равной степени ориентированном и на учет общегосударственных интересов, и на реализацию интере­сов субъектов Российской Федерации.

В системе принципов, на основе которых формируется бюджетное устройство страны, следует различать:

• принципы построения бюджетной системы (принципы бюджет­ного федерализма),

• принципы формирования и исполнения бюджетов. Бюджетный федерализм в Российской Федерации ос­новывается на таких принципах:

• единство бюджетной системы Российской Федерации,

• самостоятельность бюджетов,

• равенство бюджетных прав субъектов Федерации.

К принципам формирования бюджетов всех уровней Бюджетный кодекс Российской Федерации относится такие:

• полнота отражения доходов и расходов бюджетов, а также го­сударственных внебюджетных фондов,

• сбалансированность бюджетов,

• эффективность и экономность использования бюджетных средств,

• общее или совокупное покрытие расходов бюджетов,

• гласность,

• прозрачность,

• подведомственности расходов,

• достоверность бюджета,

• адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

По существу, эти принципы представляют собой дета­лизацию принципа единства бюджетной системы.

Бюджетный процесс — это четко формализованная последо­вательность действий, связанных с составлением проектов бюдже­тов, рассмотрением и утверждением бюджетов, их исполнением, го­сударственным и муниципальным финансовым контролем.

Бюджетный процесс в Российской Федерации состоит из четы­рех стадий:

• составление проекта бюджета,

• рассмотрение и утверждение,

• исполнение,

• составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета:



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.179.251 (0.012 с.)