Номинальный и реальный доходы. Бюджет семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Номинальный и реальный доходы. Бюджет семьи



Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный период времени.

Номинальная заработная плата -заработная плата в денежном выражении, которая выплачивается работнику в соответствии с количеством и качеством затраченного им труда за определенный период рабочего времени. Характеризует уровень заработной платы вне связи с ценами на товары и услуги.

Реальный доход – количество товаров и услуг, которое гражданин или семья может приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы.

Реальная заработная плата – заработная плата,выраженная в материальных благах и услугах; показывает какое количество предметов потребления и услуг трудящийся может фактически приобрести на свою заработную плату. Определяется размером номинальной заработной платы, уровнем цен на предметы потребления и услуги, а также величиной взимаемых налогов.

Бюджет семьи – структура всех доходов и расходов семьи за определенный период времени (месяц или год).

Закон Энгеля. Поведение потребителя

Закон Энгеля – сростом доходов семьи удельный весрасходов па питание понижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняются мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает.

В теории потребительского поведения выделяют три социальных эффекта потребительского поведения:

1) эффект присоединения к большинству – потребитель, не желая отставать от других, приобретает «модный» товар, то есть он своим спросом поддерживает мнение остальных;

2) эффект сноба (противопоставляющего поведения) – потребитель, не желая быть, как все, приобретает не то, что другие, то есть он не поддерживает индивидуальным спросом мнение остальных;

3) эффект Веблена (демонстративного поведения) – потребитель приобретает товар по более высокой цене для демонстрации своего статуса.

 

6. Бюджетная линия (Схема 5. Стр.92) – геометрическое место точек, отображающее множество вариантов набора из двух благ (или двух групп благ), приобретение которых требует одинаковых денежных затрат.

Бюджетное ограничение – ограничение покупательной способности потребителя величиной его денежного дохода.

Кривая безразличия – геометрическое место точек, которое показывает комбинации двух благ, обладающих одинаковой полезностью.

Снижение цены нормального товара проявляется в эффектах дохода и замещения.

Эффект замещения – это сохранение достигнутого уровня потребления с изменением цен при неизменном уровне дохода, когда потребители начинают покупать больше того товара, который стал относительно дешевле, снижая потребление товара, который стал относительно дороже.

Эффект дохода – возможность потребителя купить то же количество товара за меньшие деньги или большее количество данного товара за те же деньги означает увеличение реального дохода потребителя.

Тесты

1. Какой общественно-полезный продукт создает военно-промышленный комплекс?

а) Передовую технологию;

б) личное оружие для граждан;

в) дополнительные рабочие места;

г) национальную оборону.

2- Почему школьникам не платят стипендию, а учащимся средних специальных и высших учебных заведений платят?

а) В силу различий ответственности перед обществом и соответственно

различных прав на общественные фонды потребления;

б) школьников содержат родители, а студентов нет;

в) школьников много, а студенты относительно редки;

г) государство недостаточно богато, чтобы платить всем.

3. Государство должно обеспечивать некоторые «общественные товары» (например, национальная оборона), потому что...

а) отдельные члены общества не получают никакой выгоды от«общественных товаров»;

б) когда кто-то пользуется «общественным товаром», другим достается меньше;

в) частный бизнес не любит оказывать услуги правительству;

г) нельзя лишить возможности пользоваться «общественным товаром» тех, кто

за него не платит.

4. Выберите наилучший показатель уровня жизни:

а) денежный доход населения;

б) реальный доход на душу населения;

в) уровень безработицы;

г) темпы инфляции.

Задача

В таблице представлено распределение суммарного дохода в стране по пяти 20 – процентным группам семей – от самой бедной до самой богатой:

Квинтили I II III IV V
Доля дохода, %          

 

Квинтильный коэффициент равен...
ТЕМА 4. ТОВАР. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

1. Товар и его свойства. Виды товаров.

2. Стоимость. Цена. Закон стоимости.

3. Феномен Гиффена.

4. Спрос и предложение. Излишки потребителя и производителя.

5. Эластичность спроса и предложения.

1. Товар – это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи.

Свойства товара: потребительная и меновая стоимости.

Потребительная стоимость товара – это его способность удовлетворять ту или иную потребность человека, его полезность.

Меновая стоимость товара - это его способность в опреде­ленных количественных соотношениях обмениваться на другой товар или деньги.

Все товары подразделяются на две большие группы:

1) товары для удовлетворения производственных потребностей;

2) товары для удовлетворения личных потребностей.

Результаты человеческой деятельности выступают в двух формах: материальные блага (вещи) и нематериальные блага (услуги).

Виды товаров:

Низший (по спросу) товар – потребление которого уменьшается по мере роста потребительских доходов вследствие предпочтения потребителем более качественного другого товара.

Нормальный (по спросу) товар – спрос и потребление которого растет по мере роста потребительских доходов.

Взаимодополняющий товар – товары, применение одного из которых требует одновременного использования другого товара, дополняющего первый (зубная щетка и зубная паста).

Взаимозаменяемые товары – товары, которые служат однородным целям и различие между которыми для данного потребителя и в данной ситуации не имеет существенного значения.

Стоимость товара

1) по трудовой теории стоимости это овеществленный в товаре общественный труд товаропроизводителей. Определяется количеством общественного труда и времени, необходимого для его производства.

2) стоимость приобретения покупателем конкретного товара с учетом скидок с цены и дополнительных расходов.

Цена – денежное выражение стоимости товара. Это экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

Относительная ценность товаров это пропорции товарообмена, при которых изготовитель считает для себя выгодным продать товар, а покупатель считает выгодным товар купить.

Закон стоимости – по трудовой теории стоимости это объективный экономический закон, регулирующий связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях товарно-денежных отношений, согласно которому производство и обмен товарами осуществляется на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда, уровнем спроса и предложения.

 

3. Феномен Гиффена – рост цен на товары первой необходимости может вызвать не сокращение величины спроса на них, а даже ее увеличение. В этой ситуации люди скорее откажутся от других покупок и все сэкономленные деньги потратят на приобретение жизненно важного товара.

Спрос и предложение

Спрос на какой-либо товар или услугу – это желание и возможность потребителя купить определенное количество этого товара (услуги) по определенной цене в определенный период времени.

Объем спроса – это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени (день, месяц, год).

Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

Шкала спроса – таблица, которая показывает какое количество товара будет куплено по различным ценам в определенный период времени.

Закон спроса: при прочих равных условиях объем спроса на товар увеличится, если цена на него будет снижаться, и, наоборот, объем спроса на товар сокращается, если цена на товар повышается.

Индивидуальный спрос – это спрос, предъявляемый на товар отдельным потребителем (покупателем).

Рыночный спрос – это спрос, предъявляемый на товар всеми покупателями (потребителями) на рынке этого товара.

 

Основные факторы, оказывающие влияние на спрос:

- цены на товары-заменители;

- цены на дополняющие товары;

- доходы покупателей;

- мода, вкусы и предпочтения покупателей;

- реклама;

- сезонные изменения в спросе;

- ожидания покупателей.

Функция спроса – это з ависимость объема спроса от определяющих его факторов,

ее можно представить следующим образом:

QDA = F(PA, PB… PZ, I, H, …),

где QDA – объем спроса на товар А в определенный период времени;

Q – количество,

D – спрос,

QD – объем спроса,

PA – цена товара А,

PB … PZ – цены других товаров,

I – денежный доход покупателей,

H – некоторая величина, которая характеризует вкусы и предпочтения покупателей.

… - прочие факторы, влияющие на спрос.

Если предположить, что все факторы, кроме цены самого товара, постоянны, то можно представить функцию зависимости объема спроса на товар только от цены.

То есть если PB… PZ, I, H, …, - const, то QDA = F(PA)

Функцию спроса от цены можно представить несколькими способами:

1. Табличный способ (с помощью шкалы спроса).

2. Аналитический способ (с помощью математической формулы).

3. Графический способ.

Табличный способ

Шкала спроса – таблица, которая показывает какое количество товара будет куплено по различным ценам в определенный период времени.

 

Цена за единицу товара Р (денежных единиц) Объем спроса на товар QD (тыс.ед. в месяц)
   
   
   
   
   
   
   

 

Аналитический способ

Если существует линейная зависимость между QD и P, то в общем виде уравнение функции спроса от цены QD = a - bP

Например, уравнению функции, характеризующей зависимость между QD и P из приведенной выше шкалы спроса соответствует следующая формула: QD = 15 - 2P.

Графический способ

С помощью графика линии спроса, которую можно получить, если перенести на график данные шкалы спроса или с помощью построения графика функции спроса.

Эластичность спроса по цене (Схема 8. Стр. 95) показывает степень чувствительности потребителей к изменению цены продукции.

Формула точечной эластичности при незначительном изменении величин (менее 5%):

 

Q2 - Q1 P2- P1

ED = -----------: --------,

Q1 P1

где ED – коэффициент эластичности спроса по цене,

P1 – первоначальная цена,

P2 – новая цена,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 2966; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.033 с.)