Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Экология в системе естественных наук↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Раздел 1. Общая экология Тема 1. Экология в системе естественных наук Экология в системе естественных наук. Экологическая ситуация в мире и России. Экосистемы и биосфера. Изменение биосферы в процессе жизнедеятельности организмов, биота. Основные понятия и термины, применяемые в экологии. Биота и косные вещества: атмосфера, гидросфера и литосфера. Тема 2. Свойства живых систем Фундаментальные свойства живых систем. Уровни биологической организации. Основные экологические законы. Человек и биосфера. Взаимодействие организма и среды. Эволюция планеты, возникновение жизни на земле. Первый глобальный кризис - смена анаэробной среды на кислородную. Усложнение строения живых организмов, появление приматов и человека. Риск глобальных кризисов космического происхождения. Тема 3. Биосфера - гарант жизни на Земле Биосфера - сложная система, которая должна находиться в состоянии равновесия всех живых организмов между собой и окружающей средой. Биохимическое единство всех живых организмов планеты. Биологическая регуляция окружающей среды. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез и дыхание, хемосинтез, сходства и отличие. Трофические отношения между организмами: продуценты, консументы и редуценты. Химические, физические и биологические факторы окружающей среды различного происхождения.
Раздел 2. Актуальные экологические проблемы Тема 4. Демографические проблемы и здоровье человека Рост народонаселения, развитие цивилизации, появление городов. Смена со-циальных формаций. Влияние промышленности и сельского хозяйства на окру-жающую среду. Экологические последствия роста народонаселения и интенсификации сельского хозяйства. Понятие о загрязняющих веществах (поллютантах), токсические вещества, предельно допустимые концентрации (ПДК), дозы. Влияние загрязняющих веществ на здоровье человека. Взаимосвязь и взаимозависимость человека и биосферы. Специфика действия неблагоприятных факторов на обмен веществ и здоровье человека. Динамика продолжительности жизни человека и состояния здоровья людей в глобальном масштабе и России. Охрана биосферы как одна из важнейших современных задач человечества. Виды и особенности антропогенных воздействий на природу. Природные ресурсы как основные факторы развития общества. Обоснование необходимости глобального перехода на ресурсосберегающие технологии. Запасы сырья в мире и России, динамика их использования. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов, экозащитная техника и технология. Качество атмосферы, воды и почвы - основной фактор, обуславливающий здоровье человека. Постепенное загрязнение окружающей среды как результат природопотребительской и природопокорительской деятельности человека. Тема 6. Проблемы загрязнение воды Вода, участие в обмене веществ. Использование воды в производственных и бытовых целях. Загрязнение, способы промышленной и бытовой очистки. Очистка сточных вод, глобальные проблемы. Загрязнение воды в Пермском крае. Тема 7. Проблемы отходов Твердые и жидкие отходы промышленности и сельского хозяйства. Бытовые отходы. Способы удаления и утилизации отходов - сжигание, захоронение на специальных полигонах, компостирование. Экономика различных способов и их рационализация. Опыт некоторых зарубежных стран и РФ по утилизации отходов. Рекреация полигонов твердых отходов. Тема 8. Влияние интенсификации сельскохозяйственного производства Тема 10. Ксенобиотики Понятие ксенобиотиках - загрязнителях биологического и антропогенного происхождения. История изучения, токсичность, отравления человека и животных. Диоксины, история изучения, чрезвычайная токсичность, кумулятивные свойства. Возможность появления в питьевой воде при ее хлорировании полихлорбифенолов. Федеральная программа 1995 г. «Диоксины». Экосистемы их структура. 4. Учение В.И.Вернадского о ноосфере. 5. Проблемы демографии, взаимосвязь природы и общества. 6. Гигиеническое нормирование загрязнений в атмосфере, воде почве, пищевых продуктах (ПДК). 7. Влияние поллютантов и ксенобиотиков на здоровье человека. 8. Виды и особенности антропогенных воздействий на природу. 9. Природные ресурсы как основные факторы развития общества. 10. Обоснование необходимости глобального перехода на ресурсосберегающие технологии. 11. Атмосферы, причины ее загрязнения, последствия для биосферы и человека. 12. Мероприятия по охране воздушной среды. 13. Водные ресурсы, их характеристика, водный кадастр. 14. Требования к качеству воды, водоохранный комплекс. 15. Сточные воды и методы их очистки. При курении? 49. У обоих родителей вторая группы крови. Какие группы крови могут быть у детей? 50. При бомбардировке изотопа 7 N14 нейтронами получается изотоп углерода 6С14 , который оказывается β-радиоактивным. Написать уравнения обоих ре- акций и описать воздействие изотопов этих реакций на организм человека.
Выбор варианта контрольной работы Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр номера зачетной книжки студента. Литература Основная: 1. Стадницкий Г.В. Экология.Учебник.-С-Пб: Химиздат, 2002. 2. Степень Р.А., Паршинова В.Н. Экология. Учебное пособие.-М.: АCADEMA, 2004. 3. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. Учебное пособие для вузов. М.: АСADEMA, 2004. Дополнительная: 4. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. Учебное пособие.- С-Пб.: ДЕАН, 1999. 5. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом ци- вилизации. Учебное пособие.-М.: ИНФРА, 2005. 6. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология.Учебник.- М.: ЦЕНТР, 2003. 7. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. Учебное пособие.-М.: Владос, 1998. 8. Малофеев В.И. Социальная экология. Учебное пособие.-М.: «Дашков и К» 2003. 9. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Справочное и учебное пособие.-М.: “Финансы и статистика”, 1999. 10. Шилов И.А. Экология. Учебник.-М.: Высшая школа, 2003. 11. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Под редакцией Глушкова В.Г., Шевченко А.Т. Учебное пособие М.: Московский лицей, 2002. Рекомендуемая: Научно-популярные журналы: “Природа”, “Земля и Вселенная”, “Наука и жизнь”, “Знание – сила”, “В мире науки”, “Экология”, “Экология и жизнь”, “Химия и жизнь”, “Техника молодежи” за 1998-2006 гг. 12. Андреева И.Л. Человек и его здоровье.//Экология и жизнь, 2006.№ 5- с.9-14. 13. Валерстайн И.Экология и издержки производства.//Экология и жизнь.2005. № 3-с. 28-29. 14. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пище- вых проддуктов. СанПин 2.3.2.1324-03. М.: “Пресса”, 2003. 15. Елдышев Ю.Н. Хлопоты вокруг выхлопов.//Экология и жизнь.2006.№2-с.48. 16. Елдышев Ю.Н. Ядерные отходы в пищу микробам //Экология и жизнь.2005. №2- с.48-49. 17. Зубаков В.А. Дом-земля-стратегия ХХI века: симбиоз объединенного человечества с поддерживаемой биосферой. //Газета “Зеленый мир”, 2000. № 19-с.20. 18. Клюев Н.Н. «Чистая» сфера. Эколого-экономические проблемы и перспек- тивы сельского хозяйства России.//Экология и жизнь 2005.№ 3- с.20. 19. Кондратьев К. Глобальный климат и проблема сокращения парниковых газов. //Евроазия, 1995.т 2 (27)- с.61. 20. Котляр И.Б. Большая химия и одна жизнь.//Экология и жизнь.2006.№2-с.54. 21. Красновский А.А. Биологическое преобразование Солнечной энергии.//Эко- логия и жизнь, 2005. № 1- с. 43. 22. Ларин И.К. Химия парникового эффекта.//Химия и жизнь. 2001.№7-8-с.23. 23. Моисеев Н.Н. “Конфликт” глазами математика.//Экология и жизнь, 2005.№3 -с. 4-11. 24. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Беседы об устойчивости экосистем // Экология и жизнь, 2004. № 1- с. 33, № 4 - с. 36, 2005. № 2 – с. 35. 25. Самсонов А.Л. Вселенная воды //Экология и жизнь, 2006. № 5- с.42-48. 26. Токарева Н.Есть то,что есть?//Экология и жизнь. 2005.№ 3-с.66. 27. Шишлова А. «Куриный кризис в Бельгии» // Наука и жизнь.1999. №10 с 31. 28. http://fadr.msu.ru/ecocoop 29.http: //vozuhoochistiteli.ru/tema-v/asbest.html 30. http://taw.lib.vvsu.ru/books/bakalavr.oi/ 31. http://www.krugosvet.ru 32. www.meteoinfo.ru
Приложение 1 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Адаптация – приспосабливание Альфа-распад – ядерная реакция с образованием альфа-частиц (ядра атома ге-лия, состоящего из 2-х протонов(р) и 2-х нейтронов (n). Антропология – наука о человеке. Антропогенез – учение о происхождении человека. Атмосфера –газовая оболочка планеты. Бета – распад ядерная реакция с образованием бета-частиц (электрона, пози-трона). Биосфера – оболочка Земли, в которой живут и взаимодействуют организмы. Биоценоз – совокупность живых организмов (растений, животных и микроорга-низмов), населяющих область среды с однородными условиями жизни. Биогеоценоз – совокупность биоценозов и геоклиматических условий. Взаимодействие – процесс воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность (порождение одним объектом другого). Вид (биологический) – совокупность популяций (особей), способных к скре-щиванию с образованием плодовитого потомства, обладающих рядом общих признаков и нескрещивающихся с особями другого вида в природных условиях. Вселенная – весь существующий материальный мир, безграничный в прост-ранстве и времени. Галактика-г игантская (до 1011 звезд) звездная система, связанная гравитацией. Гамма- излучение - коротковолновое электромагнитное излучение, возникающее при распаде радиоактивных ядер и элементарных частиц. Ген – участок ДНК, несущий информацию о синтезе белка, являющийся едини-цей наследственного материала, ответственного за формирование какого-либо признака. Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Генотип – совокупность всех генов. Дегенерация – понижение уровня организации в ходе эволюции. Дедукция – вывод по правилам логики частного из общего. Естественный отбор – один из основных движущих факторов эволюции, про- цесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды, и вымирание неприспосрбленных. Загрязнение – поступление антропогенного (вредного) вещества в окружающую среду в количествах, превышающих допустимый уровень. Идиоадаптация – возникновение в ходе эволюции изменений в живых организ-мах при сохранении в целом уровня организации. Изменчивость – свойство живых организмов изменять признаки при передаче от предков к потомкам. Изотопы – разновидности химических элементов с различным числом нейтро-нов в ядре, но с одинаковыми: числом протонов и химическими свойствами. Информация генетическая – сведения, являющиеся объектом хранения, пере-работки и передачи. Клетка – элементарная живая система, наименьшая структурно-функциональ-ная и генетическая единица, способная к самовоспроизведению, самообновле-нию и саморегуляции. Комменсализм (биол. нахлебничество) – сожительство организмов, когда один живет за счет другого, не причиняя ему какого либо вреда. Креационизм – учение о божественном сотворении мира и человека. Ксенобиотики – чужеродные для организма соединения химического или биологического происхождения. Мейоз – одна из форм деления половых клеток, в результате которого образу-ются четыре клетки, содержащие по единственной (гаплоидной) копии каждой хромосомы. Метаболизм – обмен веществ. Метагалактика – видимая часть Вселенной. Митоз – бинарное деление соматических (гр. soma – тело) клетки (бесполовое размножение исключает мейоз). Мутация – ошибка в самовоспроизведении гена, изменение наследственных структур по каким-то причинам. Мутуализм - взаимовыгодные сожительство между организмами Наследственность – всеобщее свойство живых организмов передавать призна-ки от предков к потомкам. Ноосфера – сфера разума, новоеэволюционное состочние части Вселенной, в котором разумная деятельность человечества становится решающим фактором развития. Нуклеиновые кислоты – носители генетической информации в живых телах. Нуклеотиды – элементарные звенья нуклеиновых кислот. Онтогеноз – развитие индивида. Организм – уровень организации живой материи, живая система, элемент биологического вида (индивид, особь), отличающийся от других элементов того же вида индивидуальными генетически обусловленными свойствами. Отходы – это то, что не может быть использовано в данном производстве. Отходы бытовые – ненужные или потерявшие свою полезность предметы или вещества. Паразитизм – сожительство организмов разных видов, когда один (паразит) живет на другом (хозяине) или внутри него и питается за счет него. Пестициды – вещества антропогенного или биологического происхождения для уничтожения вредителей сельскохозяйственной продукции Поллютанты (загрязнители) – вещества антропогенного происхождения, не свойственные природе и наносящие ей вредное воздействие. Популяция – совокупность особей одного вида на определенной территории, внутри которой происходит свободное скрещивание, изолированное от других популяций. Прокариоты – организмы, лишенные оформленного ядра (вирусы, бактерии, сине-зеленые водоросли), не претерпевающие деления по типу мейоза. Радиоактивность – способность атомных ядер превращаться в другие ядра с испусканием частиц и ядерных излучений. Репликация – самовоспроизводство ДНК. Самоорганизация – целенаправленный процесс, в ходе которого формируется, воспроизводится или совершенствуется организация сложной открытой динамической системы. Симбиоз (гр. совместная жизнь) – форма сосуществования двух различных организмов, имеющих две разновидности мутуализм и комменсализм. Синергетика (гр. synergos-совместно действующий) – наука о сложных самоорганизующихся системах. Смог – фотохимическая смесь атмосферного воздуха, пыли и химических соединений. Толерантность – степень устойчивости живого организма к изменениям экологических факторов. Трофическая цепь – последовательность передачи вещества и эквивалентной ему энергии от одного организма к другим. Хромосома – часть ядра клетки, состоящая из белка и нуклеиновых кислот, в которой заключена наследственная информация. Фенотип – совокупность признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Филогенез – развитие вида. Эволюция – постепенное, поэтапное изменение (развитие). Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Экологическая ниша – совокупность места и условий среды, обепечивающая весь цикл развития организма (особей одного вида). Экологическая экспертиза – система мероприятий, направленных на провер-ку деятельности человека требованиям экологической безопасности общества. Экологический мониторинг – система наблюдений за изменением состояния среды, вызванными антропогенными причинами, позволяющая прогнозиро-вать развитие этих изменений. Экосистема- единая территория с определенными физическими и химически-ми показателями, способная к длительному существованию при полном круго-вороте веществ. Энтропия – мера внутренней неупорядочности системы (хаоса). Эукариоты – организмы с клетками, содержащие оформленное ядро. К ним относятся все растения и животные, имеют деление как по типу митоза, так и по типу мейоза. Яд – вещества отравляющие организм.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ/ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ЭКОЛОГИЯ» 1. Предмет и задачи экологии. Разделы экологии, связь с другими областями науки и техники. 2. Спектр уровней организации материи. Понятия: живой организм, вид, популяция, биологическое сообщество, экосистема. 3. Понятие о биосфере. Учение Вернадского о биосфере. Структура биосферы. 4. Природные ресурсы и их классификация. 5. Понятие об экологическом факторе. Классификация экологических факторов. 6. Абиотические факторы (климатические, почвенно-грунтовые, водной среды). 7. Биотические факторы. Типы взаимоотношений между видами. 8. Основные законы экологии. 9. Экологическая система и ее структура 10. Типы и структура пищевых цепей. Распределение потока энергии в пищевых цепях. 11. Пирамиды энергетических потоков, численностей и биомасс. Продуктивность экосистемы. 12. Круговорот веществ в природе (геологический, биогеохимический). Круговорот углерода, азота, воды. 13. Понятие «загрязнение окружающей среды». Виды и характер загрязнений. Классификация загрязнений. 14. Канцерогенные вещества в атмосфере, воде и пище. 15. Понятие о тяжелых и токсичных элементах. Тяжелые металлы. 16. Радиоактивное загрязнение и его влияние на здоровье человека и живые организмы. 17. Влияние загрязняющих веществ на здоровье населения 18. Источники и виды загрязнений атмосферного воздуха. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на окружающую среду. Самоочищение атмосферного воздуха. 19. Фотохимический (окислительный) и восстановительный смог. 20. Причина возникновения парникового эффекта, его последствия. 21. Причины истощения озонового слоя, возникающие последствия. 22. Гигиеническое нормирование примесей в атмосфере (ПДК). 23. Мероприятия по охране атмосферного воздуха (законодательные, архитектурно-планировочные, технические, технологические). 24. Значение воды. Потребности и запасы воды. 25. Источники и виды загрязнений гидросферы. Экологические последствия загрязнения природных вод. Самоочищение воды. 26. Классификация сточных вод. Санитарные условия спуска сточных вод в водные объекты. 27. Принципы нормирования загрязняющих веществ в воде водоемов. 28. Мероприятия по охране водоемов. 29. Охрана и рациональное использование почв. 30. Пестициды в окружающей среде и пище. 31. Твердые бытовые отходы (ТБО): классификация, состав, обращение, способы утилизации. 32. Источники образования шума и мероприятия по предотвращению шумового воздействия. 33. Экологический мониторинг. 34. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Значение международных организаций ВОЗ, ФАО. 35. Понятие о качестве пищевых продуктов. 36. Состояние охраны окружающей среды в Пермской области. 37. Экономика природопользования. 38. Принципы устойчивого развития общества. 39. Значение белков, жиров, углеводов в жизни организмов.
Сфера. Основополагающим объектом изучения экологии является взаимодействие пяти уровней организации материи: живые организмы, популяции, сообщества, экосистемы и экосфера. Живой организм - любая форма жизнедеятельности. По мнению экологов, существует от трех до двадцати категорий живых организмов. Мы будем выделять три: растения, животные, деструкторы-редуценты. Популяция - это группа организмов одного вида, проживающих в определенном районе и функционирующая как часть биологического сообщества. Популяции - это динамичные группы организмов, адаптирующиеся к изменениям условий окружающей среды путем изменения своих размеров, распределения возрастных групп, генетического состава. (Все окуни в пруду, белки обыкновенные, население в отдельной стране или Земли в целом). Вид - это совокупность популяций особей, имеющих общие морфологические признаки, занимающих определенный ареал, представители которых скрещиваются друг с другом в естественных условиях. Подсчитано, что в мире существует от трех до 30 млн. видов живых организмов. Каждый организм или популяция имеет свое местообитание: местность, где они проживают. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном месте и взаимодействуют друг с другом, они создают биологическое сообщество (все растения, животные и деструкторы леса, пруда, пустыни или аквариума). Биогеоценоз - система, состоящая из сообщества живых организмов (биота) и его абиотического окружения на ограниченном участке земной поверхности с однородными условиями Экосистема - это взаимосвязь сообществ с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Это вечно меняющаяся (динамичная) сеть биологических, химических и физических взаимодействий, которые поддерживают жизнеспособность сообществ и помогают им приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды. Экосистема в определенных пределах безразмерна и может включать несколько биогеоценозов. Тогда как биогеоценоз - сугубо наземное образование. Все экосистемы Земли составляют экосферу. Основные наземные и водные экосистемы. Главные экосистемы суши: леса, степи, пустыни, называют наземными экосистемами или биомами. Основные различия между ними определяются разными соотношениями средней температуры воды и испарения. Экосистемы гидросферы называются водными экосистемами. Это пруды, озера, реки, океан, коралловые рифы, эстуарии (устья рек или заливы океанов, где смешивается, солена и пресная вода), болота, марши, степные блюдца. Главное отличие: количество растворенных питательных веществ в воде, глубина проникновения солнечных лучей, средняя температура. Переходная зона между смежными экосистемами называется экотон. 3. Понятие о биосфере. Учение Вернадского о биосфере. Структура биосферы. Биосфера - оболочка земли, в которой развивается жизнь разнообразных организмов, населяющих поверхность суши, почву, нижние слои атмосферы, гидросферу. Биосфера представляет собой результат взаимодействия живой и неживой материи. Основоположником современного представления о биосфере является советский ученый В.И. Вернадский. Биосферу Вернадский рассматривал как качественно своеобразную оболочку Земли, развитие которой в значительной мере определяется ^деятельностью живых организмов. Биосфера по Вернадскому - это не просто совокупность живых организмов, а единое пространство, в котором сосредоточена жизнь и осуществляется взаимодействие всего живого с неорганическими условиями среды. Биосфера по Вернадскому включает в себя: 1.«Живое вещество», т.е. множество живых организмов. 2.«Биогенное вещество», т.е. органо-минеральные или органические продукты, созданные живым веществом (каменный уголь, торф, подстилка, гумус -верхний плодородный слой почвы). 3. «Биокосное вещество», созданное живыми организмами вместе с неживой природой (вода, атмосфера, осадочные породы). 4. «Косное вещество», образовавшееся без участия живых организмов (магматические горные породы). Биосфера охватывает поверхность Земли, верхнюю часть литосферы, всю гидросферу и нижнюю часть атмосферы - тропосферу. Границы биосферы определяются наличием условий, необходимых для жизни различных организмов. Верхней границей биосферы является озоновый слой (20 - 30 км от земной поверхности), а ее нижняя граница не опускается в литосферу ниже 2-3 км. Нижний предел жизни ограничивает высокая температура земных недр (свыше 100°С). Наивысших пределов ее достигают только низшие организмы - бактерии. Основой жизни на земле является круговорот веществ и превращение энергии (фотосинтез). Фотосинтез осуществляется растениями, водорослями и фитопланктоном. Это процесс образования растениями органических соединений под влиянием солнечного света, в результате которого двуокись углерода и вода превращаются в углеводы, а в качестве побочного продукта выделяется кислород. Кислород Земли - результат фотосинтеза. Биотический круговорот осуществляется при участии всех организмов, каждый из которых - звено в биотическом круговороте. Любой организм использует в качестве пищи тела или продукты распада других организмов. Основную роль в этом играют микроорганизмы. Они минерализуют органические останки животных и растений, превращая их в минеральные соли и простейшие органические соединения, которые вновь используются зелеными растениями при синтезе нового органического вещества. Жизнь и биосфера, как взаимосвязанные процессы, возникли на Земле не сразу, а на определенном историческом этапе эволюции материального мира, в продолжительном процессе формирования, изменения и развития, под влиянием совокупности внутренних, внешних, абиотических и биотических условий, факторов и причин. Жизнь на нашей планете возникла 3 млрд. лет назад. Примерно 400 млн. лет назад первые живые существа начали заселять сушу. Все современные виды растений, животных и микроорганизмов в той или иной степени родственны друг другу. Все они в течение миллиардов лет питались, размножались, отмирали и изменялись под действием естественного отбора и всегда воздействовали на среду своего существования, коренным образом обновляя состав атмосферы, природных вод, осадочных пород. Ноосфера - материальная оболочка земли, измененная в результате воздействия человека на природу. Абиотические факторы Абиотические факторы наземной среды. Это совокупность климатических и почвенно-грунтовых элементов, воздействующих друг на друга и на живые существа. Климатические факторы: 1. Лучистая энергия Солнца. Распространяется в пространстве в виде электромагнитных волн. Количество солнечной радиации, проходящей через атмосферу к поверхности Земли в единицу времени называют солнечной постоянной - 0,14 Дж/см2 в 1с. Земная ось наклонена к плоскости эклиптики, поэтому различные области земного шара получают неодинаковое количество солнечной радиации. От доли поглощения солнечной радиации зависят общий температурный режим, влажность. 2. Освещенность земной поверхности, связанная с лучистой энергией и определяющаяся продолжительностью и интенсивностью светового потока. Вследствие вращения земли периодически чередуется светлое и темное время суток. Освещенность играет важную роль для всего живого и организмы физиологически адаптированы к смене дня и ночи и соотношению темного и светлого периода суток. 3. Влажность атмосферного воздуха - связана с насыщением его водяными парами. Количество водяного пара зависит от температуры воздуха, чем она выше, тем больше влажность. Однако при конкретной температуре существует предел насыщения, который называют максимальным. Разница между максимальным и данным насыщением называется дефицитом влажности. Это важнейший экологический параметр. Дефицит влажности характеризует температуру и влажность. Чем выше дефицит влажности - тем суше и теплее и наоборот. 4. Осадки - тесно связаны с влажностью - результат конденсации водяных паров. Благодаря конденсации образуются росы и туманы, при низких температурах наблюдается кристаллизация влаги. Вследствие кристаллизации и конденсации формируются облака и атмосферные осадки. Осадки - одно из звеньев круговорота воды в природе. По уровню осадков выделяют влажные и засушливые зоны. 5. Газовый состав атмосферы. Включает азот, кислород с примесью незначительного количества углекислого газа и аргона и других инертных газов, примеси мельчайших частиц. В верхних слоях атмосферы содержится озон. Азот - важный биогенный элемент, участвует в образовании белковых структур. Кислород обеспечивает дыхательные процессы, углекислый газ естественный демпфер солнечного и обратного земного излучения, озон -экран по отношению к ультрафиолетовому излучению солнца. Примеси (дымы, пыльца и пр.) влияют на прозрачность атмосферы. 6. Температура на поверхности Земли - определяется температурным режимом атмосферы и связана с солнечным излучением. 7. Ветер. Причина его возникновения - неодинаковый нагрев земной поверхности, связанный с перепадами давления. Ветер направлен в сторону меньшего давления, т.е. туда, где выше температура. Ветер влияет на все метеорологические элементы климата: режим температуры, влажности, испарения, на перенос и распределение примесей в атмосфере. 8. Давление атмосферы. Нормальное - 750,1 мм рт. ст. В пищевых цепях Пищевой цепью называют последовательность организмов, в которой каждый из них съедает или разлагает другой. Пищевая цепь - это путь однонаправленного потока крохотной частицы высокоэффективной солнечной энергии, поглощенной в процессе фотосинтеза, через живые организмы экосистемы в окружающую среду в виде низкоэффективной тепловой энергии. Пищевая цепь - это также движение питательных веществ от продуцентов, консументов к редуцентам и обратно к продуцентам. Все организмы, пользующиеся одним типом пищи, принадлежат к одному трофическому уровню. Рис. Пищевая цепь. Стрелками обозначены потоки химической энергии через трофические уровни и потери энергии в виде тепла. Концепция пищевых цепей помогает проследить круговорот химических элементов и потоков энергии в экосистеме. Совокупность многих связанных между собой пищевых цепей называется пищевой сетью. Движение энергии в экосистемах происходит посредством двух связанных между собой типов пищевых сетей: пастбищной и детритной. В пастбищной пищевой сети живые растения поедаются растительноядными животными, которые сами являются пищей для хищников и паразитов. В детритной пищевой сети отходы жизнедеятельности и мертвые организмы разлагаются микроорганизмами до простых неорганических соединений, которые вновь используются растениями. Во всех экосистемах пастбищная и детритная пищевые цепи взаимосвязаны. Не вся пища усваивается, часть уходит в детритную цепь. Степень влияния травоядных животных на сообщество зависит не только от количества ассимилированной ими энергии пищи, но и от скорости изъятия живых растений. Биоконцентрирование токсагентов на трофических уровнях. Некоторые вещества по мере продвижения по цепи не рассеиваются, а наоборот накапливаются. Биоконцентрирование нагляднее всего выражается при продвижении радионуклидов и пестицидов. Продуктивность экосистем Трофическую структуру экосистемы измеряют энергией, по численности особей на единицу площади за единицу времени или биомассй. Эту структуру изображают в виде экологических пирамид. Пирамиды энергетических потоков. С каждым переходом от одного трофического уровня к другому в пределах пищевой сети совершается работа и в окружающую среду выделяется тепловая энергия, а количество энергии высокого качества, используемой организмами следующего трофического уровня снижается. В дикой природе около 10 % доступной высококачественной энергии одного трофического уровня трансформируется в доступную химическую энергию в организмах следующего уровня. Оставшаяся энергия используется для поддержания жизнедеятельности организмов, но большая часть теряется в окружающей среде как тепловая энергия низкого качества. Пирамиды энергетических потоков и расходов энергии на диаграмме свидетельствуют о том, что чем длиннее пищевая сеть, тем больше теряется полезной высококачественной энергии. Рис. Обобщенные пирамиды энергетических потоков и расходов энергии. Пирамиды численностей показывает численность организмов на каждом трофическом уровне. Пирамида численностей для луга и большинства других экосистем сужается при продвижении от уровня продуцентов к более высоким трофическим уровням. Но для некоторых экосистем, например леса, пирамиды численностей имеют перевернутую форму. Пирамиды биомасс. Сухой вес всех органических веществ, содержащихся в организмах экосистемы называется биомассой (кг/м2). Для большинства наземных экосистем суммарная биомасса каждого последующего трофического уровня уменьшается. В водных экосистемах пирамида может выглядеть перевернутой, с биомассой консументов, преобладающей над биомассой продуцентов. Основанием экологической пирамиды служит первый уровень продуцентов, а последующие уровни образуют этажи и вершину пирамиды. Пирамиды численностей и биомассы могут быть обращенными, т.е. основание может быть меньше, чем один или несколько верхних этажей. Так бывает, когда средние размеры продуцентов меньше размеров консументов. Энергетическая пирамида всегда будет сужаться к верху, если учитываются все источники пищевой энергии в системе. Продуктивность экосистем. Скорость, с которой растения производят полезную химическую энергию или биомассу, называется валовой первичной продуктивностью. Чистая первичная продуктивность - это количество энергии, созданной растениями на единице площади за единицу времени (ккал/м в год). Продуктивность консументов называется вторичной продуктивностью. Круговорот углерода Влияние человека на круговорот углерода: поступление диоксида углерода в атмосферу в результате сжигания энергоносителей ведет к глобальным изменениям в отношении теплового баланса биосферы. Круговорот азота. Азот входит в состав аминокислот белка и нуклеиновых кислот. N2-78% в атмосфере. В живых органах-3% азота. Влияние человека на круговорот азота: 1) массовое производство азотных удобрений и их использование приводит с одной стороны к избыточному накоплению нитратов; 2) с другой стороны к потерям из-за отчуждения урожая, вщелачивания и денитрификации; 3) поступление оксидов азота в атмосферу при сжигании топлива. Последствия: в крупных городах под воздействием ультрафиолетового излучения солнца диоксиды азота в результате фотохимических реакций приводят к образованию фотохимического смога; 4) компонент кислотных дождей. Круговорот воды или гидрологический цикл, в процессе которого происходит накопление, очистка и перераспределение планетарного запаса воды. Важнейшими процессами этого круговорота являются испарение (превращение воды в водяной пар), конденсация (превращение водяного пара в капли жидкости); осадки (дождь, измосрось, снег); и сток воды назад в море для возобновления цикла. Влияние человека на круговорот воды: забор больших количеств пресной воды из рек, озер и водоносных горизонтов, что приводит к истощению водных ресурсов; сведение растительности - приводит к уменьшению просачиваемости вод под землю, увеличению интенсивности поверхностного стока, усилению эрозии почв. 13. Понятие «Загрязнение окружающей среды». Виды |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.242.39 (0.012 с.) |