Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общество как система. Основные подсистемы (сферы) обществаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основными элементами общества как системы выступают те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни. Каждая из этих сфер, в свою очередь, также может быть рассмотрена как система, состоящая из своих элементов. Основными видами (сферами, подсистемами общества) общественно необходимой человеческой деятельности являются: 1) экономическая — область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ; включает в себя такие важнейшие компоненты: · материальные потребности; · экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности; · экономические ресурсы (источники производства благ); · хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации), выступающие основным элементом экономической системы общества. 2) социальная — область возникновения и функционирования связей и отношений между социальными группами (общностями) людей. Социальная система состоит из: · социальных групп (социальных общностей), · социальных связей, · социальных институтов (форм, в которых осуществляются наиболее значимые социальные связи), · социальных норм (правил социального поведения), · ценностей социальной культуры. 3) политическая — область осуществления отношений власти и подчинения, область управления обществом; ее главными элементами выступают: · политические организации и институты (государство – основной элемент политической системы общества, политические партии, общественные организации, СМИ); · нормы политического поведения и политической культуры; · политические идеологии. 4) духовная — область создания и освоения духовных ценностей. Элементами духовной сферы являются: · духовные потребности как источник (стимул) духовной деятельности общества; · созданные обществом духовные ценности – главный элемент духовной сферы; · средства осуществления духовного производства; · субъекты духовной деятельности (отдельные люди, социальные группы и организации, общество в целом). Экономическая, социальная и политическая подсистемы общества изучаются соответственно экономикой, социологией и политологией. Духовная сфера изучается в рамках философских дисциплин (этика, эстетика, религиоведение, науковедение) или же дисциплин гуманитарных (правоведение, искусствознание, история, литературоведение и др.).
7.3. Общество как процесс Общество постоянно изменяется. Вечный вопрос, волнующий мыслителей об обществе и истории: откуда мы и куда идем, чего ждать от настоящего и будущего? Основным подходом, рассматривающим общество как процесс, т.е. в состоянии изменения, является диалектический. Социальная философия рассматривает общественно-исторический процесс как последовательное изменение состояния общества. О развитии общества можно говорить, если общественные события имеют направленность и выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий. На каждом этапе общественного развития реализуются различные варианты событий. Для характеристики направленности развития общества в социальной философии используются понятия «прогресс» и «регресс». Прогресс — поступательное восходящее развитие общества, представляющее собой переход к более совершенным формам. Регресс — нисходящее развитие, представляющее собой возвращение к прежним общественным формам. Единого мнения, какой из видов развития общества является основным, нет; сторонники противоположных позиций приводят доводы как оптимистических, так и пессимистических вариантов развития. Например, французские философы-просветители Д. Дидро, Вольтер защищали идею прогрессивного развития европейского общества, а Ж.-Ж. Руссо — регрессивного, обращая внимание на погибель обществ в результате природных катастроф, нашествий, внутренних кризисов. В определении прогрессивного или регрессивного путей актуальной является проблема критериев общественного развития. Среди мыслителей нет единого мнения по вопросу существования общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, а также о критерии прогресса (если он существует). Для характеристики социального развития значимым является понятие «фактор общественного развития», т. е. движущие силы общественного развития. В социальной философии существуют разные теории прогресса: 1) многофакторные — признающие, обусловленность общественного развития рядом равнозначных факторов; 2) однофакторные — выделяющие в качестве основного какой-либо один фактор (например, деятельность великих личностей, материальное производство, либо географическую среду). К объективным факторам общественного прогресса относят: · материальное производство (экономический фактор); · природную среду (природный фактор); · социальные ресурсы (демографический фактор); · науку и технику (научно-технический фактор) и др. К субъективным факторам общественного прогресса относят целенаправленные, осознанные действия отдельных людей, а также всего общества. Основными формами общественного развития являются: · эволюция — процесс постепенных изменений; · революция — резкий качественный переход от одного состояния к другому. Социальная философия рассматривает следующие виды революций: 1) социальную — изменение типа общественного устройства; 2) политическую — изменение формы власти; 3) научную — переворот в научном знании, основанный на крупном научном открытии в результате которой меняется научная картина мира; 4) технологическую — качественное изменение в развитии производительных сил (например, промышленный переворот 18-19 вв., в результате которого произошел переход от ручного труда к машинному, от мануфактурного производства к фабричному). 5) Научно-техническая революция, превратившая в середине 20 века науку в непосредственную и ведущую производительную силу также является технологической. Модели общественно - исторического процесса Философские модели общественно-исторического процесса, основанные на рациональном подходе, разнообразны. В качестве критерия развития общества предлагались различные стороны общественной жизни. Так, в идеалистической философии Гегеля история развития человечества, его путь к политической свободе — есть развитие духовной стороны культуры. В философии К. Маркса основное внимание при анализе путей достижения экономической свободы уделяется, напротив, материальной стороне жизни общества, обеспечивающей общественно - исторический прогресс. В основе прогрессистского подхода лежит: 1) признание прогресса в историческом развитии; 2) материальная сфера жизни общества как основа и критерий прогресса; 3) представление западной Европы как идеальной (образцовой) модели прогрессивного развития. Прогрессистский вариант теории общественно-исторического процесса, представлен в виде: а) формационной теории; б) теории стадий роста. Создателем теории формационного развития явился К. Маркс. В истории общества он выделил следующие формации: первобытно-общинную; рабовладельческую; феодальную; капиталистическую; коммунистическую. Формация — этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства — совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений собственности, производства товаров, их распределения и потребления). Между производительными силами и производственными отношениями существуют непримиримые противоречия, которые могут быть разрешены только в процессе классовой борьбы, ведущей тем самым к смене формаций. Развитие и смена формаций является объективным, не зависящим от человека естественно-историческим процессом. В советский период марксистская формационная теория была единственной официально поддерживаемой теорией. В немарксистских концепциях исторического развития 20 века также нередко принималась идея исторического прогресса, а преобладающими чертами общественного развития признавались материальные факторы. Однако теории стадий роста видели их не в способе производства, а чаще всего в технологиях, развитие которых определяли стадии роста общества. К ним относятся, например, теория стадий экономического роста У.У. Ростоу, теория индустриального общества Р. Арона, многочисленные теории конвергенции, теория постиндустриального общества Д. Белла и т. д. Стадия роста — этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки. У.У. Ростоу выделяет следующие стадии роста, связанные с развитием науки и техники: 1) доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграрным хозяйством); 2) индустриальное общество (начинается с возникновения машинного производства); 3) постиндустриальное общество (связано с дальнейшим развитием науки и техники); 4) будущее постпостиндустриальное общество (технотронное, информационное общество 21 века). Альтернативой прогрессистского подхода является цивилизационный подход, основоположники которого – Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер и А. Тойнби. Цивилизационный подход исходит из следующих принципов: 1) В общественно-историческом развитии прогресса не существует; о прогрессе можно говорить лишь по отношению к отдельной культуре, которая, подобно живому организму, проходит этапы рождения, расцвета и гибели. 2) Развитие культуры и цивилизации связано, в первую очередь, с религией – «душой культуры», а не с экономикой или техникой. Тип религии определяет своеобразие общества и логику его развития. 3) Каждое общество и культура самоценны, идеальной модели развития не существует. 4) Доминантой исторического процесса выступает цивилизация (Н.Я. Данилевский).Развитие осуществляется параллельно несколькими социально-историческими организмами, складывающимися на основе общности культуры. Цивилизациилокальны, не имеют общих закономерностей и носят замкнутый характер; их сосуществование может сопровождаться взаимной враждебностью. Идеи Данилевского, получив распространение в России, стали теоретической и идеологической основой для поиска особого «русского пути» и «русской идеи». В настоящее время концепции общественного развития являются взаимодополняющими (не только противоречащими друг другу). Например, удачно описывается прошлое, то есть история локальных цивилизаций в рамках цивилизационного подхода, в то время как современные процессы, связанные с глобализацией более адекватно отражает стадиальный подход. Несмотря на усилия ученых, универсальная схема общественно-исторического процесса, в которой соединились бы оба подхода, еще не создана.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.199.240 (0.009 с.) |