Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные формы духовной жизни обществаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные формы духовной жизни общества (сферы общественного сознания) — мораль, право, религия, наука, искусство. Мораль (от лат. moralis — нравственный) — это система выработанных обществом нравственных норм, принципов, ценностей и идеалов, регулирующих поведение и отношения человека к обществу, другому человеку, самому себе. Она является древнейшей областью духовной жизни людей. Структура морали включает в себя: моральные принципы (фундаментальные представления о должном поведении); нравственные нормы (правила, формы конкретного поведения человека); моральные ценности (такие, как Добро, Свобода, Честь, Достоинство, Совесть, Смысл жизни, Счастье и др.). Главными функциями морали являются регулирование поведения людей и их воспитание в соответствии с необходимыми для существования общества принципами. Механизм действия морали – свободный выбор человека. С моралью часто сравнивают такую сферу общественного сознания, как право. Право — это система норм поведения, устанавливаемых и охраняемых государством. Исторически право появилось с возникновением государства (позже морали). Центральным элементом правовой системы являются нормы права. Если соблюдение моральных норм предписывается только совестью и общественным мнением, то соблюдение норм права охраняется государством: нормы права являются обязательными для исполнения. Еще одним отличием права от морали выступает формально определенный, однозначный характер правовых норм. Правовые нормы всегда закрепляются в официальных актах. Правовая система включает: совокупность норм права; формы юридической деятельности (практики); правосознание (представления людей о праве и его осуществлении). Основными функциями права выступают: регулятивная; охранительная; воспитательная. Религия (от лат. religio — воссоединение, совестливость) — это сфера духовной жизни общества, основанная на вере в существование сверхъестественных сил. Религия, как и мораль, относится к самым ранним формам духовного существования общества. Первыми формами религии – первобытными верованиями – являлись: а) фетишизм (от фр. fetiche — амулет, волшебство) — почитание неодушевленных предметов; б) тотемизм (от англ. totem — божество рода) — почитание определенных видов растений или животных; в) анимизм (от лат. апimа — душа, дух) — верование в духов. На более высоком уровне развития общества возник политеизм — обожествление различных сил природы с развитым пантеоном богов. Первая монотеистическая религия (основанная на принципе единобожия) — иудаизм возникла в 7 в. до н. э. Позднее возникли мировые религии: буддизм (6-5 вв. до н. э.); христианство (1 в. н. э); ислам (7 в. н. э.). Религия включает: · религиозные верования (религиозные учения и религиозные переживания – основной элемент религии); · религиозные действия (культ); · религиозные институты и организации (церкви). Выделяют следующие функции религии: мировоззренческую; воспитательную; психологическую; регулятивную; нормативную. Наука — это сфера жизнедеятельности общества, содержанием которой является рациональное познание существующего мира. Основными компонентами науки выступают объединенные в систему: научные знания – наиболее значимый компонент науки; научная деятельность; научные институты; научная методология. Функциями науки являются: познавательная; мировоззренческая; практическая. Искусство — форма духовной жизни общества, основанная на художественно-образном восприятии окружающего мира. В сферу искусства входят: · художественные образы, воплощенные в произведениях искусства – основной компонент сферы искусства; · создание предметов искусства (художественное творчество); · художественные представления. Искусство является одной из форм познания мира: с помощью художественных образов. Произведения искусства выражают существенное, типическое, характерное в изображаемых явлениях и предметах. Важнейшими функциями искусства являются: эстетическая (удовлетворение потребности человека в прекрасном); воспитательная. Вопросы и упражнения 1. Чем отличается социальная форма движения от процессов, происходящих в живой и неживой природе? 2. Только ли материальные явления в обществе относятся к общественному бытию? Совпадает ли материальное и объективное в обществе? 3. Какие отношения, на Ваш взгляд, связывают понятия "общественное сознание" и "общественное бытие"? Противоположны ли они друг другу, взаимозависимы, рядоположены, или между ними существуют иные отношения? 4. Всякая ли движущая сила исторического процесса является его субъектом? Определите понятия: народ, лидер, элита, масса, толпа. 5. Что первично в развитии общества: уровень материального производства или уровень духовной культуры? Какова зависимость между ними? 6. В.И. Ленин считал, что главное в марксизме – учение о классовой борьбе. Почему? Какую роль играет борьба классов в современных условиях? Что важнее – классовый мир или классовая борьба? 7. Н. Бердяев писал: "Никогда в стихии революции... не могут торжествовать люди умеренных, гуманных, либеральных принципов. Принципы демократии годны для мирной жизни, да и то не всегда и не для революционной эпохи. В революционную эпоху побеждают люди крайних принципов, люди, склонные и способные к диктатуре". Выскажите Ваше отношение к этой позиции. 8. Критикуя теорию национального эгоизма, русский философ Вл. Соловьев пишет: "Лучше отказаться от патриотизма, чем от совести". Какое соотношение нравственности и политики отстаивает философ? 9. Как, на Ваш взгляд, могут быть связаны политические отношения с экономикой? Приведите примеры. 10. Попытайтесь обозначить основные ценности и идеалы политического, правового, нравственного, религиозного, эстетического сознания. 11. В публицистике употребляется термин "политизированное сознание". Как Вы понимаете его и в чем недостатки и достоинства этого феномена?
Тема 8. Философия культуры. Культура и цивилизация В самом общем смысле под культурой понимают достижения науки и искусства, а также усвоенный в процессе воспитания способ поведения. Слово «культура» (лат. cultura — возделывание, уход) первоначально относилось к обработке земли. Впервые его применил для характеристики человеческого мышления римский оратор Цицерон:«Культура ума есть философия». Понятие культура противопоставляется понятию «натура» (natura — природа). Человек, преобразуя природу, создает культуру, при этом он формирует и самого себя. Культуру изучает ряд наук — история, археология, этнография, антропология, религиоведение, социология, искусствоведение и т. д., причем все они исследуют лишь одну из составляющих культуры (например, политология изучает политическую культуру). Специальная наука о культуре — культурология – ставит задачу изучения культуры как системы. Ситуация диалога культур потребовала новых подходов в изучении культуры, таких, например, как социологический и антропологический. Философия культуры является составной частью философского осмысления бытия, мира и человека в мире. В истории философии культуры выделяются следующие этапы. Первый этап, начавшийся в античной философии и продлившийся до 18 в. — время зарождения знания о культуре, однако специальным предметом изучения она еще не была. В античности центральное положение занимало воспитание, рассматриваемое как природный процесс, как формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка. В Древнем Риме культура связывалась с гражданскими доблестями, с «человеческим достоинством». В Средневековье под культурой понималась осведомленность в теологических вопросах, богословская ученость. Причем наиболее значимым была безграничная вера в отличие от слабости человеческого разума. В эпоху Возрождения появилось представление о культуре как специфически человеческом, отличающемся от природы. Под культурой понималась деятельность (преимущественно художественная) человека — творческой личности. Культура — результат творческой деятельности. Вторым этапом явился этап превращения культуры в предмет самостоятельного философского анализа. Большинство мыслителей 17-18 вв. были убеждены в огромных возможностях научного знания и создали целую программу совершенствования разума (отдельного познающего субъекта). Обсуждение проблемы «естественного и искусственного» на рубеже 17-18 вв. подвело к обсуждению социальных проблем. Например, Т. Гоббс разграничивал естественное (существующее от природы) и искусственное (созданное людьми общество, государство). Понимание культуры как искусственного вошло составной частью во все последующие теории культуры. В эпоху Просвещения Руссо, Вико и Гердер впервые обратили внимание на историческое измерение культуры, ее развитие. На третьем этапе появляется стремление к научному анализу конкретных феноменов культуры (исторических, социальных, этнических); возникают конкретные исследования культуры в рамках специальных гуманитарных и социальных наук. Наряду с философией культуры происходит становление культурологии. Появляется множество определений культуры, что объясняется сложностью самого феномена культуры и разнообразием ее функций. Культура определяется как: · искусственная среда, созданная человеком; · научаемое поведение (т. е. приобретенное в процессе социализации, а не генетически наследуемое); · специфически человеческая деятельность; · ценностная деятельность, способ развития человека и человечества; · память человечества, средство сохранения и передачи опыта и традиций; · новаторство, творчество, свободная деятельность; · знаковая, символическая деятельность. Выделяют следующие функции культуры: · с оциализирующая, то есть процесс усвоения человеком социальных ролей, умений и навыков; культура предлагает разнообразие ролей и норм поведения. · к оммуникативная, т. е. взаимодействие между людьми, социальными группами и обществами. · дифференциации и интеграции общества: так как культура — продукт совместного существования людей, то требуется выработка общих интересов и целей, т. е. интеграции. В то же время формы социального взаимодействия постоянно изменяются, т. е. происходит дифференциация культуры. · з наково-коммуникативная: все явления культуры – «артефакты», являются знаками, несущими символическое значение. Особенностью человеческой деятельности является именно ее символическая природа, благодаря которой осуществляется общение между людьми. Упорядоченные знаки и символы образуют системы; культуру можно рассматривать как систему символов. · игровая, отражающая одну из особенностей человеческой деятельности, поскольку в основе свободной, творческой деятельности людей лежат состязательные и развлекательные моменты (празднества, карнавалы, соревнования. По вопросу определения роли и места личности в культуре утверждается, что человек — это субъект и объект культуры. Культура является результатом деятельности людей, и одновременно культура формирует человека, социализирует его. Культура — это еще и способ внутренней регуляции, требующий рефлексии, а не просто воспроизведения. Понимать мир — значит расширить свое отношение к нему. Если человек проявляет потребительское отношение к культуре, отказывается от творчества, то он культурно «дичает». Наоборот, умение разнообразить свою жизнь, находить возможности для творчества означает умение войти в мир культуры. В качестве субъекта культуры можно рассматривать все человеческое общество в целом (планетарная культура). Субъектом культуры могут быть цивилизации (например, западная и восточная цивилизации), отдельные общества (соответственно, немецкая или чешская культуры). В обществе можно выделить как субъект культуры различные социальные группы с соответствующим типом культуры: этническая, возрастная, гендерная, профессиональная и т. д. В качестве субъекта культуры в философии может выступать и отдельная личность. По вопросу о соотношении понятий «культура» и «цивилизация» не имеется однозначного ответа. Понятие «цивилизация» многозначно. Можно встретить следующие определениями понятия «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный): 1) синоним культуры (с точки зрения антропологического подхода); 2) определенная ступень (уровень) общественного развития, характеризующаяся наличием городских поселений, государства и письменности; 3) социокультурный тип со свойственной ему религиозной системой. Понятия «культура» и «цивилизация» тесно связаны между собой, не являясь тождественными. Ученые соглашаются с тем, что цивилизация есть одновременно определенный уровень развития культуры и определенный тип культуры с присущими ему характерными чертами. Н.Я. Данилевский цивилизации называл «культурно-историческими типами», П. Сорокин — «социокультурными суперсистемами», О. Шпенглер — «высокими культурами», А. Тойнби — «цивилизациями», Н. Бердяев — «великими культурами». Н. Я. Данилевский выделил 12 цивилизаций – культурно-исторических типов), существовавших изолированно: египетский; китайский; ассиро-вавилоно-финикийский (древнесемитский); индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; новосемитский (или аравийский); германо-романский, или европейский; мексиканский; перуанский. О. Шпенглер в работе «Закат Европы» предложил рассматривать цивилизацию как завершающий этап развития культуры. Культура — есть творчество, а цивилизация — воспроизведение, повторение, тиражирование. Умирая, культура вырождается в цивилизацию. О. Шпенглер выделял 8 основных культур (цивилизаций): 1) египетская;2) индийская; 3) вавилонская; 4) китайская; 5) греко-римская;6) майя; 7) магическая (византийско-арабская); 8) фаустовская (западно-европейская). Зарождающуюся русско-сибирскую он называл девятой. У каждой из этих культур своя специфика, в период ее активной фазы существует взаимосвязь между всеми составляющими культуру элементами. Ведущее качество культуры пронизывает все элементы. Трактовка понятия «цивилизация» как культурно-исторического типа со свойственной ему единой религиозной системой (при таком подходе выделяются христианская, буддистская, мусульманская цивилизации) была предложена А. Тойнби в работе «Постижение истории». Мировые цивилизации являются крупными образованиями, по масштабам иногда шире нации или государства. Понятие «цивилизация» помогает полнее выявить своеобразие культур различных континентов: Европы, Америки, Азии, Африки, Севера и Юга, Запада и Востока. Восток определяется как доиндустриальное (или традиционное общество), Запад — новационное общество (техническая цивилизация). В отношениях общества и человека на Западе и на Востоке исследователи выделяют следующие отличия: а) для Востока характерны замедленные темпы исторического развития, доминирование традиций, для Запада — новаторство, высокие темпы исторического развития; б) Восток — это традиционное общество с закрытой и немобильной социальной структурой; основной формой правления является деспотия. Запад — общество нетрадиционного типа: открытое и мобильное, для человека возможно изменение статуса (образование, карьера, бизнес); формы правления, в основном, – демократия и республика. в) Восточный тип мышления — образное мышление, религиозно-мифологические системы лежат в основе картины мира. Западный тип мышления — рациональное мышление, его высшее выражение — наука, формирующая собственную картину мира. г) на Востоке общественное и природное воспринималось как единое. Человек весьма гармонично сосуществовал как с окружающей природой, так и со своей собственной телесной природой. На Западе природа рассматривалась как объект воздействия общества, результатом чего и стали экологические проблемы XX в. Запад — синоним понятия «развитые страны». В начале 21 в. Восток претерпевает огромные изменения, которые осмысляются в рамках теорий модернизации и глобализации. В настоящее время с разным успехом, но все же Восток модернизируется. Успешно идут по пути технической цивилизации те восточные страны, где существовала конфуцианская религиозная традиция (Япония, Китай). Путь Индии с ее религиозной системой индуизма неоднозначен. Самые большие трудности ожидаются на пути модернизации стран мусульманской культуры. Вопросы и упражнения 1. Чем объясняется множественность определений культуры? 2. Чем различаются Восток и Запад как цивилизационные типы? 3. Совпадают ли по содержанию понятия "образованность" и "интеллигентность"? Кого мы называем интеллигентом? 4. Существует ли кризис современной культуры и цивилизации? Если да, то в чем он проявляется? 5. "Культура не есть нечто, возникающее из хаоса. Хаос и бескультурье не сзади, не впереди, не сбоку, а окружают каждую историческую точку, каждую точку культурного существования внутри самой культуры" (М. Мамардашвили). Выскажите свое отношение к позиции автора. 6. Как Вы относитесь к высказыванию О. Шпенглера: "Есть расцветающие и стареющие культуры, народы, языки, истины, боги, страны, как есть молодые и старые дубы и пихты, цветы, ветки и листья, но нет стареющего человечества. Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм". 7. З. Фрейд утверждал, что культура служит двум целям: "Защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми». Подтвердите или опровергните его понимание роли культуры в обществе. 8. Существуют, по крайней мере, три культурных традиции отношения к действительности: первая, новационная – передел, приспособление действительности к потребностям человека, создание новой культуры (западно-европейская); вторая, традиционалистская – приспособление человека к действительности и старым культурным традициям (восточно-азиатская); третья, иррационалистическая – уход от действительности в сферу духовности (индуистская, кармическая). Как эти подходы влияют на жизненные программы человеческого сообщества и отдельных людей? 9. В знаменитой работе "Закат Европы" О. Шпенглер, обращаясь к русской истории, утверждает: "Нельзя вообразить себе большей противоположности, нежели между русским и западным..." Как Вы относитесь к соотношению русской и западноевропейской культурной традиции? Как Вы оцениваете место белорусской культуры в системе славянской и общеевропейской культуры? 10. «Жизнь есть противоборство разнородных начал, и мы должны знать, что в ней хорошо и что – дурно, что ценно и что ничтожно. Если мы найдем истинное добро, истинную задачу и смысл жизни, научимся их осуществлять, мы тем самым будем соучаствовать в творчестве истинной культуры. Но никоим образом мы не можем формировать наш идеал, нашу веру, опираясь на то, что уже признано в качестве культуры, и приспособляясь к нему» (C.Л. Франк). Согласны ли Вы с этим утверждением? Что Вы думаете о соотношении традиций и новаторства в культуре? Что такое историческая память?
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ Вопросы и упражнения 1. Какие основные проблемы, стоящие перед человечеством, относятся к глобальным и почему? 2. "Человечество стоит перед альтернативой, никогда раньше не возникавшей в истории: или от войны следует отказаться, или мы должны ожидать уничтожения человеческого рода" (Б. Рассел). Остается ли проблема войны и мира глобальной проблемой сегодня? Возможно ли ее разрешение? 3. Одна из глобальных проблем современности, способствующих сохранению и прогрессу человечества, считает А. Печчеи, - утверждение Нового Гуманизма, включающего в себя "чувство глобальности, любовь к справедливости и нетерпимость к насилию". Насколько эти качества характерны для человеческого сообщества? Возможна ли их реализация? 4. Многие философы считают глобальной проблемой современности "жизненную дезориентацию" (Ортега-и-Гассет), выражающуюся в том, что все ценности стали шаткими, размытыми, а жизнь индивида приобрела зыбкую неопределенность. В этих условиях человек "не знает больше, по каким звездам жить". Является ли "жизненная дезориентация" глобальной проблемой для Вас и Вашего поколения? В чем это проявляется? 5. "... Перестройка биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого... Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера"..." (В.И. Вернадский). Выскажите Ваше отношение к этому процессу. В чем разница между биосферой и нооссферой? 6. Коммунистическое будущее человечества: это миф, утопия, идеология или реальная возможность? 7. Некоторые авторы относят к глобальным проблемам современности проблему образования. Как Вы считаете, почему? И какие именно аспекты образования Вы назвали бы в качестве глобальных?
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.239 (0.014 с.) |