Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные философские концепции отношения к природе.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «природа» используется в философских текстах в разных смыслах: а) в широком смысле слова природа – это всё сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений. Природа – это объективная реальность, существующая до, вне и независимо от человеческого сознания. В этом смысле природа равнозначна понятию «Универсум», «Вселенная»; б) в узком смысле природа – объект исследования естествознания; в) в функциональном смысле понятие «природа» используется как совокупность естественных условий существования человеческого общества на планете Земля; Природа существует в двух основных видах: наряду с естественной (первозданной) выделяют искусственную природу («вторую природу»), созданную человеком в процессе трудовой деятельности. Естественная природа охватывает: гео- и биосферу, т.е. те материальные системы, которые возникли до и существуют вне и независимо от человека, хотя и могут стать объектами его деятельности. Искусственная среда обитания является результатом деятельности человека и используется для обозначения созданных человеком материальных средств своей жизнедеятельности. Эта «вторая природа» включает в себя не только неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе, но и живые организмы, созданные при помощи искусственного отбора или генной инженерии. Природа выступает также объектом духовного творчества, духовного «освоения» мира: Природа здесь универсальна и беспредельна: это и аспект философского осмысления бытия человека, и объект научного познания, направленного на изучение окружающей среды и её законов, и предмет эстетического освоения. Человеческое общество – фрагмент природного бытия, особая форма природы (бытие части природы в определенном времени и пространстве); определённое природное образование, один из высших этапов бесконечной эволюции природного бытия. Эволюция отношения человека к природе Отношение человека к природе было различным в разные исторические времена. 1. На заре цивилизации человек полностью подчинялся природе: он признавал господство природы над собой, довольствовался в своей жизни в основном естественными благами, стремился найти гармонию в отношениях с природой, чтобы наилучшим образом приспособиться к ней. Так, древнекитайская философия исходила из принципа "у-вэй" ("недеяние"), который предписывал человеку как можно меньше вмешиваться в природные процессы. 2. В античности человек и природа мыслились как единое целое. Идеал общества – стремление жить в согласии с природой. В античной Греции природа имела особую ценность и была для человека объектом изучения и подражания (а не практического преобразования). Философы Сократ, Платон воспринимали природу как часть бытия, живое космическое целое, эстетически прекрасное образование, результат целесообразной деятельности Богов, подчеркивали превосходство природы над человеком, а её «творения» считались эталоном совершенства. Идеал человеческой жизни мыслился ими только в гармонии с природой. 3. В эпоху Средневековья отношение человека к природе меняется. В средневековой христианской философии утверждался приоритет Бога как Творца всего сущего и ущербность природы. Согласно Священному писанию, человек ― как высшее творение Бога ― является господином и хозяином природы и поэтому волен распоряжаться ею по своему разумению. Так в европейском мышлении постепенно возникает и укрепляется идея господства человека над природой. 4. В эпоху Возрождения мыслители, возвращаясь к античным идеалам понимания природы, дали им новое объяснение. Бог и природа не противопоставляются, а наоборот, сближаются (Джордано Бруно, Николай Кузанский). Пантеизм ― отождествление Бога и мира, Бога и природы. В качестве чувственно эстетического идеала философы Возрождения выдвинули лозунг «Назад к природе» (в эпоху Просвещения лозунг использовался в политической философии Жана-Жака Руссо, а сегодня современными «зелёными», борющимися за сохранение окружающей среды). 5. В Новое время ― в эпоху промышленного производства ― природа воспринимается человеком как безразмерная кладовая ресурсов: ему лишь остается познать ее объективные законы с тем, чтобы преобразовывать природу в соответствии со своими потребностями и интересами. Природа превращается в сферу активной практической деятельности человека (признаётся его «мастерской»), масштабы которой постоянно растут. Однако недостаточно высокий уровень развития науки в сочетании с установками на овладение энергетическими источниками привели к хищническому ограблению природы. Производственная деятельность привела человека к огромным успехам в науке технике, но она же породила и многие проблемы, в первую очередь, ― экологические. 6. В XX в. все больше заявляет о себе идея равенства человека и природы, необходимости своеобразного диалога между ними. Такой диалог должен происходить в двух формах: теоретической ― научного познания природы с целью все более глубокого овладения ее законами, и практической ― деятельности по использованию природы и одновременно ее сохранению и развитию. В итоге должно быть найдено такое соотношение, которое учитывало бы интересы и тенденции развития и человека, и природы. В современной науке для обозначения этих целей используется понятие коэволюции, обозначающее процесс совместного развития биосферы и человеческого общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.154 (0.01 с.) |