Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Философия как социокультурный феномен

Поиск

Л48

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом
МГЭУ им. А. Д. Сахарова (протокол № от мая 2013 года)

Авторы:

Н. Д. Лепская, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии, социологии и экономики МГЭУ им. А. Д. Сахарова;

Т.В. Мишаткина, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры философии, социологии и экономики МГЭУ им. А. Д. Сахарова

Рецензенты:

П.А. Водопьянов, профессор кафедры философии и права УО «Белорусский государственный технологический университет», член-корреспондент НАН Беларуси, доктор философских наук, профессор

 

Н.П. Баранов, заведующий кафедрой философии и логики Минского государственного лингвистического университета, кандидат философских наук, доцент кандидат философских наук, доцент

 

 

  Л48 Лепская, Н. Д., Мишаткина Т.В. Философия: учебно-методическое пособие. – Минск: МГЭУ им. А. Д. Сахарова. – 2013. – 100 с.

 

ISBN 978-985-6823-76-6.

В пособии излагается содержание основных философских тем, понятий, принципов. Издание может быть использовано студентами, магистрантами, аспирантами всех специальностей МГЭУ им. А. Д. Сахарова.

УДК 1(075.8)

ББК 87.3я7

 

ISBN 978-985-6823-76-6 © Учреждение образования «Международный государственный экологический университет имени А. Д. Сахарова», 2013

 

Содержание

Раздел 1. Философия как социокультурный фенoмен

«Пусть никто, пока он молод,

Не откладывает занятий Философией»

Эпикур

«Культура ума есть Философия»

Цицерон

«Удивление, сомнение и вопрошание –

Вот три источника,

Которые питают философию»

С. Кьеркегор

Тема 1. Философия как теоретическое

Мировоззрение

Вопросы

1. Предмет философии и его эволюция.

2. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения.

3. Специфика философии, ее основные проблемы и структура.

4. Философия в системе культуры. Предназначение и функции философии.

 

Ключевые понятия: философия, предмет философии, сущность, Мир, Человек, объект, субъект; мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, убеждения; онтология, гносеология, аксиология, праксиология, философская антропология, социальная философия; объективная реальность, материальное, субъективная реальность, идеальное, материализм, идеализм, дуализм.

Предмет философии и его эволюция

Понятие Философия (от греч. «филио» – любовь и «софия» – мудрость) как «любовь к мудрости» возникает благодаря Пифагору 2,5 тыс. лет назад в Древней Греции в попытке соединить знания о мире с жизненным опытом людей, их идеалами, интересами, надеждами.

Возникает вопрос: что есть мудрость? Многие античные философы обращались к этой проблеме. Так, Гераклит считал что: «…мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней». У Демокрита: «…из мудрости вытекают три способности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать, что следует».

Сегодня мудрость понимается как постижение и знание всеобщего, вечного, бесконечного, единого во множестве преходящих, конечных, разнообразных вещей.

Предназначение и функции философии.

Вопросы и упражнения

1. Что сближает и что отличает философию и мировоззрение?

2. Является ли философия наукой?

3. Древнегреческий философ Эпикур говорил своим ученикам: «Пусть никто, пока он молод, не откладывает занятий философией». Какой вопрос задали бы Вы Эпикуру на месте его учеников? Как бы Вы ответили на него, будь Вы Эпикуром?

4. «Изумление, сомнение, вопрошание - вот три источника, которые питают философию», – утверждал философ М. Хайдеггер. Каким образом, на Ваш взгляд, действуют эти источники?

5. «Культура ума есть философия», – считал Цицерон. Что это значит? Какую роль играет философия в формировании культуры мышления?

6. Немецкий философ И. Кант сформулировал четыре вопроса, имеющих, по его убеждению, принципиальное значение: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Почему Кант считал их основными вопросами, и какое отношение человека к миру они отражают?

7. Для чего человеку нужна философия? Аргументируйте Ваш ответ.

8. При каких условиях общественной и личной жизни философия может стать лишней?

9. «Философия – «квинтэссенция эпохи». Что это значит?

10. Философия тесно связана с наукой, искусством, моралью, религией. Какие аспекты их взаимодействия Вы можете назвать? В чем Вы усматриваете их сходство и различия с философией?

11. Выберите правильные ответы из следующих суждений:

11.1. Представление о мире и месте человека в нем называют:

а) наукой; б) философией; в) мировоззрением; г) менталитетом

11.2. На самой ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира были:

а) мифология; б) религия; в) философия

11.3. Назовите основные характеристики мифологического сознания:

а) фантазия; б) синкретизм; в) научность; г) систематизированность; д) образность;

е) объективность.

РАЗДЕЛ 2. Основные проблемы современной философии

Тема 2. Философия бытия

Вопросы

1.Философская онтология, ее проблемы и направления. Материализм и идеализм.

2. Бытие и небытие, их взаимосвязь.

3. Основные виды и формы бытия.

4. Бытие объективной реальности. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

5. Движение и развитие как атрибуты бытия. Основные формы движения. Движение и покой.

6. Пространственно-временная организация бытия.

7. Диалектика как философская теория развития. Основные принципы и категории диалектики.

8. Основные законы диалектики. Две концепции развития.

9. Диалектика, принцип глобального эволюционизма и синергетика.

Ключевые понятия: метафизика, онтология, бытие, субстанция, атрибут, материя, движение, развитие, пространство, время, перцептуальное и концептуальное пространство и время, биологическое и социальное пространство и время, реляционная и субстанциональная концепции пространства и времени, диалектика и метафизика, объективная и субъективная диалектика, принципы, законы и категории диалектики

Онтология и метафизика.

• Одна из фундаментальных проблем философии — проблема существования. Ее анализом и решением занимается онтология (от греч. «он» – сущее и «логос» – учение, наука) – учение о бытии (существовании) как таковом и о всеобщих принципах и законах его организации. Мир, в котором живет и действует человек, «наполнен» бесконечным множеством различных вещей и явлений, и любое из них есть нечто сущее, т.е. конкретно существующее в данное время. Категория «бытие» фиксирует все то, что существует – независимо от того, каково это сущее по своей природе: материальное или духовное, действительное или возможное, единичное или общее и т.д.

Понятие «бытие» означает всеобщее неотъемлемое свойство (атрибут) всех вещей и явлений существовать, присутствовать, т.е. быть в наличии, быть реальностью. Категория бытия отражает «существование как таковое», «эффект присутствия», независимо от того, каков его конкретный носитель. Критерий существования оказывается зачастую решающим: так, согласно экологическому «принципу Ноя», все живое на Земле должно сохраняться уже потому, что оно существует.

Онтология стремится создать философскую картину мира, которая ставит целью не просто дать представление о мире в целом, а выявить скрытую сущность и глубинные причины мира, используя при этом данные науки. При этом философская онтология не совпадает с научной картиной мира, так как философия:

· ищет предельные основания бытия;

· стремится заглянуть в подоснову научной картины мира.

Онтология и метафизика.

Если онтология – это философское учение об общих принципах и закономерностях существования (бытия) природы, общества и человека, то метафизика – это учение о сверхчувственных основах и принципах бытия.

До 18 в. метафизика отождествлялась с онтологией. Но еще в древности мыслители заметили, что не все, данное человеку в восприятии (т.е. посредством органов чувств), обладает подлинной реальностью: видимый и ощущаемый мир непостоянен, изменчив, рассыпается на множество частей, предметов. Аристотель пришел к выводу: подлинно существующим является особая сверхчувственная реальность – умом постигаемая (т.е. доступная уму, а не органам чувств). Метафизика ориентируется на:

1. постижение скрытой сущности вещей;

2. поиск их единства;

3. поиск внутренней связи явлений, недоступных непосредственному наблюдателю.

Становление философии связано с изучением проблем бытия.

Единство бытия и небытия

В совокупности эти две категории отражают «онтологическую судьбу» всех индивидуальных вещей и явлений. Любое из них сначала как бы таится в небытии, его нет в реальности (как до нашего рождения в мире нет каждого из нас); затем оно «приходит» в реальность (в результате действия природных или человеческих сил), существует в ней в течение определенного времени и рано или поздно исчезает, уходя в небытие. А. Н. Чанышев, автор «Трактата о небытии» комментировал это так: «Человек приходит из небытия и уходит в небытие». «Все возникает на время, а погибает навечно». Поэтому всякое явление в мире выступает как неразрывное единство бытия и небытия, оно относительно и в своем бытии, в своем небытии.

Основные виды и формы бытия

Реальное многообразие бытия (вещей, явлений, процессов как целостного бытия) может быть классифицировано, в нем можно выделить определенные виды сущего и его атрибуты, т.е. необходимые и неотъемлемые свойства вещей и явлений. Выделяют два основных вида бытия: материальное и духовное бытие. В своей совокупности они, по существу, исчерпывают все конкретные вещи и явления мира.

1. Материальное бытие

К нему относятся те явления, которые существуют вне и независимо от человеческого сознания и представляют собой объективную реальность, включающую в себя все природные объекты и множество явлений жизни человека и общества, отвечающих данному критерию. Для обозначения объективной реальности вводится понятие материи. Итак, материальное бытие – это теприродные объекты, явления, феномены жизни общества, которые:

а)составляют объективную реальность;

б)существуют независимо от человека;

в)могут оказывать на его органы чувств воздействие.

2. Идеальное (духовное) бытие

К нему относятся многообразные явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания (чувства, настроения, мысли, идеи, теории) и составляющие содержание субъективной реальности. Эти явления возникают сначала в индивидуальном человеческом сознании, многие из них так и остаются достоянием лишь одной личности. Но чаще духовные явления принимают объективированную, физическую форму (в виде устного сообщения, текста, формулы и т.д.), и тогда они входят в систему материального бытия.

3. В реальной жизни эти основные виды сущего – материальное и идеальное – обычно взаимосвязаны и представляют собой неразрывное целое – субъект-объектную реальность. Действительно, существование человека и общества не может быть однозначно отнесено лишь к материальному или духовному бытию, поскольку человеческая деятельность включает как постоянное зарождение тех или иных идей, так и их воплощение в материальные результаты творчества.

В структуре бытия выделяют также основные формы бытия:

бытие вещей и процессов природы;

бытие человека;

бытие духовного;

бытие социального.

Все формы бытия взаимосвязаны друг с другом и, вместе с тем, имеют свою специфику

1. Бытие вещей (явлений, процессов), которое определяется законами природы, имеет пространственные и временныепараметры, скорость и ритм процессов, целостность структур, включенность в общий процесс космической эволюции, и включает в себя:

а) бытие «первой природы», т.е. объективной первичной реальности, существующей миллиарды лет;

б) бытие «второй природы», т.е. бытие вещей, произведенных человеком. «Вторая природа» – это комплекс природной, духовной и социальной реальности, который включает в себя:

· созданные человеком предметы повседневного обихода;

· техносферу;

· орудия и средства производства;

· производственную и социальную инфраструктуру;

· выведенные живые организмы (путем естественного отбора или средствами генной инженерии).

2. Бытие человека – это жизнедеятельность человека в единстве его телесного (биологического), психического и социального измерений. Бытие человека происходит в мире вещей первой и второй природы, причем первая природа выступает условием возникновения и существования человека, а вторая – продуктом его жизнедеятельности.

3. Бытие духовного (идеального) – это:

а) бытие индивидуального духовного, включающего различные проявления сознания отдельного человека(поток его чувств, мыслей, эмоций, знаний, ценностей, стереотипов поведения и т.д.) и различныеформы бессознательного (неосознанные влечения, творческие ресурсы, механизмы неосознаннного психического контроля за состоянием тела и др.);

б) бытие объективированного духовного, существующего в различных формах общезначимых моральных предписаний; религиозных догм и институтов; научных знаний, зафиксированных в законах, формулах и разнообразных носителях информации; в произведениях искусства, архитектуры; в языке и литературе.

4. Социальное бытие, включающее в себя:

а) бытие отдельного человека в обществе и истории, т.е.:

процессы социализации и жизнедеятельности отдельного человека в обществе в конкретную историческую эпоху;

– механизмы влияния конкретной личности на ход общественных событий.

б) бытие общества, т.е. совокупность проявлений жизнедеятельности общества как целостного организма в единстве материально-производственной, социальной и духовной сфер, движущих сил и механизмов общественно-исторического развития, а также культурно-цивилизационных явлений и процессов.

Что же объединяет все формы бытия и обеспечивает внутреннее единство многообразных вещей, явлений, процессов? Из какой основы и первоначала произошло всё сущее? Поиски ответов на эти вопросы привели к выработке понятия «субстанция».

Субстанция (от лат. substantia – сущность, нечто лежащее в основе) философская категория, обозначающая основу и сущность всего существующего – то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и благодаря другому. Именно она обеспечивает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений и процессов.

Вопросы и упражнения

1. Сравните и дайте разъяснения следующим высказываниям древнегреческих философов – основоположников онтологии: «Бытие есть, небытия же нет» (Парменид); «Бытие» и «есть» означает, что нечто истинно, а «небытие» – что оно не истинно, а ложно» (Аристотель). Согласны ли Вы с ними?

2. «Скука – это зевок небытия». Что имел в виду поэт С. Маршак?

3. Философ А.Н. Чанышев в «Трактате о небытии» приходит к следующим выводам: «Я утверждаю, что небытие не только существует, но оно первично и абсолютно. Бытие же относительно и вторично по отношению к небытию... Бытие есть только тень небытия, его изнанка... Человек приходит из небытия и уходит в небытие, так ничего и не поняв». Сформулируйте Ваше отношение к позиции А.Н. Чанышева.

4. Каков основной критерий разграничения объективной и субъективной реальности? Существует ли непроходимая грань между ними? Охарактеризуйте основные формы бытия с точки зрения субъект-объектных отношений.

5. Какое содержание вкладывает современная материалистическая философия в понятие «бытие»? В каком из приведенных ниже суждений дается правильное определение этого понятия:

а) Бытие – это Вселенная.

б) В содержание понятия «бытие» входят природа и общество.

в) Бытие – это материя. Эти понятия тождественны.

г) Бытие – это природа.

д) Бытие – это все, что существует объективно.

е) Бытие – все существующее, т.е. и материя, и сознание.

ж) Бытие – это то, что существовало в прошлом и существует сейчас.

6. «Бытие есть все то, что существует...» (Спиркин А.Г. Основы философии). Если принять такое определение бытия, то какое понятие будет его противоположностью?

7. Один из докладов ЮНЕСКО был посвящен проблеме непрерывного образования и назывался «Учиться, чтобы быть». Как Вы это понимаете?

Движение

В античной философии было широко распространено стихийное понимание движения как всякого превращения вещи, ее изменения (Гераклит: «Все течет, все изменяется»)

В Новое время с появлением и развитием классической механики движение понимается механистически ― как перемещение тел в пространстве.

В современной философии категория движения обозначаетвсеобщее свойство сущего изменяться, непрерывно переходить из одного состояния в другое.

Следовательно, способ бытия мира состоит в том, что и весь мир, и любое сущее, входящее в него, могут существовать только в постоянном движении, изменении.

Характеристики движения материи:

· движение – способ существования материи и поэтому неразрывно связано с ней;

· источник движения находится в самой материи (им являются заложенные в ней внутренние противоположности, их единство и борьба);

· движение несотворимо и неуничтожимо (как и материя);

· движение всеобъемлюще и универсально (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов — работает сердце, система пищеварения, осуществляются физиологические процессы; движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки; осуществляется круговорот веществ в природе; постоянно развивается общество; Земля и другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца; звездные системы движутся в галактиках, галактики – во Вселенной);

· движение противоречиво, поскольку оно есть единство изменчивости и стабильности, непрерывности и прерывности, абсолютности и относительности, сотворимости и уничтожимости, несотворимости и неуничтожимости;

· проявлением противоречивости движения выступает покой: изменения, непрерывно происходящие с вещами и явлениями, всегда ограничены какими-то рамками (любое сущее в процессе движения так или иначе в чем-то сохраняется и не теряет своей индивидуальности, пока оно существует); поэтому способ бытия мира (и каждого сущего) состоит не только в движении, но и в покое, точнее – в единстве движения и покоя. Покой – свойство сущего обладать относительной устойчивостью, определенностью, стабильностью.

· движение постоянно и абсолютно: оно существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения.

Формы движения материи выражают специфику процессов изменения материальных образований и относятся к конкретным уровням организации материи. Критерием выделения отдельных форм движения является наличие специфического материального носителя. Выделяютсяследующие основные формы движения материи: механическая; физическая; химическая; биологическая; социальная.

Возможна и более детальная классификация форм движения: квантово-физическая, молекулярно-физическая, геологическая, кибернетическая и др. Применительно к духовной реальности можно говорить об идеальном движении, т.е. изменении чувств, мыслей, понятий, идей и т.п.

Иерархия и взаимосвязь форм движения:

· высшие формы движения возникают на основе более низких форм, включают их и подчиняют себе;

· при этом высшие формы движения не сводятся к сумме предыдущих;

· одно и то же сущее может участвовать одновременно в разных формах движения.

Выделяют два типа движения:

1) движение, при котором изменяютсяотдельные свойства предмета, однако сохраняются его качества (например, стареют, изнашиваются вещи);

2) движение, изменяющее качество предмета (например, изменение генофонда биологического вида приводит к появлению нового вида с вымиранием прежнего).

Развитие

Движение, связанное с качественным изменением предмета, называют развитием. Развитие – особый вид движения, при котором происходят закономерные необратимые качественные изменения. Поэтому всякое развитие есть движение, но не всякое движение есть развитие.

Выделяют следующие формы развития:

а) прогресс – развитие, связанное с изменением качества предметов, с появлением новых, более совершенных качественных состояний, в которых развертываются скрытые потенциальные возможности прежних качественных состояний;

б) регресс – развитие, связанное с появлением новых, ухудшающихся качественных состояний, в которых проявляются черты деградации и упадка;

в) одноплоскостное развитие – развитие (чаще всего в неживой природе), при котором происходит изменение качества предметов, но отсутствуют прогресс или регресс.

Вопросы и упражнения

1. Какой смысл вкладываете Вы в понятия «движение», «развитие», «прогресс»?

2. В чем состоит противоречивость движения?

3. Движение абсолютно: почему? Движение относительно: почему?

4. Раскрыть самостоятельно сущность основных форм движения.

5. Приведите примеры одноплоскостного развития.

6. Покой относителен: почему? Может ли покой быть абсолютным?

7. Какое положение представляется Вам более точным и почему?

А. Движение и покой не связаны между собой.

Б. Всякое движение стремится к покою и заканчивается им.

В. Движение всегда абсолютно, покой только относителен.

Г. Всякое движение относительно.

Д. Покой есть момент всякого движения.

Вопросы и упражнения

1. Дайте философскую характеристику следующим высказываниям:

А. Пространство, время и материя есть три самостоятельные сущности, независимые друг от друга.

Б. Пространство и время неразрывно связаны с материей.

В. Пространство и время предшествуют материальным процессам.

Г. Пространство и время находятся не в вещах, а в нашем способе воспринимать вещи.

Д. Время есть лишь субъективное условие нашего созерцания и само по себе, вне субъекта, есть ничто.

2. Почему необратимо время? Что такое объективное и субъективное время?

3. Что означает однонаправленность времени? Куда и откуда оно «направлено»?

4. Н.А. Бердяев, характеризуя философию экзистенциализма, писал, что «для нее проблема времени есть проблема человеческой судьбы». Определите собственную позицию по этому вопросу.

5. Проанализируйте специфику социально-исторического пространства и времени (Приложение 3)

Основные законы развития

К основным законам диалектики относятся:

· закон единства и борьбы противоположностей;

· закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

· закон отрицания отрицания

· Закон единства и борьбы противоположностей (раскрывает причину развития)

· Согласно данному закону, источником и движущей силой всякого развития выступают внутренние противоречия.

· В материалистической диалектике противоречие – это динамическая система (процесс), которая в своем развитии проходит три этапа: 1) возникновение; 2) собственно развитие; 3) разрешение.

· Первый этап – возникновение противоречия, которое описывается с помощью категорий тождество, различие, противоположность. С появлением противоположностей оформляется структура противоречия и завершается этап его возникновения.

· Тождество – понятие, в содержании которого запечатлены совпадение, равенство разных предметов или их сторон, или тождественность предмета самому себе. Тождество всегда относительно, поскольку между предметами всегда существует различие, несходство.

· Различие – это отношение предметов, их сторон или отношение предмета к самому себе, характеризующееся их несовпадением, несходством, нарастанием их разности в процессе развития.

· Противоположности — это предельные различия между предметами, характеризующиеся их взаимной обусловленностью и взаимным исключением (+А и –А, северный и южный полюс у магнита и др.).

Второй этап – развитие противоречия предполагает механизм, включающий, во-первых, “ единство противоположностей ”, базирующееся на их взаимообусловленности, во-вторых, “ борьбу противоположностей ”, основанную на их взаимоисключении и состоящую в их постоянном противодействии.

Развитие противоречий характеризуется также такими его формами и состояниями, как «гармония», «дисгармония», «конфликт».

· Гармония – такое состояние развития противоречия, при котором обеспечивается порядок взаимодействия противоположностей, основанный на существенной связи между ними, позволяющей системам развиваться. Гармония есть свидетельство того, что система нормально функционирует и развивается в соответствии с естественным ходом вещей и/или их культурным назначением.

· Дисгармония отражает наличие определенных деформаций в развитии противоречия, которые приводят к некоторым нарушениям в функционировании системы, но не затрагивают основ ее развития в соответствии с назначением.

· Конфликт – такое состояние развития противоречия, когда столкновение противоположностей достигает предела, за которым происходит разрушение существенных связей и соответственно – уничтожение системы путем отрицания, как правило, одной из противоположностей или их обеих.

· Третий этап – это процесс разрешения противоречия. Он происходит путем отрицания: а) состояния, в котором оно находилось прежде (например, переход из состояния дисгармонии в состояние гармонии при сохранении противоположностей); б) одной из противоположностей; в) обеих противоположностей, их уничтожение, сопровождающееся коренным преобразованием системы.

·

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

(раскрывает механизм развития)

Согласно данному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме скачка. Содержание закона раскрывается с помощью категорий «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок» и посредством выяснения отношений между ними.

Качество – совокупность свойств предмета, составляющих его внутреннюю определенность, делающих предмет самим собой, отличающих его от других; Качество выражает сущность данного предмета или явления.

Количество – это внешняя характеристика предмета, отражающая степень развития данного качества: его размеры, форму и т.д.

Количество и качество неразрывны друг с другом: нет качества без количественной характеристики, и не существует количества, не относящегося к какому-либо качеству. Единство количества и качества проявляется в мере.

Мера – показатель единства количества и качества; в пределах границ меры любые количественные изменения нейтральны по отношению к качеству (качество остается неизменным). Количественные изменения, не ведущие к появлению нового качества, называются эволюцией.

Скачок – переход границ меры, при котором дальнейшее изменение количества приводит к появлению нового качества. Появление нового качества в результате скачка – всегда революция (не только в социальной форме движения).

Закон отрицания отрицания (объясняет направление и форму развития)

Согласно данному закону, любое развитие есть, с одной стороны, движение сущего вперед, к новому качеству, а с другой – повторение на новой основе отдельных свойств старого, «возврат якобы к старому». В результате сменяющих друг друга диалектических отрицаний формой и направлением развития становится «развитие по спирали».

Основная категория закона – отрицание, обозначающее переход объекта в новое качество, обусловленный развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий. При диалектическом отрицании в объекте, как правило, осуществляются следующие процессы: 1) уничтожение всего отжившего, устаревшего; 2) сохранение всего жизнеспособного, обеспечивающее преемственность; 3) возникновение нового, более прогрессивного (движение по спирали вверх) или регрессивного (движение по спирали вниз). Условием диалектического отрицания является возможность последующего отрицания – отрицания отрицания, которое и завершает цикл развития.

«Неосновные» законы диалектики

§ Так называемые «неосновные» законы диалектики отражают связи парных категорий; они дополняют и детализируют содержание основных законов. Категории диалектики – общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. К «парным» категориям диалектики относятся: единичное и общее, необходимость и случайность, содержание, и форма, причина и следствие, возможность и действительность, сущность и явление и др.

§ Закон сущности и явления: в свойствах и связях развивающегося явления всегда проявляется его сущность: «сущность является, явление существенно». Сущность – нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще. Явление – непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление – это проявление сущности.

§ Закон единичного и общего: всякие общие свойства, связи, законы реализуются лишь через характеристики единичного сущего. Единичное – категория, выражающая относительную обособленность, дискретность объектов, присущие им специфические особенности, составляющие их неповторимую определённость. Общее – категория, выражающая единство, сходство классов или групп объектов. Общее не существует вне единичного; единичное существует только как общее.

Закон необходимости и случайности: любая необходимость (например, закон) проявляется в развитии сущего через случайности и дополняется ими; вместе с тем и случайности могут играть конструктивную роль и заключать в себе необходимость. Необходимость – закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития. Случайность – тип связи, который обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами.

Закон причины и следствия: все свойства и связи развивающегося сущего есть следствия определенных причин (Принцип детерминизма).Согласно данной идее, развитие всех явлений мира причинно обусловлено, то есть любое явление есть следствие каких-либо причин или оснований, порождающих его: «Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто».

Закон возможности и действительности: развитие сущего есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность (с новыми возможностями).

Закон содержания и формы: содержание сущего (набор его элементов, свойств, связей и т.д.) определяет форму его развития, которая, в свою очередь, может влиять на содержание.

Тема 3. Философия природы

Вопросы

1. Понятие природы. Эволюция отношения человека к природе. Современные философские концепции отношения к природе.

2. Природа как саморазвивающаяся система. Биосфера и ноосфера. Коэволюционная стратегия взаимодействия природы и общества

3. Экологические ценности современной цивилизации. Проблема прав природы. Эколого-этическая парадигма.

Ключевые понятия: природа, Универсум биосфера, ноосфера, коэволюция, экологические ценности, права природы, эколого-этическая парадигма, глобальный эволюционизм.

 

Вопросы

1. Человек как предмет философского анализа.Основные философские интерпретации сущности человека

2. Философские концепции антропосоциогенеза.

3. Индивид, индивидуальность, личность как проявления бытия человека

Ключевые понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность, антропосоциогенез

Проблема бытия человека принадлежит к разряду «вечных» философских проблем. Это вопросы о сущности человека, его происхождении, предназначении и месте в мире, о его ценностях, смерти и бессмертии, о смысле человеческой жизни… Проблемы эти вечные, но и вечно новые, поскольку изменяются условия жизни, ее содержание, научные знания, сам человек. Каждый раз это проблемы иного человека, живущего в других исторических условиях, решающего конкретные задачи своего времени, иначе мыслящего, чувствующего и понимающего мир. Проблема человека концентрирует вокруг себя все другие философские вопросы, поскольку любой из них предполагает решение проблемы человека, его природы, положения в мире и обществе.

Бытия человека

Любая из рассмотренных концепцийантропосоциогенеза оперирует понятиями, раскрывающими различные стороны сущности человека.

Понятие индивид (от лат. individuum – неделимый) воплощает в себе родовую принадлежность человека, предполагающую наличие генетических предпосылок для развития собственно человеческих признаков и качеств. Вместе с тем индивид представляет собой самостоятельную конкретную сущность, отличную от других индивидов. Через воспитание и обучение индивид включается в исторически сложившуюся систему социокультурных отношений, усваивает функционирующие в обществе программы деятельности, общения и поведения, и благодаря этому становится личностью.

Понятие «личность» означает меру воплощения в индивиде общественных отношений. Это системно-социальное качество, которое индивид приобретает в предметно-практической и д



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.143.118 (0.017 с.)