Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Свойства сознания как высшей формы отраженияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Максимальная адекватность сознания означает, что оно отражает не только внешнюю сторону объекта, но и его внутреннюю сущность. Это возможно благодаря тому, что сознание включает не только чувственное отражение, но и логическое, т.е. абстрактное мышление, которое осуществляется с помощью понятий (слов); способность к понятийному мышлению связана с появлением и развитием языка (речи). 2. Максимальная активность сознания проявляется в его творческом характере: «сознание не только отражает мир, но и творит его», т.е. с помощью сознания человек а) приспосабливается к окружающему миру; б) активно воздействует на окружающий мир, преобразовывая его в соответствии со своими потребностями; в) создает новую – субъективную реальность, тем самым «удваивая» реальность; г) одновременно происходит процесс творениясамогоносителя сознания – личности – и становление его самосознания. Сознание есть самосознание. Иными словами, сознание — это специфически человеческий способ адаптации к окружающейсредепутем изменения – ее и самого человека. 3. Специфически человеческийспособ адаптации потребовал формирования устойчивых общностей людей, поэтому сознание носит социокультурный характер. Социокультурная природа сознания связана с тем, что сознание выступает продуктом общественного развития – в онтогенезе (возникновение человечества 30-40 млн лет назад) и филогенезе (возникновение сознания у каждого человека). Поэтому объяснить тот или иной факт сознания можно, обращаясь к истории общества в целом, отдельных цивилизаций или культур. Причем сознание возникает и существует в обществе при условиивключенности человека в систему общественных отношений и наличии полноценного общения между людьми. При отсутствии этих условий сознание не возникает (синдром Маугли). 4. Сознание существует в знаково-символической форме. Поскольку постоянное, устойчивое общение между индивидами в группе является одним из условий специфически человеческой адаптации, то с редством общения, способом выражения и сохранения сознания является система знаков (или символов), которая функционирует и представляет свои значения через материальный носитель – язык. При этом сознание существует как символическая деятельность, заключающаяся в «зашифровке» и «расшифровке» знаков. Этот процесс называется «опредмечивание» и «распредмечивание». 5. Понятие «сознание» подразумевает его отождествление с совместным знанием. Осознание окружающей действительности — это знание о ней. При этом: а) знания обеспечивают человеку возможность ориентироваться и адаптироваться в мире природы; б) знания обеспечивают возможность опережающего отражения действительности, что создает возможность для целеполагани, представляющего собой одно из качественных отличий сознания от других форм отражения. 6. Источниками сознания выступают факторы, создающие, видоизменяюющие, направляющие процессы сознания. К ним относятся: – внешний материальный мир (оказывающий основное влияние на развитие сознания; – социокультурная среда (в которой формируется сознание человека); – духовный опыт самого человека (его переживания, осмысления, внутренняя работа духа). Структура сознания Сознание – целостный процесс, реализующийся в функционировании элементов, находящихся между собой в определенных отношениях. В структуре сознания выделяются следующие основные сферы: познавательная; эмоциональная; ценностно-волевая. 1. Познавательная сфера сознания включает: А) чувственные процессы, возникающие в результате внешнего воздействия на органы чувств человека; к ним относятся ощущение, восприятие, представление. Б) рациональное мышление (от лат. ratio — разум), к которому относят: понятийное мышление (мышление с помощью языка), образное мышление (воображение), внимание, память. 2. Эмоциональная сфера сознания включает: эмоции — кратковременные переживания, такие как радость, страдание, восхищение, страх, печаль и др.; чувства — устойчивые, длительные переживания (любовь, ненависть, счастье, горе, сострадание и др.). 3. Ценностно-волевая сфера сознания включает внутренние цели человека и духовные усилия, направленные на достижение этих целей. Целями, к которым стремится человек, выступают определенные нормы, жизненные установки, ценности, идеалы, которые формируются в сознании человека. Способность осуществлять свои желания, стремление к достижению целей называется волей. Кроме познавательной, эмоциональной и ценностно-волевой сфер в структуре сознания выделяют также: подсознание (инстинкты, рефлексы, сновидения, комплексы и т.п.) и сверхсознание (интуицию, озарение, совесть). Наконец, структура сознания предполагает выделение в нем двух уровней: индивидуальное сознание (индивидуализированное духовное) и общественное сознание (объективированное духовное). При этом индивидуальное сознание (мысли, чувства, переживания человека) представляют собой субъективную реальность. Что касается общественного сознания, то различные его формы (политическое, правовое, религиозное, моральное, эстетическое и др. формы) складываются в ходе истории в процессе объективации мыслей, чувств, переживаний отдельного человека. Становясь достоянием многих людей и общества в целом, они начинают существовать независимо от воли и мышления отдельного человека и, более того, определять индивидуальное сознание. Так, язык, религия, мораль, искусство, наука, созданные людьми, существуют независимо от сознания каждого отдельного человека, то есть объективно.
Вопросы и упражнения 1. Что такое материальное? Что такое идеальное? Как соотносятся идеальное и материальное в действиях человека? 2. К каким философским течениям принадлежат приводимые ниже определения: а) сознание — такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь — продукт печени; б) сознание является не физиологической функцией головного мозга, а свойством человеческого общества; в) сознание — это этап развития абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе; г) сознание — божественный дар человеку. 3. Справедливы ли следующие утверждения: а) сознание есть отражение человеком окружающей его внешней среды? б) сознание есть отражение человеческой сущности? Противоречат ли эти положения друг другу? Поясните свой ответ 4. Закончите следующие предложения: а) сознание – это свойство высокоорганизованной материи, высшая форма... б) существенными свойствами сознания являются: вторичность, идеальность,... 5. Если сознание есть копия, снимок действительности, то как возможно творчество нового? 6. В чем проявляется всеобщая способность к отражению? Приведите примеры. 7. Какие аргументы Вы можете привести в доказательство того, что человеческое сознание выше, чем другие известные формы отражения? 8. Назовите основные характеристики сознания. 9. В чем состоят отличия сознания людей от психики животных? 10. Может ли машина "мыслить"? В чем преимущество человека перед машиной? В чем преимущество машины перед человеком? 11. Какие сферы можно выделить в структуре сознания? 12. Сознание, рассудок, интеллект, ум, мудрость... Раскройте содержание этих понятий. Являются ли они синонимами? 13. В чем, на Ваш взгляд, состоит отличие понятий "бессознательное", "неосознанное", "подсознательное", "надсознательное"? 14. "Делай свое дело и познай самого себя" /Платон/. Почему самопознание считается самым сложным и важным актом человеческой рефлексии? 15. По 3. Фрейду, структура человеческого сознания включает в себя три инстанции: Оно /Ид/, Я /Эго/, Сверх-Я /Супер-эго/. Носителями каких начал является каждая из них? Ответьте, используя работу 3. Фрейда "Я и Оно". 16. Таинственные явления человеческой психики... Что Вы относите к этим феноменам? 17. Одним из любимых сюжетов американского писателя Стивена Кинга а является самостоятельная жизнь фантомов, созданных человеческим воображением, или вторичное существование душ людей, переживших физическую смерть. Как Вы относитесь к возможности реального существования духовного начала, независимого от материального субстрата? 18. В учении о Карме существование души вечно, а воплощение ее в конкретном человеке – временно, преходяще. Какую философскую позицию занимают сторонники этого учения? Как Вы к нему относитесь?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.24.228 (0.007 с.) |