Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение устройства и принципа действия на

Поиск

Биологическую ткань аппарата УВЧ-62

Цель:

1. Изучить физические основы действия УВЧ электрического поля на биологическую ткань.

2. На основании электрической схемы генератора высокочастотных электрических колебаний (рис. 1) и блок-схемы (рис. 7), изучить принцип действия аппарата «УВЧ-62».

3. Получить элементарные практические навыки подготовки аппарата для высокочастотной электротерапии «УВЧ-62» к работе.

4. При помощи электрического дипольного зонда изучить распределение напряженности электрического поля между электродами аппарата.

5. На опыте убедиться в эффективности действия электрического поля ультравысокой частоты на хорошо проводящие (электролит) и плохо проводящие (дистиллированная вода) структуры.

Приборы и принадлежности:

аппарат “УВЧ-62”, индикатор поля - неоновая лампа, электрический дипольный зонд, измерительная линейка, соединительные провода, две кюветы, одна из которых заполнена раствором электролита, другая - дистиллированной водой, два спиртовых термометра, секундомер.

Введение

УВЧ-терапия - лечебный метод, при котором на ткани больного воздействуют дистанционно непрерывным или импульсным электрическим полем ультравысокой частоты порядка 40.58МГц (27.12МГц - за рубежом), мощностью от 1 до 350Вт. Поле подводится к больному посредством электродов - конденсаторных пластин различной величины и формы. При прохождении через биологические ткани, степень поглощения энергии электрического поля УВЧ, а, следовательно, и выбор тактики лечения, зависит от их электрических свойств.

Для УВЧ-терапии выпускается ряд аппаратов, генерирующих непрерывное или импульсное электрическое поле ультравысокой частоты. Непрерывное - создают аппараты «Экран-1», «Экран-2», «УВЧ-300», «УВЧ-66», «УВЧ-4» и «УВЧ-62». Импульсное - аппараты «Импульс-2», «Импульс-3».

Практическая часть

 

Общий вид панели и блок-схема аппарата «УВЧ-62» приведены на рис. 6 и 7.

УВЧ-62 1

6 4

 

5 3

2 3 4 5 15

1 6 Выкл 30

0 7

 

 

Рис. 6. Панель аппарата УВЧ - 62.

 

1. «Настройка» - ручка конденсатора переменной емкости (СП) терапевтического контура.

2. «Мощность» - переключатель мощности (15/30Вт).

3. Сигнальная лампа включения питания от сети.

4. «Контроль» - контроль напряжения цепей питания генератора.

5. «Напряжение» – включение питания аппарата и регулировка рабочего режима генератора в условиях колебания напряжения питающей сети.

6. Стрелочный индикатор - для контроля напряжения питания генератора (переключатель 4 нажат) и настройки терапевтического контура в резонанс.

L

Блок Терапевти-

питания Генератор ческий Электроды

аппарата контур

 

Рис.7 Блок-схема аппарата «УВЧ-62» (индуктивная связь

терапевтического контура с генератором).

 

 

Вследствие использования в цепях питания аппарата опасных для жизни напряжений - запрещено включать аппарат в сеть без заземления корпуса!

Задание 1. Познакомиться с техникой проведения процедуры на аппарате «УВЧ-62».

1. Подготовить аппарат «УВЧ-62» к работе:

а) установить электроды на расстоянии 10см друг от друга;

б) переключателем (5) включить сетевое питание аппарата, предварительно поставив ручку “МОЩНОСТЬ” в крайнее левое положение, при этом загорится сигнальная лампочка (3) на панели;

в) переключатель «Напряжение» установить так, чтобы при нажатом тумблере «контроль» стрелка измерительного прибора находилась в красном секторе шкалы;

г) после 3-х минутного прогрева переключателем «Мощность» установить мощность, выдаваемую аппаратом, в терапевтический контур – «30Вт»;

д) при помощи ручки «Настройка» настроить терапевтический контур в резонанс (вращая ручку, добиваются максимального показания индикаторного прибора, кроме того, при наличии резонанса неоновая лампочка, помещенная между электродами, должна максимально ярко светиться).

2. Исследовать влияние емкости терапевтического контура на резонанс:

а) подготовить аппарат к работе (согласно п. 1);

б) пронаблюдайте за показаниями индикаторного прибора и свечением неоновой лампочки, находящейся вблизи электродов терапевтического контура:

- при помещении ладони между электродами;

- при изменении расстояния между пластинами;

в) подробное объяснение наблюдаемых явлений дать в отчете по лабораторной работе.

 

Задание 2. Изучить распределение напряженности электрического поля между электродами терапевтического контура.

1. Установить электроды терапевтического контура на координатной плоскости на расстоянии 20см друг от друга и подготовить аппарат к работе.

2. Медленно вносить зонд (антенну) в пространство между пластинами (перемещать в плоскости перпендикулярной пластинам), фиксируя показания измерительного прибора (показания измерительного прибора будут пропорциональны напряженности электрического поля в данной точке пространства). Занести координаты точек с одинаковым показанием прибора (0; 30; 60; 90 делений) в таблицу. Измерения проделать (при одинаковых показаниях измерительного прибора) с интервалом на плоскости 2–3см (см. рис. 8). На чертеже графически изобразить линии одинаковой напряженности электрического поля (0; 30; 60; 90).

 

 
 


Y Координ. плоскость

Электроды

 

 

X

 

 

 

Линии напряж. эл. поля

 

Линия одинак. Эл. зонд

напряж. эл. поля

Измерит. прибор

 

Напр. движ. зонда

 

 

Рис. 8. (Пунктиром показаны линии одинаковой напряженности).

 

Табл. 1.

Показания Прибора + 90 +60 +30   -30 -60 -90
1 (x1;y1)              
2 (x2;y2)              
……..              
……..              
……..              
……..              
……..              
8 (x8;y8)              

 

Задание 3: На опыте убедиться в эффективности теплового действия электрического поля ультравысокой частоты на хорошо проводящие (электролит) и плохо проводящие (дистиллированная вода) структуры.

1. Подготовьте аппарат «УВЧ-62» к работе (электроды терапевтического контура установите на минимальном расстоянии, достаточном для установки между ними кюветы с исследуемой жидкостью).

2. Поместите между электродами поочередно кювету с термометром, заполненную дистиллированной водой затем электролитом – раствор NaCl.

3. Включить аппарат (перед каждым опытом настраивать терапевтический контур в резонанс).

4. Температуру – Т1 (дистиллированной воды) и Т2 (электролита) измерять через каждые 3 мин (время опыта 21минута).

5. Результаты измерения температуры и времени занести в таблицу:

 

t, м Т1 Т2
: .    

 

6. По результатам измерений построить график зависимости Т=f(t) - температуры исследуемых жидкостей от времени воздействия электрического поля УВЧ.

7. Обосновать причины наблюдаемых различий.

 

Вопросы выходного контроля

1. Какое физическое действие оказывают токи высокой частоты на биологические ткани?

2. Какие ткани при УВЧ–терапии нагреваются в большей степени и почему? Что произойдет, если частота поля будет увеличиваться или уменьшаться? Ответ обосновать.

3. Нарисовать силовые линии напряженности электрического поля между электродами терапевтического контура.

4. Почему при диатермии необходим плотный контакт электродов с телом пациента? Что произойдет, если он будет нарушен?

5. Расскажите о конкретных высокочастотных методах, применяемых в медицине:

а) диатермия, диатермокоагуляция, элетротомия;

б) УВЧ-терапия;

в) микроволновая терапия.

6. Охарактеризуйте особенности воздействия электрических полей и токов на ткани организма в каждом из перечисленных методов.

7. Почему при диатермии плохо проводящие ткани нагреваются сильнее?

8. Почему для прогрева тканей используются токи и поля высокой частоты? Можно ли использовать для этого низкие частоты и постоянный ток? Ответ обосновать.

 

 

 

Лабораторная работа № 17

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.52 (0.008 с.)