Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позиционирование товара в целевом сегменте рынка

Поиск

Предполагает действия по обеспечению товару конкурентоспособного положения на рынке и разработка соответствующего комплекса маркетинга.

Стратегиями позиционирования товара в целевом сегменте являются:

ü позиционирование, основанное на отличительном качестве товара;

ü позиционирование, основанное на выгодах от приобретения товара или на решениях конкретной проблемы;

ü позиционирование, основанное на особом способе использования то­вара;

ü позиционирование, ориентированное на определенную категорию по­требителей;

ü позиционирование по отношению к конкурирующему товару;

ü позиционирование, основанное на разрыве с определенной категорией товаров.

Решив, на каком сегменте выступать, фирма должна решить, как про­никнуть в этот сегмент. Если сегмент уже устоялся, значит, в нем есть конку­ренция. Более того, конкуренты уже заняли в рамках сег­мента свои «пози­ции». И прежде чем решить вопрос о собственном позиционировании, фирме необходимо определить позиции всех имеющихся конкурентов.

Предположим, фирма узнаёт, что покупателей целевого сегмента инте­ресуют в первую очередь два параметра снегоходов: размеры и скорость. По­тенциальных клиентов и дилеров можно опросить, как воспринимают они с точки зрения этих параметров снегоходы кон­курентов. Результаты опроса представлены на следующей схеме позиционирова­ния товаров.

 
 

 

 


Рис. 3.6. Схема позиционирования товаров четырех конкурентов

в глазах потребителей

 

Конкурента «А» считают производителем маленьких быстроходных сне­гоходов, конкурента «Б» – производителем снегоходов средних размеров и средних скоростных показателей, конкурента «В» – производителем тихоход­ных снегоходов малых и средних размеров и конкурента «Г» — производи­телем больших тихоходных снегоходов. Площади кружков на схеме про­порциональны объемам продаж каждого из этих конкурентов.

С учетом позиций, занимаемых конкурентами, на какое место может претендовать фирма? У нее два возможных пути. Первый – позиционировать себя рядом с одним из существующих конкурентов и начать борьбу за долю рынка. Руководство может пойти на это, если чувствует, что фирма может по­строить снегоход, превосходящий машину конкурента, рынок достаточно ве­лик, чтобы вместить двух конкурентов, фирма располагает большими, чем у конкурента, ресурсами и/или избранная позиция в наибольшей мере отвечает особенностям сильных деловых сторон организации.

Второй путь – разработать снегоход, которого еще нет на рынке, напри­мер большую быстроходную модель. Фирма завоюет себе потре­бителей, ищу­щих снегоходы подобного типа, поскольку конкуренты их не предлагают. Однако перед тем, как принять, такое решение, руководство фирмы должно удостовериться в наличии технических возможностей создания большого бы­строходного снегохода, экономических возможностей создания большого бы­строходного снегохода в рамках планируемого уровня цен, достаточного числа покупателей, предпочитающих большие быстроходные снегоходы. Если все ответы окажутся положительными, значит, фирма отыскала «брешь» на рынке и должна принять меры к ее заполнению.

Если предположить, что, по мнению руководства, потенциальная при­быль окажется выше, а риск меньше, если фирма возьмется за выпуск ма­леньких быстроходных машин, конкурирующих с изде­лиями производителя «А», то в этом случае фирме необходимо будет изучить снегоход конкурента «А» и найти способ дифференцировать свое предложение в глазах потенци­альных покупателей. Конкурентное позиционирование можно обеспечить себе, опираясь на свойства товара, его оформление, качество, цену и прочие характеристики.

Приняв решение о стратегии позиционирования, фирма может заняться детальной проработкой комплекса маркетинга. Если решено позиционировать товар в сегменте как изделие высокой стоимости и высокого качества, фирма должна разработать товар, превосходящий по свойствам и качественным пока­зателям продукцию конкурента, подобрать розничных торговцев, славящихся своей репутацией благодаря отличному техническому обслуживанию, создать рекламу, привлекающую внимание состоятельных покупателей, ограничить деятельность по стимулированию сбыта изящными презентациями и т. д.

 

Как правило, выделяют четыре основные ошибки позиционирования.

1. Недопозициоиирование. Некоторые компании не осознают, что покупа­тели имеют смутное представление об их торговой марке, не имеют связанных с ней устойчивых ассоциаций, когда марка рассматривается лишь как одна на многих. Когда в 1993 г. Pepsi представила напиток «Crystal Pepsi»,его встретил весьма прохладный прием, так как потребители не воспринимали его прозрач­ность как значимый атрибут продукта.

2. Сверхпозициопирование. Покупатели могут иметь слишком узкие представ­ления о марке. Так, потребители могут думать, что нижняя граница стои­мости колец с бриллиантами от Tiffany –5 тыс. $, тогда как сегодня компания предлагает ювелирные украшения по цене от 1000 $.

3. Расплывчатое позиционирование. У потребителей может сложиться нечет­кий образ марки потому, что поставщик делает слишком много заявлений о свойствах продукта или слишком часто изменяет стратегию позиционирования. Так было с мощными настольными компьютерами «NeXT»Стивена Джобса, ко­торые сначала позиционировались в расчете на студентов, затем – на инженеров, еще позже – на бизнесменов, и всякий раз неудачно.

4. Сомнительное позиционирование. Иногда потребители с трудом верят в заявления о высоких качествах продукта в свете его реальных характеристик, цены или репутации производителя. Когда подразделение Cadillac компании General Motors разработало модель «Cimarron», ее позиционировали как отли­чающегося повышенным комфортом конкурента автомобилям «BMW», «Mer­cedes» и «Audi». И хотя в автомобиле были кожаные сиденья, сетка для багажа, обилие хромированных деталей и логотип Cadillac на кузове, потребители ви­дели в нем лишь немного более усовершенствованную разновидность моделей «Chevrolet Cavalier» и «Oldsmobile Firenza». И в то время как модель позициони­ровалась как «больше за большие деньги», потребители рассматривали ее как «меньше за большие деньги».

Отечественные маркетологи считают, что многие ошибки позициониро­вания вытекают либо из отсутствия ответов на вопросы «кто», «когда» и «по­чему», либо из-за неправильного/нечеткого ответа на эти вопросы.

ü Желание быть маркой для всех (например, «Пиво сваренное для вас», «Сделано в России, сделано для вас»);

ü Отсутствие коммуникации, для кого эта марка (Можно сравнить рек­ламу «Солодова» и «Клинского» с рекламой «Патры» и «Красного Востока»);

ü Отсутствие коммуникации, в каких ситуациях марка должна употреб­ляться (Можно сравнить рекламу водки «Флагман» с рекламой десятков брэн­дов водки, затерявшихся на полках магазинов);

ü Попытка охватить другой сегмент методом линейных расширений марки, которые приводят к размыванию позиционирования (например, Пепси /Черри, Твист/, Балтика с фруктовыми вкусами);

ü Несоответствие позиционирования представлениям потребителей о то­варной категории (Почему в первой половине 90-х годов Колгейт проиграл Блендамеду?);

ü Акцент не на тех свойствах марки, которые действительно отличают ее от конкурентов («Лада – ключ к дорогам России»);

ü Излишнее увлечение «креативностью». Например, имиджевая реклама для не имиджевых товаров («Раптор» – не пытайтесь договориться с тарака­нами");

ü Попытка построить позиционирование на низкой цене (сравните соки «Тонус» и «Любимый Сад», или стиральные порошки «Би Макс» и «Дося»);

ü «Размывание» маркетингового бюджета, которое приводит к тому, что коммуникация не закрепляется в сознании потребителей (например, попытка рекламироваться на национальных каналах несколькими десятками показов);

ü Неудачное исполнение концепции (например, реклама шоколада Не­стле «Хочешь молока?» или батончиков «Финт»).

 

В завершении еще раз стоит отметить, что решение о правильном пози­ционировании позволяет перейти к разработке комплекса маркетинга.

 

ШАБ, 25.10.2007

 

 
 
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.114 (0.006 с.)