Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Комплексное исследование рынка в системе маркетинга↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 3. Комплексное исследование рынка в системе маркетинга Изучение потребительских рынков и покупательского поведения Изучение рынка предприятий Сегментирование, выбор целевых сегментов и позиционирование Рекомендуемая литература 1. Багиев Г. Л. Промышленный маркетинг: учеб. пособие / Г. Л. Багиев. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. 2. Ильин В. И. Поведение потребителей / В. И. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 224 с. 3. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер. – М.: Прогресс, 1990. – С. 179–281. 4. Хруцкий В. Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: учебное пособие / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2005. – С. 144–217. 5. Эванс Дж. Р. Маркетинг: пер. с англ. / Дж. Р. Эванс, Б. Берман. – М.: Экономика, 1993. – С. 84–132. 6. Энджел Д. Ф.Поведение потребителей: пер с англ. / Д. Ф. Энджел, Р. Д. Блэкуэлл, П. У. Миниард. — СПб.: Питер Ком, 1999. Изучение потребительских рынков и покупательского поведения
Характеристики покупателя
На совершаемые покупки большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка (см. рис. 3.2). Хотя данные факторы и неконтролируемые, их обязательно следует учитывать.
Рис. 3.2. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение Факторы культурного уровня Культура – основная первопричина, определяющая потребности человека. Человеческое поведение – вещь в основном благоприобретенная. Человек с детских лет усваивает базовый набор ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерных для его семьи и основных институтов общества. Работая на международном рынке, компании сталкиваются с местной этнопсихологической спецификой, что выражается в наличии местных культурно-национальных особенностей, а также особом, местном понимании того, как вести бизнес. В этом плане показателен пример японской деловой этики. Письменное уведомление с предложением совершения внешнеторговой сделки, направленное в адрес японской компании, с которой раньше не было деловых контактов, может остаться без ответа. Японские бизнесмены предпочитают личный контакт с будущим партнером, поэтому личная встреча с представителем компании в сочетании с письменным предложением о сотрудничестве является обязательным условием. Субкультура. Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и обобщения с себе подобными. В крупных сообществах встречаются группы лиц одной национальности, религиозные группы. Свои отличные от прочих субкультуры со своим специфическим образом жизни в каждом отдельном случае имеют и географические районы. Отдельным явлением является молодежная субкультура, на которую ориентируются производители одежды, бытовой техники и т. д. Так, по данным американских экономистов за 1992 г. в США только подростки потратили 82 млрд. долл. Из них 1/4 – это деньги, заработанные ими самими. У 2/3 американских подростков есть любимые марки продукции. Ярким примером ориентации на молодежную субкультуру являются инновации фирмы «Sony». В 1979 г. компания выпустила портативный кассетный плеер Walkman. В 1990-х г. г. Sony вышла на рынок приставок для видеоигр. Эти товары были рассчитаны именно на молодых потребителей. Социальное положение. Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы, которые можно определить, как сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения. Принадлежность к той или иной социально-профессиональной группе может служить определяющим фактором при выборе торговых марок, способов проведения досуга и т.д. Например, в России считается более престижным быть владельцем автомобиля иностранного производства, постольку такая машина является признаком того, что ее владелец имеет достаточно высокий доход. На наш взгляд, это не совсем правильно, и еще раз отметим, что иномарки более дорогие в обслуживании и ремонте.
Факторы социального порядка Референтные группы – группы людей, оказывающие прямое (т. е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека. Это могут быть друзья, семья, соседи, коллеги по работе и т. д. Примером влияния на потребителя референтных групп является т.н. «покупка по рекомендации друзей», связанная с психологическим эффектом подражания. Покупателю захотелось приобрести точно такой же ноутбук, какой себе купил его друг. Поэтому в маркетинговых стратегиях компаний охват референтных групп занимает важное место. Семья является одним из главнейших определяющих факторов покупательского поведения человека. Семья представляет собой основанную на браке или кровном родстве малую социальную группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Для маркетинга очень важным является соотношение ролей, выполняемых мужем и женой при совершении покупок. Жена традиционно является главным покупателей продуктов питания и одежды. Однако в связи со все большей загруженностью жен на работе, а также перераспределением ролей в семье, мужчины также становятся своего рода «домохозяйками». Роли и статусы. Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки ее со стороны общества. Факторы личного порядка Возраст и этап жизненного цикла семьи. С возрастом происходят изменения в ассортименте и номенклатуре приобретаемых людьми товаров и услуг, так в первые годы человеку нужны продукты для детского питания. В годы взросления и зрелости он питается самыми разнообразными продуктами, в пожилом возрасте – специальными диетическими. С годами меняются и его вкусы в отношении одежды, мебели, отдыха и развлечений. Жизненный цикл семьи оказывает большое влияние на её потребительские предпочтения. Этапы жизненного цикла семьи, особенности поведения и покупательских привычек отражены в табл. 3.1. Род занятий. Определенное влияние на характер приобретаемых человеком товаров и услуг оказывает род его занятий. Деятель рынка стремится выделить такие группы по роду занятий, члены которых проявляют повышенный интерес к его товарам и услугам. Фирма может даже специализироваться на производстве товаров, нужных какой-то конкретной группе. Рабочий промышленного предприятия будет испытывать потребность в спецодежде, преподаватель вуза – в канцелярских товарах, семьи с грудными детьми – в надежных детских колясках, водители – в специальных очках, которые позволяют более комфортно вести автомобиль ночью, когда ослепление светом фар проезжающих автомобилей является критичным. Таблица 3.1 Влияние жизненного цикла семьи на покупательские предпочтения
Экономическое положение индивида во многом сказывается на его товарном выборе. Оно определяется размерами сбережений и активов, кредитоспособностью и взглядами на текущее потребление. Образ жизни человека рисует «всесторонний портрет» человека во взаимосвязи его с окружающей средой. При разработке маркетинговой стратегии товара деятель рынка будет стремиться вскрыть взаимосвязи между товаром и определенным образом жизни. Тип личности и представление о самом себе. Каждый человек имеет сугубо специфический тип личности, оказывающий влияние на его покупательское поведение. Тип личности – совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительные последовательность и постоянство его ответственных реакций на окружающую среду. Знание типа личности может оказаться полезным при анализе потребительского поведения, когда существует определенная связь между типами личностей и выбором товаров и марок. Например, в микроэкономике существуют эффекты сноба, бэтвогена и Веблена, связанные с типом личности и влияющие на потребительское поведение. Изучение рынка предприятий
Закупки для нужд предприятия – это процесс принятия решения, посредством которого официальная организация констатирует наличие нужды в закупаемых со стороны товарах и услугах, а также выявляет, оценивает и отбирает конкретные марки товаров и конкретных поставщиков из числа имеющихся на рынке. Существуют три разновидности рынков предприятий: 1) рынок товаров промышленного назначения; 2) рынок промежуточных продавцов; 3) рынок государственных учреждений.
При закупках для нужд предприятия решаются следующие вопросы: ü Кто выступает на данном рынке? ü Какие решения о закупке принимают покупатели? ü Кто участвует в принятии решения о закупках? ü Что оказывает влияние на покупателей? ü Как именно принимаются решения о закупках?
Рынок товаров промышленного назначения – совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям.
ü Кто выступает на данном рынке? Основными отраслевыми сегментами данного рынка являются: 1) сельское, лесное и рыбное хозяйство; 2) горнодобывающая промышленность; 3) обрабатывающая промышленность; 4) строительство; 5) транспорт; 6) связь; 7) коммунальное хозяйство; 8) банковское, финансовое и страховое дело; 9) сфера услуг.
Особенностирынков товаров промышленного назначения (как и других рынков потребителей-организаций)по сравнению с рынком товаров широкого потребления по мнению В. Е. Хруцкого заключаются в: · целях поведения на рынке. Конечные потребители приобретают изделия и услуги для личного, семейного или домашнего потребления. Организации-потребители (другие фирмы-производители, предприятия оптовой и розничной торговли, государственные и некоммерческие учреждения) приобретают продукты для нужд производства, для последующей перепродажи их другим потребителям. Если фирма имеет дело с организациями-потребителями, то она занимается тем, что принято называть промышленным маркетингом. · предмете приобретения. Организации, прежде всего, приобретают оборудование, сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Конечные потребители приобретают эти продукты крайне редко. · методах приобретения. Организации осуществляют покупки на основе изучения спецификаций и технических данных. Конечные потребители чаще всего не обращают на это внимание, руководствуясь модой, престижем и репутацией торговой марки, стилем жизни. Организации чаще, чем конечные потребители, арендуют продукты (оборудование, здания, сооружения). · способе принятия решения. Организации куда чаще принимают решение о покупке коллективно, конечные потребители – индивидуально. Организации обычно изучают цены и поставщиков, а для конечных потребителей эти действия не всегда имеют место. Организации чаще используют конкурентные торги и переговоры о поставках. · характере спроса. Спрос организаций является производным от спроса конечных потребителей. Спрос организаций также куда больше подвержен циклическим колебаниям, а также географически является более концентрированным; · каналах сбыта. Организации чаще используют специализированных снабженцев (агентов по закупу и сбыту, промышленных представителей и т.п.). Каналы товародвижения у организаций обычно много короче, чем для конечных потребителей. · выборе альтернатив. Организации могут сами наладить выпуск изделий и услуг в качестве альтернативы их приобретению, что конечные потребители делают редко, только под давлением исключительных обстоятельств. Организации чаще требуют особого обслуживания и более широкого ассортимента дополнительных услуг.
ü Какие решения о закупке принимают покупатели? Существует три основных вида ситуаций в условиях, которых принимаются решения о совершения закупок: Повторная закупка без изменений – ситуация, при которой покупатель выдает повторный заказ на что-либо, ничего не меняя. Обычно – это закупки канцтоваров, химикатов, оплата услуг электроэнергии. Здесь требуется стандартное запрограммированное решение, с которым справляется отдел МТС. Повторная закупка с изменениями – ситуация, при которой покупатель хочет при выдаче повторного заказа внести в него изменения, касающихся технических характеристик товара, цен и прочих условий поставки, или заменить часть поставщиков. Обычно – это заказы на новое оборудование и комплектующие изделия. Такая закупка требует расширения круга лиц, принимающих решения о ней. Закупка для решения новых задач. Новые задачи встают перед фирмой, закупающей товар или услугу впервые. В подобной ситуации оказывается фирма, устанавливающая у себя первую компьютерную систему или предпринимающая строительство нового завода. Больший круг лиц, а также тщательная проработка входе переговоров отличает принятие решения в данной ситуации. Многие компании формируют из своих лучших сн6абженцев целевые торговые бригады. При совершении закупок для решения новых задач покупателю предстоит определить для себя: 1) технические характеристики товара; 2) пределы цен; 3) время и условия поставки; 4) условия технического обслуживания; 5) условия платежа; 6) размер заказа; 7) приемлемых поставщиков; 8) «избранного» поставщика. Помогают комплексные закупки.
ü Кто участвует в принятии решения о закупках? В состав распорядительного подразделения закупочной организации (так называемого закупочного центра) входят все, кто играет ту или иную роль в процессе принятия решения о закупках. Среди них действительные пользователи товара, все, кто оказывает влияние на принятие решения, снабженцы, распорядители и лица, контролирующие информацию о закупке. Продавцу товаров промышленного назначения необходимо знать: 1) из кого состоит основная группа лиц, принимающих решения; 2) на принятии, каких решений сказывается их влияние; 3) какова относительная степень значимости этого влияния; 4) какими оценочными критериями пользуется каждый из участников процесса принятия решения.
ü Что оказывает влияние на покупателей? Факторы, влияющие на поведение покупателей товаров промышленного назначения, сгруппированы на рис. 3.4.
ü Как именно принимаются решения о закупках? Процесс принятия данного решения слагается из восьми этапов: 1. Осознание проблемы – обуславливается обычно следующими внутренними и внешними для компании стимулами: – компания начинает выпуск нового товара и нуждается в новых оборудовании и материалах для производства; – происходит поломка машины, и требуется её замена или приобретение новых узлов и деталей; – агент по закупкам чувствует, что существует возможность добиться более благоприятных цен или получение товара более высокого качества. 2. Общее описание нужды – определение торговым агентом общих характеристик товара и его необходимого количества. Для сложных товаров помимо представителей закупочного центра предполагает вовлечение непосредственных пользователей, инженеров и т. д. 3. Оценка характеристик товара сегодня сопровождается функционально-стоимостным анализом (ФСА). Впервые применен «Дженерал моторс» в 40-е г. г. ХХ в. В ходе ФСА изучаются следующие вопросы: ü Привносит ли использование товара какую-либо дополнительную ценность? ü Сопоставима ли стоимость товара с его полезностью? ü Необходимо ли присутствие в товаре всех свойств, которыми он обладает? ü Существует ли товар, более полно отвечающий требованиям предполагаемого использования? ü Можно ли изготовить искомую деталь с меньшими издержками? ü Можно ли подобрать для использования уже существующий стандартный товар? ü Соответствует ли своему назначению технологическая оснастка производства с точки зрения объемов потребления в товаре?* ü Входят ли в его себестоимость издержки на материалы, рабочую силу, накладные расходы и отчисления на прибыль? ü Можно ли получить товар по более дешевой цене у другого надежного поставщика? ü Покупает ли кто-нибудь искомый товар дешевле? 3. Поиски поставщиков выявление торговым посредником наиболее подходящих поставщиков с помощью торговых справочников, по телефону, с применением ИТ. 4. Запрашивание предложений осуществляется торговым агентом на презентациях или в письменной форме. 5. Выбор поставщика. Пример: Таблица 3.2. Критерии для выбора поставщиков химикатов
6. Разработка процедуры выдачи заказа – предполагает указание торговым агентом технических характеристик товара, его потребного количества, расчетного время поставки, условия возврата, гарантии и т. п. 7. Оценка работы поставщика заключается в том, чтобы агент по закупкам постоянно связывался с пользователем, чтобы оценить степень удовлетворенности. Таким образом, промышленный маркетинг – непростая процедура. Самое главное в ней знание нужд своих клиентов и особенностей процедуры совершения ими закупок. Располагая данными знаниями продавец товаров промышленного назначения сможет разработать эффективный маркетинговый план продаж и оказания услуг своей клиентуре. Выделяю ещё два рынка, на которых выступают потребители-организации. Рынок промежуточных продавцов состоит из лиц и организаций, приобретающих и продающих товары, произведенные другими. Промежуточным продавцам необходимо принимать решения относительно поставщиков, цен, условий поставок и товарного ассортимента. В небольших оптовых или розничных организациях закупки могут осуществляться одним или несколькими лицами, в крупных организациях – специальным отделом закупок. При работе с новыми товарами промежуточные продавцы придерживаются того же процесса закупки, что и покупатели товаров промышленного назначения. В случаях со стандартными товарами процесс закупки состоит из обыденной процедуры выдачи повторного заказа и пересмотра условий контракта. Рынок государственных учреждений представляют организации федеральных, региональных и местных органов управления, которые закупают или арендуют товары для выполнения своих основных функций по отправлению власти. Этот рынок имеет огромную емкость. Его участники ежегодно тратят большие суммы на приобретение товаров и услуг для целей обороны, образования, поддержание общественного благосостояния и других социальных нужд. Практика государственных закупок характеризуется ярко выраженной спецификой и наличием четких технических требований. При этом большая часть закупок осуществляется методом открытых торгов или методом заключения контрактов по результатам переговоров. К примеру, в США за деятельностью правительственных закупщиков внимательно следят конгресс, Бюджетное бюро и ряд частных групп по наблюдению и контролю. В РФ также есть уполномоченные на контроль государственных закупок учреждения. Поэтому при осуществлении государственных закупок обычно требуется оформление большого числа документов, Дольше подписей, затягивается процесс выдачи заказа. Требования для эффективности сегментации Без сомнения, существует много способов сегментации рынка, – но не все из них эффективны. Например, потребители столовой соли могут быть разделены на брюнетов и блондинов. Но цвет волос никак не влияет на объем спроса на соль. Следовательно, если потребители приобретают соль каждый месяц, по одинаковой цене и, предположительно, одинакового качества, сегментация этого рынка не принесет ощутимой выгоды. Чтобы быть полезными, рыночные сегменты должны удовлетворять следующим характеристикам: ü Измеримость – степень, с которой размер и покупательная способность рынка может быть измерена. Например, практически невозможно определить количество левшей, ни в каких статистических сборниках это не указано. Обычные информационные базы компаний не содержат подобных указателей также. ü Доступность – степень, с которой рынка можно достичь и обеспечить необходимым количеством продуктов. ü Реальность – степень прибыльности и размера сегмента. Фирма должна ориентировать свою маркетинговую стратегию на самую большую гомогенную группу потребителей, – например, производитель никогда не будет делать автомобиль для людей, чей рост ниже 1,20 м – только на заказ. ü Действенность – степень, с которой эффективная маркетинговая программа может быть использована для привлечения потребителей. Например, маленький самолет может удовлетворять 7 рыночных сегментов, но у директора компании не хватает способностей и возможностей добиться успеха на всех рыночных секторах. Таблица 3.3 Тема 3. Комплексное исследование рынка в системе маркетинга
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.238.67 (0.01 с.) |