Статья 24. Организация общественных работ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 24. Организация общественных работ



1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - в других организациях.

Под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

2. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, также имеют право на участие в общественных работах.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

3. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона).

4. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

5. Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, и привлечения при необходимости средств субъектов Российской Федерации и фонда занятости.

6. Положение об организации общественных работ утверждается Правительством Российской Федерации.

 

Органы службы занятости, их права и обязанности

Работу органов службы занятости возглавляет и организует Министерство труда и социального развития РФ с его органами на местах.

Финансирование органов службы занятости производится за счет средств федерального бюджета на соответствующий год. Из федерального бюджета финансируются расходы на выплату по­собий по безработице и стипендий в размерах, установленных Законом о занятости, а также расходы на прочие выплаты безработным гражданам, осуществление мероприятий по содействию трудоустройству населения, организацию профессионального обу­чения безработных граждан и профессиональной ориентации граждан, содержание органов и учреждений федеральной госу­дарственной службы занятости населения и другие мероприятия по содействию занятости населения.

В соответствии с Законом о занятости по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и ор­ганов местного самоуправления мероприятия по содействию за­нятости населения, в том числе по социальной поддержке безра­ботных, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).

Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников.

Положение о Министерстве труда и социального развития РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 ап­реля 1997 г., предусматривает, что это министерство «возглавля­ет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения и службы по урегулированию кол­лективных трудовых споров». Оно создает свои территориальные органы службы занятости и урегулирования коллективных тру­довых споров.

Федеральная государственная служба занятости населения является единой федеральной системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на:

оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

разработку и реализацию федеральных, территориальных (рес­публиканских, краевых, областных, окружных, районных, город­ских) и других программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытываю­щих трудности в поиске работы;

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работо­дателям в подборе необходимых работников;

организацию при необходимости профессиональной ориента­ции, профессиональной подготовки, переподготовки и повыше­ния квалификации безработных граждан;

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации.

Работу федеральной государственной службы занятости насе­ления возглавляет и организует федеральный орган исполнитель­ной власти, ведающий вопросами в области занятости населения.

Следует иметь в виду, что территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответ­ствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

На территориях субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений и на других территориях органы службы за­нятости координируют свою деятельность с деятельностью соот­ветствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Органы службы занятости совместно с органами государст­венной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного са­моуправления осуществляют разработку и реализацию государст­венной политики в области содействия занятости населения.

Услуги, связанные с содействием занятости населения, пре­доставляются гражданам бесплатно. Однако, учреждения феде­ральной государственной службы занятости населения могут оказывать работодателям платные услуги, пречень и порядок предоставления которых определяются Правительством РФ.

Права органов службы занятости населения следующие:

запрашивать у работодателей соответствующую информацию о предполагаемом высвобождении работников и данные о по­требности в рабочей силе, о числе высвобожденных, принятых и уволенных;

направлять работодателям, при наличии у них потребности в рабочей силе, граждан для трудоустройства;

разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов самоуправления предложения об установлении квот приема лиц, нуждающихся в особой социальной защите.

заключать по доверенности работодателей от их имени дого­воры с гражданами о работе в другой местности, выплачивать им за счет средств работодателя компенсации по переезду в дру­гую местность для работы;

направлять безработных граждан по их желанию на оплачи­ваемые общественные работы;

оказывать материальную помощь семьям безработных; взыскивать с работодателей в бесспорном порядке страховые взносы в фонд занятости, штрафы и недоимки по ним.

Обязанности органов службы занятости населения следую­щие:

анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабо­чую силу и информировать о состоянии рынка труда;

вести учет свободных рабочих мест и трудоустраиваемых гра­ждан;

информировать граждан и работодателей о возможностях по­лучения работы и обеспечения рабочей силой;

помогать гражданам в поиске подходящей работы, а работо­дателям — в подборе необходимых работников;

организовывать профподготовку, переобучение и повышение квалификации безработных граждан в учебных центрах органов занятости и других учебных заведениях;

оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудо­устройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

регистрировать безработных и оказывать им помощь;

разрабатывать федеральные, территориальные (республикан­ские и региональные) программы занятости граждан;

оплачивать стоимость профподготовки и переподготовки гра­ждан, если их трудоустройство требует этого, и устанавливать им стипендии на время обучения и выплачивать их;

назначать пособия по безработице и приостанавливать их вы­плату;

устанавливать надбавки на иждивенцев к этим пособиям;

подготавливать предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих в России.

Обязанности и права работодателя. Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации. «О занятости населения в Рос­сийской Федерации» по существу дал новую редакцию ст. 25 «Содействие работодателей в обеспечении занятости населения».

Работодатели содействуют проведению государственной поли­тики занятости населения на основе:

соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые от­ношения в соответствии с законодательством Российской Феде­рации;

реализации мер, предусмотренных трудовым законодательст­вом, коллективными договорами и соглашениями по защите ра­ботников в случае приостановки производства или увольнения работников; оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной под­готовке и предоставления сверх установленной законодательст­вом Российской Федерации дополнительной материальной помо­щи увольняемым работникам за счет средств организаций и дру­гих работодателей;

создания условий для профессиональной подготовки, пере­подготовки и повышения квалификации работающих. При ис­числении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работо­дателями на эти цели;

разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение усло­вий труда и иные льготы;

соблюдение установленной квоты для трудоустройства инва­лидов;

трудоустройства определяемого органами исполнительной влас­ти субъектов Федерации и органами местного самоуправления чис­ла граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резер­вирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройст­ва таких граждан.

При принятии решения о ликвидации организации, сокраще­нии численности или штата работников организации и возмож­ном расторжении трудовых договоров с работниками работода­тель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала про­ведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата ра­ботников организации может привести к массовому увольнению работников,— не позднее чем за три месяца до начала проведе­ния соответствующих мероприятий.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информа­цию, необходимую для осуществления деятельности по профес­сиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

информацию о наличии вакантных рабочих мест (должнос­тей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В случае отказа в приеме на работу без уважительных при­чин ранее заявленных выпускников учреждений начального про­фессионального, среднего профессионального и высшего профес­сионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в федеральный бюджет в размере среднего заработка работника данной категории за год.

При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в служ­бу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направлен­ного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине от­каза в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

Законодатель четко закрепил и права работодателей прини­мать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление ор­ганов службы занятости; получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда; при необходи­мости органы службы занятости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение граждан, увольняемых из организаций, в целях обеспечения их за­нятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, уволенных из других организаций; обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занято­сти, а также в суд в установленном законом порядке.

Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. в редак­ции от 5 ноября 1999 г., предусматривает последовательную ре­гистрацию органом службы занятости безработных граждан, об­ратившихся в этот орган по месту жительства.

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (до­хода), ищущие работу и готовые приступить к ней, т. е. безработ­ные, регистрируются в органе службы занятости в четыре этапа:

1) первый этап — первичная регистрация в целях учета об­щей численности безработных без предъявления ими каких-либо документов. При этом в регистрационном документе указывают­ся: фамилия, имя и отчество обратившегося, его адрес места жи­тельства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), причина обращения и краткое содержание оказанной ему услуги (информации).

Ему представляется информация о состоянии рынка труда в данной местности, о наличии вакантных мест, оплате и других условиях труда с целью выбора работы, о порядке регистрации в качестве безработного.

На территориях с напряженной ситуацией на рынке труда регистрация осуществляется упрощенно без прохождения пер­вичной регистрации, а перерегистрацию на этих территориях безработные проходят не реже одного раза в месяц, а не двух раз, как обычно;

2) второй этап — регистрация с целью поиска подходящей работы. При этом безработные предъявляют в орган службы за­нятости по месту жительства справку о среднем заработке (дохо­де, денежном довольствии) за последние три месяца по послед­нему месту работы и предъявляют:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, трудо­вую книжку или иные документы, подтверждающие стаж, докумен­ты, удостоверяющие профессиональную квалификацию. Впервые ищущие работу, не имеющие специальности, предъявляют пастЮрт и документ об образовании, а инвалиды — еще и трудовую реко­мендацию или программу их реабилитации. Эта регистрация осу­ществляется со дня обращения при наличии всех необходимых до­кументов. В течение 10 дней орган службы занятости должен по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая временную, а впервые ищущему, не имеющему специальности,— два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая временную. При отсутствии работы зарегистрированным безработным может быть предложено при их согласии участие в оплачиваемых общественных работах;

3) третий этап — регистрация граждан в качестве безработ­ных, которая осуществляется на основании решения органа службы занятости, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы, т. е. безработным признается нетрудоустроенный в течение 10 дней со дня его регистрации для поиска подходящей работы.

Датой регистрации в качестве безработного является день принятия органом службы занятости решения о признании его безработным;

4) четвертый этап — перерегистрация безработных, зарегист­рированных в качестве безработных, в сроки, установленные ор­ганом службы занятости, но не более двух раз в месяц. В случае явки безработного в состоянии опьянения факт опьянения (одурманивания) подтверждается актом, составленным работни­ком органа службы занятости.

Отказ в регистрации не лишает права гражданина повторно обратиться в орган занятости через один месяц для решения во­проса о регистрации его в качестве безработного.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.009 с.)