Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и метод экономической теории, её структура и функции. Экономические категории и закономерности.↑ Стр 1 из 26Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет и метод экономической теории, её структура и функции. Экономические категории и закономерности.
1.1. Предмет экономической теории Существует несколько определений предмета экономической теории: - эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств; - эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ; - эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства; - эта наука о богатстве; - эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс); - А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия; - эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д. В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей, вытекающих из самого процесса естественной саморегуляции жизни, из общих законов взаимодействия живых организмов с окружающей материальной средой, с природой. Изменяется и наше представление о предмете экономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки. 1.2. Метод экономической теории. Метод – путь исследования. Для познания социально-экономических явлений используют общенаучные и специальные для экономической теории методы. Общенаучные. 1.Структурно-функциональный метод – предусматривает рассмотрение любого экономического явления как системного с обязательным анализом функций взаимодействующих элементов на уровнях: а) координационных (согласованность структурных элементов системы и место элемента в рамках системы); б) субординационных (указывают на субподчиненную связь элементов в системе); в) генетических (указывают связь элемента с историей системы). Объединение качественного и количественного анализа и использование на этой основе математических методов в экономических исследованиях. Ученые-экономисты обосновывают теоретические выводы с помощью количественного анализа. На основе периодичности повторения можно определять закономерность, тенденцию, закон и проникать в суть отношений между людьми. Но нельзя математизировать все. ІІ. Специальные методы. 1. Метод научной абстракции – отказ от поверхностных, несущественных сторон явления с целью раскрытия его внутренних, существенных, устойчивых и общих связей. Чтобы абстракция была научной, необходимо определить границы абстрагирования. Дается общая характеристика явления, определяются присущие ему противоречия и рассматриваются его конкретные проявления. То, от чего абстрагировались сначала, требует теперь разъяснений. В результате конкретное выступает не случайным накоплением явлений, а целостной панорамой. 2. Метод анализа и синтеза охватывается абстрактным мышлением. Анализ – предмет исследования расчленяется, мышление идет от видимого, конкретного к абстрактному. Выделяются составляющие элементы, определяется роль и значение каждого, их связи в механизме. Синтез – явление исследуется во взаимодействии всех его элементов. Мышление идет от абстрактного к конкретному, от понимания сущности отношений к проявлению их в конкретной ситуации. 3. Метод дедукции и индукции – переход умозаключений от частного к общему и от общего к частному. 4. Метод аналогий – перенесение свойств одного явления на другие. Аналогии являются разновидностями сравнения, так как направлены на изучение сходства и различия явлений. 5. Социально-экономический эксперимент. Должен быть тщательно подготовлен, так как отрицательные последствия могут сказаться на большом количестве людей. (Свободные экономические зоны). Статистические методы. 7. Объединение исторического и логического – помогает выявлению качественно новых форм действия экономических законов и нахождению нового содержания в экономических категориях. Обнаруживаются качественные сдвиги на определенном этапе развития экономической системы и обосновывается, как они изменяют экономические законы. Производственная функция. Производственная функция – это зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объемом продукта, производимым с помощью данного набора факторов. Производственная функция всегда конкретна, т.е. предназначается для данной технологии. Новая технология – новая производительная функция. С помощью производственной функции определяется минимальное количество затрат, необходимых для производства данного объема продукта. Производственные функции, независимо от того, какой вид производства ими выражается, обладают следующими общими свойствами: 1) Увеличение объема производства за счет роста затрат только по одному ресурсу имеет предел (нельзя нанимать много рабочих в одно помещение – не у всех будут места). 2) Факторы производства могут быть взаимодополняемы (рабочие и инструменты) и взаимозаменяемы (автоматизация производства). В наиболее общем виде производственная функция выглядит следующим образом: , где - объем выпуска; Рисунок Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода с участием домашних хозяйств В данной схеме домашние хозяйства и фирмы оказываются связанными друг с другом следующими группами рынков:
Потоки товаров, услуг и ресурсов в данной схеме движутся по часовой стрелке. Они сбалансированы потоками денежных платежей, показанных на схеме против часовой стрелки. Домашние хозяйства осуществляют денежные платежи за товары и услуги, которые приобретаются ими на товарных рынках, а фирмы платят домашним хозяйствам за ресурсы, приобретаемые у них. Последние платежи имеют форму заработной платы, ренты, процента. Денежные платежи за производственные ресурсы, приобретаемые у домашних хозяйств, рассматриваются здесь как издержки производства. Если у фирмы остается некоторая часть выручки после покрытия всех расходов, она получает прибыль. Сумма всех доходов домашних хозяйств и фирм (зарплата, рента, процент, прибыль) образуют национальный доход. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода с включением финансовых рынков. Величина ежегодных расходов домашних хозяйств, обычно, меньше величины их доходов. Часть дохода, которая не расходуется на покупку товаров и услуг, или уплату налогов, сберегается. Самой распространенной формой сбережений являются вклады в банках, вложения в акции, облигации и иные ценные бумаги. Рисунок Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода с включением финансовых рынков.
Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода с включением государства. Государственный сектор связан с другими элементами экономической системы через:
налоги;
Схематично эта связь представлена на рисунке: Рисунок Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода с включением государства Рассматривая налоги в этом кругообороте, следует заметить, что государство не только изымает у населения часть их денежных средств, но и возвращает ему часть этих средств в виде трансфертных платежей. Поэтому при анализе потока денежных средств, поступающих от домашних хозяйств государству, необходимо учитывать только чистые налоги (разница между налоговыми поступлениями и трансфертами). Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода с включением иностранного сектора. Иностранный сектор, так же как и государство, является связаным с экономической системой следующими способами:
Схематично это представлено на следующем рисунке:
Рисунок Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода с участием иностранного сектора С точки зрения денежных потоков импорт показывает отток денежных средств из домохозяйств в зарубежные страны, в то время как экспорт - приток средств через рынок к фирмам. Разница между величиной денежных поступлений по экспорту и оплатой импорта называется чистым экспортом. 11. Рынок: понятие, функции и структура. Механизм функционирования рыночной системы.
11.1. Рынок: понятие, функции и структура. 1. Первоначально рынок рассматривался как базар – место рыночной торговли, рыночная площадь. С развитием ремесла и городов торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места – рыночные площади. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие рынка приобретает все более сложные толкования. Под термином «рынок» следует понимать в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, и цены легко и быстро выравниваются. С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени-пространстве. Характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сферы обращения. Возникает новое понимание рынка как формы товарно-денежного обмена. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникает новое определение рынка как совокупности покупателей. Рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. С появлением товара «рабочая сила» рынок приобретает всеобщий характер. Он проникает в само производство. Покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства и определяет форму соединения факторов производства в условиях высокоразвитого товарного производства и рынка. Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Различают два типа хозяйственных связей: 1.Натурально-вещественные, безвозмездные в соответствии с объемом и структурой потреблений; 2.Товарные, осуществляемые посредством рынка. Эти связи могут быть не только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения приводят к деформациям рыночных связей. Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль не только прямые, но и обратные хозяйственные связи. Можно выделить еще одно понимания рынка как способа организации и функционирования экономических связей хозяйственных субъектов и как общественные формы функционирования экономики, при которых обеспечивается взаимодействие производства и потребления, прямое и обратное воздействие на производство и потребление. Рынок – сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственные связи, включая прямые непосредственные контакты с участием посредников. 2. Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях. Важнейшие функции рынка: 1.Саморегулирования производства – предполагает согласование производства и потребления, а также поддержание сбалансированного спроса и предложения по объему и цене. 2.Стимулирующая, состоящая в побуждении производителей к созданию новой продукции с наименьшими издержками и максимальной прибылью. 3.Регулирующая, предполагающая обеспечение определенной пропорциональности в производстве и обмене между сферами национального хозяйства. 4.Экономичности, предполагающая сокращение издержек обращения в сфере потребления, в соразмерности спроса с величиной заработной платы. 5.Эквивалентная – рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общественным эталоном, соизмеряя затраты и результаты. Таким образом выявляется ценность товара. 6.Демократизации хозяйственной деятельности, состоящая в освобождении общественного производства от нежизнеспособных его элементов. История развития рынка позволяет выделить следующие типы: 1.Неразвитый; 2.Свободный (классический). 3.Регулируемый. 4.Деформируемый. Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный характер. Свободный рынок: 1.Неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними. 2.Абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества. 3.Абсолютная мобильность факторов производства. 4.Абсолютная информированность о рынке. 5.Абсолютная однородность одноименных товаров, отсутствие торговой марки. 6.Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать непосредственное влияние на решение другого участника неэкономическими методами. 7.Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции. 8.Отсутствуют монополизм, монопсония и государственное регулирование. Несмотря на ряд достоинств, существуют недостатки: 1.Рынок приводит к дифференциации в уровне жизни. 2.Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денежной массы для развития производства. 3.Принципы свободной конкуренции не обеспечивают соблюдения правил и норм поведения, что приводит к нежелательным эффектам. 4.Рынок не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли. 5.Рынок не реализует научно-технические достижения для фундаментальных исследований, а они также крайне необходимы для развития общества. Регулируемый рынок – это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится смягчить удары рынка, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к труду. Рынок может регулироваться с помощью своего собственного рыночного механизма или государством (прямо или косвенно). Государство в определенной степени обеспечит условия функционирования рынка, и чрезмерное приводит к их деформации. Основные черты деформированного рынка в условиях административно-командной системы: 1.Отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою деятельность на основе равных форм собственности. 2.Чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и в их движении. Отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности. 3.Монополизм производителя и торговца. 4.Несбалансированность спроса и предложения. 5.Чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, бюджетный дефицит и т.д. 6.Расцвет теневой экономики. 7.Развал общенационального рынка. 8.Замена товарно-денежных отношений товарным обменом. 9.Деформация экономических интересов всех субъектов рыночных отношений, отсутствие мотивации к эффективному труду. 10.Отсутсвие у потребителя права выбора товара. Условия, устраняющие деформацию: 1.Наличие в экономике разнообразных форм собственности и многообразных форм хозяйствования. 2.Достаточное количество производителей, не менее 15-20 изготовителей однотипной продукции. 3.Свобода выбора партнеров по хозяйственным связям, способность свободно распоряжаться частью своих доходов, отсутствие жесткого администрирования товарного распределения. 4.Право рыночных субъектов самим устанавливать цены. 5.Свободное маневрирование ресурсами. 6.Полнота и доступ всех хозяйственников к информации о состоянии рынка. 7.Наличие рыночной инфраструктуры. 3. Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Признаки структуры: тесная связь между ее элементами, определяющая их устойчивость и целостность. Совокупность всех рынков, расчлененная на отдельные элементы образует систему рынков. Можно выделить критерии для характеристики структуры и системы рынка: 1.По объектам:
2.По субъектам:
11.2. Механизм функционирования рыночной системы.
Рыночная система обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям, способна саморегулироваться и эффективно функционировать. Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и его структуры. Рыночный механизм функционирует в соответствии с системой экономических законов: закона стоимости, законов спроса и предложения, закона убывающей предельной полезности, закона убывающей отдачи и т.д. Действие этих законов проявляется через основные элементы механизма рынка. Рассмотрим модель отдельно взятого рынка свободной конкуренции. Взаимодействие его основных элементов раскрывает механизм функционирования рынка. Пусть на товарном рынке, например, велосипедов, существует режим свободной конкуренции. Это значит, что на нем представлено множество потребителей и покупателей, нуждающихся в велосипедах и имеющих средства для их приобретения. Экономический интерес потребителей состоит в том, чтобы купить товар и удовлетворить свою потребность. Им противостоят продавцы - производители велосипедов. Затрачивая ресурсы на производство и сбыт велосипедов, они заинтересованы в прибыльной продаже этого товара. Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенного для приобретения велосипедов. Несмотря на то что им хотелось бы купить товар подешевле, они осознают, что у продавцов другие заботы - продать подороже. Поэтому любители велосипедов предлагают за них так называемую цену спроса - предельную максимальную цену, за которую покупатели еще согласны взять товар. Выше ее рыночная цена подняться не может, так как у потребителей нет денег на покупку. Между ценой спроса и количеством продаваемой продукции существует взаимная связь. Когда цена спроса велика, покупателей товара немного, сохраняется небольшой объем продаж. Если же цена спроса снижается, товар становится более доступным, число потребителей растет вместе с количеством продаваемых изделий. Зависимость между ценой спроса и количеством продаваемого товара, характеризующая рыночное поведение потребителя, называется кривой спроса. Производители - продавцы стремятся продать товар подороже, сознавая, что у потребителей иные интересы. В результате образуется цена предложения - предельная минимальная цена, по которой производители еще готовы продать свои изделия покупателям. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что производство и сбыт стали бы нерентабельными (неприбыльными). Чем меньше цена предложения, тем меньшее количество велосипедов поступит в продажу, поскольку у многих изготовителей издержки производства и сбыта окажутся выше этой сравнительно небольшой цены, что сделает невыгодным выпуск товара. По мере повышения цены предложения будут возрастать и число производителей, и объем поставок на рынок. Рыночное поведение продавцов характеризуется кривой предложения. Интересы производителей и потребителей совпадают в точке пересечения кривых спроса и предложения. Это равновесное состояние рынка, при котором достигается наилучший объем производства и продаж, равный оптимальной величине покупок и потребления, а рыночная цена становится ценой равновесия. Действительно, изготовителям невыгодно дальнейшее повышение цены и расширение предложения, ибо тогда товар не найдет спроса, а они обанкротятся. Соответственно и потребителям не приходится рассчитывать на приобретение большего количества товара или на снижение его цены: такое развитие ситуации противоречит интересам производителей.
12. Конкуренция: сущность, виды, характерные черты. Методы конкурентной борьбы. Конкуренция и монополия.
12.1. Конкуренция: сущность, виды, характерные черты. Конкуренция (от лат. concurrentia – столкновение, состязание) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция, как и ее противоположность – монополия, может существовать только при определенном состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определенных параметров (показателей) состояния рынка. Основными параметрами являются: 1) количество фирм, поставляющих товары на рынок; 2) свобода вхождения на рынок и выхода из него; 3) дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей – по фабричной марке, качеству, цвету и др.); 4) участие фирм в контроле над рыночной ценой. Экономисты различают четыре довольно несхожих рыночных ситуации или формы конкуренции: совершенную (чистую) конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чтобы выявить главные отличительные черты этих С учетом методов состязательности различают также следующие формы конкуренции: • ценовая – соперничество предприятий за получение дополнительной прибыли за счет снижения цен или путем сокращения издержек производства и реализации продукции (услуг) без изменения ассортимента и качества, или использования демпинговых цен; • неценовая – соперничество предприятий за получение дополнительной прибыли за счет изменения свойств продукции (услуг), повы шения ее качества, создания новой продукции. В период преобладания совершенной конкуренции в рыночной экономике господствовали методы ценовой конкуренции, а в современных условиях – методы неценовой конкуренции, что объясняется приоритетом покупателей.
12.2. Методы конкурентной борьбы. На конкурентном рынке соперники используют разные методы борьбы: ценовые, неценовые, нечестные. Исторически конкуренция в рыночной экономике начиналась с применения преимущественно методов ценового соперничества. Рис. 2.6.3.1. Рыночное равновесие Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения. Pe = PD = PS – равновесная цена; Qe = QD = QS - равновесный объем производства. Предполагается, что рынок сам по себе стремится к равновесию и что рыночное равновесие устойчиво. При любом отклонении рынок стремится вернуться в состояние равновесия. Ив ситуации неудовлетворенного спроса (дефицита) и ситуации избыточного предложения спрос и предложение, взаимодействуя друг с другом, приводят рынок к равновесию. Существует два подхода к анализу установления равновесной цены: Леона Вальраса и Альфреда Маршалла. 1. Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объемах спроса и предложения.
Рис. 1.3.2 Рыночное равновесие (подход Л. Вальраса) Если на рынке избыток предложения (при цене Р1), то в результате конкуренции продавцов происходит понижение цены до Рe и избыток исчезает. Если же существует избыток спроса или дефицит (при цене Р2), конкуренция покупателей повышает цены и приводит к исчезновению избытка. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены.
Рис. 1.3.3. Рыночное равновесие (подход А. Маршала). По версии Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели. Виды предпринимательства Виды предпринимательства зависят от направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов. Выделяют следующие виды предпринимательства:
Мотивация поведения фирмы. -получить высокий доход, прибыль; При наличии приведенных условий предпринимательств о организуют по определенным принципам деятельности, т.е. общепризнанными и распространенными правилами хозяйственных действий. 1) свободный выбор деятельности; 2) привлечение на добровольных началах к осуществлению предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан; 3) самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков и потребителей вырабатываемой продукции, установление цен соответственно законодательству; 4) свободный наем работников; 5) привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, естественных и других видов ресурсов, которое не запрещено или не ограничено законодательством; 6) свободное распоряжение прибылью, которая остается после внесения платежей, установленных законодательством; 7) самостоятельное осуществление предпринимателем - юридическим лицом внешне-экономической деятельности, использование любым предпринимателем надлежащей ему доли валютной выручки на свое усмотрение. Кроме указанных принципов, которые в значительной мере отображают правовые основы предпринимательства, каждое предприятие в условиях социально ориентированной рыночной экономики должно действовать на принципах хозяйственного (или коммерческого) расчета. Такими основными принципами есть: а) самоокупаемость; б) самофинансирование; в) самообеспечение; г) материальная заинтересованность; ґ) экономическая ответственность; д) хозяйственная самостоятельность в пределах действующего законодательства в сочетании с контролем государственных органов за его соблюдением. Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Товарищество (партнерство) Товарищество (партнерство) – это организационная форма предпринимательства, когда и организация производственной деятельности, и формирование уставного капитала осуществляется совместным усилием двух или более лиц (физических и юридических). Каждое из них имеет определенные права и несет определенную ответственность в зависимости от доли в уставном фонде и места, занимаемого в структуре управления таким товариществом. Полное товарищество С точки зрения правовых последствий полное товарищество относится к категории нежелательных форм объединений, поскольку не предполагает ограничения ответственности. По обязательствам полного товарищества его члены, именуемые полными товарищами, несут ответственность всем своим имуществом. Ответственность в таком случае носит субсидиарный характер. Хозяйственное общество Хозяйственное общество – это коммерческая организация, уставный фонд которой формируется одним или несколькими физическими или юридическими лицами путем внесения своих долей (или полной величины уставного капитала, если в качестве учредителя выступает одно лицо). В качестве долей могут рассматриваться денежные или материальные средства, интеллектуальный капитал, ценные бумаги или имущественные права, имеющие денежную оценку. При этом осуществляется экспертная оценка стоимости интеллектуального капитала и имущественных прав в денежной форме. Корпорация Корпорация – это организационно-правовая форма бизнеса, отличающаяся и ограниченная от конкретных лиц, владеющих ею. Такая структура, имеющая статус юридического лица, вправе приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск выступать ответчиком в суде, а также выполнять все те функции, которые выполняют деловые предприятия любого другого типа. Государственные предприятия Государственное предприятие представляет собой производственную единицу, характеризующуюся двумя основными чертами. Первая заключается в том, что имущество такого предприятия и управление им полностью или частично находится в руках государства и его органов (объединений, министерств, ведомств); они либо владеют капиталом предприятия и обладают безраздельными полномочиями распоряжаться им и принимать решения, либо объединяются с частными предпринимателями, но воздействуют на ни и контролируют их. Вторая касается мотивов функционирования государственного предприятия. В своей деятельности оно руководствуется не только поиском наибольшей прибыли, но также и стремлением удовлетворить общественные потребности, что может снижать экономическую эффективность или вести даже в некоторых случаях к потерям, которые, однако, оправданны. Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Унитарные предприятия имеют ряд особенностей, отличающих их от других коммерческих организаций:
В зависимости от того, кому принадлежит собственность, унитарные предприятия могут быть государственными или муниципальными. Акция (финансы) — эмиссионная ценная бумага, предоставляющая её владельцу право на участие в управлении акционерным обществом и право на получение части прибыли в форме дивидендов. Дивиде́нд — часть прибыли акционерного общества или иного хозяйствующего субъекта, распределяемая между акционерами, участниками в соответствии с количеством и видом акций, долей, находящихся в их владении. Виды цен Цены мировые, цены международных региональных рынков, внутренние, внешнеторговые цены формируют группу видов цен в зависимости от масштабов обслуживания рынка. По мере углубления международной интеграции усиливается взаимосвязь правил формирования уровней, структуры указанных видов цен. Альтернативные издержки Явные и неявные издержки Из деления издержек на альтернативные и бухгалтерские вытекает классификация издержек на явные и неявные. Явные издержки определяются суммой расходов предприятия на оплату внешних ресурсов, т.е. ресурсов, не находящихся в собственности данной фирмы. Например, сырье, материалы, топливо, рабочая сила и т.д. Неявные издержки определяются стоимостью внутренних ресурсов, т.е. ресурсов, находящихся в собственности данной фирмы. Примером неявных издержек для предпринимателя может быть зарплата, которую он мог бы получать, работая по найму. Для владельца капитального имущества (машин, оборудования, зданий и т.д.) ранее осуществленные расходы на его приобретение не могут быть отнесены к явным издержкам настоящего периода. Однако владелец несет неявные издержки
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.84.208 (0.016 с.) |